Как гласит легенда все началось с того момента, когда был построен второй автомобиль. Это можно рассматривать как шутливую поговорку, но в каждой шутке есть доля правды, и поэтому вполне резонно предположить, что как только две машины оказались рядом друг с другом, у кого-то возникла идея выяснить, какая из них быстрее. Которая сможет за меньшее время преодолеть расстояние из точки А в точку Б? Которая за отведенное время проедет большую дистанцию? Так родились автомобильные гонки, в которые своими корнями уходит и NASCAR.
Нет, гонки сток-каров не сразу стали настолько популярным видом автоспорта, как сейчас. Рост NASCAR был постепенным, история ассоциации знает как кризисы, так и всплески развития, иногда ее прогресс был медленным, а иногда мчался на полной скорости. Можно не вдаваться в детали, а просто сказать, что в начале ХХ века соревнования сток-каров начали свой путь превращения в спорт, который мы любим и которым восхищаемся сегодня.
Некоторые считают, что основы этих гонок были заложены во времена Великой Депрессии, когда целое поколение молодых людей изо всех сил пыталось свести концы с концами. Многие из этих жертв обстоятельств жили как перекати-поле: одну неделю они работали в одном месте, следующую - уже в другом, пытаясь обеспечить себя и свои семьи.
Бытует также мнение, что большую роль в появлении NASCAR сыграл Сухой закон, который запретил производство и продажу спиртных напитков на территории США в период с 1920 по 1933 годы. Это однако не остановило употребление алкоголя и предоставило отличную возможность сельским «муншайнерам» производить подпольное виски и продавать его в городах. Их «прокачанные» машины, на которых они с легкостью уходили от преследования полиции, стали прообразом тех, что через некоторое время стали соревноваться на трассах.
Не стоит исключать и тот факт, что катализатором интереса к автоспорту стало окончание Второй Мировой войны. Десятки тысяч военнослужащих, побывавших в разных частях света, возвращались в Америку с деньгами в карманах. Послевоенная экономика США переживала бум, и люди были готовы потратиться на товары широкого потребления. Выпуск пассажирских автомобилей был заморожен почти на четыре года (1942-45), так как заводы переключились на производство танков, самолетов и другой военной техники. Теперь же спрос на легковые машины был велик, и автопроизводители попытались как можно быстрее удовлетворить его.
А почему же автогонки стали так популярны на Юге, спросите вы. На этот счет также существует своя версия, объясняющая сей феномен отсутствием в юго-восточной части США франшиз в командных видах спорта. В общем, все вышеуказанные факторы послужили рождению и быстрому развитию NASCAR.
Белые пески пляжа в Дайтоне, длиной в 20 миль, стали ареной автомобильных соревнований в 1903 году, когда легендарный Рэнсом Е. Олдс - основатель «Олдсмобил» - провел свой первый заезд на скорость. Он разогнал свой «Пират» до немыслимой по тем временам скорости в 50 миль в час, и с этого достижения началась история «Международных состязаний в скорости». За 30 лет, что это мероприятие проводилось в Дайтоне, было поставлено более ста рекордов, а завершилось все в 1935 году, когда сэр Малькольм Кэмпбелл на «Блюберд» с мотором «Роллс-Ройс» разогнался до скорости 276.820 мили в час.
Кэмпбелл и другие соискатели рекордов после этого решили перенести состязания в Бонневиль, штат Юта, где можно было гоняться круглый год на ближайших солончаках, и это решение стало серьезным ударом для Дайтоны, которая извлекала прибыль от приезда тысяч туристов, заполнявших пляж, чтобы воочию лицезреть заезды. И тогда несколько жителей Дайтоны решили поддержать автоспортивные традиции своего города; так на сцене появился Билл Франс.
Вильям Генри Гетти Франс родился не в Дайтоне, и даже не во Флориде, но после того как он переехал сюда в 1934 году вместе со своей семьей - женой Анной и маленьким сыном Билли, он быстро стал «своим». Учитывая, что роста он был высокого - 195 сантиметров, не удивительно, что местные стали его звать «Большой Билл». Прозвище прицепилось накрепко.
