Ford добился большого прогресса в сезоне-1973, и кульминацией стала победа в престижнейшей Hardie-Ferodo 1000. Falcon Hardtop GT добился победы благодаря правильной стратегии и пилотажу Аллана Моффата и Иэна Гейгана. В том году дистанция этой гонки впервые составила 1000 километров, в отличие от предыдущих событий, длиной 500 миль. И хотя Моффат и Гейган лидировали большую часть гонки, результат всё равно формировался ситуациями, не связанными с ожидаемыми неудачами или просчётами, даже когда машина победителей проходила финальные круги.
Моффат закончил свою вторую смену и передал управление напарнику, чтобы отбыть обязательный перерыв, так как правила запрещали управлять автомобилем более 3.5 часов подряд. Если бы он закончил гонку позднее 16:45 по местному времени, то бы превысил допустимое время нахождения, и их экипаж был бы дисквалифицирован. Но в реальности после окончания гонки у Аллана даже осталось две минуты форы.
За Батхёрст давались двойные очки в Зачёт Производителей, поэтому Ford смог обогнать Holden, заработав 22 очка за победу, на три больше, чем все Holden Torana. 35000 человек – рекордное количество – наблюдало за гонкой непосредственно на трассе, а ещё более миллиона смотрело её в телетрансляции, которая охватила все штаты Австралии.
Кавалькада Ford начала играть мускулами ещё в квалификации, где её представители заняли первые два ряда стартового поля. Машины Holden в свою очередь оккупировали третью линию. Всего же на старт вышли 59 машин.
Стартовавший с поула Джон Госс (был в паре с Кевином Бартлеттом) уверенно удержал лидерство на старте гонки. По окончании первого круга пилоты Ford сохранили свои места в первой четвёрке. Лучшим из пилотов Holden был Питер Брок на пятой позиции. За ним следовали Боб Моррис, Аллан Грайс, Тони Аллен на Chrysler Charger и Колин Бонд. В отличие от предыдущих лет, в этот раз на старте не произошло ни одного столкновения.
Первый сход произошёл на первом круге, когда Пэт Пек повредила двигатель на своём Holden. Всего же на 1000 километров пришлось семь Torana, покинувших гонку из-за технических проблем. Вторым сошедшим стал Боб Моррис, когда на четвёртом круге в его двигателе сломался шатун. Неудачи обходили стороной Питера Брока, который вёл свой Torana, оборудованный карбюратором Weber, с такой же скоростью, что и пилоты Голубого овала. Однако, расход топлива заставлял желать лучшего. И в отличие от Брока, другой пилот Holden Колин Бонд предпочёл экономию скорости.
После часа гонки Госс опережал Моффата на 10 секунд. За Алланом следовали Гибсон, Френч, Брок и Колин Бонд. К тому времени уже завершил гонку экипаж Фреда Гибсона и Барри Ситона: машина отказала на самой вершине горы. После 24-го круга в круге лидера осталось лишь шесть машин. Дон Холланд, Дик Джонсон (выступавший за Holden), Тони Аллен и Рэй Стронг проигрывали лидеру больше шести километров.
Спустя пять минут после открытия окна дозаправок на пит-лейн заехал Джон Френч. Его остановка продолжалась более двух минут, она отбросила экипаж на седьмое место с кругом отставания. Новозеландец Лео Леонард был вынужден заехать на пит из-за перегрева мотора, а вот у Рона Диксона на Holden Monaro остановка прошла удачно, и он передал руль Бобу Стивенсу. Первенствовалпо-прежнему Госс, и в одном круге с ним были лишь Моффат, Брок и Бонд.
Лидер заехал к механикам на 45-м круге, в 11:34 по местному времени. Спустя 2 минуты 18 секунд машину на трассу вывел уже Кевин Бартлетт. Механики Моффата потратили на пит-стоп 2 минуты 24 секунды, и за это время за руль успел сесть Иэн Гейган. Брок остановился около полудня с тем же результатом, а управление у него перехватил Даг Чивас. В это же время проколол колесо Джон Ступман, а напарник Боба Джейна Джон Харви вновь был вынужден заехать к механикам. Аллан Грайс же боролся с неисправностями колёс: проблема была в подшипниках. Среди других, у кого были проблемы, оказались Джим Хантер (сгорела электропроводка) и Брюс МакФи (неполадки со сцеплением).
