Питер Брок, хладнокровный, но искромётный кумир многих фанатов Австралийского Туринга довершил выдающийся сезон, выиграв в доминирующем стиле тысячекилометровую гонку Hardie-Ferodo 1000 которая прошла 30 сентября на трассе Маунт Панорама в Батхерсте.
Незадолго до этого Питер выиграл ралли Australia Repco Reliability Trial, а также гонку на выносливость Hang Ten 400. Победа в Батхерсте же сделала Marlboro-Holden Dealer Team абсолютно непобедимой в глазах того, кто с ней борется. Обманчиво ощущение, что победу обеспечил крупнейший бюджет; говорящий так недооценивает талант пилота, который может не только уследить за соперниками, когда они действуют необычно, но и определить момент, когда пора чуть замедлится, поберечь машину и задать темп до самого финиша.
Не то чтобы это было необходимо на Горе в этом году. Брок доминировал на тренировках – его лучший круг был на 1.9 секунды быстрее, чем результат ближайшего конкурента, - а потом ни на круг не упустил лидерство в 163-круговой гонке, на протяжении 45 кругов из которой ему помогал Джим Ричардс: он удержал лидерство во время трудной середины гонки, когда обрушившийся дождь сделал трек скользким, впрочем, не заставив пилотов ставить дождевые шины.
Все потенциальные соперники нейтрализовались, и гонка превратилась в неожиданно утомительное зрелище. Второе место досталось недооцененному Питеру Дженсену в паре с Ларри Пёркинсом, а третье – вовсе неоценённому экипажу Ральфа Редберна и Джона Смита, звезды гонок оупенов, который впервые стартовал в гонке на выносливость.
Перед гонкой
Как обычно, Marlboro-Holden Dealer Team выставила две машины: одну для Питера Брока и Джима Ричардса, а вторую – для Джона Харви, ещё одного пилота на полном расписании, и неопытного Рона Харроупа. Оба автомобиля были модели Torana A9X, которая наряду с конкурирующей Falcon GT Hardtops перестанет быть пригодной для участия в гонках в конце этого года – за 12 месяцев не было продано ни одной гражданской версии.ъ
Главным конкурентом HDT считался действующий чемпион ATCC Боб Моррис в паре с Дитером Квестером, чей Torana был подготовлен специалистом по двигателям Питером Моллойем. К протеже Фрэнка Гарднера, Аллан Грайсу, который значительно вырос под строгим надзором Фрэнка, присоединился Альфредо Костанцо, ещё один мастер гонок сингл-ситтеров. У них был такой же Torana, что и у Чарли О’Брайана с Гартом Вигстоном. Контингент Falcon, который почти никто не считал фаворитом, возглавлял традиционный представитель Ford, четырёхкратный победитель гонки Аллан Моффат, деливший машину с Джоном Фитцпатриком; Колин Бонд был в одном экипаже с ветераном Джоном Френчем; Джон Госс вновь заручился поддержкой Анри Пескароло, который был весьма потрясён тем, что два из трёх двигателей его UTA DC10 вышли из строя во время перелёта из Джакарты на пути в Австралию; а новозеландцам Грэму Лэренсу и Лео Леонарду помогали Мюррей Картер и Рон Вэнлесс.
Единственным, кто выделялся из когорты Ford и Holden в классе 3000сс ,был Z28 Camaro, который был допущен на старт благодаря гибким правилам, введённым для того, чтобы разнообразить пелотон. Одна машина была заявлена для Кевина Бартлетта с Бобом Фортсом, а вторая – для Дика Барбора с Роном Диксоном. Обе машины допустили только с барабанными тормозами, хотя 350-кубовый мотор нареканий не вызвал. В любом случае, разные задержки замедлили подготовку, так что команда оказалась неконкурентоспособной. Бартлетт, который за две недели до этого серьёзно пострадал при аварии своего Brabham в Сандауне, был выписан из госпиталя на этот уикенд и смотрел гонку в инвалидном кресле. Место Кевина занял Джон Маккормэк, трёхкратный чемпион страны в гонках оупенов.
