Джейми Винкап может и не празднует победу до формального завершения чемпионата, но мы не можем пройти мимо статьи автора BigPond Sport Бена Хокинга, который нашёл место новому четырёхкратному чемпиону австралийского туринга среди трёх других.
Выступление Джейми Винкапа в Винтоне позволило ему присоединиться к легендам австралийского чемпионата легковых автомобилей – Аллан Моффат, Джим Ричардс и Боб Джейн выиграли по 4 титула, больше только у Дика Джонсона, Иэна Гейгана и Марка Скейфа – 5.
Сравнивать гонщиков сквозь эпохи всегда непросто. Они гонялись на разных трассах, на очень разных машинах и по совершенно разным правилам. Пилоты прошлого соревновались во многих других категориях параллельно с чемпионатом, что комфортно позволял разреженный календарь ATCC – это вряд ли поймёт Джейми Винкап, у которого 15-этапный календарь V8 Supercars по всей Австралии и не только.
Держа в уме сложность задачи, представляем наш ранжир четырёхкратных чемпионов с пояснениями. Наверное, нам уже надо готовить историю для следующего года, сравнивая Винкапа с пятикратными.
4. Аллан Моффат (1973, 1976, 1977 и 1983)
Первый титул Моффата был добыт в убедительном стиле – выиграны четыре первых этапа, всего накануне последнего этапа пять, и сход в заключительно этапе ничего не значит. Впрочем, как и на протяжении всей карьеры, его главным соперником в тот год был Питер Брок, для которого это был первый сезон в гонках (такого уровня – прим. Ф.Б.) Когда Брок немного набрался опыта, он побил Моффата на следующий год, в 1974-м.
Большую часть сезона-1975 канадец провёл на обочине, но доказал своё упорство, вернувшись и завоевав корону в 1976-м. В тот год Моффат резво стартовал и перезапустил свой сезон, получив новейший Ford Falcon XB GT в середине чемпионата после того, как его основной автомобиль погиб из-за сгоревшего фургона, перевозившего машину в Аделаиду в Июне. Моффат позаимствовал у Джона Госса Falcon, чтобы провести этапы, пока не будет готов его новый автомобиль. Тот факт, что Барри Ситон смог занять третье место на Ford Capri, выступая в классе до трёх литров показывает, что в 1976-м конкуренция была не слишком высокая.
Победа Моффата в 1977-м была ещё одним тотальным доминированием – пять побед в пяти первых этапах и всего 7 в 11. Главным соперником был партнёр Колин Бонд, тогда как автомобили Torana так и не смогли навязать борьбу Falcon’ам в тот год.
Главная причина, по которой мы поставили Моффата на четвёртое место – споры вокруг его титула 1983 года. Гонщик Nissan Джордж Фёри мог финишировать хотя бы девятым на заключительном этапе, чтобы взять титул, но после предпоследнего этапа были изменены правила, которые позволили установить на Mazda RX-7 Моффата более мощный двигатель. Тим-менеджер Nissan Motorsport Говард Мэрдсен принял решение сняться в финального этапа чемпионата в знак протеста, позволив Моффату выиграть титул.
(В XXI веке такое совершенно невозможно представить – то есть неправосудные решения принимают время от времени много где, а вот чтобы, например, Рон Деннис снял McLaren F1 в конце 2007-го или Майк Эрл вывел свои Aon Ford из BTCC 2010 – за гранью фантастики.)
3. Боб Джейн (1962, 1963, 1971 и 1972)
Первые два титула Боба Джейна состоялись, когда чемпионат состоял из турнира в виде одной гонки: 109 километров по улицам Лонгфорда в 1962-м и 80 км. на трассе Маллала в 1963-м. Учитывая, что даже в Яс Марине в этом году каждая из трёх гонок была по 67 километров, Джейн теряет позиции в списке четырёхкратных чемпионов.
Но два других чемпионства Джейна были высшей пробы. В 1971-м он побил Моффата, Гейгана и Норма Бичи. У Джейна был один сход в сезоне, но все остальных этапы он закончил на подиуме, выиграв три из них. Победа в следующем сезона была похожа – финиш на подиуме на всех этапах за исключением одного схода, но на этот раз он выиграл 4 из 8 гонок.
