И да собрались как-то в чистом поле у городища именуемом Ньютон, лихие молодцы, а вместе с ними две красны девицы, чтобы померяться силушкой богатырскою, узнать в споре честном, кто из них лучше ремёслами военными владеет. Кто на клячах слабосильных приехал, кто на конях бравых прискакал, и был среди тех богатырей воевода коварный наречённый Рики Стенхаусом… и порвал он всех к чертям собачьим, и вообще никаких шансов соперникам не оставил. В общем, перестанем паясничать, и порассуждаем, как нам оценить состоявшуюся в минувшее воскресенье гонку в Айове, закрывавшую великолепный гоночный уик-энд, вместивший в себя множество самых разных авто- и мотоспортивных событий. Получился ли этап Hi-Bred 250 настолько интересным, как считают многие, или же мы были вправе ожидать большего? И если да, то почему?
Достаточно тяжело быть объективным, когда за несколько часов до эфира «Вайда» была отсмотрена совершенно потрясающая гонка серии пикапов, затмившая абсолютно всё, увиденное в эти выходные. После такого шикарного зрелища, этап в Айове должен был преподнести ну совсем что-то исключительное, чтобы хотя бы сравняться с траками. Принято считать, что «Айова Спидвей», будучи шорт-треком новой формации, облегчает задачу гонщиков показать интересную и красивую борьбу. Я абсолютно ровно дышу к прогрессивному бэнкингу, и в глубине души считаю, что он вообще водит зрителей за нос, но нельзя отрицать очевидного – по своему характеру гонки здесь заслуживают определения как минимум «интригующие». И всё же после ввода машин новой конфигурации (да, я звучу как заезженная пластинка из недели в неделю) градус зрелищности несколько упал. Обгонов, прорывов и провалов было достаточно, но была какая-то натужность во всём этом, или академичность. Драматичных поворотов сюжета мы также не увидели. Прорыв Курта Буша с конца пелотона на первое (пусть лидерство длилось совсем недолго) место, лишь с некоторой натяжкой можно назвать таковым, и вообще почти все участники 250-кругового заезда добрались до финиша на предсказуемых, «своих» позициях.
Изумило количество старт-энд-парков. Спустя 20 кругов (что это такое на шорт-треке вы, конечно же, представляете) по трассе передвигалось всего лишь 33 машины из 43 стартовавших. Если оставить в стороне аргументы о том, что такие команды дают какие-то рабочие места, и сопли о том, что они каждую неделю сворачивают в гараж, не проехав и пары десятка кругов, из любви к спорту, надеясь дождаться принца на белом коне в виде щедрого спонсора, то наружу выплывает достаточно справедливая и суровая мысль: у таких команд надо отобрать право получать призовые. Проехал меньше 25% дистанции – будь добр, предъяви доказательства, что твоя машина не может продолжать гонку из-за механической поломки (аварии, всё же вещь, более очевидная), уверен – такие команды сразу словно ветром унесёт с трасс. Я считаю, что пусть уж лучше в гонке сразу едут чуть больше 30 машин, так честнее.
Вернёмся к Айове. Доминирование Рики Стенхауса сюрпризом, конечно же, не стало. Прошлогодний свип дался ему не за красивые глаза, и в воскресенье #6 выглядел настолько хорошо, насколько должен выглядеть действующий чемпион абсолютно уверенный в своих силах. По-человечески жаль Эллиотта Сэдлера, который делал всё, что мог, пытаясь одолеть своего главного соперника в борьбе за титул, но в тот день он находился в иной весовой категории. Право обидно, сделать всё возможное, финишировать вторым и обнаружить, что лидер общего зачёта встретил клетчатый флаг прежде тебя. Стенхаус и его команда к маю набрали просто потрясающую форму, и уповать RCR может только на то, что у Рики будут случаться какие-то проблемы: по чистой скорости #2 ему сейчас не ровня. На руку действующему чемпиону играет и то, что «Рауш-Фенвэй Рейсинг» все усилия сосредоточила на его команде. О том, чтобы искать спонсоров для Тревора Бэйна, дядя Джек, видимо, и думать перестал.
