А зачем вообще нужен был этот несуразный стриткурс в Хэмилтоне, где из 11 гонок запомнились штуки три? Чтобы понять гениальность Pukekohe Park Raceway, гениальность комиссионеров V8 Supercars, которые могут так добавить трассе поворотов, что она станет лучше. Кто сказал, что в автогонках должны быть пит-стопы? Наверное те, кто с малых лет привык к другим гонкам, в которых пит-стопы – это редкая возможность увидеть какой-то экшен ну или хотя бы смену позиций, часто ненадолго. Наконец, кто сказал, что квалификация должна быть одна? Пока другие туринги и прочие серии с несколькими гонками в рамках этапа выдумывают реверсивные старты, тянут жребии, чем только смущают болельщиков, V8 Superacrs демонстрирует незамутнённую прямолинейность – раз есть гонка, должна быть и квалификация.
| |
Ведь почему 4 года назад отказались от спринтов? Потому что гонки на 100-120 километров, даже с обязательным пит-стопом для смены шин (обычно меняли две задние) становились всё спокойнее и спокойнее – никто не хотел рисковать. Посчитали, что длинная дистанция естественным путём разнообразит тактику и добавит веса гонкам – стали награждать призёров каждого заезда, а победа на этапе осталась только на этапах с большой буквы. Необходимость второй квалификации стала очевидна сразу же после 2009 Clipsal 500, и воскресная перестрелка лучшими кругами незамедлительно выросла в одну из самых ожидаемых сессий уик-энда. В том же году ввели мягкие шины, и постепенно 200-километровые «фичеры» перешли в демонстрацию сэкономленных покрышек, а то и в соревнования по экономии горючего.
И вернулись к спринтам, с одной лишь разницей – раз есть гонка, должна быть квалификация.
Теперь уже не так страшно, если твоя команда опростоволосилась с давлением покрышек, и ты выбыл на первом круге. Не беда, если твоя атака в последнем повороте провалилась. Не нужно самобичевать, если ты задел педаль газа на жёстком торможении. Да согреет тебя мысль о старте с первого ряда через несколько часов или горизонты завтрашнего дня, где ты всё начнёшь с чистого листа.
Воистину, а почему ты должен платить за ошибку в гонке где-то помимо этой самой гонки?
Вот болельщики в штыки восприняли супер-спринт 60/60. В это трудно поверить, но большая часть гонок леговых автомобилей за последние лет 20 – это тот же супер-спринт с одной лишь разницей – перед перерывами раздают очки. Имеет ли смысл рисковать вторым местом, если в случае удачи ты получишь на несколько очков больше и старт на 1 позицию выше, а в случае неудачи – потеряешь очки сейчас и начнёшь следующую гонку на 2 десятка позиций ниже – то есть потеряешь и там. Очевидно, что нет.
Не будь отдельных квалификаций, никогда в жизни мы бы не увидели нового Марка Винтерботтома, который бомбардирует Джейми Винкапа в разгар уик-энда или устраивает RBTL с собственным партнёром на грани дозволенного. Представить невозможно, чтобы Винкап баловался провозом уже на первом круге или мстил посреди дистанции, занимая позицию, которая принесёт большие очки. Но теперь-то очки не такие большие – это тоже зловеще расслабляет гонщиков. Вы уже готовы возразить, что такой формат поощряет доезжал – сие наглядно демонстрирует обладатель первой строчки личного зачёта – однако доезжалой можно забраться наверх после 9 гонок, но никак не после 30. Потому что стабильность при таком количестве гонок зовётся признаком мастерства.
| |
При этом, любителям «классических гонок» оставлено в общей сложности 6 этапов, и я наверное согласился бы, что можно бы на 1-2 побольше, но при такого качества спринтах – зачем? Рискну сказать, что вес чемпиона V8 Supercars 2013 года будет самым высоким за всю историю, включая эру ATCC. Сейчас мы видим небывалое разнообразие форматов, а чемпион должен быть всесторонне одарённым гонщиком. И если Винкап заигрывается в спринтах в совершенно ненужной ему борьбе с Винтерботтомом (см. положение в чемпионате), то может быть организаторам удалось поставить чемпионат так, что мы увидели прежде скрытую от нас сторону Джейми? И подавляемую до сих пор сторону Марка Винтерботтома? А сколько ещё да у кого увидим!
CoTF раскрывается с каждым этапом. Поверьте, если Роланд Дейн говорит, что доминировать в этом году не будет никто – значит уж его команда не будет точно. Прекрасно известно, что одного этого факта достаточно, чтобы считать сезон интересным. Мало того, что чемпионат разом ушёл с регламента, на котором гонялся 20 лет, так ещё и привёл двух новых производителей – и при этом плотность некоторых квалификаций этого сезона выше, чем соответствующих прошлогодних! За весь прошлый сезон мы наскребли 4 победителей (не считая напарников). Ну ладно, это было неприятное исключение. 2011 – 7 победителей. Да у нас уже сейчас, после 9 гонок столько, и это число вырастит как минимум на три.
ITM 400 пока является венцом этого великолепия – 4 гонки, 4 сюжета, 4 результата. При этом, два очень быстрых гонщика побед не добились – из-за собственных ошибок, то есть совершенно естественным образом. Один из них пока самый успешный новозеландец сезона, которому оттоптал бы пятки дерзкий юноша со взором горящим, если бы сам не сгорел от вкуса победы. Другой может провести ужасный сезон с точки зрения цифр, но лучший с точки зрения подхода к делу. Если ты быстрее – надо атаковать. Это же так просто.
И да, в такой нервотрёпке выявляются самые стойкие: Джейсон Брайт, Гарт Тандер, Уилл Дэвисон и даже Дэвид Рейнольдс. Здесь всё логично и объяснимо. А вот доколе герои Аделаиды Шейн Ван Гисберген и Крейг Лаундс продолжат выступать хором – тайна за семью печатями. И ведь свершилось столь вожделенное для Лаундса возвращение к спринт-этапам, но вот беда – его слабое место это квалификация! У Гиззи проблема другая – обгоны. Шейн отлично терпит и выдерживает давление (взять хотя бы его первую победу, одержанную по соседству), но когда дело доходит до рубилова в самой гуще – теряется (его первая победа должна была быть здесь). И даже в блестящем Дарвине-11 Гиззи выиграл не засчёт дерзости и наглости, а засчёт лучшей работы с покрышками.
|
Тени больше нет. Джейсон Ричардс теперь смотрит с небес на своего бывшего товарища по Tasman Motorsports (которого регулярно опережал, между прочим), а дух его по-прежнему в бело-красном Holden #8. И уж если юная Сиенна Ричардс передаёт Джейсону Брайту папину просьбу выиграть этап, разве может Брайти подвести? Тени больше нет, есть свет, яркий свет,словно скрываемый крышкой, которую неуклюже выбил Джейсон Брайт, подпрыгнув на вершине подиума.
ITM 400 Auckland это несомненно этап с большой буквы, instant classic, и у этого этапа есть приз победителю. Не менее уместный и нужный, чем трофей Питера Брока. А для Брэда Джонса и его команды – не менее ценный.
Тэги: в8, джейми винкап, джейсон брайт, джейсон ричардс, крейг лаундс, марк винтерботтом, новая зеландия, покикоу, скотт маклафлин, уилл дэвисон, шейн ван гисберген