Мне довелось мельком увидеть этого парня в феврале 2011 года в Дайтоне, на автограф-сессии гонщиков дивизиона «Кемпинг Уорлд». Среди атмосферы всеобщего позитива Нельсиньо Пике выглядел чужим, его скучающий вид словно вопрошал: и почему я должен тратить своё время на эту чепуху? Когда подошла наша очередь, бразильца и след простыл – он решил покинуть сессию за 20 минут до её окончания, и мечты похвастаться его автографом друзьям, которые из автоспорта знают только «Формулу-1», естественно, рухнули. «Ох уж этот формульный снобизм», - думал я, - «не ведает Нельсиньо пока еще, что в Америке всё совсем по-другому». И, конечно же, ранний уход Пике с этого мероприятия волей-неволей заставил скептически и с некоторым негативом относиться к его выступлениям на трассах. Удивительно, но как быстро Нельсиньо смог перевернуть отношение к себе! Вскоре стало очевидно, что этот гонщик пришёл в NASCAR с серьёзными намерениями, что он очень быстро учится, и на душе стало как-то тепло от осознания, что Нельсиньо безо всякой бравады, на самом деле всерьёз решил пойти по новому для себя пути до конца, не выпячивая своё «я», как это можно было бы ожидать. В прошлом сезоне за рулем «Силверадо» команды Кевина Харвика он финишировал вторым в Нэшвилле, уступив лишь Кайл Бушу, и на многих этапах выглядел весьма многообещающе; в этом – он блестяще проехал на легендарной «Скале», победил в серии «Про Ист» в Бристоле, и, наконец, взял «Роуд Америку», дав очень трогательное интервью на Аллее победы. Нельсиньо Пике – главный герой и открытие этапа в Элкхарт-Лейк.
В то время пока бразилец начинает свое восхождение в NASCAR, на другой чаше весов стремительно опускается вниз другой гонщик, пришедший в эти гонки из «Формулы» - Жак Вильнёв. Общее у него с Пике только одно – оба являются сыновьями великих гонщиков, в остальном – в карьере ли, в пилотаже – это абсолютные противоположности. Удивительно и горько видеть, во что превратился чемпион CART и «Формулы-1», один из самых талантливых пилотов 90-х. Как и Пике, Жаку скорее пришлось пытать счастья в NASCAR, но при этом канадец никогда не давал даже повода подумать, что он пришёл сюда всерьёз. Безразличие и отсутствие мотивации не были никаким секретом для тех, кто внимательно следит за соревнованиями сток-каров, и во многом из-за них карьера Вильнёва здесь так по-настоящему и не началась. Жак спокойно согласился с ролью «рингера», приезжая в последние годы лишь на этапы серии «Нэйшнвайд» в Элкхарт-Лейк и Монреале, всё остальное время целиком посвящая семье. И право же, каждый раз после финиша остаётся чувство: лучше бы Жака не было в этот день на треке. Этот человек на самом деле умеет обращаться с тяжёлым и неповоротливым сток-каром на дорожной трассе, но при этом он постоянно становится головной болью для окружающих, бомбой, готовой рвануть в любой момент. Сразу после клетчатого флага одной из основных тем для обсуждения становятся выносы и ошибки в исполнении канадца, и никто не сомневался, что так оно будет и на этот раз. Да, «твиттер» и гоночные форумы вновь взорвались, и на этот раз их негодование было особенно сильным – Вильнёв выбил на последнем круге Дэнику Патрик, лишив её заслуженного финиша в топ-5. Жак Вильнёв – главный антигерой и злодей этапа в Элкхарт-Лейк.
