В воскресенье дождь в Уоткинс Глене пошёл аккурат в начале церемонии открытия. Более чем через три часа было объявлено о переносе гонки на следующий день. Изнурительное ожидание спровоцировало Чада Кнауса высказаться по важному вопросу, а отсутствие каких-либо дел подтолкнуло Робина Пембертона к быстрым ответам. Дэвид Каравьелло проследил развитие событий на nascar.com. Вашему вниманию перевод.
* * *
Стоя под подъёмником трейлера #48 в гараже Sprint Cup, Чад Кнаус был в безопасности - поздним воскресным днём дождь залил всё вокруг.
И по-прежнему, крю-чиф действующего пятикратного чемпиона Кубка Джимми Джонсона говорил, что не понимает, почему машины не едут по 2.45-мильному треку Watkins Glen International. Кнаус выражал настойчивое непонимание, почему дождевые шины не используются в топовой туринговой серии NASCAR.
"Я за. Давайте сходим за ними и поставим прямо сейчас", - сказал Кнаус незадолго до того, как NASCAR объявила о переносе воскресной гонки на понедельник 10 утра. - "Дайте нам часок, и мы сможем гоняться в любом случае."
Робин Пембертон, вице-президент гоночного отделения NASCAR, прояснил причины того, почему это не было вариантом в воскресенье и вряд ли будет рассматриваться в будущем для гонок Кубка.
"Мы полагаем, что на данном этапе это приведёт к лотерее", - сказал Пембертон. - "Наши участники, мы - это серия, не обладающая опытом использования дождевых шин. Внедрить их дорогого стоит. В наши дни чемпионаты и вопрос попадания в Чейс так плотны, что слишком много давления ляжет на одну гонку в данной фазе сезона. Откровенно говоря, мы считаем, что Cup Series выдает отличные гонки в сухую погоду. Именно это мы и намереваемся делать, вот и всё."
На фразу, что NASCAR не хочет создавать слишком много лотереи использованием дождевых шин, Кнаус ответил: "Тогда я скорее бы прекратил гоняться в Талладеге."
Кнаус продолжил, сказав, что когда NASCAR разрешила использовать дождевые шины для недавних гонок Nationwide в Монреале, то, по его мнению, санкционирующая организация "провалилась", взяв на себя определение необходимости установления дождевой резины на машины.
"Видите, они просто неправильно это делают. У меня, наверное, будут из-за этого проблемы, но это было сделано неправильно", - настаивал Кнаус. - "Сделайте так, чтобы мы могли покупать сколько угодно дождевых шин и свободно на них гоняться. Не говорите нам когда их ставить, не говорите нам, когда будет объявлен коушен. Если мы хотим стартовать на дождевых, мы стартуем на дождевых. Если хочешь поставить сухие - ставь сухие. Им не нужно говорить нам, когда ставить дождевые шины, а когда нет, только и всего. Они провалились и исключили целый элемент гонок. Так что я целиком за, давайте это сделаем."
Пембертон принял во внимание этот комментарий Кнауса, отметив, что когда дождевые шины использовались в Монреале впервые, то NASCAR, конечно, вывесила красный флаг и обязала команды перейти на дождевую резину. Но во второй дождевой гонке, сказал Пембертон, команды сами решали когда и какую резину использовать.
"В первый раз мы помогли им с организацией этого процесса в гонке - поскольку никто не обладал нужным опытом, даже Чад", - сказал Пембертон. - "Во второй раз мы объявили, что они могут делать что хотят в отношении шин - когда их ставить и ставить ли."
Пембертон продолжил, сказав, что есть скрытые причины того, почему дождевые шины доступны при необходимости в Nationwide, когда они не доступны в Cup. Если бы в субботу в Уоткинс Глене был дождь, то дождевые шины были бы готовы для команд Nationwide, участвовавших в Zippo 200.
"Когда дело касается Nationwide, то затрагивается целый ряд вещей", - сказал Пембертон. - "У команд есть необходимая логистика и всё остальное, что должно быть. Дело не в качестве гонщиков и тому подобном. Дело во многих вещах, которые надо учитывать в течение этапа, на протяжении всего уик-энда. Всё началось в Японии какое-то количество лет назад, поскольку логистически мы были обязаны гоняться, так как должы были вернуться домой в установленную дату. То же самое в Мексике, то же самое в Канаде. Когда Nationwide проводится по субботам, гонка должна состояться и уступить место следующему событию."
