За 7 предыдущих лет в Мартинсвилле по разу выиграли Расти Уоллас и Тони Стюарт, остальные 12 гонок забрали Джефф Гордон (4), Джимми Джонсон (6) и Денни Хэмлин (2). Именно уроженец Вирджинии помешал Мартинсвиллю стать лучшим треком #48, но в Апреле 2010-го года гонка должна была достаться другому гонщику из этого штата. Джефф Бёртон единственный из тройки многообещающих соперников доминаторов Martinsville Speedway, держался до самого конца.
Вместе с квалификацией, запланированная на воскресенье гонка была смыта дождём на понедельник, и впервые с Дайтоны лидер стартового поля первым закончил 1-й круг гонки. В Richard Childress Racing проделали огромную работу, и результатом стало улучшение перфоманса всех машин, особенно там, где прежде были слабые места. Никакой в Мартинсвилле Харвик контролировал гонку, пока не пал жертвой проблем с тормозами по итогам лишь 100 кругов. Но появившаяся скорость не пропадёт осенью, когда будет актуальнее.
Курт Буш эпохи #2 был откровенно слаб на самом коротком треке Sprint Cup. Доставшаяся высокая стартовая позиция использовалась по назначению, пока на 165-м круге не случилось конфуза в переговорах, оставившего синий Dodge на старых шинах против переобувшихся машин соперников. Так к середине дистанции остался один Бёртон, достаточно быстрый для того, чтобы составлять конкуренцию Хэмлину на каждом рестарте, чуть медленный в середине стинта и совершенно неудержимый на лонг-ране.
Шесть раз не считая пит-стопов #11 и #31 выхватывали друг у друга лидерство, причём Бёртон «играл белыми», то есть это Хэмлин начинал в роли догоняющего. Вскоре стало понятно, что Кнаус превратил дебютную гонку спойлера на COT в тесты, хотя после добавил, что не ожидал лонг-рана в конце. (Осенью они заложатся на шорт-ран, слишком явно, чтобы NASCAR этого не поняла.) А вот Гордон, традиционно лидирующий в Мартинсвилле первую сотню-другую кругов и в итоге оттесняемый получил шанс сделать всё наоборот.
О правомерности выброса коушена в концовке этой гонки можно спорить едва ли не столько же, сколько о финише 2007 Daytona 500, столько же, сколько об обратной ситуации в осенней гонке, а также досадовать на невезение Джеффа Бёртона, чья шина оказалась недостаточно прочной, чтобы выдержать мощь #31 на решающем лонг-ране. Как бы то ни было, за 7 кругов до финиша на пит-лейн поехали только Денни да Кайл. Вспомнился первый Бристоль-2008, где аналогичный пит-стоп тоже казался самоубийством, но тогда только трое на него не отважились.
Джефф Гордон может ненавидеть Кайла Буша, пожалевшего оставаться в третьем ряду, правее Менарда и Эмброуза; Райана Ньюмана, выигравшего в такой ситуации следующую гонку; Мэтта Кенсета, пошедшего на ультрапозднее торможение, но должен помнить, что боковые контакты на задней прямой, затормозившие равно #17 и #24, начал сам, да и с Мэттом у Джеффа старые счёты.
Денни Хэмлин наверняка поблагодарил обоих, а то и всех пятерых. Операция подождёт, а понедельник в 2010-м выдался его днём, и днём хороших гонок! Я не люблю ни Хэмлина ни Джонсона, но класс зрелища дороже.
2. AAA Texas 500Texas Motor Speedway, этап 34, 7 Ноября
Ничто не предвещало попадание обеих гонок на Texas Motor Speedway в пятёрку лучших, и надо признать, что оживило борьбу на типично трудном для COT куки-каттере возвращение спойлера. Если на Charlotte Motor Speedway, где гонки к тому же проводятся в вечернее время, сцепления с трассой теперь слишком мало, то на техасском треке появилась возможность успешно работать выше, уменьшая влияние грязного воздуха.
Роль Викерса сыграл Труэкс, даже переиграл, став причиной трёх коушенов, что на моей памяти удавалось только Хорнишу и Эмброузу. «Поджечь» удалось с третьего раза, но и события, развернувшиеся на предшествующих 190 кругах, заслуживают внимания. Пока Грег Биффл, выступавший флагманом расправившей крылья Roush Racing, лидировал в мечтах одержать неуловимую вторую победу в Техасе, а ведомы Грегом Зипаделли Джоуи Логано в лучших традициях Тони Стюарта приближался к первой позиции, которую у Биффла отобрал и удерживал, пит-бригада Джимми Джонсона работала с каждым разом всё хуже и хуже.
Обслуживание не быстрее 15 секунд, а машина совсем не та, что весной при том, что Денни Хэмлин как и в апреле сидит себе в районе топ-5, ждёт своего часа. Вот воспеваемый espn партнёр #11 Кайл Буш «читерит», пытаясь остаться в лидирующем круге после вылета в первом повороте и вместо того, чтобы благодарить коллег за своевременную реакцию, сохранившую изумительно подготовленную Toyota #18, показывает средний палец судье и отправляется куда подальше в протоколе. Тут же espn вспоминают, что в гонке едет некий Тревор Бэйн, абсолютный дебютант NASCAR, демонстрирующий известную отвагу в высшей лиге и вроде бы совершенно не страдающий проблемами привыкания к COT.
