Двадцать лет, с 1994 года дата 1 мая (вместе с 30 апреля) почиталась в Формуле-1 не только как день памяти одного из величайших гонщиков в истории, но и как важнейшая веха – день, когда в Ф1 последний раз погиб гонщик. Теперь Формуле придется привыкнуть к новым трагическим датам: 5 октября 2014 года и 17 июля 2015 года. День трагической аварии Жюля Бьянки в Сузуке и день, когда он ушел…
«Черный уик-энд» в Имоле стал катализатором беспрецедентных изменений в области безопасности в автоспорте, в первую очередь в Ф1. Прогресс в этой области действительно был огромным, что привело к удивительному показателю: за 20 лет в гонках Ф1 не погиб ни один пилот. Если обратиться к истории автоспорта, становится ясно, что показатель этот беспрецедентный. При этом в упомянутый промежуток времени в Ф1 происходили ужасные внешне аварии, но ни одна из них не привела к непоправимым последствиям. Возникла даже иллюзия того, что автогонки, Формула-1 – это достаточно безопасный вид спорта. Это проявлялось в том числе и в действиях молодых гонщиков в молодежных чемпионатах (и, по мнению экспертов, они привносили таковой стиль и в Ф1). Однако, те, кто следили не только за Формулой-1, но и за другими гоночными сериями, прекрасно знают: за прошедшее двадцатилетие инцидентов с летальными последствиями было в автомотогонках, в разных чемпионатах, немало. Что опровергает представление о таком опасном по определению виде спорта, как о якобы ставшем безопасным.
Когда мы говорим сейчас о Жюле Бьянки, как о новой жертве Формулы-1, следует не забывать и еще одного человека, еще одну трагическую историю, еще две даты. 3 июля 2012 года и 11 октября 2013 года. Дни, когда Мария де Вильота попала в трагическую аварию на тестах и когда она умерла. Хотя эта статья о Жюле Бьянки, нельзя не вспомнить об испанской гонщице. Да, ее авария произошла не в дни гоночного уик-энда, не на трассе Гран-при, и даже вообще не на гоночной трассе – на аэродроме, который использовался командой Marussia для аэродинамических тестов. И, безусловно, врачи вернули Марию к жизни, хотя на ее гоночной карьере и был поставлен крест. Но она жила, в общем-то, полноценной жизнью, вышла замуж, написала книгу. Вроде бы и нельзя сказать, что она погибла за рулем болида Ф1. Но именно последствия той аварии, той тяжелейшей черепно-мозговой травмы привели к тому, что ее жизнь так преждевременно и трагически оборвалась из-за кровоизлияния в мозг. Ей было 33… Честно говоря, именно Марию следует считать первой после Сенны жертвой в Формуле-1 среди гонщиков.
| |
У этих двух трагедий, де Вильоты и Бьянки, слишком много общего. Одна команда, Marussia. Как написал один из болельщиков в бесконечной ленте сообщений, посвященных памяти Жюля, теперь Marussia навсегда вошла в историю Формулы-1. В данном контексте следовало бы добавить «увы»… Она могла запомниться как живое воплощение имени команды. Он был самым талантливым гонщиком этой англо-русской команды.