Состав 3-литрового класс являлся традиционным сочетанием Capri и Mazda RX3, оснащённых роторными двигателям, с BMW, Volvo 242 GT (машину, оборудованную дорожными шинами, пилотировали ветераны Дэвид МакКой и Спенс Мартин) и несколькими Mazda RX7, добавленными для повышения интереса. 2-литровый эшелон был заполнен Escort RS2000s, Alfetta GTVs (одну из которых вёл Дерек Белл), несколькими Celica и Dolomite Sprints. А класс для машин с объёмом двигателя 1600сс, новый для этой гонки, был представлен преимущественно Holden Gemini. В то же время были заявлены несколько Golf GTI (одним из которых управляли Руди Дальхаузер и Крис Хейер) и Toyota Levin с двухкамерным двигателем, которую пилотировали Марк Тэтчер и Кийоши Мисаки.
Неофициальные тренировки в этом году стартовали в среду, а общую квалификацию было решено провести в пятницу в формате трёх 15-минутных сессий. Из-за дождя заезды получились совершенно непоказательными, но восемь пилотов (и ещё двое благодаря организаторам) смогли попасть в субботний шутаут, чтобы разыграть позиции первой десятки на стартовом поле.
С самого начала появились проблемы у Аллана Моффата. У него приключилась целая серия неисправностей с поршнями двигателя – два из них были разрушены перед тем, как ответственность за взрыв в камере сгорания была возложена на бракованную деталь. Фитцпатрик долго оставался в боксах в ожидании и в конечном счёте прошёл только 9 кругов, всего на 3 круга больше, чем необходимый минимум. Впрочем, результат оказался близко к зачётному времени в 2 минуты 26.9 секунды, установленному, как обычно, Броком.
Госс прошёл в четверг всего несколько кругов, а потом разбил свой Falcon. Машина была отправлена на починку. Пилоты, как следствие, пропустили квалификацию и вынуждены были начать гонку с конца стартовой решётки. После ремонта авто прибыло на трек в субботу во время практики. Однако, пилоты так и не смогли накатать мало-мальскую дистанцию, а Пескароло и вовсе проехал всего 2 круга!
Ни один из Camaro также не был квалифицирован, так что машины отправились в самый хвост стартового поля из 62 машин.
Первые сильные результаты были установлены Морисом (2:22.4) и Квестером примерно в одно время. Чарли О’Брайан смог проехать за 2:22.4, а Дик Джонсон выжал из своего Falcon 2:22.2. C течением времени пилоты стали ехать быстрее. Так О’Брайан сбросил секунду со своего времени, а Бо Сетон на своём Torana достиг результата в 2:22.9.
Дождь сделал официальную пятничную квалификацию бессмысленной, но в младших эшелонах ситуация только накалялись. Барри Джонс и Терри Финниган возглавили протокол в 3-литровом классе с их Mazda RX3 и 2:50.8, опередив прошлогодних победителей Стива Мастертона и Фила Лукаса на Capri (2:54.1). В классе 2000сс первенствовал Дерек Белл на Alfetta GTV (2:53.6), неожиданно сильно оторвавшийся от Celica с двухкамерным двигателем, за рулём которой были Питер Уильямсон и Майкл Куинн, которым прочили успех. Они дотянулись лишь до результата 2:58.2. Майк Тэтчер продемонстрировал мастерство на сложном треке, показав на своей Levin 2:43.7 по суху, в то время как Мисаки продемонстрировал 2:42.6 на прикатанных шинах. Однако, из-за отсутствия радиосвязи, команда оставила машину на «сухих» настройках во время дождевой квалификации, что привело к катастрофическим последствиям. Ну а зачёт класса возглавили Алан и Кел Гоу на Holden Gemini (3:07.0).
Хотя погода и вызывала опасения, трасса во время субботнего шутаута была сухой на многих участках. Впрочем, другие места были очень скользки из-за пыли. Первые из тех, кто вышел на трассу, были не слишком быстры. Гарри Кук на своём Torana прошёл невыразительный круг со временем 2:30.8, в то время как О’Брайан смотрелся получше со своими 2:26.1. Бонд не смог найти свой темп и показал на Falcon 2:30.0, а сразу за ним Моффат проехал чистый круг с результатом 2:26.0. Моррис и Брок были восьмым и девятым по очереди, и шансы Морриса возросли, когда он показал 2:23.9. Впрочем, он недолго красовался на вершине протокола –Питер проделал круг за 2:21.2, в то же время, пройдя очень чисто.
