«История», «исторический»… Если составлять тезаурус эфира телеканала ESPN с «Индианаполис Мотор Спидвей», то эти два слова будут одними из самых часто употребляемых. И соглашаясь с тем, что дебют серии «Нэйшнвайд» на «старой кирпичинице» - событие неординарное, невозможно не признать, что с нагнетанием эмоций вышел явный перебор. Да, гонка очень даже получилась, особенно в сравнении с тем, что на следующий день показали звёзды «Кубка», однако на автогоночных форумах по-прежнему преобладают стёб и критика. И вместо того, чтобы войти в историю, «Вайд» вместе с руководством NASCAR в неё вляпались, и я попробую подтвердить право на жизнь этой точки зрения.
Многие считали, что приезд «Нэйшнвайд» в Индианаполис – это ошибка. Кто-то до сих пор настаивает на том, что великий трек – это вотчина машин с открытыми колёсами, и только их, и потому гонкам сток-каров здесь не место, а кто-то сожалел о том, что NASCAR, верная себе, наплевала на многолетние традиции, и выкинула из календаря шорт-трек в Клермонте, на котором 20 лет проходила единственная гонка серии в штате Индиана. «Индианаполис Рэйсвей Парк» (предпочту называть его так, ибо спонсорское имя трассы имеет тенденцию меняться), принимая заезды поддержки перед Brickyard 400, всегда радовал своим антуражем и яркой борьбой: не помню такого, чтобы трибуны не заполнялись до отказа, а гонки, даже при наличии доминирующей машины, гарантированно получались полными событий. В минувший уик-энд в Клермонте прошёл лишь этап ARCA, собравший жалкую аудиторию менее чем в 10 тысяч человек. В субботу, глядя на пугающе пустые трибуны «Инди», тяжело было не отпустить едкие замечания в адрес Брайана Франса: и чёрт с ней, посещаемостью «Вайда», вас про это предупреждали, но вы при этом убиваете самобытный трек. Кстати говоря, официальный протокол гласит, что Indiana 250 прошла при стечении 40 тысяч зрителей, во что не очень-то верится, даже учитывая масштабы трибун «старой кирпичницы». Между прочим, в Клермонте посещаемость была не хуже. Так что можно сделать вывод, что лицемерный ‘hype’ болельщиков не тронул нисколечко, ибо публика в субботу – это не половина, и даже не треть, и, боюсь, что не четверть того, что было в воскресенье. Правильной дорогой идёте, товарищи!
Что касается стёба, то тут виноваты телевизионщики. ESPN давно уже стала притчей во языцех, но в минувшую субботу Марти Рид просто превзошёл сам себя. Веселье началось в тот момент, когда он, в момент представления своих коллег по комментаторской кабине, забыл имя Энди Питри, а кончилось на восхитительном пафосе, в котором Брэд Кезеловски сравнился не просто с Джеффом Гордоном и Михаэлем Шумахером, но и Рэем Харроуном, первым победителем «Инди 500» в истории. Странно, что Рид не вспомнил хотя бы Валентино Росси или Эда Карпентера, не говоря уже о множестве других гонщиков, побеждавших в первых заездах своих серий на IMS. Чтобы наглядно подчеркнуть весь идиотизм происходящего, я считаю, что уместно привести две цитаты с «Рейсинг-Референса», оба принадлежат перу авторитетного болельщика под ником DaleSrFanForever.
«Что ж, парни, вы все были свидетелями истории. В исторической первой гонке «Индиана 250» Брэд попал в историю, исторически вписав своё имя в книгу рекордов истории в качестве первого победителя этого заезда. В книге рекордов его достижение сравнимо с победой Джеффа Гордона в первой гонке Crown Royal presents the Curtis Shaver 400 в 1994 году. Сегодня, история повторилась. И Дэника продолжила переписывать историю. Ни одной женщине ещё не удавалось стать второй среди женщин в квалификации, и второй среди женщин в гонке во время проведения первого этапа «Индиана 250». Когда вскоре появился комментарий, в котором высказывались сомнения, что сравнение Брэда с Харроуном со стороны ESPN было неуместно, последовал быстрый ответ: «Ты уверен? Харроун выиграл первую «Инди 500», Шуми выиграл первый «Гран-при США», что проходил на этой трассе, Гордон выиграл первую Crown Royal presents the Curtis Shaver 400, и сейчас вот Брэд выиграл первую «Индиану 250». И затем он отправился целовать кирпичи, задрав свою задницу вверх, как собака в жару. Как же это не может являться частью истории? Посмотрите на все фотографии победителей, целующих кирпичи, и проверьте, задирал ли кто-нибудь свой зад под большим углом, чем Брэд. Не, друзья мои, это история!» Абсурд? Абсурд. И вот таким абсурдом был весь эфир, в котором значимость гонки превозносилась до небес.
