В уик-энд ночного Бристоля, традиционно располагающего к контактной борьбе и антагонизму после финиша, самое время вспомнить знаменитые противостояния прошлого – недавнего и давно минувшего. Три года назад Джо Мензер составил подборку 10 величайших противостояний в истории NASCAR. Материал был приурочен к разгоревшемуся конфликту между Кайлом Бушем и Карлом Эдвардсом. Они шли 1-2 в регулярном сезоне, и, казалось, Чейс станет авансценой их дуэлей. Карл тогда представлялся хорошим парнем, Кайл – плохим. За три года многое изменилось, появились и новые яркие соперничества, но о них во второй части, а сейчас – перевод.
10. Даррелл Уолтрип против Бадди Бейкера
Молодой Даррелл Уолтрип был так недоволен, когда имел дело с ветераном Бадди Бейкером, что однажды обратился за советом к Эй Джею Фойту: «Эй Джей, всякий раз, когда я догоняю Бадди Бейкера, он грозит мне кулаком. Я не понимаю, что он хочет мне сказать и как себя в такой ситуации вести», - спросил Даррелл.
«В следующий раз», - отвечал Фойт, - «в тот момент, когда он оторвёт руку от руля и задержит её в воздухе, наподдай ему как следует. Гарантирую, он больше никогда не будет трясти кулаком в твою сторону».
«Я попробовал – и это сработало!» - восклицал Уолтрип много лет спустя.
9. Джимми Спенсер против Курта Буша
Курт Буш думал, что Джимми Спенсер выбил его в Финиксе в дебютном сезоне. Поэтому когда он выполнял обгон в стиле бамп-энд-ран в Бристоле за 45 кругов до финиша, в борьбе за лидерство на пути к первой победе в Кубке, в Марте 2002-го года, он подчеркнул, что это была сдача. Звучит знакомо?
Спенсер, не побеждавший с 1994го и не победивший больше никогда, вышел из машины раздражённым: «Мы не забудем. Когда я нанесу ответный удар, он не финиширует».
Он, вероятно, ответил Индианаполисе, позже по ходу сезона, но всерьёз вражда разгорелась в Августе 2003-го [в Мичигане], когда Буш, по его версии, остановился с пустым баком в гараже после гонки – точно напротив трейлера Спенсера. Когда вскоре прибыл Джимми, то врезался в задний бампер Буша, выскочил из машины и пошёл к его окну. После словесной перепалки, он ударил сидящего в машине Буша.
Спенсеру тогда было 45. Будь он моложе и конкурентоспособнее, эта история могла бы развиться в одно из величайших противостояний всех времён, поскольку он и Буш на дух не переносили друг друга. Но вместо этого, вскоре всё сошло на нет.
8. Дейл Эрнхардт против Джеффа Гордона
Хитрая история, более основанная на мифах, чем на фактах. Хотя правда то, что Дейл Эрнхардт постоянно прикалывался над молодым Джеффом Гордоном, которому однажды наскучила кличка «Чудо-мальчик», со временем они пришли ко взаимному уважению друг друга как гонщики и даже стали партнёрами по бизнесу за пределами трека, несмотря на то, что их фанаты приходили в неистовство, когда Эрнхардт и Гордон находились поблизости на треке.
Эрнхардт иронически ухмыльнулся, когда Гордон плакал после выигрыша первого чемпионского титула. На вопрос о тогдашней новой звезде, Эрнхардт однажды ответил: «Нам просто нравятся разные вещи. Я люблю охотиться и рыбачить. Он любит эти видеоигрушки».
В действительности, они оба любили побеждать – и зарабатывать деньги как на треке, так и за его пределами. Ведя острые сражения друг с другом за каждый дюйм на треке, когда это было необходимо, они, на самом деле, крайне редко выбивали друг друга. И на момент гибели Эрнхардта в 2001 Daytona 500 они в высшей степени уважали друг друга как равные по званию гонщики и бизнесмены.
7. Бобби Эллисон против Куртиса Тёрнера
Бобби Эллисон только начинал, когда объявился на Bowman-Gray Stadium в Уинстон-Салеме, штат Северная Каролина, готовый побороться с большими парнями NASCAR во внезачётном событии в начале 60-х.
«Бобби приехал на трассу в маленькой Chevelle, а у остальных парней тогда были большие автомобили», - говорит Хампи Вилер, бывший генеральный менеджер и президент Lowe’s Motor Speedway в Шарлотт. - «Большие Ford, большие Plymouth и большие Dodge. И вдруг этот маленький бело-коричневый Chevelle. В то время это выглядело почти шуткой».
