Я обвиняю общество потребления в том, что оно сделало меня таким, какой я есть: ненасытным. Я обвиняю моих родителей в том, что они сделали меня таким, какой я есть: бесхребетным. Я часто обвиняю других, чтобы не обвинять себя самого. © Фредерик Бегбедер
Во всех видах спорта кроме официальных правил существуют негласные. В NASCAR, в отличии от других гоночных серий, командной тактики не должно быть по определению, так как в команде всего одна машина, над командами расположены организации и производители. В рамках отдельно взятых гонок пилоты могут помогать друг другу, к принятию такого решения может сподвигнуть причастность к той или иной организации. По этому командная тактика все таки не чужда NASCAR, консолидация усилий вокруг явных лидеров особенно заметна в Чейсе.
Реали современной Талладеги обязывают определиться с выбором партнера по драфту, иначе гонщик лишается возможности показать хороший результат. Но если диктовать пилотам условия в выборе - это ставит под угрозу сам смысл соревнований.
В Деге Тревор выступал в роли свободного агента, большую часть дистанции работая с #7. Поговаривают, что еще до старта гонки, пилоты выступающие на автомобилях марки Ford получили негласное распоряжение выбирать партнеров для драфта из числа соратников. Это можно понять из высказываний самого Бэйна.
Решение которое принял Тревор Бэйн, на последних кругах Талладеги выглядит вызывающе. Бэйн ответил согласием на предложение Джеффа Гордона разгонять его в заключительной части гонки, после того как Гордон лишился поддержки Марка Мартина угодившего в аварию. Бэйн подтвердил намерение идти в тандеме с #24, но не сдержал слово, сместившись под накатывающего #17.
После гонки, в разговоре с Джеффом, Тревор уверял Гордона в том что это не его решение, и даже сделал запись в твиттере: "Я не рад, что это случилось ... Это слишком преднамеренно. Мы должны иметь возможность выбирать любого пилота из находящихся вокруг. Вот почему я так плохо думаю о случившимся. Я не буду участвовать в рестрикторных гонках в следующем году, пока не разберусь в этой ситуации".
"Я нахожу это странным", сказал Гордон. "Мы говорили по радио, договорились, что он будет толкать меня. " Тревор подошел ко мне (после гонки в гараже) и сказал:" Эй, это был не я, это был не я. Но я удивлен, что он не вернулся в эфир (радио).
Гордон добавил: "Если вы потеряли партнера по драфту, вы отчаянно пытаетесь найти нового, и я собирался пойти с #13..., но Тревор выстроился позади меня, когда он согласился работать я подумал: "Мы не сможем найти лучшего парня. У него есть быстрый гоночный автомобиль, и у нас уже есть удачный опыт сотрудничества."
Джейми Эллисон, куратор автоспортивной программы Ford в Северной Америке, присутствовал на шоу в эфире "Sirius Satellite Radio" в понедельник вечером, и обсудил вопрос распоряжений для пилотов Ford - о запрете работать с любыми другими производителями в Талладеге, в минувшие выходные.
Эллисон: "Мы не даем распоряжений такого плана, так как мы работаем с командами. Это независимые команды, которые сами решают какого производителя выбрать. Мы уважительно относимся к этому выбору. Мы обсуждаем многие стратегии. Но у нас нет мандата на издание приказов. Я могу вам сказать, что в начале Чейса мы обратились ко всем командам использующим Ford : "Спасибо за сотрудничество с Ford Motor Company. Мы очень гордимся вами. Если представится возможность когда вы можете помочь товарищу по Ford, используйте эту возможность. Это была просто повестка, надо понимать что мы находимся в Чейсе, и что все мы часть большой семьи. Приказов мы не издавали, ничего подобного."
«Я могу сказать вам, ребята, это был очень-очень тяжелый, долгий и упорный сезон. Мы заслужили право выступать в Чейсе. Мы одержали несколько побед. Дело не ограничивается Кубком. У нас есть Стенхаус в Вайде, он кстати лидер чемпионата. У нас есть чемпионат производителей, и мы конкурируем в нем. Этот год очень успешный для нас. Добились мы этого благодаря хорошей подготовке, хорошей командной работе. Мы просто гоняемся и помогаем товарищам."
Прочитав это интервью не трудно догадаться, что Эллисон аккуратно перевел стрелки в сторону Джека Рауша, не подтвердив и не опровергнув факт сговора - "мы просто гоняемся и помогаем товарищам". Читаемый ход, для компании Ford нет разницы каким образом их продукт доберется до первого места, главное что бы это не повредило репутации. Но между продуктом Ford и результатом Ford располагается серьезный буфер в лице организаций, в том числе организации Рауша.
На ряду с Эллисоном ситуацию попытался прояснить и Джек Рауш. Он отрицал наличие приказов в Талладеге, как и любые другие соглашения для участников использующих оборудование Ford. Все выходные поступали сообщения о возможном сговоре команд с шильдиком Ford на решетке - особенно в Roush Fenway.Джек заявил, что эти сообщения были ошибочными.
