Это была просто замечательная гонка с точки зрения исследователя. Любая её часть даёт возможность задать массу провокационных вопросов друг другу, причём далеко не всегда направленных на извечный вопрос «как так?» - ответ на него как раз вполне очевиден, если не вдаваться в глубокую конспирологию. Например, многие без тени сомнения скажут, что плотнее борьбы и быть не могло, а главным доказательством приведут равенство очков и соседние результаты претендентов. В то же время, если внимательно посмотреть гонку и немного подумать, то становится понятно, что Тони Стюарт в пух разгромил Карла Эдвардса.
Другой пример – многие определённо сочтут и будут считать эту гонку очень хорошей, даже великолепной. Тут ещё проще – а представьте, что это не финал сезона, на сколько оцените тогда? Вы уже говорите, что «если бы» - это не разговор, тогда спросите себя, какова вероятность ошибки Тони Стюарта и где финишировал Брэд Кезеловски. Я к тому, что с 240 круга и до самого финиша от нас скрыли вообще всю борьбу – ведь за лидерство её и в помине не было. Теперь и об этих и других наблюдениях подробнее.
Прежде всего, о трёхкруговой финальной практике в исполнении #99. Случившееся не было в планах – едва Эдвардс выехал на трек, как обнаружил прокол – задняя правая покрышка имела разрез. Они поставили новый комплект, Карл выехал и сказал: «Да всё ж и так хорошо, давай не будем пытаться перехитрить самих себя», - на том и закончили. Стюарт и Грабб в это время оттачивали гоночные настройки, и при каждом удобном случае Тони говорил, что квалификация ничего не значит.
| |
Едва началась гонка, как случились странные совпадения – ломается машина у Курта Буша, и обломок пробивает решётку радиатора #14. Пять лет назад Курт Буш тоже выбыл из борьбы за Ford 400 в течение первых 10 кругов, и в 2006-м пружина угодила в #48 Джимми Джонсона. Лучше способа вмешаться в борьбу за титул победитель первого Чейса в истории выдумать так и не смог, в отличие от его теперешнего партнёра, о котором позже. Зато Дэриан Грабб, при всех известных обстоятельствах начавший эру Джонсона победой в Daytona 500, 5 лет спустя её завершил. Да-да, Джонсон всё отдал сам, но для странных совпадений это несущественно.
Многие наверное восклицали где-нибудь под вторым дождём, как много проблем высыпалось на голову Тони сегодня, а Карл как ни в чём ни бывало летит к победе в гонке и чемпионате! – полагая, что Стюарта может спасти только чудо в виде, очевидно, проблем у Эдвардса. На самом деле, чем дольше #99 лидировали без хлопот и забот, тем крепче прижимали себя к стене или загоняли в угол. В то время как Карла никто и близко не тревожил (тактические фрики на рестартах разумеется не в счёт), Тони проверял себя и машину в борьбе – при всей возможной благосклонности соперников, он ехал в гуще машин, обгоняя по три штуки за раз. «То, что он выделывал за рулём впечатлило меня до глубины души. Он был единственным, кто создавал третий и четвёртый ряд, все остальные при этом просто пугались и поднимали ногу с газа», - восторгался Грабб, имевший возможность видеть рестарты Тони своими глазами.
Надо отдать должное Эдвардсу – разнообразные проявления давления за пределами трека на Карла не оказали никакого влияния. Он последовательно выполнял свою работу и, надо думать, понимал, что рассеивать внимание – значит играть на руку Стюарту. Карл сделал всё, что было в его силах, но чтобы выиграть у такого Тони нужно большее. Был ли готов Эдвардс к жёсткой схватке бок-о-бок? По скудным фактам, которыми мы располагаем сказать, увы, нельзя – #14 дважды обгонял #99 на трассе и оба раза при помощи других соперников, когда что-то возразить физически было нельзя. Потом пит-бригада #14, несмотря на вдохновение от прорывов своего гонщика, завалила ещё одно обслуживание, а когда Карл и Тони выбрались на оперативный простор (с уже привычной лёгкостью), своё слово сказал Дэриан Грабб.