Над Texas Motor Speedway заходит солнце, и наступает время чёрных дел. Бесы атакуют Джеффа Бёртона, и едва Труэкс провоцирует свой заключительный коушен, #31 поворачивает в #24 во втором повороте обращая оба Chevrolet в металлолом. Джеффы идут навстречу друг другу по апрону задней прямой, и Гордон начинает драку. Трибуны аплодируют. И вот появляется необходимое условие для решения, которое, я думаю, со временем назовут лучшим в карьере Чадвика Кнауса – пит-бригада #24 будет обслуживать #48. Отныне и до конца сезона.
В сочетании с регулировками Джонсон если не летит, то получает достаточную скорость для компенсации «трудов» своих механиков. Гордоновские работают стабильно быстрее 13 секунд, и на 300-м круге, когда пейс-кар выезжает на трассу в 8-й раз, Кнаус ещё немного опускает трек-бар и, как и многие, решает менять две покрышки. У Биффла обнаруживается отказ второй передачи, но #48 в другом ряду и не страдает, однако остаётся позади #16. Всё бы ничего, но Денни Хэмлин захватил лидерство, а Джимми, ко всеобщему удвилению, не может разобраться не то что с Харвиком или Рёйтиманном, но с Менардом! Собрав всё лучшее, что в нём есть, Джонсон пройдёт #00, #98 и #29, а за 7 кругов до финиша Патрик Карпентье вылетит во втором повороте.
Первая шестёрка остаётся на трассе, Харвик первый, кому ставят грубо говоря квалификационные настройки. К несчастью Джонсона, прямо перед ним на рестарте Грег Биффл. Надежда остаётся на Кенсета, которому Хэмлин уступает лидерство, но лишь на пару поворотов. Смелая атака Мэтта не оставила чемпиону-2003 пространства для выхода из второго виража, и открыла дорогу Денни к чемпионству-2010. Что было дальше, мы хорошо знаем – надо помнить, что Кнаус и Джонсон не надеются на сопутствующие обстоятельства. Удача с ними, но на удачу нужно работать. А они работают как никто другой.
№1
1. Daytona 500Daytona International Speedway, этап 1, 14 Февраля
Последние Speedweeks на асфальте Дайтоны, которому перевалило за три десятка лет, в Sprint Cup подарили два фотофиниша, один финиш под коушеном, и следствием последнего стало форсирование правила множественных рестартов. В Nationwide и пикапах так или иначе задействованными в авариях стали 49 из 79 машин, и мало кто надеялся на более спокойную «500». Как обычно, начало было не более чем любопытным, и если к лидерству Курта Буша здесь привыкли, то Эй Джей Оллмендингер, ни разу не возглавлявший гонки в 2009-м, но финишировавшего в дебютной Daytona 500 третьим, привлекал всеобщее внимание.
Уверенный прорыв на вторую позицию к 40-му кругу затем показал, что машина великолепна на лонг-ране и достаточно быстра, чтобы вести за собой ряд. К большому сожалению, Олли пал жертвой дыры в покрытии, причём уже после первого красного флага, продолжавшегося 102 минуты. Второй продлился 46 минут, и тому, кто не смотрел эту гонку в прямом эфире наверное трудно понять как это не испортило впечатления. Попытаюсь объяснить.
Дело в том, что предыдущая рестрикторная гонка была испорчена ещё до старта запретом на бампдрафтинг. Ассоциация быстро поняла свою ошибку, и перед Speedweeks гонщикам было разрешено определять меру самим. Вдобавок к этому, были увеличены отверстия в рестрикторах, а после практик гонщики беспокоились, что шины могут не выдержать стинта. В Феврале ещё никто не знал, что двигателям Earnhardt-Childress нет равных на суперспидвеях, и всё, что происходило до красных флагов ни малейшим образом не намекало на победителя.
Гонку решили три пилота: двое смеили в межсезонье команды, третий выиграл в Дайтоне свою первую гонку в Кубке. Мартин Труэкс заблокировал Харвика на первом овердрайве и открыл дорогу на внешнем ряду Джейми МакМюррею, которого разогнал Грег Биффл. Мистический прорыв Дейла Эрнхардта-младшего в историю войдёт редким случаем второго места, которое запомнят. А Мак выиграл две подряд гонки на суперспидвеях – обе исторические, но только одна хорошая. Факт первой победы Гэнесси в Daytona 500, два года спустя своего старшего товарища-соперника Пенске, последующие успехи команд Чипа в больших гонках 2010-го года – это всё для истории.
Рестрикторная гонка, где шин едва-едва хватает, чтобы выработать топливный бак, а внутреннюю траекторию большинство способно держать десяточек кругов после пит-стопа это практически нерестрикторная гонка на суперспидвее. И это залог хорошей гонки, где всё по-настоящему. В том числе и слёзы на Аллее Победы.