VESA (Vee Eight Supercars Australia ) с 1997 года обладает правами на проведение австралийского чемпионата туринговых автомобилей – ATCC. В начале 1996 года Тони Кохрейн из компании IMG, которая проводила Гран При Австралии по мотогонкам, задался вопросом: «Почему Австралия успешно принимает этапы многих международных чемпионатов – мотогонки, ралли, F1, Indy – а своего здорового первенства не имеет?» Ответ крылся в отсутствии регулярных телетрансляций. После двухлетней войны между каналами Channel 7, который обладал правами на показ гонки Bathurst 1000, и Network Ten, который не хотел показывать остальной чемпионат без Батхёрста, стало понятно – австралийские болельщики предпочитают 5-литровые «суперкары» собственного производства, а не 2-литровый туринг, набирающий популярность в Европе.
V8 Supercars традиционно позиционируется как противостояние двух автогигантов – Ford и Holden (GM) – которое берёт своё начало в конце 60-х годов. Но если большую часть истории главных игроков австралийского туринга интересовала лишь победа в гонке на Mount Panorama Bathurst, то эпоха V8 Supercars успешно достигла поставленной Кохрейном цели – поднять престиж всего первенства. Сегодня этап Bathurst 1000 ставит перед претендентами на титул дилемму, которая порой решается в пользу набора очков и надёжного финиша. С другой стороны, неудачный сезон может сполна окупиться победой или хотя бы подиумом в Батхёрсте.
В течение всей короткой истории, VESA пытается нащупать оптимальный формат проведения этапов. Сначала этапы состояли из трёх гонок, по итогам которых определялись его результаты и начислялись очки. Вводился и отменялся реверсивный старт. Квалификации состояли из сегментов, порой использовался Top 10 Shootout – однокруговая квалификация для определения порядка внутри первой десятки, впервые применённая в Батхёрсте в 1978 году. Последние крупные изменения были проведены перед сезоном-2009, когда изменилась очковая система, а в зачёт чемпионата стали идти непосредственно результаты гонок.
Календарь V8 Supercars 2011 года как никогда разнообразен по особенностям проведения этапа, но исторически все этапы делятся на два типа.
Спринт-этапы состоят из двух гонок, перед каждой проводится квалификация. Дистанция каждой гонки 120-250 км. Исключением является этап в Барбагалло – он пройдёт по старой системе – квалификация и три гонки по 120 км, где финишная позиция определяет старт в следующей.
Гонки на выносливость (эндурансы) обязывают выставлять экипиажи из двух гонщиков, где только один является участником чемпионата, и каждый должен проехать не менее трети от общей дистанции. Это L&H 500 в Филлип Айленде, Supercheap Auto 1000 в Батхёрсте и Armor All Gold Coast 600 в Сёрферс Парадайс. Последний эндуранс дебютировал в прошлом году, состоит из двух гонок по 300 километров и обязывает заявить вторым пилотом иностранца.
Квалификация длится 20 минут на всех этапах за исключением Батхёрста (40) и Сёрферс Парадайс (30). Top 10 Shootout применяется перед первой гонкой на городских этапах (Аделаида, Хэмилтон, Таунсвилл, Сёрферс Парадайс, Сидней) и, естественно, в Батхёрсте.
С 2009 года начался переход на новую спецификацию покрышек с более мягкой смесью. Гонки показали, что участники по-разному справляются с ездой на «софте», и в сезоне-2011 те, у кого это получается лучше, получат больший простор. Мягкие шины будут использоваться на всех спринт-этапах, кроме Аделаиды и Сиднея. В Дарвине (Hidden Valley) и Таунсвилле выделяется один и два комплекта соответственно, которые можно использовать только в гонках. На остальных этапах использование мягких шин не ограничено.
Победа в гонке этапа с двумя гонками приносит 150 очков, второе место 138, разница между позициями 2-6 составляет 9 очков, 6-11 – 6, далее 3. Каждая позиция в Bathurst 1000 приносит вдвое больше, а в Барбагалло на две трети меньше. Отдельно стоит L&H 500 в Филлип Айленде, где проводятся квалификационные гонки, позиции в которых стоят треть от обычной, а в главной гонке на треть больше обычной. Общий принцип заключается в одинаковой сумме очков за позицию по итогам всех гонок этапа.
Чтобы заработать очки, нужно финишировать в гонке. Финиш засчитывается, если машина преодолела 75% дистанции и прошла последний круг за время, не превышающее лучший круг победителя вдвое. Двукратный чемпион Джейми Винкап получал сход по обоим случаям: в Сёрферс Парадайс 2009 он разбил машину за три поворота до финиша, а в Сиднее 2010 не успел уйти на быстрый круг после длительного ремонта.
Основные технические характеристики автомобилей
Модели машин: Ford Falcon FG, Holden Commodore VE и VEII аналогичные серийным моделям, которых должно быть выпущено не менее 25000 экземпляров.
Двигатель: атмосферный 5.0 л., V8, 635 л.с., ограничен до 7500 об./мин.
Коробка передач: секвентальная 6-ступенчатая Holinger с приводом на заднюю ось.
Максимальная скорость: 294 км/ч (182 м/ч), разгон 0-100 – 3.8 сек.
Минимальный вес без гонщика: 1355 кг.
Объём топливного бака: 75 л. (120 л. на эндурансах)
Колёса: 17-дюймовые диски, шины Dunlop, крепятся центрогайкой.
В 2013-м году планируется перейти на COF (Car of the Future), «Машины будущего», которые будут изготавливаться по стандартизированным шаблонам, однако большая часть проекта находится в стадии обсуждения.
В чемпионате 2011 года участвует 28 гонщиков в 13 командах из 1-4 машин. Баланс производителей: Ford – 10, Holden – 18.