В принципе, контуры гонки Sargento 200 вполне могли бы быть определены выступлениями этих двух гонщиков, но есть ещё один человек, который стоит особняком среди 43 участников гонки – это Дэника Патрик. Думаю, что в глазах многих именно она, а не Пике, может считаться открытием этапа. Действительно, её уверенный пилотаж стал настоящим откровением: когда ты в горячке последних кругов не просто на равных борешься с таким асом, как Макс Папис, но более того – оставляешь его за своей спиной - это дорогого стоит. Тактика тактикой, но Патрик, по сути, была единственным гонщиком, проведшим весь заезд в первой пятерке. Дэника постоянно была в центре внимания, и на этот раз заслужила самых лестных слов за своё выступление. И за послегоночное интервью. Можно было ожидать, что она сразу спустит всех собак на Жака, который начал выдумывать какие-то небылицы по поводу инцидента, однако она предоставила право судить об аварии другим. И когда мы говорим о том, что Дэнике надо зарабатывать уважение своих коллег, то на «Роуд Америке» она сделала большой шаг вперед. Её поведение на трассе и сразу после гонки – образец профессионального отношения к делу. И скажу честно, я никогда не был более рад за Патрик, чем в этот день, когда она финишировала 12-й.
Что касается эпизода с Вильнёвым, то в своё оправдание канадец сказал, что до торможения перед пятым поворотом Папис вытеснил его на траву, и ему пришлось позже начинать торможение, делая его более жёстким. На самом деле, всё это выглядит как дешёвая отмазка. Эпизод с Максом произошёл задолго до точки начала торможения, и он не мог настолько раскачать «Додж» #22, чтобы Жаку пришлось корректировать прохождение виража впереди. Проблема более глобальная, и кто помнит художества Вильнёва в прошлом году, тот знает, что дело в самом гонщике, который ни во что не ставит своих соперников, и который готов на самые безрассудные манёвры ради улучшения своей позиции.
Ладно, Вильнёв есть Вильнёв, старую собаку новым фокусам не обучить, будем принимать его выкрутасы как данность, ибо ничего другого нам не остаётся, а вот к Пике теперь наверняка будет приковано большое внимание. Некоторые даже поспешили высказать мнение, что он в будущем сможет затмить иностранных звёзд – Маркоса Эмброуса и Хуана-Пабло Монтойю – именно по тому, что станет звездой NASCAR, а не какой-нибудь другой серии. Пока ещё многое не ясно в отношении бразильца, но не может не бросаться в глаза влияние отца на Нельсиньо. Именно в гоночном плане. Аккуратность и расчётливость уже становятся фирменной чертой Пике-младшего, и, вкупе с грамотно рассчитанной тактикой, это становится грозным оружием. Нельсиньо в Элкхарт-Лейк сохранял трезвую голову на протяжении всей дистанции, и Тренту Оуэнсу наверняка было одно удовольствие работать со своим новым партнёром. И красивый итог всего этого – первый двукратный победитель гонки на «Роуд Америка». Да-да, я говорю про Оуэнса, переломившего вместе с Пике странную тенденцию: все победы «Тёрнер Моторспортс» были одержаны, когда гонщик команды выходил вперёд на самом последнем круге. Зато сохранилась другая: Пике, как и Джеймс Бушер, выиграл в «Вайде» до того, как прибыл на Аллею победы в основной серии. Что ж, ждём, благо, что в этом сезоне у нас ещё не было повторяющегося победителя в траках.
Пике, Вильнёв и Патрик отхватили львиную долю внимания, но нельзя не отметить и других участников Sargento 200. Тот же Майкл МакДауэлл снова ехал очень неплохо, находясь в обойме претендентов на победу, но пилоту Joe Gibbs Racing вновь не хватило совсем чуть-чуть. Однако второе место – это всё же результат в плюс. Как и третье место Рона Феллоуса, тактика которого едва не пошла кувырком из-за прокола колеса на первых кругах. И МакДауэлл, и Феллоус проиграли достойному сопернику, и посыпать голову пеплом совсем не стоит. Забавно, кстати, что первые три финишировавших пилота приехали на финиш на тех же позициях, с которых и стартовали. Но где только не довелось им побывать по ходу дистанции!