У Чилдресса в то же время со спонсорами проблем нет – на каждом этапе за RCR едут три машины, регулярно отщёлкивая топ-10 за топ-10, но одной стабильностью Стенхауса не взять. И даже читерство не помогает – после Айовы Сэдлера оштрафовали на 6 очков за то, что его «Шеви» была ниже положенного минимума. Теперь, проигрывая лидеру общего зачёта 34 очка, вряд ли Эллиотт может рассчитывать на скорое возвращение в чемпионскую борьбу. Чилдресс зато, наверное, нарадоваться не может на своего внучка. Остин Диллон остаётся единственным гонщиком, прошедшим все до единого круги в гонках этого сезона, и как знать, если бы не злосчастный инцидент в Талладеге, кто бы сейчас находился на второй позиции в таблице первенства.
Думаю, в определённый минус серии можно записать те разрывы, что мы наблюдаем в общем зачёте. Возьмём того же Диллона. От Коула Уитта, занимающего четвёртое место, его отделяет пропасть в 49 очков, а если мыслить более глобально, то всего лишь пять человек проигрывают Рики Стенхаусу менее 100 очков. Вот вам ещё один факт: багаж Тревора Бэйна настолько велик, что, даже пропустив пять гонок подряд, он, тем не менее, держится на 16-й позиции. В общем, о перипетиях борьбы в траках «Вайд», увы, может только мечтать. По факту второй дивизион NASCAR после небольшого ренессанса, кажется, начинает скатываться в упадок. Пока всё держится на новых лицах – Райане Блэни, Райане Труэксе, Остине Диллоне, Коуле Уитте и прочих молодых талантах (в Шарлотт вот и Джоуи Колтер поедет). Из-за них, собственно, мы и смотрим гонки. Не из-за Рики же нам смотреть, правда? Он перерос серию, и его победы только подтверждают это.
Говоря о новых лицах, я едва не забыл упомянуть дебют Даррелла Уолласа, гонщика программы развития Joe Gibbs Racing. Опыт первого участия темнокожего паренька из Алабамы, несомненно, стоит признать успешным – однако не надо забывать, что после Джоуи Логано, вся молодёжь Гиббса после стажировки в K&N Pro East быстро отправлялась на вольные хлеба, и, как показывает время, вроде бы заслуженно. Мэтт ДиБенедетто сгинул не понятно где, Макс Грешам никак не может продемонстрировать свои таланты в траках, а Брэд Коулмэн собственными кривыми руками запорол все шансы. Теперь будущее JGR зиждется на Уолласе и, возможно, Райане Труэксе. Было бы здорово, если бы эти ребята ездили за #18 и #20 почаще, однако всё упирается в желание спонсоров помогать молодёжи.
Также хочется почаще видеть за рулём одного из «Доджей» Роджера Пенске Паркера Клигермана, а не Брэда Кезеловски. В Айове Паркер проехал первую из своих шести запланированных этапов сезона за #22 и, констатируя, что после пикапов перестроиться на «Челленджер» весьма не просто, вчистую уступил Сэму Хорнишу. Прокол колеса, отправивший Сэма в стену на последнем круге, позволил хотя бы номинально Клигерману опередить товарища по команде, но если Хорниш бодро и весело держался в первой пятёрке почти всю дистанцию, да ещё и пролидировав первые 30 кругов гонки, то бедняга Паркер лишь только под конец обрёл хоть какую-то скорость и выехал на восьмое место.
В завершение давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу статьи: какой же была Айова? Я вот посмотрел на то, что понаписал, и подумал, что если бы гонка была по-настоящему интересной, я бы больше обращался к тому, что непосредственно происходило на трассе, а не к цифрам и общим рассуждениям об участниках, пусть они этого и заслуживают. Хорошее выступление Майкла МакДауэлла. Много ли хвалы можно ему за это воздать? Прорыв Курта. Вы ждали чего-то другого? Его сражение с Рики на рестарте. Я уверен то была игра в кошки-мышки. Я не вижу никого, кто бы по-настоящему блеснул, украсил заезд. И это уже тенденция. Уповать будем на роуды, да на летнюю Дайтону, господа.
Тэги: айова, гонка с доминированием, даррелл уоллас, джо гиббс, паркер клигерман, рики стенхаус, эллиотт сэдлер