Франс родился 26 сентября 1909 года в Вашингтоне, и к моменту своего переезда успел поработать на множестве работ - от оператора на автостанции до кассира в банке и механика, попутно ухаживая за Анной Бледсо, урожденной города Натанс Крик в Северной Каролине, которая работала медсестрой. Билл обожал не только Анну, но и гонки. Эта страсть проявилась еще в юности, когда он без спроса брал отцовский «Форд Т» и стирал покрышки на треке с покрытием из досок в Лореле, Мэриленд. «Отец часто жаловался, что покрышки быстро приходят в негодность. Он даже в дилерский центр ходил, ругался… А я? Я молчал как рыба», - вспоминал впоследствии Билл. В конечном счете, раздобыв достаточное количество древесины и брезента, он вместе со своим другом смастерил гоночный автомобиль (по другой версии машина была куплена в складчину), снабдил его стареньким фордовским двигателем и опробовал свое детище на грунтовом треке в Пайксвилле.
Билл продолжал гоняться и после своей свадьбы с Анной, которая состоялась в 1931 году, совмещая работу с соревнованиями на местных грунтовых овалах. В конце концов, он пришел к решению, что если он хочет приобрести станцию автосервиса и работать над машинами, то нет никакого резона оставаться в городе, в котором ему придется бороться со снегом и льдом.
В один прекрасный день 1934 года он усадил в свой «Хапмобил» супругу и сына, и двинулся на юг. Когда семейство добралось до Дайтоны, Билл решил, что это подходящее место, чтобы обосноваться в нем. Ему удалось устроиться на работу в сервисном центре «Кадиллака», а Анна нашла уютный маленький домик, который можно было взять в аренду за приемлемую цену. Франс, конечно же, прекрасно знал о прославленной истории «Состязаний в скорости» и присутствовал на заезде «Блюберд» в 1935 году.
Естественно, Большой Билл был также участником первой гонки в Дайтоне, которая пришла на смену заездам на скорость в 1936 году. Ее организацию власти города поручили Зигу Хогдалю, который в свое время гонялся в «500 милях Индианаполиса», а теперь спокойно жил на пенсии в Дайтоне. Первоначально планировалось, что новая гонка будет проходить на восьмимильном треке, половину из которого составила бы дорога общего пользования, но, в конечном счете, было решено сократить его до длины 3.2 мили. Вскоре на пляже кипела работа: дорожная бригада прорезала песчаные дюны, связывая две прямых. Хогдаль убедил Американскую Автомобильную ассоциацию (ААА) - санкционирующий орган «Индианаполиса 500» и других гонок «оупен-вилс» - «благословить» его заезд в Дайтоне, который должен был стать 250-мильным тестом на прочность настоящих мужчин и машин с внушительным призовым фондом в пять тысяч долларов, из которых 1700 должна была достаться победителю.
Первая гонка была завершена красным флагом после 75 кругов из-за большого количества машин, увязших в Северном повороте. Милт Мэрион был объявлен победителем, а Франс в итоговом протоколе стал пятым. Несмотря на то, что заезд увидело 20 тысяч зрителей, город потерял 22 тысячи долларов и решил больше не связываться с организацией автогонок.
На следующий год организационная группа, которую возглавили Хогдаль и Франс, убедила мотоклуб «Элкс» провести совместное мероприятие - гонки мотоциклов и автомобилей. «Элкс» также потеряли деньги и отказались поддерживать заезд в будущем.
Франс, которому на тот момент было 29 лет, был полон решимости не дать гонкам в Дайтоне погибнуть бесславной смертью. Он обратился к Чарли Ризу, владельцу заведения «Хай-Хэт Клаб» и гриль-бара. Франс сказал, что может обеспечить присутствие надлежащего количества гонщиков и машин, но у него нет денег для призового фонда. Риз обещал обеспечить мероприятие тысячей долларов призовых, и после того, как уговор был скреплен рукопожатием, Билл Франс стал промоутером соревнований и основателем «Гоночной Ассоциации Дайтоны Бич».