Но гораздо больше эти две истории объединяют совершенно чудовищные обстоятельства аварий. Они погибли не вследствие поломок техники или вылетов в опасных местах, как это часто бывало в прошлом. Нет, здесь причиной послужили невероятные стечения обстоятельств, совпадения, приведшие к трагедиям, но, самое главное, ужасающая халатность. И в случае де Вильоты, и в случае Бьянки есть люди, которые могут винить себя в их гибели, даже если их никто никогда не обвинит…
Жюль Бьянки был настоящим энтузиастом гонок (впрочем, это можно сказать о большинстве пилотов). Помню, в начале прошлого сентября, в промежутке между Спа и Монцей, он с восторгом делился с читателями в Сети. Жюль нашел архивную запись onboard-камеры с гоночной машины Люсьена Бьянки, проходящего круг по старой, 14-километровой трассе в Спа, где-то в 60-х. Это были другие времена, когда гонки были гораздо более опасными. Примерно в таком духе высказался и Жюль. Сентябрь 2014-го… Боже, как же это было давно…
| |
Да, Жюль Бьянки происходил из гоночной семьи, как, впрочем, и Мария де Вильота. Это тоже их объединяет. Дед Жюля, Мауро Бьянки, и его брат, двоюродный дед Жюля, Люсьен Бьянки. Выходцы из Милана, впоследствии обосновавшиеся в Бельгии – еще до того, как семья, в которой родится Жюль, переберется в Ниццу… Братья были известными гонщиками, добивавшимися успеха. Как это было принято в те далекие времена, гонщики были универсальны, поэтому Мауро и Люсьен выступали в различных классах машин. Некоторые гонки братья проехали в одном экипаже. Но наибольших успехов они добивались по отдельности. Мауро Бьянки победил в Гран-при Макао в 1966-м. Пик карьеры Люсьена пришелся на 1968-й. Тогда, выступая полный сезон в Формуле-1 за Cooper, Люсьен Бьянки пришел на третьем месте в Монако. Звездный час в Монако будет и у его внучатого племянника, в 2014-м. Затем, выступая в «24 часах Ле-Мана», Люсьен Бьянки одержал победу в экипаже с Педро Родригесом, пилотируя Ford GT40. В марафоне Лондон – Сидней Люсьен лидировал за рулем Citroen незадолго до финиша, когда авария остановила его буквально в шаге от победы. 30 марта 1969 года Люсьен Бьянки проводил в Ле-Мане тесты нового спорткара Alfa Romeo, когда потерял контроль над болидом на прямой Mulsanne. Авария привела к гибели гонщика. Мауро Бьянки здравствует по сей день.
| |
Жюль Бьянки зарекомендовал себя, как один из сильнейших молодых пилотов в молодежных чемпионатах. Увереннейшая победа в Евросерии Формулы-3 в 2009-м. Жюль был одним из лидеров в GP2 в 2010-2011 гг., а в 2012-м боролся за титул в Мировой серии Формулы Renault 3.5 с Робином Фряйнсом и Сэмом Бёрдом, уступив чемпионство голландцу на заключительном этапе сезона в Барселоне. Захватывающий был сезон…
Талант Жюля не мог остаться незамеченным. Когда в Ferrari решили основать свою Гоночную Академию для молодых гонщиков, именно Жюль стал ее первым слушателем. Бьянки регулярно бывал в Маранелло, изучая все аспекты работы в команде. Ferrari неоднократно привлекала его к тестам. В 2012 году, параллельно с Мировой серией Renault, Бьянки был третьим пилотом Force India, регулярно выходя на трассу во время пятничных тренировок. В 2013 году Жюль дебютировал в гонках Формулы-1 в составе Marussia, будучи уже прекрасно подготовленным пилотом. Это была только первая ступенька его грядущего восхождения… В Гран-при Монако’2014 Жюль Бьянки занял девятое место, принеся первые очки в истории своей команде. Как недавно заметил его друг Жан-Эрик Вернь, это было круче, чем выиграть гонку за рулем Mercedes… К концу сезона у Жюля уже был контракт с Sauber на 2015-й. Швейцарская команда – традиционный шаг в карьере для будущих пилотов Scuderia. Жюля готовили к Ferrari. Но сбыться этому было не суждено. Жюль Бьянки был яркой звездочкой, ослепительно блеснувшей на восходящей траектории. Траектории, столь преждевременно оборвавшейся. Подобное бывало и в прошлом. Стефан Беллоф, Роджер Уильямсон, тот же Том Прайс – один из примеров, что в прошлом тоже бывали случаи гибели гонщиков из-за страшного стечения обстоятельств и людской халатности…
| |
Сузука, 5 октября 2014 года. Когда в сложных дождевых условиях в повороте Dunlop вылетел Адриан Сутил, было странно вскоре увидеть на телекартинке титр “Bianchi”, ведь видно было только, что маршалы краном эвакуируют Sauber немца… Это было вдвойне странно, ведь Жюль Бьянки как раз мелькнул впереди Сутиля, когда Адриан вылетел с трассы. Затем выпустили пейс-кар, затем началась суета на капитанском мостике Marussia, люди бегали, собирали какие-то документы… Затем победившему в Гран-при Льюису Хэмилтону команда передала по радио: «Никаких улыбок, никаких празднований на подиуме»… И тревога отвратительно начала разливаться в душе… Люди, имеющие опыт, знающие толк в гонках, стали осознавать, что произошло что-то ужасное, хотя на телекартинке так толком ничего и не показали… С большим трудом можно было разглядеть, как Marussia красной молнией пролетела на заднем плане кадра эвакуации болида Сутиля… FOM так и не посмела пустить в трансляцию кадры со служебных камер, которые затем использовались в расследовании FIA… Широкая общественность увидела трагедию с других кадров, заснятых любительской камерой одним из болельщиков с трибуны. И кадры эти шокировали.