Колин Бонд приехал на пит в 12:15. Он уступил место Лео Гейгану, и их пи-стоп оказался наиболее быстрым – 1 минута 40 секунд. Бартлетт к этому моменту прошёл 61 круг. В одном круге с ним находился только Даг Чивас. Лео Гейган был уже в круге позади вместе с Джоном Френчем и Иэном Гейганом. Два круга проигрывали Джон Харви, Боб Форбс (Дик Джонсон) и Макс Стюарт (Дон Холланд). Примерно в час дня прекратили борьбу Леонард и Спрег, а также Рэй Такуэлл и Барри Коулман.
Середняки и аутсайдеры последовательно проводили пит-стопы. Кевин Бартлетт тоже заехал на пит-лейн, чтобы залить масло и топливо, а также поменяться местами с Джоном Госсом. Госс и не подозревал, что через полчаса произойдёт то, что перевернёт ход гонки.
Джордж Гарт и Боб Джейн допустили контакт. Развернувшаяся машина Гарта оказалась прямо под носом у Джона Госса, и Госс не смог избежать столкновения. В результате Джон получил прокол колеса и был вынужден три минуты простоять на пит-лейне. В отличие от Госса, Боб Джейн почти не пострадал в аварии, и через 2 минуты пит-стопа отдал машину Джону Харви.
В лидеры вышел экипаж Брока/Чиваса. За ним следовали Бонд, Моффат, Госс, Френч (90 кругов, на один меньше, чем у лидера), Харви, Форбс и Картер (89 кругов). Преимущество Holden #1 рухнуло, когда у Чиваса на горе закончилось топливо. Даг упорно пытался дотерпеть до пит-стопа, но за полкруга до оного бак опустел. Holden скатился вниз по склону, даже почти доехал до пит-лейна, но дальше Чивасу пришлось толкать машину в одиночку. Этот был тяжёлый момент для фанатов Holden Dealer Team, а также для самого Чиваса, который в свой 51 год не отличался атлетическим телосложением. После долгожданнейшего пит-стопа Брок оказался в шести минутах позади лидера, которым стал Ford #9 (Моффат/Гейган).
В 14:38 Джон Госс, машина которого страдала от перегрева (так как в аварии был повреждён радиатор) всё-таки сошёл с трассы. Лео Гейган в то же время заехал на последнюю дозаправку и отдал руль Колину Бонду. На ту пору пришлось много сходов, и одними из выбывших стали Джон Френч и Боб Скелтон: их мотор взорвался прямо на главной прямой.
К трём часа дня Моффат успел опередить более чем на круг все без исключения машины. Он остался первым до самого финиша. Даже после пит-стопа на 130-м круге #9 опережал #24 Колина Бонда на 77 секунд. Бонд же на 44 секунды оторвался от #1
Питера Брока. Тем не менее, Брок шёл по трассе быстрее других. Он даже решил отсрочить дозаправку, так как не хотел терять скорость. На его счастье, на 151-м круге Бонд получил прокол, и Броки стал вторым, на круг отставая от Моффата.
Порядок в первой тройке сохранился до финиша, но Броку стоило больших усилий удержать второе место. На последнем круга Гэри Кук разбил свою Mazda, и Питер, чтобы избежать столкновения, выехал на траву, что привело к проколу обеих задних шин. Колин Бонд так и остался третьим, впереди Джона Харви и Рэя Каледы на Charger.
В классе C (мотор объёмом 2.8 литра) первые два места заняли пилоты на Mazda RX2: Хэнли/Роджерсон и Бисли/Бассельман. Экипаж Кук/Сирл прошёл на один круг больше, чем Тэйлор и Смит на Torana GTR, но из-за аварии Кука именно пилоты на Holden были классифицированы третьими в этом класса.
В категории B (двигатель объёмом до двух литров) первенствовали гонщики Alfa Romeo Рэй Харрисон и Мэл Робертсон. Они закончили гонку восьмыми в абсолюте, выше, чем победитель в классе C. Моллисон и Хиндхаф на Mazda стали вторыми, далее расположились Лидс/Мёркотт на Ford Escort и Роксбург/Вайтфорд на Datsun.
В младшей категории, где объём двигателя не превышает 1.3 литров, выиграли Билл Эванс и Джеймс Лэинг-Пич, выступавшие на пятиступенчатом заводском Datsun 1200. Вторыми стали Мэнтикас и Лэндер на Fiat 128 Coupe, а третьими – Клемент и Мэйсон на Mini Cooper S.
По материалам 1974 Competition Yearbook.
Тэги: австралия, алан моффат, питер брок