Никому не было до смеха, когда Эллисон продолжал прессинговать Куртиса Тёрнера, одну из самых ярких звёзд NASCAR тех лет, в борьбе за лидерство. Но когда он в конце концов вырвал лидерство, Тёрнер быстро догнал его и просто выдавил с трассы.
Тогда не было Аллеи Победы, поэтому Тёрнер просто остановился около линии старт-финиш, чтобы начать праздновать только что добытую победу. И вдруг, согласно Вилеру, тут кто-то появился: «Это был Бобби, ехавший задним ходом на полном газу».
Эллисон врезался в перед машины Тёрнера, выпрыгнул и вызвал его на бой. Но «Куртис был скорее любовником, а не бойцом» и спасовал, несмотря на то, что был куда большей звездой в то время, по словам Вилера.
6. Дейл Эрнхардт против Джеффа Бодайна
Во многом как Донни Эллисон против Кейла Ярбороу, Джефф Бодайн оказался недостаточно хорош, чтобы выдержать это противостояние в течение долгого времени. Но будьте уверены, они были заклятыми врагами в течение короткого времени середины 80-х – в такой степени, что противостояние гонщиков в фильме “Дни грома” основано на их вражде.
После серии их столкновений, когда вражда достигла крайней степени возбуждения, президент NASCAR Билл Франс-младший приказал обоим гонщикам и владельцам их команд придти к нему на ужин в Дайтона Бич – напряжённая сцена будет реконструирована в “Днях грома”. Франс сказал им, что спорту не нужна ещё одна кровавая разборка, вроде той, которая была у Ричарда Петти с Бобби Эллисоном в течение многих лет.
«Спорт давно такое перерос», - настаивал Франс.
5. Кейл Ярбороу против Донни Эллисона
Для пущей крутизны, это можно было бы поставить на 1-е место. Нет более известной послегоночной разборки, чем то, что случилось между Кейлом Ярбороу и братьями Эллисон, Донни и Бобби, после аварии на последнем круге Донни и Ярборой, лидировавших в 1979 Daytona 500 – первой крупной гонки NASCAR, которую показывали по телевизору в прямом эфире от старта до финиша.
Но факт в том, что в остальное время между этими двумя были нормальные отношения. Так что это непродолжительное противостояние. Надо помнить, что Донни не был достаточно стабилен, чтобы бороться за победы, в отличие от Кейла.
Несмотря на всё это, в плане подлинной драмы, ничто не сравнится с тем, как они вынесли друг друга на последнем круге в 1979-м – и затем, вместе с Бобби, устроили короткий, но энергичный кулачный бой*, который был заснят, хотя бы частично, в прямом эфире общегосударственного телевидения. «Это было для хорошего ТВ», - сказал Ярбороу 30 лет спустя. - «И люди по-прежнему это обсуждают».
Кроме того, Ярбороу позировал с Донни Эллисоном для фото в Рокингеме, где проходил следующий этап Кубка, две недели спустя 1979 Daytona 500. Они улыбались и стояли, положив руку на плечи друг другу... Затем они выехали на трассу и выбили друг друга на девятом круге гонки. Оба признали, что инцидент не имеет ничего общего с происшествием в Дайтоне.
4. Кейл Ярбороу против Даррелла Уолтрипа
Будучи единственным [на момент написания статьи] гонщиком, который выигрывал три чемпионата подряд в 1976-1978 годах, Кейл Ярбороу часто оказывался в конфликтах с несколькими гонщиками, которые пытались сбросить его с трона. Вероятно самым колючим был Даррелл Уолтрип, который опередил Ярбороу на последних кругах в Северном Вилкесборо в Октябре 1977-го и затем нашёл забавным, что 38-летний Ярбороу высказывался неделей ранее, что NASCAR должна начать сокращать дистанции гонок ради безопасности гонщиков.
«Я думаю, проблема лежит в его годах», - сказал 30-летний Уолтрип. - «Про себя знаю, что не могу делать то же, что делал 10 лет назад». Ярбороу невзлюбил Уолтрипа за постоянные словесные уколы и иронически прозвал его “Челюсти”. Ну а Уолтрип начал оценивать свои победы по “Шкале Кейла” (The Cale Scale) и заявил, что догнал Ярбороу в Вилкесборо с такой лёгкостью, что это будет лишь «где-то полтора-два по Шкале Кейла».
