Если верить официальным источникам, то прошедший сезон был едва ли не лучшим за всю историю NASCAR. В среднем 25.4 смены лидера и 11.4 лидера за гонку – два ключевых показателя зрелищности лучше предыдущих 24.9 сезона-81 и 11.0 сезона-06. Про 1981-й сказать не могу, 2006-й был не хуже, хотя и тогда какие-то никакие вышли обе гонки в Шарлотт и концовки Талладеги разочаровали. Пятёрку лучших гонок сезона-2010 я по традиции представлю в заключительной части; о том, что показал год в плане состояния NASCAR Sprint Cup в следующей части; начну с тех, без кого гонок не может быть – людях за рулём и стоящих за ними крю-чифах и владельцах.
Странное дело, но продолжающиеся титулы Джонсона заставляют запоминать скорее его соперников в каждом отдельном Чейсе, нежели помнить само значение счётчика. Раз, два, три, много – почти как в анекдоте. Джимми выиграл пятый подряд Чейс, и по окончании сезона Рик Хендрик сделал всё от него зависящее, чтобы серия продолжилась. Конечно, этой осенью Джимми пришлось как никогда тяжко, и перед Хоумстедом мы вспоминали, что статистика, как личная так и историческая, сильно против догоняющих, и от этого победа #48 внушительнее. Можно и нужно напоминать, кто противостоял Джонсону на этот раз, а вот о недостатках системы сейчас не буду.
Как никогда сильное начало сезона, и побед могло быть не 3 из 5, а 5 из 8, затем небольшой спад, по наивным выводам многих, из-за спойлера, затем ещё две очень важные победы: долгожданная в Сономе и следом в Лаудоне – ещё одно поражение Курту Бушу на его территории. А потом спад до самого Чейса. Только три топ-10 при 4 финишах 25 и ниже. Казалось, что удача отвернулась от #48 (Монтойя вынес в Бристоле) и не спешит возвращаться к ним в Чейсе (проигранная топливная концовка и разворот в Лаудоне). Но затем Джимми в два счёта возвращается на первую строчку и всё идёт своим чередом пока не случается Техас. Весной здесь была возможно лучшая совместная гонка #24 и #48 – потому что партнёры должны бороться а не только драфтить друг друга – осенью даже безнадёжным романтикам, застрявшим где-то в радужных годах в прямом эфире показали кто есть кто.
Но в Финиксе у Хэмлина снова доминирующая машина, и в руке Кнауса может сыграть только одна карта, которую он благополучно разыгрывает. Весной 2008-го, победив здесь сражающихся Марка Мартина и Джуниора, Чад сказал, что закрыл ещё одно слабое место своей команды. Прошло два с половиной года и это умение стало необходимой частью очередной победы на пути к пантеону NASCAR. Ты хорош лишь настолько, насколько хорош в последней гонке. А в межсезонье – в последнем сезоне. Хэмлину и компании нужно начинать с начала. Daytona 500, которую Джимми однажды выиграв убедительно проваливает, 25 не слишком нужных гонок (к изменению сплиттера должны приспособиться за месяц-другой) и тупое предчувствие, что у #48 как всегда всё схвачено.
Несмотря на 8 побед Хэмлина, Харвик оставил более яркое впечатление. Во-первых, он действительно стабилен, пусть нынче это и никому не нужно, но уважение вызывает. Во-вторых, он лучший на суперспидвеях, а значит 4 раза в году оказывается в центре событий. В-третьих, он по-прежнему мстителен и злопамятен, это запоминается и привлекает внимание при условии высоких результатов, которое выполняется. Автор метафоры «золотая подкова» и приверженец принципа «все за одного», Кевин сочетал трудолюбие с агрессией и заслуженно стал лучшим в год возрождения Richard Childress Racing. Этой агрессии никогда не хватало Бёртону, который в 2010-м лидировал в полтора раза больше, но так и остался без побед. У Клинта Бойера эта агрессия начала появляться в Чейсе, а у команды возможно на месяц раньше – нет дыма без огня, думаю Хэмлин знал о чём говорил на пресс-конференции в Дувре. Как бы то ни было, Клинт затем выигрывает у своего заступника в Талладеге и фраза «берегитесь #33 в следующем сезоне» напрашивается сама собой, но Чилдресс вновь будет пробовать четвёртую машину на полном расписании, а в истории RCR каждое расширение приводило к спаду в первом сезоне.
