Команда Triple Eight Race Engineering в чемпионате V8 Supercars сегодня ещё не достигла совершенства, но подошла к нему настолько близко, что любые недочёты рассматриваются под микроскопом, зачастую гиперболизируются, выворачивая наизнанку поговорку «что позволено Юпитеру, не позволено быку». Быки, заменявшие «голубой овал» на радиаторных решётках автомобилей TeamVodafone, стали одной из причин ухода от Ford, и спустя два сезона даже неудобно напоминать, кто от этого потерял – «красные» разгромили соперников со счётом 24-4, команда Роланда Дейна принесла 60% этого успеха.
Сам Дейн даже при таком перевесе в свою пользу не готов к тому, что является священной обязанностью владельца топ-команды, где выступает больше одного гонщика – борьбе между своими пилотами. Но если система работает, то даже при неблагоприятных воздействиях будет выдавать приемлемые результаты. Вот почти два месяца прошло после Сиднея, и чем больше вспоминаешь сюжет сезона, тем больше укрепляешься в мысли, что борьба за титул была. Реально была! И когда, подбивая статистику, ловишь себя на мысли «эта гонка была одной из решающих», то уже не кажешься самому себе сказочником. Даже в условиях жесточайшей цензуры (и самоцензуры) чемпионство едва не увёл «не тот» гонщик.
Хороших гонок в V8 хватает вне зависимости от напряжённости чемпионата, и относительно 2011-го надо запомнить, что не только отдельными этапами интересен он, но и в целом получше 2009-го будет. А ведь всё шло к досрочной коронации Винкапа, как два года назад, а то и вообще до последнего этапа. Потому как соперничество со стороны отвалилось после четверти сезона, а вспоминать про Лаундса было как-то неудобно – впервые в лидеры гонки Крейг вышел только в Перте, а перед Таунсвиллом счёт кругов лидирования был 276-17.
Почему такое внимание к этому показателю, ведь самое важное – это последний круг, не так ли? На роудах – не так. Дело в том, что круги лидирования демонстрируют абсолютную силу автомобиля и гонщика, а с надёжностью в современном автоспорте давно всё в порядке – если машина долго лидирует, то возрастают шансы на её победу, а не сход. Винкап пролидировал чуть меньше трети всех кругов сезона, выиграл более трети гонок, ни разу не сходил с дистанции, а титул едва не упустил! Вот как так, скажите?
Стабильность выигрывает чемпионаты. Чем больше этапов в сезоне, тем более низкого среднего финиша достаточно для титула. В отдельно взятой гонке такой финиш кажется и нередко является посредственным результатом. Поэтому в разных местах земного шара то и дело раздаются голоса: «Нужно повысить ценность победы в очковом выражении!» - хотя на самом деле нужно всего лишь сократить очковую зону машин так до пяти. К счастью, тот факт, что в гонках не бывает двух одинаковых позиций гораздо очевиднее, поэтому очковые зоны неизменно расширяются. Голоса начинают с правильного, но добавляют лишнего – очковая система верна, если первое и третье место приносят больше чем два вторых. Остальное – формальности.
Так совпадало, что Лаундс финишировал высоко там, где Винкап проваливался. Причём иногда к отыгрышу нескольких десятков очков приводило самое что ни на есть посредственное выступление – Дарвин, суббота. Джейми, что понятно, терял очки сам – соперники как максимум могли победу отнять. Винкап терпеть не может дождь, Винкап не умеет стартовать – второе не очень мешает, так как стартует он обычно с первого ряда. Как назло, Лаундс дождь обожает – вот вам такие похожие субботы в Хэмилтоне и Сэндауне. Над машиной Винкапа лучше работают, что, как ни странно, приводит к поломкам. В Квинсленде механик забывает снять кожух воздуховода, в Батхёрсте горит электрика. Стресс, под которым работают механики Роланда Дейна, даёт о себе знать – как назло, Батхёрст стоит двух обычных гонок, и это лучшая трасса Лаундса.
Джейми Винкап, что самое страшное, продолжает учиться. Он знает, как важно сильно начать сезон, и в этом году на данной стадии были тут же отрезаны Holden Racing Team. Он знает, как важно уметь работать с мягкими шинами – сброшены Ford Performance Racing. Он знает, как важно не ослаблять прессинг после Батхёрста – особенно при нынешнем уплотнении календаря. Именно концовками Джейми проиграл 2007-й и выиграл 2008-й. А потом в календаре появился стриткурс в Сиднее – финалом.