Первоначально гонка была назначена на 4 июля 1938 года, но из-за дождя ее пришлось перенести на 10-е число. Франс не только отвечал за организацию, но и выступил в качестве участника, финишировав на второй позиции, уступив по ходу 150-мильной дистанции лишь Дэнни Мерфи. Доход от заезда? Чарли Риз и Франс разделили между собой 200 долларов.
К этому времени Франс понял, что возможность зарабатывать на проведении гонок есть, главное все делать правильно. Вместе с Ризом он организовал второй заезд на пляже, приурочив его ко Дню труда. Эта гонка запомнилась очень интересным моментом, который случился уже по ее завершении. Владелец одной из местных таверн по фамилии Персер первым пересек финишную черту, но не остановился и умчался вдаль. Когда организаторы смогли разыскать его, Персер менял головки цилиндров на своей машине, что тут же создало дилемму. Франс снова финишировал вторым, но он считал, что получится не очень красиво, если после дисквалификации победителя победа перейдет к промоутеру гонки. Так все лавры достались Ллойду Муди, который закончил заезд третьим, но получил призовые за первое.
На этот раз после подведения итогов Франсу и Ризу досталась гораздо более внушительная сумма: две тысячи долларов!
Эти две гонки укрепили как известность Франса в качестве успешного организатора гонок, так и традицию новых соревнований на пляже Дайтоны. «Состязания в скорости» стали делом минувших дней, и теперь город получил известность благодаря другому автоспортивному событию. Что не менее важно, Франс получил возможность достичь цели, которую он поставил перед собой еще во времена гонок неподалеку от Вашингтона. Тогда соревнования сток-каров были запятнаны постоянным появлением промоутеров-однодневок, которые рекламировали призовые за участие в их гонках, собирали стартовые взносы и исчезали в тот момент, когда приходила пора расплачиваться с гонщиками. Франс становился жертвой таких проходимцев, и пообещал, что если он когда-либо будет организовывать гонки, ничего подобного не допустит. Участники будут получать оговоренные суммы, а зрители не будут ущемлены.
Спорт в то время страдал еще и от отсутствия единообразия. Правила для одного заезда не действовали для другого. Процветало читерство, а все потому, что никто не мог установить четкий закон, по которому можно было бы организовать отдельно взятое соревнование.
В то время как Франс занимался проведением гонок в Дайтоне, свое развитие получила еще одна форма гонок на сток-карах, на этот раз напрямую связанная с «муншайнерами». Безбашенные перевозчики виски в холмах северной Джорджии и их коллеги из Северной Каролины завоевывали славу, уходя от преследования полиции на своих мощных машинах. Сказать, что они были смельчаками будет очень большим преуменьшением. Представьте себе, как выглядит езда ночью на скорости под 120 миль в час по извилистой двухполосной дороге, когда в салоне вашего прокачанного купе «Форд» находится 700 литров подпольного виски, а неудачный уход от преследования обернется либо долгим пребыванием в «мотеле с решетками», либо страшной аварией, в которой вы в лучшем случае отделаетесь увечьями, а в худшем - погибнете на месте, и вы поймете какова была жизнь перевозчика виски, который в неделю совершал по два-три рейса по маршруту, изобилующему постами таможенной полиции. Естественно, эти водители завоевали себе репутацию суперменов, и не удивительно, что люди начали обсуждать - кто же из этих парней является лучшим, у кого - самая быстрая машина и у кого - самые крепкие нервы.
