Вторую часть тоже можно начать с анекдота – «у меня две новости, хорошая и плохая, с какой начать?» Начну с плохой. Левые коушены никуда не делись. Под воздействием солнечных лучей и тёплых летних вечеров пациент проявлял тягу к выздоровлению, но к осени не выдержал. Из опыта было выявлено, что срывы случаются при каком-либо из следующих обстоятельств: большой отрыв лидера, сопровождающийся постепенным уменьшением машин в лидирующем круге; опасность проиграть круг кем-то из фаворитов; отсутствие борьбы бок-о-бок после двух подряд серий пит-стопов под зелёным флагом.
Отдельно стоит рассматривать концовки гонок. Если есть минимальная возможность приготовить финишное мясо, она используется. Если же мясо может повредить стратегическим интересам, стоит довольствоваться вегетарианским финишем в пользу пира в заключительный день. Поэтому в первом Мартинсвилле коушен в концовке был, а во втором не было. Очевидно, что предсказать, как сложится та или иная гонка невозможно, и это самое страшное. Я составил календарь принципиального болельщика и вскоре понял что провалился (прогнозируемые цвета в последней колонке). Поэтому решил смотреть весь Чейс в прямом эфире кроме Фонтаны, где несмотря на 400 миль всё слишком очевидно. Подробную статистику по коушенам 2010 года стоит изучить на jayski.
Браян Франс и Майк Хелтон продолжают считать, что случайную аудиторию можно привлечь дешёвыми зарубами, не отдавая себе отчёт в том, что она прибудет столь же случайно, сколь и убудет на другую кнопку где по сути тоже самое, но по форме другое, а новизна привлекает. Когда в гонке выброшен левый коушен я если досматриваю, то болею за лидера на текущий момент. Очень обидно, что в первой половине сезона победы украли у Кейна, МакМюррея и Бойера и откровенно страшно, что из-за прихоти руководства чуть не закончилась карьера Эллиотта Сэдлера и с некоторой вероятностью Курта Буша, который дважды в этом году подарочек «свыше» получал.
На вопрос, зачем смотреть то, где в целом имеет место явный фарс, я отвечаю, что пока вероятность проявления фарса меньше 50% просмотр оправдан. И ещё потому, что другие составляющие гонок идут на поправку стараниями тех же людей, которые включают жёлтые светофоры с подозрительно хрупко держащимися козырьками. По трибунам видно строго обратное, но надо понимать задержку в год. Если вы посетили хорошую гонку, то приедете в следующем году. Приехали, увидели ерунду и на следующий год, а то и два забили. Хорошая гонка при пустых трибунах необходима для того, чтобы трибуны заполнились в следующий раз – это всё прописные истины.
В Январе мы узнали, что в NASCAR начали осознавать неспособность COT обеспечивать хорошие гонки на скоростных треках, и было объявлено первое решение в нужном направлении – Бристоль, где COT три года назад дебютировал, стал последней гонкой с чуждым сток-карам крылом и в Мартинсвилле вернулся классический спойлер. Стало больше разворотов – авария Гордона в Техасе, развороты Джонсона в Шарлотт и Чикаго, ошибки Кайла Буша в Индианаполисе и Техасе. Charlotte Motor Speedway в этом отношении пристыдил гонщиков – осенью после ранних разворотов далеко не аутсайдеров гонка фактически лишилась борьбы. По неуважительным причинам лучший куки-каттер в этом году уверенно уступил место Техасу.
Отрадно, что NASCAR не останавливается на достигнутом. Изменена конфигурация сплиттера, и идиотских ситуаций, когда из-за вибрации ломается крепление, обрекая гонщика на долгий ремонт больше не будет. Хорошим признаком, что руководители понимают, как должна выглядеть гоночная машина NASCAR является COT Nationwide – прекрасно различимые по производителям, стилем напоминающие конец 80-х эти машины не только смотрятся, но и едут. Хотя лучше всего, конечно, было не начинать вообще. Улучшать безопасность было где и в старой конструкции.
До логического конца была доведена философия анти-RBTL. Гонщики должны гоняться на пути к клетчатому флагу. Увы, на практике это не так, и осенняя Талладега тому памятный пример. В начале года множественными овердрайвами закончились Дайтона, Атлана, Мартинсвилль, Талладега и Поконо. Всё это драматические концовки, достойные войти в историю как первые в своём роде. Особенно удался Мартинсвилль, где Гордону не хватило 100 метров до победы, а поехавший за шинами Хэмлин совершил прежде невероятное. В Поконо драма могла закончиться трагедией, как и в Атланте нужно отдать должное безопасность COT – единственному аспекту, где эти шасси безупречны.
И наконец самое занимательное решение – “Boys, have at it and have fun” – парни, разбирайтесь сами и получайте удовольствие. Удовольствие понятие растяжимое, кто о чём, как говорится, и я очень рад, что свобода от наказания сбросила маски с одних и дала возможность действительно утвердиться другим. Покровительство Ассоциацией Эдвардса возмутительно, но хорошо понятно – с одной стороны нужно расхлёбывать кашу, которую заварил, с другой, в глазах столь важных новых зрителей наказание хулиганов бьёт по престижу серии. Дескать, вы сказали, что можно мочить, они мочат без разбору, вы всех пересажали, и смысл тогда был всё это начинать?
Верное решение не может привести в тупик. Дисквалификация Карла во всех сериях NASCAR на две недели, сопутствующая рекламная компания Aflac, которая особенно заботится о своих клиентах при наступлении страхового случая, и не было бы Гейтвея, не было бы «Эрнхардт-стайл», хотя наверное не было бы и техасской бойни в двух частях. Но главное, Ассоциация показала бы, что держит гонщиков за тех, кто знают меру и в состоянии сами определить для себя рамки. Как гонщики умели самостоятельно решать проблемы, напомнит ролик, не потерявший сегодня своей актуальности
Не устаю повторять, что мы живём в интересную эпоху. После COT главным провалом NASCAR XXI века является Чейс, где все подвижки пока что только в худшую сторону. Через неделю объявят об очередных изменениях или их отсутствии. Будем надеяться, что действующие чемпионы скучно и методично продолжат доказывать необходимость его отмены. Сделать такую систему цивилизованной невозможно, можно окультурить, и самый лучший способ это ротация треков. Осуществить такое очень тяжело, ибо треки живут своей жизнью, да и США только на половину южная страна, но Ассоциация пробует. Замена Фонтаны на Чикалогленд это пока семечки, да и вряд ли из той оперы, а вот обратиться к истокам и вернуть Рокингем и Вилкесборо стоит. Конечно и тот и другой трек уже не те, что прежде, но с ними всё равно лучше чем с двумя Канзасами.
Позволяя себе мечтать, не будем забывать, что и в настоящем всегда наберётся пятёрка гонок, которые стоит помнить и вспоминать. О них завтра, а пока шутки ради пятёрка по версии nascar.com: 5. Indianapolis; 4. Daytona 500; 3. Bristol II; 2. Martinsville II; 1. Talladega-I.