|
Всё это можно было бы простить, если бы не скандал, связанный с последним рестартом, когда Эллиотта Сэдлера наказали за обгон лидера до черты. Возмущение болельщиков было связано с тем, что на старте гонки аналогичная ситуация произошла с Кайлом Бушем и Кейси Кейном, но тогда Кайла не наказали, и потому было непонятно, за что же страдает лидер чемпионата. На самом деле, формулировка правил из уст Робина Пембертона звучит достаточно чётко, но при детальном рассмотрении всё равно не получается получить однозначный ответ, был ли кто прав, а кто виноват. Итак, как оказывается, старт задаёт судья на вышке, а рестарт – лидер. В случае с Бушем наказывать гонщика не за что – он реагировал на отмашку, другое дело, что, по словам Кейси Кейна, зелёный флаг появился слишком рано. «Впервые вижу, чтобы зелёный флаг был вывешен так задолго до линии рестарта», - возмущался Кейн, которого я нытиком не могу назвать при всём желании. – «Я вижу линию рестарта, думаю про себя: «Ну вот, мы подъезжаем к ней», и готовлюсь стартовать, и тут Кайл начинает рывок, и маршал начинает махать флагом». Можно до посинения смотреть повторы, я лишь скажу, что мне самому показалось, что зелёный флаг застал обладателя поул-позиции врасплох, а ведь Кейн далеко не новичок.
На последнем рестарте повод подискутировать куда более серьёзный. Следуя трактовке правил, Кезеловски сам выбирал момент для рывка после пересечения отметки, с которой можно начинать разгон. Его оппонент имел право обгонять его до черты только при наличии объективных проблем, мешающих лидеру разгоняться. Кезеловски хитрил, это очевидно, и перехитрил всех, в том числе и своего товарища по команде Сэма Хорниша, который в момент рестарта уже приклеивался к заднему бамперу #22, из-за того, что Кез совершил лёгкий брейк-чек. Именно из-за Хорниша Брэд прокрутил задние колёса и не смог быстро разогнаться. В то же время и Остин Диллон был на хвосте у Сэдлера и начал толкать его на отмашке. Что тут было делать Эллиотту, я даже не знаю. Он не совершил «джамп-старт», это признали даже судьи, и вообще ничего противоправного он не делал. Судьи говорят: если бы он пропустил Брэда обратно на задней прямой, наказания бы не последовало. Честно, затрудняюсь представить, как Эллиотт должен был постараться это сделать. В общем и целом, Сэдлер, как мне кажется, не обязан отвечать за проблемы Брэда, потому что саму процедуру рестарта он провёл без нарушений. Да и как замедляться на прямой, когда сзади тебя толкает другая машина – товарища по команде? NASCAR решила чётко следовать букве правил, не принимая в расчёт никакие сопутствующие обстоятельства, и чёрным флагом моментально вернула интригу в борьбе за чемпионский титул.
Времени у Сэдлера, чтобы отыграть позиции после отбытия штрафа, было не очень много, но, тем не менее, он смог спасти несколько драгоценных очков, выбравшись на 15-ю позицию, да и Остин Диллон удружил, упав на пятую позицию, и теперь в общем зачёте снова почти паритет. Братья Диллон, надо сказать, приятно удивили: и Остин, и Тай впервые выступали на «старой кирпичинице» и испытание коварным треком прошли. Младшенький так вообще был единственным, кто по всей дистанции мог на равных сражаться с гонщиками из «Кубка». Ричард Чилдресс договорился с командой Джереми Клементса, и потому Тайчонок выступал под непривычным для RCR номером 51 (Клементс, получив за свою сговорчивость машину из гаража Чилдресса, во второй раз в сезоне попал в топ-10, так что сделка оказался выгодна для обеих сторон) и шёл в темпе лидеров. То, что опытный Денни Хэмлин на «Тойоте» Гиббса ничего не мог поделать с дебютантом, пусть и обладающим отличным автомобилем, говорит однозначно в пользу Тая. Да и в эпизоде с Менардом Диллон проявил себя просто здорово.