Джефф Гордон сказал, что понимает обе стороны дебатов о дождевых шинах. "Сейчас это бы нам помогло, потому что в таких условиях [лёгкий дождик] мы, вероятно, смогли бы на них ехать", - сказал Гордон незадолго до переноса воскресной гонки. - "Но условия должны быть идеальными, и даже в этом случае возможно запотевание стекла. Я также вижу много отрицательных сторон, с которыми нужно считаться. Мы не та серия, в которой это обычное дело, так что если такое будет происходить единожды в течение долгого времени, то всё в высшей степени запутается. Но для болельщиков конечно было бы здорово, чтобы гонки проводились. Я также думаю, что у наших машин так мало прижимающей силы и так много мощности, что не знаю как много машин удержатся на треке."
Когда было сделано предположение, что из этого может получиться хороший спектакль для болельщиков, Гордон усмехнулся и добавил: "Если вам нравятся машины, скользящие по траве … если в этом фан."
Гордон сказал, что участвовал в тестах на дождевых шинах при мокрой погоде в машине Кубка в Уоткис Глене 2000 года. Ему не понравилось: "Я ездил здесь однажды и с трудом мог пройти круг. Мне просто нужно больше времени и опыта, прежде чем я смогу обрести уверенность. Думаю, это может быть весело и должно быть захватывающе. Потенциал определённо есть. Но тогда в 2000-м я прошёл один круг и сказал 'Пожалуйста, заберите меня отсюда'. Должны быть идеальные [дождевые] условия. Никаких луж. При этом, должно быть достаточно влажно, чтобы удерживать шины от перегрева."
Гордон согласился, что NASCAR не должна решать, когда командам использовать дождевые шины, если такой вопрос встанет: "Что мне нравится в любых дождевых гонках, даже в нашей Nationwide так делают - когда траектория подсыхает кто-то переходит на сухие шины … Я думаю в этом красота - осознанный риск раннего перехода на слики", - сказал Гордон. - "Вот что мне нравится в гонках Formula One, в этой связи. Если у них такое случается, то всё может быть очень интересно и захватывающе. Но повторюсь, сейчас для наших машин, при столь малом опыте, речь идёт о максимум одном разе в год. Я не знаю, стоит ли оно того ради одного раза. Нам понадобится вложить много денег и сил в подготовку. Вот о чём я бы больше беспокоился. Так что есть аргументы с обеих сторон."
Для Кнауса похоже ничего из этого не важно. Он настаивает на удовольствии видеть в Кубке возможность выбора дождевой резины по крайней мере на двух роуд курсах ежегодно: "Это не важно. Мне бы понравилось. Я думаю, это хорошая идея. Я просто не вижу действительно существенных причин, почему мы этого не можем", - сказал он. На вопрос, какие это могут быть причины, он добавил: "Я не вовлечён в эти разговоры. И я не спрашиваю."
Пембертон дал понять, что хотел бы, чтобы Кнаус видел: "Для всего есть определённые причины. Это не просто бланкетная норма. Не просто как 'Давайте поедем на дождевых шинах, йии-хо!' Так не работает. Нужно выдать лучшее зрелище."
Пембертон сказал, что когда работал крю-чифом Расти Уолласа, то его команда тоже участвовала в тестах дождевых шин в Уоткинс Глене 2000 года: "Поначалу мы пробовали их на тестах. Гордон там был, Терри Лабонте, Расти. Несколько команд гонялись на них. А мы тестировали их на овалах и раньше, для Goodyear. И когда тестировались здесь [в Глене], настроение у ребят было такое 'Эй, нам не нужно уделять столько внимания проведению гонки во что бы то ни стало. Почему мы не можем просто перенести на следующий ясный день?' И это то, на чём мы сошлись."
По крайней мере в одном Кнаус и Пембертон смогли согласиться. Никто из них не ожидает использования дождевых шин в Sprint Cup в обозримом будущем.
"Не при этом режиме", - сказал Кнаус. - "Нет, я не думаю что это возможно. Но я буду за."
Пембертон добавил: "Мы экспериментируем. Мы сделали это в Nationwide, и мы получили хорошую историю. Но знаете, в данный момент мы не считаем это чем-то нужным для Кубка".
* * *
Лень NASCAR в лице Пембертона что-либо делать хорошо понятна - в Сономе в Июне дождь практически невероятен, так что проблема сводится к одной гонке из почти сорока. Если бы он сам, а не догадки Гордона, это озвучил, вопросов бы не было. Вместо этого - невнятные, порой возмутительные аргументы, компрометирующие высший дивизион NASCAR. Пока у руля такие люди, ожидать перемен к лучшему глупо. Рад бы я сказать в противовес, что пока такие люди, как Чад Кнаус говорят… но ведь Чад Кнаус ничего не решает.
Тем не менее, вставать, выходить и говорить нужно.