Позже, когда Джуниор Джонсон заменил Ярбороу на Уолтрипа, то часто намеренно приводил Даррелла в ярость – таким образом пришпоривая его ради быстрых кругов – когда называл его Кейл.
3. Дейл Эрнхардт против всего мира
Или быть может это стоит озаглавить “Дейл Эрнхардт против истеблишмента”. Агрессивный стиль езды Эрнхардта так или иначе взбесил практически всех в гараже, и, казалось, достиг апогея в осенней гонке в Ричмонде 1986 года.
Это тогда лидировавший большую часть гонки Эрнхардт был в какой-то момент пройден Дарреллом Уолтрипом в борьбе за первую позицию за три круга до финиша. Эрнхардт намеренно зацепил задний правый обтекатель машины Уолтрипа, спровоцировав то, что один обозреватель, присутствовавший на треке, позже описывал как “завал невероятных размеров”. Инцидент выбил первую четвёрку, включая Уолтрипа и Эрнхардта, из гонки.
Джуниор Джонсон, крю-чиф Уолтрипа, позже настаивал, что безрассудный манёвр Эрнхардта был равносилен приставлению пистолета к голове гонщика и “нажатию на курок”.
Уолтрип добавил: «Это накапливалось в течение примерно двух лет – не со мной, но с другими гонщиками в отношении него. Это всё равно как двухлетний ребёнок произносит ругательное слово, и все смеются, гадая, какое слово будет следующим. Потом слов становится всё больше, и это уже не весело. Эрнхардт неразборчив. Он переедет кого угодно. Он пытался убить меня».
Эрнхардт утверждал, что не выбивал Уолтрипа специально: «Я не пытался выбить его. Иначе я бы не попал в аварию сам, в этом я чертовски уверен. Это был случай ошибки гонщика».
О да, и руль, выскользнувший из рук Карла Эдвардса после толчка от Кайла Буша на круге возвращение в Бристоле, тоже.
2. Ричард Петти против Бобби Эллисона
У этого противостояния весьма туманное начало, но по прошествии времени оно стало напряжённее, чем Петти-Пирсон. По всей видимости, началось оно около 1967 года, и в течение обширного периода следующих 4-5 лет казалось, что на каждом треке, который посещала NASCAR, каждый хотел знать, что Бобби Эллисон собирается сделать с Ричардом Петти на этот раз и наоборот.
Противоборство достигло своего крещендо октябрьским днём 1972 года на треке North Wilkesboro Speedway в Северной Каролине. Большую часть гонки, два гонщика обменивались атаками и краской своих машин, предвкушая безумные заключительные три круга, которые заставили и всех зрителей, и их самих затаить дыхание.
Петти лидировал на 397-м круге из 400, когда Эллисон атаковал снизу в первом повороте. Петти блокировал, используя машину под управлением Бенни Парсонса, который отставал на 8 кругов, но занимал в гонке 4-ю позицию. Затем лидеры коснулись и врезались в стену, но продолжили движение. Эллисон проскользнул мимо Петти, но непреклонный Ричард контратаковал. Две машины снова вошли в первый поворот бок-о-бок – и снова ударились о стену. И тем не менее, продолжали езду. Эллисон думал, что уцелел он один. Он был уверен, что выиграл эту гонку.
Годы спустя, Эллисона цитирует Stock Car Magazine: «Я бы мог провести его и сквозь стену, если бы потребовалось. Я думал, что припарковал его. Сорвался с места и уехал прочь. Проходя второй поворот, в начале задней прямой, я услышал шум машины внутри, и это был Ричард. До сих пор не знаю, как он отклеился от стены».
Их машины снова врезались друг в друга, и Петти вышел вперёд, чтобы выиграть гонку с преимуществом в пару корпусов. Оба автомобиля дымились. «Он мог отправить меня в дебри», - сказал возбуждённый Петти репортёрам. - «Неприятности должны прекратиться, пока он не ранил меня. Если он это сделает, будет действительно большая проблема. Он играет с моей жизнью, а я этого не люблю».
Даже не называя Петти по имени, Эллисон резко возразил: «Другой соперник должен был выбить меня, чтобы выиграть, и он это сделал». Это была вторая гонка подряд в Северном Вилкесборо, когда они финишировали 1-2 при победе Петти. На заметку: победа принесла Петти $7200, Эллисон получил $4550 за второе место, гонку наблюдали 16000 зрителей.