Очень важно, чтобы вспоминая NASCAR Sprint Cup 2010 перед глазами появлялся Джейми Мак – наверное лучшее что было в этом году на Аллее Победы, это МакМюррей. Совершенно не важно, что аховая нестабильность оставила его за пределами Чейса, где он был бы очень даже в теме, важно что он выиграл не просто там, где мечтают выиграть все, а ещё и так, что эти гонки хочется пересматривать. Джек Рауш выиграл первую Daytona 500 в 2009-м, а через год получил на моей памяти второй урок на тему «какого гонщика ты не смог удержать». Конечно, у EGR изумительные рестрикторные двигатели, но в Инди большую часть гонки вёл Биффл, а к Шарлотт RFR уже распрямилась во всю мощь. Сезон показал, что нет нынче лучше финишёра, чем Джонсон… и Джейми МакМюреей.
|
|
Очень важно понимать, что есть историческое достижение, а что нет и понимать, что уик-энд Кайла Буша в августовском Бристоле столь же значим как, сколь его поведение в Техасе. Очень важно понимать, что он гонщик Sprint Cup, и выступления в других сериях это хорошо покуда результаты в основной держатся на уровне. А статистика говорит точно об обратном – 8/13, 4/16 и 3/21 за побед три года в Joe Gibbs Racing в Sprint Cup по сравнению с Nationwide и пикапами. И если Харвик в хорошем смысле выступил ярче Хэмлина, то Кайл, при всей отталкивающей ауре Денни, выглядел всё более жалко и докатился до неприкрытой КТ в пользу партнёра. Гиббс-старший регулярно проводит беседы воспитательного характера со своим очень талантливым и очень неустойчивым психологически гонщиком, и если в 2011-м результаты заставят себя ждать, то ждать их уже не стоит.
Страшно сказать, но Бушу-младшему надо брать пример с младшего товарища. Джоуи Логано трудно было не поймать звезду, ибо родители всегда обеспечивали сына лучшей техникой, но оказавшись за рулём COT в непривычно длинных гонках, он столкнулся с действительностью, в которой хороших машин и чрезвычайно хороших гонщиков очень много. Опять же, все условия чтобы развиваться, и если в интервью Логано совсем не производит впечатление «бархатной лани» (вообще, назвав Харвика подкаблучником он мог и по морде получить), то на трассе, что всегда первично он прогрессирует. Не так, как следовало бы, учитывая класс машины, но достаточно, чтобы об этом стоило говорить. Судя по концовке сезона, Зиппи вполне может бросить реальный вызов Тони Стюарту в 2011-м.
Смоук, мой прогноз на главную конкуренцию Джонсону в прошедшем Чейсе, провёл весьма странный сезон, затерявшись в длинном перечне середняков, потенциально способных на многое. Но зная Тони надо понимать как важен для него моментум, и если бы в Лаудоне получилось, всё могло пойти совсем иначе. Побед не было аж до второй Атланты, зато в коротком листе треков календаря, где Стюарт не выигрывал (а короче этот лист только у Гордона), закрыта Фонтана. SHR язык не поворачивается называть частной командой, дела у самого звёздного сателлита идут скорее хорошо, от чего слухи о третьей машине продолжают циркулировать, но пока Ньюман остаётся главным другом и товарищем Стюарту, выступая не намного хуже – средний финиш в пределах 2 позиций при наличии победы.
Каждый год непременно есть сухие серии, которые чем дальше, тем настойчивее напоминают о себе. Половину 2010 года Ford сидел без побед во всех трёх сериях, если не считать успеха Кейна в Gatorade Duel, и сначала серию размочил Эдвардс в Элкхарт Лейке, а спустя полтора месяца Грег Биффл выиграл в Поконо. Эдвардс замкнул сезон Кубка двумя победами как всегда с грандиозными планами на будущее; Мэтт Кенсет – самая незаметная, но очень стильная топ-5 по итогам Чейса остался без побед. Зато с репутацией. О сезоне Эдвардса уместнее говорить в следующей части, ибо при нормальном руководстве серии его «подвиги» Атлантой бы и закончились.
