Очень, очень достали эти гонщики Nationwide,
которые приходят и отбирают победы
у тяжело работающих гонщиков Sprint Cup
- Твит @jaybusbee
Ровно 35 лет назад, 20 Февраля 1976 года, Дэвид Пирсон стал чемпионом Daytona 500 в первый и единственный раз в своей карьере. Для братьев Вуд, с которыми Серебрянный Лис одержал немногим менее половины своих побед, это был четвёртый успех в главной гонке NASCAR. Финиш, который Пирсон выиграл благодаря тому, что выжал сцепление и не дал двигателю заглохнуть, долгое время оставался лучшим в истории Daytona 500.
Wood Brothers Racing, последовательные сторонники участия единственной машиной, сдавали ведущие позиции практически синхронно с Petty Enterprises, целиком семейной организацией. Ричард Петти до сих пор сомневается в справедливости исхода 18-й Daytona 500, но ни тогда, ни сейчас невозможно было себе представить, что Король и строители машины его главного противника однажды окажутся вместе на Аллее Победы в ранге триумфаторов.
Юридический момент - Ричард Петти числится в совладельцах Ford #21, поскольку Wood Brothers Racing приобрели прошлогодние очки #19, чтобы гарантировать участие в первых пяти гонках сезона. Ибо в последние годы они "слишком много сил тратили на попадание в Daytona 500, мало заботясь о самой гонке". Когда #21 не было на стартовом поле 50-й Great American Race, казалось, что крышку гроба старейшей команды NASCAR можно готовиться закрывать.
Время энтузиастов прошло. Гонками правят расчётливые менеджеры, однокомандным организациям достаются крохи с барского стола, иногда больше, если ты связан с одной из империй. Как например Джеймс Финч с Риком Хендриком, чья машина под управлением Майка Уолласа финишировала 4-й в 2007 Daytona 500, финиш которой достоин конкурировать с 1976-м. Или как Леонард Вуд с Джеком Раушем, чей Ford #21 в оригинальной раскраске под управлением…
| |
Нет… это до сих пор кажется сном, сказкой, чем-то настолько хорошим, что оно если и может быть реалистичным, то не при таком стечении фактов, которое останавливает мышление болельщика и на следующее утро после гонки. Если с концом эры энтузиастов-владельцев давно уже смирились, то медленная смерть программ развития гонщиков казалась временным явлением. У тебя должны быть либо деньги, либо фамилия. Ничего из этого невозможно восполнить талантом. Сегодня среди 5 новых людей 1 будет обязан своим гоночным качествам. Фамилию не выбирают, а деньги можно заиметь не только от родителей, как Логано и Менард, но и от хорошей работы со спонсорами, как Рэган, чей контракт продлили до 2014 года.
Майкл Уолтрип расстаётся с Тревором Бэйном, которого подбирает Джек Рауш, но Ford #16 так и катается в Nationwide без спонсонов. Стив Уоллас дебютирует в Кубке раньше Джастина Оллгайера. Брэд Кезеловски всеми силами помогает брату пробиться в Sprint Cup, и Браян уже говорит, что будет делать здесь карьеру - красивая история попадания в гонку сути не меняет. NASCAR запрещает гонщику участвовать более чем в одном чемпионате, и в пятницу общий зачёт пикапов выглядит так, будто его составлял генератор случайных чисел. В субботу свершается очередной бенефис бушвакинга, а в воскресенье...
Случившееся не стоит воспринимать как переломный момент, открывающий дорогу к светлому будущему. Вообще не стоит думать об этой гонке, как о части чего-то. Скорее это восклицательный знак - лучшее, что могло случиться в NASCAR сегодня. Все радости-горести относительно провала Гордона-Джонсона, Биффла-Кенсета, Майкла Уолтрипа, Тони Стюарта, Кезеловски, Логано и так далее млекнут на фоне победителей по той простой причине, что в Daytona 500 мало что важно кроме победы. Гонщику 20 лет и 1 день, 1 старт в Sprint Cup за плечами, ни одной победы в топ-сериях NASCAR и слабосильный Ford под капотом, у которого разве что система охлаждения заслуживает внимания. Не она ли помогла Тревору Бэйну толкать весь день? Он ведь "даже не знал как вести себя, когда толкают, просто на газ давил".
Утром в день гонки Дэвид Пирсон посоветовал "смотреть вперёд, не делать ничего безрассудного и оставаться расслабленным". Последнее он особенно подчеркнул - то ли потому что в точности так подходил к делу сам, то ли потому что сразу понял, как наломают дров в парном драфте. Из рекордных 16 коушенов 9 были вызваны ошибками гонщиков - аварийных ли как Уолтрип или аккуратных как Биффл, но все они признавали, что не адаптировались к новому виду драфта. А Тревор Бэйн такой проблемы просто не мог знать! Просто быть быстрейшим среди безошибочных - этого оказалось достаточно для победы, чаще всего именно этого и хватает, но вчера утром казалось невозможным, чтобы все, кто быстрее #21 попали под удар.