Вообще же гонка для «бушвакеров», за исключением Кезеловски, получилась провальный. Никто бы не удивился, если бы имеющие преимущество не только в технике, но и в опыте выступлений в Инди, гонщики оккупировали первые семь позиций, однако перипетии гонки разбросали представителей «Кубка» по всему протоколу. Курта Буша подвела техника, Кайл Буш на доминирующей машине без посторонней помощи ушёл в разворот на предпоследнем рестарте, Кейну не хватило топлива и пришлось заезжать к механикам под зелёным флагом, Джоуи Логано и Пол Менард вообще под конец сдулись, ну а Хэмлин оказался зажат в сэндвиче между двумя новичками с одинаковой фамилией. Неудачи бушвакеров только акцентируют внимание на успехах регулярщиков. Сэм Хорниш – на «Индианаполис Мотор Спидвей» уже выступал и не раз, с Брэдом они хорошо поработали над настройками, и потому успех двух «Доджей» в пелотоне выглядит закономерно, при этом Сэм снова может помечтать о чемпионском титуле, ибо 28 очков в принципе – не угрожающий отрыв.
В отличие от Хорниша Аннетт никаких чемпионских амбиций не питает, но его выступления в последнее время приятно удивляют. То ли команда, наконец-то освоилась в серии, то ли гонщик вдруг нашёл какой-то рецепт успеха, но теперь Аннетт готов стабильно штамповать топ-5, а в Инди он, благодаря шестому месту и штрафу Сэдлера, выиграл 100 тысяч долларов в рамках программы Dash for Cash. Если бы присуждался приз гонщику, добившемуся наибольшего прогресса за сезон, то Аннетт был бы, пожалуй, претендентом номер один. Из остальных результатов, безусловно, стоит отметить остановившегося в шаге от топ-10 Майка Блисса и безошибочную гонку Трэвиса Пастраны, финишировавшего 13-м.
Однако не все регулярщики оставили после себя добрую память. Нашёлся у нас и антигерой заезда. Да-да, недолго пришлось телевизионщикам верещать про возвращение Дэники Патрик на «Инди», ибо уже на 39 круге она эпически прекратила своё участие в гонке. Почти круг она не могла пройти более медленного Рида Соренсона, едва не обложила его матюками по радио («Этот парень впереди, он меня подзадолбал…»), а затем в первом повороте отправила соперника в стену. По счастью безнаказанной Патрик не осталась. «Форд» Соренсона вынесло прямо на #7, и вуа-ля, гонщица в ярости бьёт руками по рулевому колесу, выдав в эфир из искорёженной машины: «Я не могу этим управлять». Как метко прокомментировали всё на том же RR, Тони Эури-младший должен был ответить: «Ты хочешь, чтобы я нанял кого-нибудь, кто может?» А мы в свою очередь снова зададимся вопросом: а кто на этот раз не уважал Дэнику? Можно было только посочувствовать, что ESPN предусмотрительно не включила в бригаду комментаторов Расти Уолласа, у которого после закрытия собственной команды развязался язык. Уж он-то бы не стал подобострастно заминать последствия эпизода, как это сделали Марти Рид и Дейл Джарретт.
Надо сказать, что на этом чёрная полоса в карьере Патрик не закончилась. Приехав в середине недели на тесты «Кубка» в Мичигане она умудрилась разбить машину Тони Стюарта. Очевидцы, правда, говорят, что Дэника ушла в разворот из-за сгоревшего мотора, но репутация у Патрик сейчас на таком низком уровне, что этому многие не поверили. Как бы то ни было, но теперь одной из интриг Айовы будет попадание или же непопадание гонщицы в очередную аварию. Но надеемся, что вспоминать гонку мы будем не из-за этого. Как и не из-за скандала, подобного тому, что имел место в Индианаполисе на прошлой неделе.
Тэги: брэд кезеловски, дэника патрик, еспн, индианаполис, майкл аннетт, нэйшнвайд, судейство, сэм хорниш, тай диллон, эллиотт сэдлер