Естественно, следующим шагом было проведение соревнований между муншайнерами. Какой-нибудь фермер наскоро готовил грунтовый трек на своей земле, приглашал перевозчиков виски посоревноваться в воскресенье, и таким образом каждую неделю где-нибудь да проводились соревнования, в которых эти водители выясняли, кто из них лучше. В то время очень большую славу заслужили юные Ллойд Сей и его двоюродный брат Рой Холл, который с 13 лет рассекал по ночным дорогам. Урожденные города Доусонвилль, Джорджия, они объединили усилия с Рэймондом Парксом из Атланты, который всегда выходил сухим из воды, когда дело касалось незаконного виски. Все трое собрались в гараже Рэда Вогта, пожалуй, самого изобретательного механика, связанного с алкогольным бизнесом. Его методы настройки и тюнинга автомобилей стали легендой. Чтобы полицейские агенты не сильно досаждали ему, он так же работал и над их машинами, но было очевидно, что у «муншайнеров» денег гораздо больше, чем у агентов, находящихся на государственном обеспечении, а потому все понимали, на чьих машинах первыми окажутся новые хитрые штучки, придуманные Вогтом.
Паркс обещал платить Сею и Холлу деньги за участие в гонках и, таким образом, сформировал первую гоночную команду в истории соревнований сток-каров. С финансовой помощью Паркса Вогт подготовил две машины для молодых гонщиков, с которыми они прибыли для участия в заездах на «Лэйквуд Спидвей» в Атланте в 1939 году. Сей, которому тогда было 19 лет, выиграл первую гонку, а Холл, младше на один год, взял вторую.
Гонки, организованные Франсом в Дайтоне, были как ванильное мороженое. Отличные соревнования местного значения, большое количество зрителей на них, небольшая, но зато чистая прибыль. Но Большому Биллу нужно было кое-что еще, что-то вроде шоколадного соуса, взбитых сливок и, возможно, вишенки. Ему нужно было привлечь внимание еще большего числа людей к своим гонкам, и это означало, что ему были нужны перевозчики виски.
Также у Франса были свои счеты с Холлом. Он несколько раз гонялся против него на грунтовых треках, но не смог одолеть Роя. Билл очень хотел, чтобы Холл приехал в Дайтону, и в 1940 году Паркс согласился заявить Холла на первую гонку года. Холл пришел, увидел и победил, Джо Литтлджон стал вторым, третьим на финиш пришел Боб «Кэннонболл» Бейкер, а Франсу пришлось довольствоваться четвертым местом. Рой не смог защитить свой титул, так как по возвращению в Атланту он попал в тюрьму, но в 1941 году он снова появился на Пляже, на этот раз вместе со своим двоюродным братом. И на этот раз Холл выиграл в гонке, в то время как Сей никак не мог приноровиться к песку. И все же он произвел такое впечатление на Франса, что это выступление он помнил до конца своей жизни. Сей не раз и не два опрокидывал свою машину, переворачивался, но каждый раз возвращался на трассу, и все-таки смог финишировать, пусть и на седьмом месте.
Сей приехал на августовскую гонку в Дайтоне, и победил в доминирующем стиле, уже на первом круге прорвавшись с 15-й стартовой позиции на первую, пролидировав все до единого 50 кругов дистанции. Через девять дней, успев победить в Хай Пойнте, Северная Каролина и в Лэйквуде (гонка была приурочена к Дню труда), Сей погиб от пули муншайнера Вудроу Андерсона, с которым у Ллойда возник спор относительно количества денег, которые Сей был должен после доставки сахара на винокурню Андерсона.
Вскоре после смерти пожалуй самого талантливого гонщика сток-каров, японцы напали на Перл Харбор, и США вступили во Вторую мировую войну. Паркс записался в армию и воевал в Европе, едва не замерзнув в Арденнах, во время Битвы за Выступ в конце 1944 года, а в Дайтоне Франс получил должность старшего техника на заводе по производству противолодочных кораблей.
Даже во время войны Франс продолжал мечтать о создании стационарного автодрома для соревнований сток-каров. После того как в августе 1945 года конфликт был завершен Билл вернулся к организации гонок и в 1946 году создал свой «национальный чемпионат». В том же году Холл выиграл свою очередную гонку в Дайтоне, но темная сторона его жизни взяла верх: он вновь оказался в тюрьме, но на этот раз по обвинению в ограблении банка. Через два года он был выпущен на свободу, но его гонщицкая карьера продолжалась недолго. В 1949 году он попал в серьезную аварию в Хай Пойнте, получил травмы головы и был вынужден уйти на покой.