Все кроме Бонда решили пойти на вторую попытку. На этот раз Брок реально дал понять, как будет проходить гонка, показав 2:20.5, что было на две секунды быстрее, чем Моррис, который, в свою очередь, оказался на секунду быстрее Грайса. Моффат (2:24.3) стал самым быстрым из тех трёх в топ-10, кто был на Falcon. О’Брайн показал 2:24.6, а Гарри Роджерс - 2:25.9. Ларри Перкинс проявил характер, показав на машине Янсона 2:26.2. Кук не смог проехать быстрее, чем 2:27.0, далее шёл Джонсон на втором Falcon (2:27.6), который опередил только Бонда, оставшегося со временем 2:30.0.
Квалификация продемонстрировала огромную разницу в скорости экипажей из топ-10 – первого и последнего в одинаковых условиях разделило почти 10 секунд. В гонке разрывы только увеличились.
Возможно, главным неудачником тренировок стал Джон Харви, девятый в дождевой практике, которого организаторы исключили из шутаута, чтобы дать проехать Моффату, для которого пятничная квалификация закончилась после поломки мотора.
Гонка
Ближе всего соперники подобрались к Питеру на стартовой прямой. Уже после первого круга Брок на 5.2 секунды опережал Морриса, которого вплотную преследовал Моффат. Далее шли Грайс, О’Брайан и Гарри Роджерс на Torana.Несмотря на тотальное превосходство Питера Брока на тренировках, ожидалось, что в гонке будет жарко, хотя бы в первые часы. Фанаты отстаивали свои мнения на общенациональном телешоу, рейтинг которого стал одним из самых высоких в стране. В том числе, ожидалось, что Моррис, Грайс, О’Брайан и Моффат смогут поддерживать темп Брока. Но этого не произошло.
После 10 кругов #05 лидировал с отрывом в 10 секунд и продолжал отрываться – можно сказать, судьба гонки была предрешена. Между тем, напарник Брока Харви, который набрал приличную скорость, добрался до третьего места, пройдя почти всю первую десятку, а на 22 круге опередил Морриса и стал вторым.
Тем временем, из хвоста пелотона сквозь ряды менее мощных машин прорывались Госс на Falcon и Форбс с Диксоном на Camaro, однако никто из них не запомнился в гонке чем-либо ярким. Автомобиль Форбса и Маккормака рано заехал на пит-лейн, так как нужно было сменить сцепление, которое барахлило так же, как и на тренировках. Позднее этот автомобиль, как и болид Диксона и Барбора, сошёл с трассы вследствие неисправности мотора.
Falcon’ы тоже начали выбывать из гонки рано. У Бонда на четвёртой передаче заклинило коробку, Госс совершил несколько пит-стопов из-за низкого давления топлива, а на машине Расти Френча и Грэма Мура сломался клапан. В продолжение проблем Ford задел отбойник Дик Джонсон. Он был вынужден заехать на пит-лейн, где машину отремонтировали, однако время было потеряно.
Гонка была изнурительной как для пилотов, так и для техники. Например, проблемы Уолтера Каплена и Грэма МакРея (Torana) крылись в том, что «поршень застрял на верхней части стартера».
После 1 часа 39 минут началась первая волна остановок в боксах. Это примерно совпало с моментом, когда на трассу упали первые капли дождя. Плановый пит-стоп Аллана Моффата продолжался 1 минуту 18 секунд, пока механики меняли шины и заливали топливо. Моррис также заехал на пит-стоп, где его команда дозаправила машину и сменила шины за 45 секунд, показав высший класс. У Грайса же 41 секунда ушла только на дозаправку.
Когда туча улетела, Брок почти сразу же как ни в чём не бывало побил рекорд круга, установленный когда-то давно Моффатом и равный 2:22.0. Потом, примерно через 10 минут после остановки Моффата, Питер тоже отправился на пит-лейн. Там он передал управление Джиму Ричардсу, а в целом пит-стоп с дозаправкой и сменой шин занял 45 секунд.
Всего через два с четвертью часа после старта рухнули надежды Морриса. Он шёл третьим, когда из-под капота заструился сизый дым. Проблема крылась в коробке передач, и когда автомобиль всё же вернулся на трассу, гонка для него больше напоминала фотосессию.