После позора мотористов Чилдресса (Харвик не сходил из-за двигателя на протяжении 152 гонок) и "подвигов" Майки (хорошенький способ почтить память павшего десять лет назад друга) в гонке остались три по-настоящему серьёзные пары: осколки RCR Бойер-Менард, сработавшиеся за неделю до этого Ньюман-Хэмлин и окончательно сработавшиеся в четверг Смит-Буш. Именно судьба последней пары определила расклад концовки.
Прежде всего надо отметить, что связка #22 - #78 была самой зависимой. Лишь однажды Марк Мартин смог переправить Курта Буша к лидирующим парам, да и то ненадолго. Эддингтон в начале гонки обещал подумать над возможной заменой, но так ничего и не нашёл. А когда на 197-м круге Курт собственным бампером отправил Регана поперёк пелотона, замена напросилась сама собой. Тут сразу признаюсь, что реализованный "братский заговор" поначалу считал исходом не худшим фактического.
Любопытно, что не только Курт, сожалея о случившемся, ссылается на Стюарта, бампу которого он был не в силах сопротивляться, но и резко подтолкнувший его, Стюарта, Джуниор признаёт, что аварию, стоившую ему самому шансов побороться за победу, учинил он. На суперспидвеях контролировать машину на прямой сложнее, чем в бэнкинге, так что ситуация, по-видимому, была обречена. Так из борьбы выбыли #11, #27, #33 и #39. На рестарте Гиллилэнд вытолкнет на апрон Робби Гордона, но не это приведёт ко второму GWC - Ньюман сместится на Труэкса, и тут же будет окончательно похоронена гонка для Эрнхардта-младшего. Столь же неясный до сих пор момент, сколь и пит-стоп Кайла Буша (в пресс-релизе написали, что на предыдущем коушене был получен медленный прокол), оставивший за спиной Курта Монтойю.
По утрам здесь очень резко поднимается температура и столь же резко падает с движением солнца к горизонту. Мне было холодно. То ли от нервов, то ли от того, что среди сумасшедших номеров на башне с позициями были четыре, победа которых вызовет особенные эмоции. Вот штрафуют Рэгана, я только потом понял за что, и рядом с мальчишкой Бэйном становится великан Стюарт, позади которого Мартин: солидарный, толерантный и благосклонный. Чуть ли не озноб по коже. Вокруг море людей, мало кто садился последние пять минут, таких же как ты наблюдателей, задача которых затаив дыхание смотреть без всякой возможности повлиять на то, что происходит в метрах от тебя за этой высоченной сеткой.
Бобби Лабонте, за плечами которого громадный опыт рестрикторных гонок и второе место в 1998 Daytona 500 прекрасно понимал, что для победы нужно толкать вплоть до четвёртого поворота, а потом атаковать. Как хотите, но у Hendrick Motorsports неспособны к драфту сцепками ни машины, ни гонщики. Немногим лучше действуют сообща гонщики Earnhardt-Ganassi Racing, так что Стюарту и Курту Бушу от Марка Мартина и Монтойи толку было одинаково мало.
Последние ошибки соперников Тревора Бэйна это решение Курта Буша не блокировать Эдвардса и Гиллилэнда и всё-таки слишком ранняя атака Лабонте, после которой у #99 был только один вариант выиграть гонку - убрать #21. Только не надо думать, что на этом бы карьера Карла в NASCAR закончилась! Скажем спасибо - ума хватило.
2011 Daytona 500 побила многие рекорды: 22 лидера, на один больше чем в прошлом году, тогда тоже проехали 520 миль; 74 смены лидера, на 14 больше чем в 74-м; 16 коушенов, на 5 больше чем прежний максимум, вынуждают констатировать, что не так-то прост новый драфт на новом асфальте; самый молодой чемпион, по совместительству новичок гонки и без одной гонки новичок Кубка.
Тревор Бэйн выиграл 53-ю Daytona 500, он 35-й триумфатор в истории гонки и единственный заметный впереди гонщик, у которого не было постоянного партнёра по драфту в стиле танго - главному приёму самых необычных Speedweeks в истории Daytona International Speedway.
Ланд, Ярбороу, Фойт, Пирсон - в такой компании теперь Бэйн. Эдди Вуд уже считает, что Тревор будет великим, но сейчас это кажется не так уж и важно. Всё лучшее и всё нужное уже было.
Тэги: дейтона, кубок, наскар, парный драфт, рекорд, тревор бэйн