Если в 2009-м Уилла Дэвисона удалось нокаутировать в Барбагалло, а спецом по городским трассам тогдашний гонщик HRT никогда не был, то с Кортни пришлось считаться. Стресс отнимает нервы, это сказывается на производительности – вот и проиграли солдаты Дейна парням из DJR, которые вполне могли оказаться безработными через пару недель, а потому отступать им было некуда.
В этом году как-то особенно часто говорилось, что Винкап ездит по стриткурсам лучше Лаундса – в том числе самим Крейгом. То есть на худшей для TeamVodafone трассе Винкап должен быть явно сильнее. Вместо этого Крейг Лаундс проводит лучший уик-энд в сезоне, а Джейми Винкапу по прошествии трети первого акта было уже не до рекордов. Наверное даже более показательным, чем обгон Фьора является лучший круг гонки и езда на грани, когда гнаться по сути не за кем, а вот загнать себя весьма реально. Чемпион приехал возвращать титул, он иначе не может.
И поэтому воскресная гонка далась ему так тяжело. Длящиеся вечность два часа, разная тактика, куча машин кругов, рестарты – никакого покоя. Чёртов титул отнял куда больше сил, чем должен был! Так что накануне финала-2012 – а это место Сиднея теперь в безопасности – соперник Винкапа может позволить себе коварную улыбку. И почему мне кажется, что это будет улыбка Гарта Тандера?..
Потому что единственный на сегодняшний день равный Винкапу по классу гонщик, да ещё являющийся лидером главной команды Holden просто не может провести 4 (четыре!) подряд слабых сезона. Гарт в этом году сделал единственное из возможного, чтобы испортить Triple Eight праздник – выиграл Батхёрст. Исправив все ошибки своего проетеже Перката, Тандер «просто» не отдал то, что «водафоновцы» преподнесли на блюдечке – лидерство на последнем стинте. Не имея каких-либо задач в чемпионате, Гарт спокойнее остальных проводил последующие этапы, а значит в Аделаиде будет свежее остальных.
Пожалуй лучшее, что случилось с V8 Supercars в этом сезоне – это ITM 400 в Хэмилтоне, дни которого сочтены. Выиграли люди, которые карабкались на верхнюю ступень подиума последние три года – причём один из них новозеландец. Победа Kelly Racing важна для середняков, энтузиастов, настоящих частников, которые сами себе строят машины. И не надо докучать россказнями о том, что это просто дождь и экстраординарный талант Рика – ежу понятно, но спонсорам нужны факты – в виде результатов.
Шейн Ван Гисберген – это будущий пилот Triple Eight. Готов биться об заклад. Прошлый сезон, после которого какой-нибудь Уилл Дэвисон подхватил бы звезду, заключался в словах «мне нисколько не наскучило финишировать на подиуме, а победы придут» - и они пришли. У Гиза есть всё необходимое, чтобы многое выиграть: природная скорость, правильный подход к делу, умение беречь шины. Чтобы не казаться банальным, поясню на примере сущность первого. Последние два свойства есть у Джейсона Брайта, поэтому он выиграл длинный Винтон и одну из гонок на софте в Перте. Но только одну – потому что у него нет первого. И Абу Даби тоже Шейн Ван Гисберген не отдал бы.
То, что у чемпионата не было интриги 2010-го – “заслуга” Кортни. Едва ли не все были уверены, что Джеймс пошёл на повышение. Предположить, что новый чемпион проведёт один из худших сезонов в карьере (хуже только дебютный 2006-й) могли единицы, не считая хейтеров. Добивала передряги #1 форма #17 – Стивен Джонсон, будучи самым консервативным гонщиком в пелотоне, взял два подиума в первой половине сезона, редко когда стартовал дальше чем с третьего ряда и стабильно набирал большие очки. Перед эндурансами Джуниор занимал 5-ю строчку в общем зачёте, а Кортни – 20-ю. Их разделяло 526 очков.