Только дым рассеялся, как Рон Харроуп разрушил лидирующую пару машин M-HDT, разбив свой Torana о бетонную стену. Пилот, к счастью, не пострадал, но машина была серьёзно повреждена.
Да, это был действительно не лучший день для вторых пилотов. Так вскоре после Харроупа машину повредил Альфредо Констанцо. В результате аварии была повреждена рулевая тяга, на ремонт которой ушло 8 минут. А когда за руль вернулся Алан Грайс, обнаружились ещё и проблемы с передними тормозами.
В то же время медленно, но верно пробивались наверх экипажи Редберна/Смита и Пёркинса/Дженсона(боровшиеся с повышенным износом передних шин). Редберн стартовал с 17 позиции, а на 33 круге вышел на 10 место, продвигаясь выше в протоколе из-за сходов более быстрых машин.
Среди которых оказался и Holden Torana О’Брайана и Вингстона, долгое время удерживавшийся в первой тройке. Экипаж подкосили проблемы с коробкой передач и дифференциалом, появившиеся одновременно. Примерно тогда же несколько неприятных секунд пережил Ларри Перкинс, когда проколотая шина отправила авто в разворот на вершине горы. Однако, Перкинс смог вернуться на пит-лейн и после минуты ремонта продолжить гонку.
{}После схода О’Брайана/Вингстона на второе место вышли Моффат и Фитцпатрик. В случае проблем у Брока и Ричардса, чёрный Falcoвышел бы в лидеры, что вселяло энтузиазм в людей из Ford. Но когда за руль снова сел Фитцпратрик, машина начала подавать признаки неисправности. «Мы были вынуждены заехать на пит-лейн», - сказал Джон. После нескольких кругов, когда давление масла зашкаливало, Фитцпатрик вернулся в гараж, чтобы заменить его. Но потом ко всем проблемам прибавилась поломка рычага переключения скоростей, и за 22 круга до финиша гонки для Моффата/Фитцпатрика наступил конец. Позже Моффат сказал, что в тот момент сильно задумался над своим будущем в гонках: «Я не хочу выходить на старт только для того, чтобы быть мальчиком для битья. Мы выжали из машины все соки, но она всё равно была недостаточно быстрой. После двух кругов я едва мог разглядеть Брока на Conrod Straight. Надо задуматься…»
Сход Моффата вывел на второе место Дженсена, а Редберна – на третье. Впрочем, это не представляло никакой угрозы для Брока, который опережал эти машины на 6 кругов.
Грайс же не сдался после аварии напарника. Даже с барахлящими тормозами смог финишировать в одном круге с Редберном (по 155 кругов). Дженсен 157 раз пересекал финишную черту, а победивший Брок – 163.
В классе 2000сс победили Куинн и Уильямсон на двухкамерной Toyota Celica. Им удалось занять 9 место в абсолюте, став самым успешным экипажем, не представлявшим марку Holden. На круг отстала Alfetta GTV Белла/МакДоннелла, которую вытянул вперёд разве что отчаянный пилотаж.
Машины с двухлитровыми двигателями оказались быстрее, чем собратья с трёхлитровыми моторами. В старшем классе одержали верх Барри Ли и Дэвид Клемент на Mazda RX-3. Позади оказались более быстрые экипажи, такие как Мастертон/Лукас на Ford Capri, Нельсон/Фаррелл на такой же машине и Шелл/Бербидж на Mazda RX-7.
В классе 1600сс грозной силой виделся Марк Тэтчер, лидировавший с 12 по 32 круг. Но потом он сошёл с дистанции из-за проблем с трамблёром. В результате победу одержали Алан и Кел Гоу на Holden Gemini.
После финиша Питер Брок сказал, что победа была лёгкой, даже очень лёгкой. Всё шло как по маслу, а предполагаемые угрозы не материализовались. Наверное, чтобы позлить соперников, на последнем круге Броки поставил рекорд трека – 2:21.1, что на 9 десятых лучше предыдущего показателя!
Несмотря на то, что в календаре ещё оставались длинные гонки, Брок сказал, что команда сосредоточится над работой по доводке Holden Commodore, который в 1980 году должен был прийти на смену Torana.
По материалам журнала Autosport за 11 октября 1979 года.
Тэги: австралия, батхёрст, питер брок