Поговорка «не было бы счастья, да несчастье помогло» нашла своё отражение в результатах Курта Буша и Джастина Оллгайера. Джимми Элледж, видимо, до ужаса боялся повторения событий 2011 года, и начал чудить с тактикой. После дозаправки на 17 круге Оллгайер пропустил массовые заезды на пит-лейн под жёлтыми на 31 и 34 кругах, побывал в лидерах, откатился на старой резине на пятую позицию, но зрители, затаившие дыхание, оказались в дураках. Уникальная стратегия приказала долго жить, когда на торможении перед пятым поворотом Джастин заблокировал передние колёса и, едва не протаранив Курта Буша, застрял в гравии. Забавно, но, несмотря на полученные повреждения, Курт мог сказать спасибо Оллгайеру за коушен, так как Майк Бим поведал ему, что на предыдущем жёлтом флаге в баки «Тойоты» #54 не долили достаточно топлива. И пусть Курту с Джастином пришлось прорываться издалека, на финиш он прибыли в топ-10. Не самый плохой итог, если сравнивать его с гипотетическим положением дел, проедь гонка последние 15 кругов под зелёным.
Совсем вялой и неинтересной получилась судьба в отчётной гонке претендентов на чемпионский титул. Рики Стенхаус говорил, что к удивлению для самого себя он ожидает с нетерпением гонки в Элкхарт-Лейк. И в самом деле, ожидал он её не зря, ибо выступил лучше, чем Эллиотт Сэдлер и Остин Диллон, однако ничего сверхъестественного действующий чемпион не показал. В прошлом году он на забинтованной развалюхе приехал к финишу в топ-10, на этот раз стал одиннадцатым. Понятно в чём разница – на этот раз заезд получился куда спокойнее, и никакой вакханалии на последних кругах не было, так что шансов блеснуть Рики не имел; он просто ехал в консервативном режиме, стараясь держаться подальше от проблем, что было видно по телекартинке. Вспомним, хотя бы, как он тут же ушёл в сторону от Курта Буша, после контакта: совсем ему не хотелось схлопотать пинка. Сэдлер так же ехал консервативно, и он мог бы приехать даже повыше Стенхауса (опыта-то, понятное дело, больше), но после столкновения с Вильнёвым, которое можно расценить как гоночный инцидент, Эллиотт оказался в самом конце лидирующего круга, и смог провести хороший прорыв. Удовлетвориться приходится всё равно лишь тем, что Диллон финишировал позади, хотя разница в три позиции не так уж и критична для Остина. Внучок занести в актив свой первый роуд в карьере не может. На первых кругах он действовал очень консервативно, затем потерял третью передачу, и оказался погребён в глубинах пелотона. В итоге наибольшим бенефициаром этой унылости стал Сэм Хорниш – лучший регулярщик гонки. Он отхватил финиш в топ-5 (неужто Сэм на самом деле научился ездить на дорожных трассах?) и теперь 11 очков отставания от Стенхауса позволяют ему помечтать о кое-чём. Нет, ну на самом деле, если так пойдёт и дальше, то почему бы Сэму не включиться в борьбу даже за титул, а?
Завершая рассказ о «Роуд Америке» я лишний раз отмечу, насколько интересным жанром являются дорожные гонки в NASCAR. Очень здорово, что на этот раз обошлось без повторения прошлогодних событий, когда некоторые гонщики решили в концовке поиграть в кегельбан своими соперниками. Мы увидели чистую, но при этом очень интересную гонку, которая стала хорошим разогревом перед Сономой. Как же здорово, что в календаре «Вайда» аж три роуда!
Тэги: джастин оллгайер, дэника патрик, жак вильнёв, курт буш, майкл макдауэлл, наскар, нельсиньо пике, нэйшнвайд, остин диллон, рики стенхаус, рон феллоус, сэм хорниш, элкхарт лейк, эллиотт сэдлер