К чести чемпиона, #1 не бросили работать, а гонщик отнюдь не шёл ва-банк, что ожидалось и было бы понятно, но выступал именно так, чтобы честь сохранить – Кортни понял, что в нынешней HRT Тандер ему в принципе не ровня, зато достаточно соперников, которых нужно опережать. Наверное, это был самый незаметный рывок сезона, и оно понятно – крупным планом в кадре Джеймс был разве что в Сэндауне, а в Батхёрсте удивлял тем, что уже финиш близится, а #1 прёт в топ-10. Но тот топ-10 принёс большие очки, а неприятности настигли – и продолжат настигать – #17. В итоге Кортни вскакивает в первую десятку чемпионата, а Джонсон выпадает из верхней половины таблицы. Следующий сезон уже не оставит возможности сделать скидку на слабую в последние годы форму #22, и задачей минимум стоит считать опережение Уилла Дэвисона.
Новобранец FPR стал лучшим среди тех, кто не выигрывал гонки и перед эндурансами шёл вровень с Марком Винтерботтомом, заметную часть сезона его опережая. Младший Дэвисон закончил сезон с четырьмя поулами, но закончившаяся сходами (единственными в сезоне) езда на пределе в Сиднее наглядно показала – до конца хандру прошлого года вылечить не удалось. Уилл может долго безошибочно ехать на грани в сложных условиях – тому пример воскресная Аделаида, осталось научиться делать это регулярно и полностью абстрагироваться от партнёров.
Вот Фрости, он же только делает вид, что не находит себе места из-за катастрофической ситуации с мягкими шинами. А почитай его твиттер, так наслаждается времяпрепровождением женой и сыном! Не теряет улыбки, раздаёт полные обещаний интервью оптимистичным тоном, наслаждается двойным подиумом команды. И неважно, что лидера хорошо если на главной прямой было видно – гонку выиграл, а третье место в чемпионате этап пройденный, бывало и повыше. Безусловно, FPR много работали и заметно прибавили. Было ли поздно? Конечно же. Стоило ли того? Абсолютно, ведь добыты две победы, и если Сёрферс как ни крути скомпрометирован, то Сидней – это фактически доминирование. Если бы не характерная ошибка гонщика, дубля не миновать.
О Gold Coast 600 неожиданно скажу вот что – может с гоночной точки зрения этап никогда не приблизится к уровню 2009 года, но я уже готов этим пожертвовать ради продвижения V8 Supercars в мире. Даже будучи сторонником национальных чемпионатов. Ведь что получается – вот мы с Денисом рассказываем рунету о том, насколько крут чемпионат австралийских суперкаров, со всех сторон его нахваливаем, доказываем, что нет сегодня серии лучше, чем V8 Supercars. Наконец, приводим Gold Coast 600 как пример уровня “своих” пилотов перед “мировым сообществом”. Но не отношение к гостям – негостеприимное, пусть и объяснимое – нужно подчёркивать, а “спуститься” на простой человеческий уровень и понять простую вещь: Gold Coast 600 не рекламирует V8 Supercars среди болельщиков, он рекламирует V8 Supercars среди гонщиков.
Задумка великолепна – приезжает к нам именитый пилот, знакомится с техникой, командой, участниками чемпионата – своими глазами, руками и ногами – то есть ближе некуда, проезжает сколько-то тренировок и свои 200 километров. Вагончик впечатлений наберётся. Возвращается к себе в IRL, GT, WTCC – не так важно куда именно – там его спрашивают: «Ну как? Хоть стоит того, чтобы переться в такую даль?» И от его ответа зависит то, как скоро в рунете перестанут писать: «Титул в австралийском туринге? Значимость, как у чемпиона Венгрии по футболу». Быть может, даже в большей степени, чем от качества нашей работы.
Мы продолжаем своими глазами наблюдать золотую эру Чемпионата Австралии в гонках легковых автомобилей – хрупкий мир, который продержится таким, каким мы его знаем и любим ещё год. Дай Бог, чтобы с COTF и вожделенной для Кохрейна и Витакера экспансией стало только лучше. Через месяц мы снова ощутим, как сильно любим Гонки.