1. Ричард Петти против Дэвида Пирсона
Это противостояние говорит само за себя в 1976 Daytona 500, но оно разворачивалось в течение многих лет до этого эпического события. За 13 сезонов до гонки, которую никто из них никогда не забудет, они финишировали 1-2 поразительное число раз – 57, и счёт 29-28 в пользу Дэвида Пирсона. Билл Робинсон, журналист NASCAR с многолетним стажем, однажды написал: «Что может быть краше борьбы бок-о-бок между Петти и Пирсоном, открытой и упорной, несущейся под заходящим солнцем?»
Хотя оба гонщика и уважали друг друга, никто из них не любил проигрывать. После 1975 Daytona 500, которую выиграл Бенни Парсонс, Петти взбесил Пирсона тем, тащил Парсонса в драфте, пока тот не подобрался на расстояние атаки к Пирсону, который в тот момент лидировал. Сам Петти проигрывал 8 кругов, и мог просто уступить Парсонсу дорогу, оставив погоню за Пирсоном без аэродинамической помощи. Когда Кейл Ярбороу и Ричи Панч спровоцировали досадный разворот Пирсона на задней прямой в конце гонки, то Парсонс, сопровождаемый Петти, сумел воспользоваться преимуществом. Он прошёл Пирсона, который опустился до 4-й позиции, и выиграл гонку.
Петти считал это сдачей за инцидент в 1974-м, когда Пирсон одурачил его в Firecracker 400. Зная, что лучше всего идти на второй позиции в концовке на суперспидвеях, когда находящийся вплотную гонщик может использовать драфт, чтобы выполнить обгон, словно выстрел из рогатки, Пирсону не понравился факт своего лидерства, когда оба приближались к белому флагу, сигнализирующему последний круг гонки.
И когда они проходили линию старт-финиш, Пирсон замедлился и высунул руку из окна, как будто у его машины возникли проблему. Петти проехал мимо, а Пирсон ухмыльнулся. После этого он раскочегарил двигатель, быстро пристроил свою машину #21 Wood Brothers Racing позади #43 Petty Enterprises и оказался в позиции для молниеносного обгона. Исполнение было идеальным – он совершил обгон на финишной прямой и выиграл гонку.
Но пик противостояния наступил в 1976 Daytona 500. Снова оба гонщика шли на 1-2 позициях, приближаясь к третьему повтору последнего круга под быстро заходящим солнцем. Пирсон предпринял резкую атаку за лидерство, но ушёл слишком высоко по треку, и Петти поднырнул, перехватывая лидерство. В четвёртом повороте Петти действительно был впереди на полкорпуса. Но на выходе уже Ричарда снесло наружу. Правый задний обтекатель Dodge #43 задел левый передний Mercury #21 Пирсона – нос машины Петти уткнулся в стену, прежде чем Пирсон заскользил по траве в сторону пит-лейна, где и замер, располагаясь против движения. Машина Петти замедлялась вдоль стены на протяжении 200 ярдов передней прямой и затем замерла, также смотря передом в стену.
Даже потеряв контроль над машиной в развороте, Пирсон оставался спокоен. Во время удара о стену, он выжал сцепление, раскручивая двигатель в последней попытке не заглохнуть, вне зависимости оттого, что произойдёт затем. Машина Петти, между тем, отскочила от стены и сползла в травяной инфилд, остановившись до финишной черты на расстоянии меньшем, чем футбольное поле. Это могла бы быть его шестая победа в Daytona 500, но двигатель заглох, и он не смог его рестартовать.
Пирсон же сохранил поврежденный двигатель в движении и вскоре прополз мимо мёртвой машины Петти со скоростью несколько футов в секунду – хотя оба мужчины вели дуэль на скоростях около 200 м/ч минуту назад. Пирсон пересёк финишную черту и завоевал первую Daytona 500, которая так и останется его единственной. Петти, как известно, был на пути к рекордным 200 победам и 7 чемпионским титулам. Пирсон остаётся вторым по победам, 105, на его счету три титула. Они также располагаются 1-2 за всю историю по выигранным поулам – 126 у Петти, 113 у Пирсона.
Вплоть до сегодняшнего дня, Петти по-прежнему сокрушается об исходе 1976 Daytona 500: «Гонку, за которую меня запомнят в наибольшей степени, и гонку, которую я помню лучше всего, я проиграл».
* - здесь надо напомнить, что Донни Эллисон не нанёс ни единого удара Кейлу Ярбороу, потому что у Донни был рязряд по боксу и, в противном случае, карьера Кейла тут же бы и завершилась. ↑