Боб Осборн в принципе не мог что-либо возразить коллеге. Ford под капотом #99 был настроен на максимальную мощность, что тоже понятно – в топливной концовке #14 не хуже, а вероятность её значительно меньше 50%. Единственное, где Осборн мог бы себя проявить – поздний коушен – и это был их единственный шанс после совершения предпоследнего пит-стопа. И даже если бы коушен поймал Стюарта за пределами заветных 55 кругов от финиша, то последующий дождик, в течение которого NASCAR упрямо водила пелотон по треку, все вопросы о горючем снимал. Предположение, что в этом случае был бы вывешен красный флаг уводит в глубокую конспирологию – не нужны никому в таком финале топливные концовки, борьба бок-о-бок нужна. То, что ею и не пахло – другой вопрос.
Эдвардсу для победы нужна была стерильная гонка – без дождей, без ночной части, без топливной концовки. Любая нестандартная ситуация играла на руку Стюарту, и, как ни странно, все свалившиеся на голову #14 проблемы только сильнее подтверждали неотвратимость поражения Карла. Кто бы мог подумать, но это первая в сезоне гонка, в которой Эдвардс лидировал дольше всех.
В гонках твой результат всегда относителен и всегда зависит от действий соперников. При равенстве очков только ленивый не пустится в рассуждения о том, где был решающий момент чемпионата. Особо рьяные отправляются на другой конец сезона, оставаясь в том же штате, более разумные указывают на Southern 500 не столько в плане потерянного бонуса, сколько в плане консервативной стратегии #99. Лично я считаю, что судьбу титула (причём в пользу Стюарта) решили фиктивные коушены (только 3 гонки Чейса обошлись без них), но будучи уверенным, что ответ на этот вопрос тем сильнее, чем он ближе к финишу сезона, скажу – Брэд Кезеловски.
Всё яснее некуда – в Финиксе #2 оттягивает пит-стоп и оказывается перед #99, держит несколько кругов, чем, скорее всего, лишает победы. Сами понимаете, при раскладе “Эдвардсу достаточно финишировать вторым”, можно идти спать круге на 50-м, а то и вообще финал не смотреть. В Хоумстеде Брэд снова был с Тони в том смысле, что поддержал его альтернативную стратегию. Разумеется, не для того, чтобы нагадить Карлу, а чтобы подняться на третью строчку в Чейсе. И снова не сказать, что Эдвардс так уж много проторчал за Кезеловски, что Брэд жёстко блокировал, но полсекундочки #2 у #99 отнял.
Так где же финишировал Кез? Ему не хватило топлива, пришлось останавливаться, но благодаря очередной выдающейся гонке в исполнении #48 20-го места хватило, чтобы закончить чемпионат в топ-5. Пару слов про остальных – Труэкс добрался до финиша без проблем и, как и ожидалось, финишировал высоко. Кенсет, если бы не был Кенсетом, мог хорошо сыграть в роли оруженосца Эдвардса. Учитывая отказы #6 и #16, сам факт финиша – событие. Да-да, в Roush Fenway Racing тоже умеют перераспределять ресурсы. Гордон взял 6-й топ-5 на Homestead-Miami Speedway, в гонке стал лучшим из HMS, но впервые с 2006 года закончил чемпионат ниже Джуниора, который провёл свой лучший сезон с того же времени. Кейси Кейн взял 7-й топ-10 в завершившемся Чейсе и уходит в Hendrick Motorsports, весьма и весьма достойно отработав год в Red Bull.
У любого финала сезона есть множество вариантов развития событий. Все варианты делятся на два класса – когда претенденты на титул разыгрывают победу в гонке, и когда они этого не делают. В общем случае второй класс интереснее, однако ещё важнее другое – борются ли претенденты на титул между собой в гонке? Вот по этой самой причине прошедший финал и близко не стоит рядом с 1992 Hooters 500.