2011 International V8 Supercars Championship |
Pos
|
Driver
|
R
|
W
|
P
|
T10
|
PP
|
FL
|
LC
|
LL
|
DNF
|
PN
|
PTS
|
GL
|
GN
|
1
|
Джейми Винкап |
28
|
10
|
19
|
23
|
8
|
8
|
1636
|
521
|
|
25
|
3168
|
|
|
2
|
Крейг Лаундс |
28
|
5
|
14
|
23
|
5
|
3
|
1600
|
203
|
1
|
|
3133
|
35
|
35
|
3
|
Марк Винтерботтом |
28
|
2
|
9
|
19
|
4
|
1
|
1608
|
166
|
1
|
25
|
2710
|
458
|
423
|
4
|
Шейн Ван Гисберген |
28
|
2
|
5
|
20
|
|
1
|
1660
|
37
|
|
75
|
2672
|
496
|
38
|
5
|
Гарт Тандер |
28
|
3
|
8
|
16
|
1
|
2
|
1579
|
135
|
1
|
|
2574
|
594
|
98
|
6
|
Рик Келли |
28
|
3
|
4
|
15
|
2
|
1
|
1660
|
112
|
|
25
|
2358
|
810
|
216
|
7
|
Уилл Дэвисон |
28
|
|
7
|
15
|
4
|
2
|
1586
|
106
|
2
|
|
2345
|
823
|
13
|
8
|
Ли Холдсворт |
28
|
|
2
|
11
|
|
1
|
1580
|
44
|
2
|
50
|
1920
|
1248
|
425
|
9
|
Тим Слейд |
28
|
|
3
|
13
|
|
1
|
1545
|
|
3
|
|
1904
|
1264
|
16
|
10
|
Джеймс Кортни |
28
|
1
|
2
|
12
|
|
|
1500
|
28
|
3
|
75
|
1869
|
1299
|
35
|
11
|
Алекс Дэвисон |
28
|
|
1
|
11
|
|
|
1530
|
7
|
1
|
|
1850
|
1318
|
19
|
12
|
Фабиан Култхард |
28
|
|
|
13
|
|
1
|
1497
|
12
|
3
|
25
|
1839
|
1329
|
11
|
13
|
Грег Мёрфи |
28
|
|
1
|
8
|
1
|
|
1557
|
9
|
3
|
25
|
1750
|
1418
|
89
|
14
|
Майкл Карусо |
28
|
|
|
7
|
|
3
|
1600
|
43
|
1
|
100
|
1729
|
1439
|
21
|
15
|
Стивен Джонсон |
28
|
|
2
|
12
|
|
|
1543
|
21
|
3
|
75
|
1708
|
1460
|
21
|
16
|
Джейсон Брайт |
25
|
2
|
4
|
11
|
|
1
|
1237
|
85
|
4
|
25
|
1633
|
1535
|
75
|
17
|
Стив Оуэн |
27
|
|
|
9
|
|
|
1537
|
1
|
3
|
25
|
1561
|
1607
|
72
|
18
|
Тодд Келли |
28
|
|
2
|
7
|
|
|
1429
|
1
|
5
|
25
|
1550
|
1618
|
11
|
19
|
Дэвид Рейнольдс |
28
|
|
|
3
|
|
|
1560
|
22
|
1
|
|
1519
|
1649
|
31
|
20
|
Расселл Ингалл |
28
|
|
|
7
|
|
1
|
1510
|
16
|
4
|
75
|
1514
|
1654
|
5
|
21
|
Джонатон Уэбб |
28
|
|
|
4
|
|
|
1513
|
2
|
3
|
25
|
1493
|
1675
|
21
|
22
|
Джейсон Баргванна |
28
|
|
1
|
5
|
|
1
|
1428
|
13
|
5
|
25
|
1352
|
1816
|
141
|
23
|
Джеймс Моффат |
28
|
|
|
7
|
|
1
|
1491
|
33
|
5
|
75
|
1306
|
1862
|
46
|
24
|
Пол Дамбрелл |
26
|
|
|
5
|
1
|
|
1403
|
33
|
6
|
50
|
1242
|
1926
|
64
|
25
|
Карл Райндлер |
27
|
|
|
2
|
|
|
1497
|
1
|
4
|
25
|
1144
|
2024
|
98
|
26
|
Тони д'Альберто |
27
|
|
|
2
|
|
|
1373
|
3
|
6
|
25
|
1045
|
2123
|
99
|
27
|
Дин Фьоре |
28
|
|
|
|
|
|
1486
|
7
|
6
|
|
992
|
2176
|
53
|
28
|
Уоррен Лафф |
28
|
|
|
|
|
|
1314
|
1
|
7
|
25
|
809
|
2359
|
183
|
R - гонки, W - победы, P - подиумы, T10 - финиши в первой десятке, PP - поулы, FL - лучшие круги,
LC - пройденные круги (всего 1840; в эндурансах учитываются только фактические круги гонщика),
LL - круги лидирования (то же по эндурансам), DNF - сходы, PN - штрафы в очковом эквиваленте,
PTS - очки в чемпионате, GL - отставание от лидера, GN - отставание от предыдущего