"Командной тактики не существует, я говорю это от лица всех сотрудников Roush Fenway, любой из наших гонщиков мог выбрать любого пилота для драфта в гонке, я не выдвигаю требований или предложений помогать только гонщикам Ford."
"В RFR мы ожидаем от наших гонщиков решений, которые поставят их в наилучшее положение для победы в каждой гонке", сказал Рауш. "Этой философией мы руководствовались на протяжении более двух десятилетий, и мы будем верны ей в дальнейшем.»
"Конечно, как и в любой команде, мы предпочли бы что бы наши пилоты работали вместе когда это возможно. Однако, для прояснения ситуации, мы не диктуем условия выбора партнера по драфту, о чем сплетничали в минувшей уик-енд, будь то пилот организации или другие гонщики использующие Ford."
После гонки Тревор своей записью в твиттере отчетливо дал понять, что его попросили отказаться от помощи Джеффу Гордону. Бэйн прокомментировал это в эфире Sirius XM радио в программе "Утренний Драйв":
"Мы обсуждали, что если какой-либо пилот Ford будет нуждаться в нашей помощи, мы поможем ему", сказал Бэйн. "Это просто здравый смысл". Мне не говорили:" Эй, не работай ни с кем. Мне не говорили договориться с кем-то, а потом перестать толкать его.»
"Джек Рауш не говорил мне:" Эй, скажи Джеффу что вы будете работать вместе, а затем оставь его ". Ничего подобного. Просто за два круга до финиша у него не было партера для драфта. Это было трудное решение, потому что я дал слово, что буду помогать пилотам Ford, а впереди оказался Джефф Гордон, тот с кем я хотел работать, и с которым договорился о работе. Все поменялось в считанные секунды".
Рауш сказал, что он говорил с Бэйном. "Его загнали в ситуацию, которая оставляет доли секунды для принятия решения, это и оправдывает его действия. Он понимал что не все будут довольны. Тревор чрезвычайно талантлив, но это все еще начало его карьеры. Со временем он будет расти и поймет, что в такой конкурентоспособной и враждебной среде маловероятно, что его решения будут радовать всех без исключения.»
Бэйн оказался заложником ситуации - вывод, который можно сделать рассматривая события последних кругов Талладеги. С одной стороны Бэйн согласился помогать Джеффу, с другой, немногим ранее он пообещал защищать цвета голубого овала. Мог ли Бэйн позволить себе согласится сотрудничать с Гордоном, успев пообещать мануфактурщикам? Ответ однозначный - мог.
Выбирать предстояло из двух зол, попытаться достичь успеха в отдельно взятой гонке, или продемонстрировать свою верность Раушу и Ford. Видимо, первое о чем подумал Бэйн - победа, и только потом промелькнула мысль о карьере. Другими словами, Бэйну пришлось поступиться личными принципами, принеся их в жертву перспективному будущему. Естественно что этот поступок не понравился Гордону, но судя по высказываниям Рауша и Эллисона они оценили действия подопечного по достоинству.
Джек Рауш: "Я уверен в его способности принимать решения, его способности действовать на трассе, я рад, что мы продолжаем двигаться вперед с его развитием."
Окажись на месте Джеффа любой другой пилот, вряд ли события приобрели бы такой резонанс, как в прессе так и в уме Бэйна. Перешагнув через себя, Тревор предпринял серьезной обдуманный шаг, жаль что на пути оказалась голова Гордона, из уст которой еще не так давно звучали лестные высказывания в адрес Бэйна.
Тревор вышел из ситуации с честью, но без лица. Когда я только начинал изучать данный вопрос, мне показалось что Бэйн специально подставил Гордона, отстаивая интересы Кенсета и Эдврдса. Специально прикрылся твиттером, а потом специально оправдывался перед Джеффом. Эту версию отметает факт признания Бэйном наличия обещания помогать своим, сдержать слово данное мануфактурщикам обязывало положение команды #21, своя рубашка ближе к телу.
Скажутся ли данные события на появлении спонсоров у Тревора Бэйна, узнаем очень скоро. Безусловно, все это говорит о расчетливости молодого дарования, который верен своей команде. Другое дело что так или иначе его поступок выглядит грязно, из-за Бэйна Гордон финишировал двадцать седьмым, что окончательно хоронит его шансы в "Погоне".
Бэйн оказался пешкой в политических играх, ему просто не хватило веса что бы оказать отпор. Перед гонкой Рауш не разрешил ему работать с Карлом. Во время гонки он подставил Гордона. За четыре этапа до конца чемпионата, вклад Бэйна может оказаться ничтожным, и вполне возможно никак не повлияет на чемпионство Кенсета.
P.S. Бобби Анзер как-то сказал: «Иногда вы должны помочь другим выиграть гонку, чтобы получить вторую для себя».