Когда я понял, что не успеваю написать традиционный анонс грядущего этапа, то решил сосредоточиться на материале о напарниках, а превью отложить на субботу. После спринтов очень обрадовался, что не написал заранее - V8 Supercars снова показали, что чем больше ты уверен в своих прогнозах, тем вероятнее полный провал этих прогнозов. В результатах Sandown 500 я был совершенно уверен сразу после Истерн Крика: #1, #888, #5 - но субботним днём это казалось едва ли возможным. Мнение о том, как и почему всё так вышло будет на днях. А сейчас попытаюсь вернуть сознание в состояние 15 сентября…
| |
Когда в 2009-м году я стал вплотную заниматься V8 Supercars, то принимал на веру всё, что видел, слышал и читал об австралийском чемпионате легковых автомобилей. Я был совершенно уверен, что запрет на экипажи из основных пилотов - правильное решение. Я был ещё более уверен, что 500-километровый эндуранс перед Батхёрстом уместнее и разумнее проводить на Филлип Айленде - и дань традиции (трасса приняла три первые гонки на выносливость в истории австралийского туринга, Батхёрст пришёл на смену в 1963-м, когда покрытие кольца на Острове нуждалось в капитальном ремонте), и техническая близость (скоростные повороты с перепадом высот) говорили в пользу Grand Prix Circuit.
С ограничением на экипажи всё стало ясно уже после эндурансов 2010-го, с трассами, откровенно говоря, только сейчас. Вопрос традиции двоякий - ведь именно Сэндаун принимал "разогрев" перед Батхёрстом чаще, чем другие трассы все вместе взятые. Вопрос технической близости спорный - всё-таки пятисотка нынче это не столько тест, сколько самостоятельный этап. Престижность чемпионского титула уже сопоставима с победой на Горе, так что превращать первый эндуранс в эксперимент могут себе позволить лишь те, кто не решает задач в чемпионате. Но таким, как правило, экспериментировать бесполезно - если кого и удастся удивить, то разве что соседей по пелотону. То ли дело превратить в эксперимент 20-круговой спринт! Такая неоднозначная деталь, доставшаяся в наследство от L&H 500, рискует стать главной отдушиной сезона-2012...
Этап чемпионата на Phillip Island Grand Prix Circuit показал, что между характерами гонок в формате эндуранс и спринт (200 километров не особо спринт, но тем не менее) на данной трассе лежит пропасть. Оно и понятно - запредельная требовательность к резине, зачастую необратимые последствия вылета на траву, влияние аэродинамики и состояния подвески на общую управляемость автомобиля. Все эти факторы, казалось бы, должны давать простор для творчества, но гонки на выносливость крайне редко поощряют творчество до заключительного пит-стопа.
| |
Другое дело Sandown International Raceway. Ни одного проходного поворота, 4 места для атаки/ошибки, высоченные бордюры (последнее, кстати, роднит с Батхёрстом и является ключевым аспектом по словам Кэмпбелла Литтла) - всё это на дистанции слегка за 3 км. То есть ни малейшего намёка на избыточность, которую толерантные обозреватели называют "пилотажной секцией".
Если когда-нибудь в V8 Supercars будет гонка всех звёзд, то Сэндаун - первый кандидат на проведение. Если уже сейчас задумываться о пятёрке лучших гонок сезона, то туда попадёт субботняя в Айленде (среди прочих) и второй спринт в Сэндауне (оставлю в стороне то, что "квалифаеры" не идут в статистику гонок) - 20-круговка лидирует с большим отрывом. И это они разыгрывали места на старте 500-километровой гонки! Только представьте что будет, если на кону миллион долларов, а следующий этап чемпионата недели через три!
После спринтов отнюдь не казался шуточным вопрос, в какой гонке на самом деле ехали основные пилоты чемпионата. На самом деле, случившееся вполне объяснимо - напарники до смерти запуганы. Облажаешься - и больше не сядешь за руль V8 Supercars. К сожалению, данный страх не распространяется на владельцев и родственников. Так что дайв-бомб Пола Морриса никого не удивил, и теперь главным идиотизмом выглядет правило, по которому напарник зарабатывает очки в личный зачёт и для основного пилота. Кто бы мог подумать, что в квалификационной гонке Sandown 500 состоялся потенциально championship-changing moment.
А кто бы мог подумать, что это только начало?! Без лишего пафоса - напарник экипажа #1 Пол Дамбрелл выступил намного лучше, чем трёхкратный и действующий чемпион V8 Supercars Джейми Винкап. Вечный запасной Джон МакИнтайр оказался лучше, чем 6-кратный победитель гонок этого сезона Уилл Дэвисон. Осторожный и корректный Уоррен Лафф смог пройти 20 кругов безошибочно, в отличие от короля эндурансов Крейга Лаундса. Экипаж Рейнольдс / Канто оказался лучшим в Ford Performance Racing. И так далее… Нет, на самом деле, за пределами фаворитов всё было более-менее объяснимо. Разве что Алекс Дэвисон выглядел лучше Джеймса Моффата, а Аллан Саймонсен собрал все беды #17. Как бы то ни было, расстановка на лицо - в гонке напарников имеем топ-6, идущую одним поездом, где только Дамбрелл предпринимает активные действия; в гонке основных имеем ошибку на ошибке среди лидеров и весьма непредсказуемую топ-3 даже по меркам квалификационной гонки.
И вот тут скажем спасибо формату - нечего там копеечные очки складывать, выясняя кто где должен стартовать - финиш во второй гонке и точка. Плюс объявленные штрафы, и здесь спасибо регламенту скажет уже Марк Винтерботтом - плотность пелотона нынче такова, что старт 500-ки с последнего ряда может не обернуться даже финишем в топ-10. Прибавьте к этому потерянное в спринтах, даже с учётом чемпионского подарка, и думать о чемпионате перед Батхёрстом можно будет разве что для проформы (триста очков за гонку, бла-бла-бла).
Sandown 500 дал самую интригующую стартовую решётку этого сезона; спринт-формат для её определения оказался настолько удачным, что хочется его присутствия на каждом этапе. Ну или возвращения к трёхгоночной схеме, только безо всяких там промежуточных итогов. Однако, такая фора со стороны фаворитов создала идеальные условия для постановки эксперимента на вменяемость нынешнего сезона - критики получили беспрецедентные начальные данные. Если и теперь на финише будет всё как обычно - тушите свет. Адепты конечно могут сказать, что длинная дистанция даёт больше времени на прорыв. Но ведь это же не 1000 километров и не "машинный" Филлип Айленд...
Тэги: в8, сэндаун, филлип айленд, эндуранс