После проведения гонок в Дайтоне в 1946 году Франс осознал, что готов к тому, о чем давно уже думал: созданию организации, которая бы управляла гонками сток-каров. Он пригласил около 30 единомышленников - от гонщиков до владельцев машин, от механиков до промоутеров - на встречу в Дайтона-Бич в декабре 1947 года, где-то за неделю до Рождества.
В воскресенье 14 декабря в Эбеновой комнате отеля «Стримлайн» собралась весьма пестрая группа людей, которая на протяжении четырех дней вела обсуждение насущного вопроса. Здесь были и владелец маленькой станции техобслуживания, и продавец мотоциклов из Провиденса, и фермер из Южной Каролины, и несколько гонщиков, и промоутер соревнований миджетов из Нью-Йорка, и пара муншайнеров, и владелец гоночной команды, который познакомил жителей Джорджии со слот-карами. Единственное, что объединяло их всех - автоспорт.
Билл Тутхилл, который впоследствии заседал в совете правления, возглавил собрание, но Франс - самая заметная фигура в зале - говорил почти час, произнеся пламенную речь, убедившую собравшихся в том, что им выпал шанс сделать разрозненный и разобщенный спорт - единым, обеспечить его рост и развитие благодаря созданию единого руководящего органа. «Ничто не стоит на месте, что-то становится лучше, а что-то хуже; что-то больше, а что-то меньше», - сказал Франс. - «Здесь и сейчас от нашей работы зависит будущее гонок сток-каров в нашей стране. Мы все заинтересованы в одном - улучшить нынешние условия, и наша задача сегодня - решить, как это сделать».
«Цель новой ассоциации - объединить гонки под одним сводом правил», - продолжил Билл, - «установить высокий призовой фонд и единую очковую систему, по которой один из гонщиков будет коронован титулом национального чемпиона».
Луис «Ред» Вогт, механик-маг, как и Франс - родом из Вашингтона, считается автором названия новоявленной организации - NASCAR (Национальная ассоциация автомобильных гонок сток-каров). Первоначально собравшиеся проголосовали за немного другое название, которое сокращалось как NSCRA, но тут Вогт вспомнил, что в Атланте уже существует организация с таким именем, и потому надо бы придумать что-нибудь другое. Эд Брюс, промоутер из Огайо, не желавший, чтобы обсуждение долго топталось на месте, во всеуслышание заявил: «Так в чем проблема? Давайте назовемся NASCAR!» Эту идею поддержал партнер Брюса Джек Питерс, вопрос был поставлен на голосование, и NASCAR стало именем санкционирующей организации.
Франс был избран президентом корпорации, а И-Джей «Кэннонболл» Бейкер - комиссионером. Эдди Бланд из Джексонвилла стал вице-президентом, а Тутхилл - секретарем. Гонщик Маршалл Тиг был возведен на должность казначея, хотя к тому времени у ассоциации не было ни денег, ни чеков на подпись.
Адвокат Луис Оссински, чей офис располагался через улицу от станции техобслуживания Франса, подготовил официальное положение об учреждении ассоциации 21 февраля 1948 года. Он, Франс, Тутхилл и позднее Эд Отто стали первыми держателями акций NASCAR
Много лет спустя Билл Франс в беседе с журналистом вспоминал: «До того как мы организовали NASCAR и взяли гонки под свой контроль, все находилось в хаосе. Гонщики дрались с организаторами, а затем между собой. Драки были из-за призовых, из-за объема двигателя или просто из-за того, как выглядела машина».
Итак, Франс наконец-то получил свою организацию, которая могла контролировать проведение гонок; его идея стала реальностью. И теперь ему предстояло выяснить, будет ли то, о чем он мечтал, работать, не пропали ли те годы, когда он вынашивал мечту создать справедливый санкционирующий орган для проведения соревнования сток-каров, зря. История NASCAR началась.
Тэги: билл франс-старший, дейтона, история наскар, муншайнеры