Если Roush Racing логично причислять к фавторитам-2011, то не менее логично записывать Richard Petty Motorsports к тёмным лошадкам. Менард не вылезал из топ-20 первые 6 гонок сезона с 5-м местом в той Алтанте, где Кейн не выиграл по уважительной причине. Оллмендингер, чуть не убивший Кейна в Поконо, через неделю финишировал 4-м в Глене (как подобает человеку из Champ Car), а в конце сезона был ярче, чем Менард в начале и если бы не “проклятье Рида-Кайла”, мог бы и выиграть в Дувре. Кажется уже живущий 2012-м Кейси Кейн уходит в Red Bull, в Ford #9 садится Маркос Эмброуз, так и не победивший нигде кроме Глена в Nationwide. Карьера австралийца в NASCAR была под вопросом, но мы оставались в выигрыше при любом исходе.
Ни слова я пока что не сказал о двух организациях. Penske Racing доезжают на классе сотрудников, стараниях Dodge и спонсорах, которые с Роджером давно. Команда, как это ни печально, катится вниз, а ведь после трети сезона казалось, что Курт Буш и #2 способны на многое. Но вот прошло лето и наступило время сдавать экзамены, которые команда Эддингтона провалила – не было ни скорости ни надёжности и год спустя увольнения Стива Кайлом Бушем мы получили ответ на вопрос кто выигрывал те 8 гонок сезона-08. В эпоху COT настройки и особенно эволюция настроек – обязательное слагаемое успеха, а тут Эддингтон просто ученик, которому учиться не у кого. Топ-5 в Дувре и топ-10 в Финиксе это всё ещё наследие Трайсона. Где посложнее, как в Канзасе, Курт заканчивает гонку 13-м со вздохом облегчения от встречи клетчатого флага.
Брэд Кезеловски продолжил своё становление как личность в гараже и на трассе, но теперь жизненно необходимы результаты на финише. Досрочно выигранный титул в Nationwide стоит не больше, чем 2009 Southern 500, потому что Брэд – тоже гонщик Кубка, а там лучший результат это два 10 места, да и то лишь осенью. Средний финиш на 22.4 заметно лучше чем 25.0 у Стремме, но мерить Брэда по Дэвиду просто недостойно Кезеловски. Сэм Хорниш это балласт (чуть не выиграл в Поконо), который Седой Роджер возил три полных сезона. Скорее всего, после первых 5 гонок 2011-го карьера трёхкратного чемпиона IRL в NASCAR закончена, но время упущено. Команда Пенске в IRL это не меньший балласт для команды Пенске в NASCAR, при том что результатов с 2007 года – 1 Indy 500. Можно возразить, дескать, Чипу почему-то IRL не мешает и приносит внушительные результаты (3 титула, 2 Indy 500), но мы же не знаем, на что были бы способны #1 и #42 если бы все ресурсы направились бы в NASCAR? Кстати, в свете четырёх машин Ganassi Racing в IRL склоняюсь к мысли, что за пределами суперспидвеев МакМюррей и Монтойя будут испытывать большие трудности.
Наконец, Hendrick Motorsports. От иллюзий следовало избавиться давно. Все разговоры о великодушии Рика Хендрика, дающего шанс всей жизни Джуниору, затем Марку Мартину стали не более чем сотрясанием воздуха. Не стоит думать, что карьера Кейна сильно изменится в #5 или что там ему дадут. В HMS есть одна команда - #48 с Чадом Кнаусом и Джимми Джонсоном. Все остальные, включая Гордона, играют свиту. Нельзя сказать, что Рик именно так и задумывал, но глупо думать, что он верит в Дейла-младшего так, как говорит или серьёзно переживает из-за безвыигрышного сезона Джеффа, второго за последние три. В #24 направляют Алана Гастаффсона, чему лично я рад, ибо серьёзно подозреваю, что Летарт хуже чем кажется, и Гордон вывозит достойные результаты на классе. Теперь проверим. Надо думать, что гонку-другую #24 зацепят, но о соперничестве за титул внутри HMS теперь говорить просто смешно.
В 2010-м было много агрессивной борьбы, причём порой вопиюще агрессивной. О «boys, have at it» и других решениях прошедшего сезона завтра.