2. Джейми Винкап (2008, 2009, 2011 и 2012)
Карьера Винкапа ещё далека от завершения, поэтому оценивать его рекорд тяжело. Мало кто будет оспаривать, что к тому моменту, как он повесит шлем на гвоздь, он войдёт в книги рекордов как величайший гонщик в истории автоспорта Австралии. Тот факт, что мы смогли посмотреть все гонки Винкапа, тогда как подвиги других находятся в далёком прошлом, добавляет соблазна поставить его на вершину списка. Есть только одна причина, по которой мы постеснялись это сделать: всего его титулы были выиграны в составе сильнейшей команды паддока. Винкап начал свою карьеру в Garry Rogers Motorsport в 2003-м и закончил дебютный сезон на 27-й позиции. Когда он вернулся и выступал за Tasman Motorsport в 2005-м, то занял 16-е место и лишь два раза поднялся на подиум – оба раза в эндурансах, когда его напарником был Джейсон Ричардс. Небывалый успех пришёл к нему только после перехода в организацию Роланда Дейна.
1. Джим Ричардс (1985, 1987, 1990 и 1991)
В противоположность Винкапу, Ричардс редко выступал за сильнейшую команду, хотя время от времени находил себя за рулём лучших. Его первый титул в 1985-м совпал с первым сезоном, когда ATCC проводился по правилам FIA Group A, и Ричардс размазал пелотон на своём JPS BMW 635 CSi, выиграв 7 из 10 этапов. За титул 1987 года Ричардсу пришлось побороться сильнее, но тем не менее он выиграл 4 из 9 этапов и значительно опередил Гленна Ситона.
Победы Годзиллы в 1990-м и 1991-м разительно отличались друг от друга. Первая была тяжёлой битвой, в то время как вторая – полным доминированием. В 1990-м Ричардс подошёл к финальному этапу в Оран Парке, опережая Джонсона лишь на 3 очка. Колин Бонд и Питер Брок отставали на 11 и 12 соответственно. Находясь под давлением, Ричардс сделал то, что умеет лучше всего и промчался к победе, опередив Брока и взяв титул. В 1991-м Ричардс и Скейф делали всё, что им заблагорассудится и финишировали на первых двух позициях в чемпионате.
Если принять во внимание семь побед Ричардса в Батхёрсте, а также его другие достижения в автоспорте, коих слишком много, чтобы перечислять, то нам придётся признать его как лучшего из гонщиков, которые выигрывали четыре чемпионата ATCC.
Парой недель ранее Хокинг рассуждал, нужен ли Джейми Винкапу новый вызов. Дескать, в начале года его мотивировало доминирование Ford Performance Racing, а сейчас он на пути к повторению рекорда 2008 года, когда выиграл 15 гонок из 34, в которых принимал участие. Текст вышел после Абу Даби, сейчас Винкап уже 15 не выиграет, разве что процент побед может перекрыть – 14 из 30 это лучше, но так или иначе суть ясна – впервые за 10 лет чемпион определился не на финальном этапе.
На самом деле, вопрос «а нужен ли новый вызов?» можно задаватьв разные годы более-менее всем доминаторам современного автоспорта: Шумахеру, Росси, Лёбу, Джонсону, теперь вот Феттелю. Кто-то из вас наверное скажет (не подумав), что двое из них доминировали в самой вершине автоспорта – я даже не стану спорить – трое остальных считают про свои гонки точно так же. В этой связи мне непонятно почему Джейми Винкап должен искать чего-то на стороне.
V8 Supercars, по моему скромному мнению, сегодня является сильнейшим кольцевым автогоночным чемпионатом на асфальте, так что соглашусь с Хокингом – вызовом было бы перейти в другую команду, а лучше на нового производителя, как это сделал Лаундс, покинув тёплую и уютную (и доминирующую) Holden Racing Team после сезона 2000 года. Крейг выиграл три из четырёх сезонов, но после 1999-го в чемпионате не побеждал, более того, он перешёл в лагерь Ford, приняв на себя огонь ненависти болельщиков. (В Австралии до сих пор болеют по маркам. «Ты за кого?» - спросила у меня одна девушка в Батхёрсте. - «За Марка Винтерботтома». - «Так он же на Ford».)
Попробовать себя в дорожных гонках NASCAR Джейми Винкап может и так, и я бы многое отдал, чтобы он там выступил. Свои шансы в Гонке чемпионов, перечисляя участников которой Хокинг хорошо съязвил: «… Дэвид Култард (который на самом деле не чемпион, но кто мы такие, чтобы оспаривать критерий отбора)», новоиспечённый четырёхкратный чемпион оценивает скоромно, ссылаясь на то, что опыта управления чем-либо кроме V8 Supercars по сути нет. Но ведь предстоящее через 2.5 недели зрелище в Бангкоке это просто шоу, да ещё сомнительного качества. Право, вы же не станете сравнивать Карла Эдвардса и Михаэля Шумахера после ROC 2008!
А пока вызов Джейми Винкапа очевиден – Sydney Olympic Park, где лучший результат за все 6 гонок это 5-е место. О нём завтра.
Тэги: австралия, аллан моффат, боб джейн, в8, джейми винкап, джим ричардс, история в8