Впервые в современную эпоху Формулы-1 болид был настолько сильно разрушен – срезана, как ножом, дуга безопасности. И будем откровенны – то, что Жюль Бьянки был еще жив, когда его увозили с места происшествия, заслуга современных средств безопасности. Шлемы становятся крепче с каждым годом, особенно после инцидента с Фелипе Массой в Венгрии’2009. Боковая защита кокпита тоже приняла на себя часть энергии удара.
Перед стартом Гран-при в Сочи прошла церемония, посвященная Жюлю Бьянки, своего рода минута молчания. И один из болельщиков впереди вдруг обернулся и сказал: «Это памяти Жюля». Неприятно резануло – так не говорят о живых. Но тогда Жюль был еще жив… Хотя это были дни, когда он находился в критическом состоянии, и ждать можно было самых тяжелых новостей. Получилось так, что эта минута тишины в знак солидарности с Жюлем Бьянки, стала как бы минутой молчания авансом, к 17 июля 2015 года…
Время шло. Жизнь продолжалась. Гонки продолжались. Жюль был жив, и надежда тоже была жива. Его перевезли из госпиталя в Японии в родную Ниццу, вывели из состояния искусственной комы, но он по-прежнему был без сознания.
В апреле вышло интервью с Филиппом Бьянки, отцом Жюля, потрясающее по своей откровенности и боли. В нем он говорил, что не понимал, почему врачи не дают никаких новостей после происшествия с Михаэлем Шумахером, а теперь прекрасно понимает – потому что сообщать по большему счету нечего. В один день состояние улучшается, а в другой ухудшается, и так бесконечно. Говорил, что когда они с матерью Жюля прилетели в Японию, врачи сразу им сказали, что ситуация безнадежна. А затем Жюль демонстрировал прогресс в своем состоянии, значительно опередив сроки восстановления относительно того, что ожидали врачи, основываясь на опыте подобных травм. Его раньше ожидаемого срока вывели из искусственной комы, он раньше срока пришел в состояние, когда его стало возможно транспортировать самолетом в Европу. Это все давало надежду, что он – молодой, тренированный, сильный сумеет пережить это. Что он станет тем самым исключением, из столь пессимистического правила. Правильно сказал Жан Алези: «Мы все понимали, но у нас была вера». Отец Жюля рассказал, что каждый день кто-то из семьи: он, жена, брат или сестра Жюля, дежурит в госпитале рядом с ним, держит его за руку, разговаривает с ним… Считается, что с человеком, находящимся в коме, следует разговаривать, даже если он и не подает признаков, что понимает, эта информация все равно воспринимается мозгом. Сказал, что они понимают, что всякое может произойти в любой момент, но они ждут, что Жюль когда-нибудь проснется…
А совсем недавно Филипп Бьянки дал еще одно интервью, и оно было все пропитано болью и пессимистичностью, - не в пример тому, апрельскому. Словно в предвестье 17 июля. То, что пережила семья Бьянки наверно гораздо страшнее того, что пережил сам Жюль… Наверно – потому, что то, что пережил сам Жюль, он уже никогда не расскажет.
Вероятно мы никогда не узнаем, как принимались решения по ходу Гран-при Японии. Дирекция ли гонки дала команду вывести на трассу трактор для эвакуации Sauber Сутиля, не выводя при этом пейс-кар, или это была самодеятельность маршалов на том посту, поспешивших с действиями. В любом случае, это зона ответственности Чарли Уайтинга, при всем к нему уважении, допустившего чудовищную ошибку. И как можно было увидеть из той любительской видеозаписи, жертв там могло быть гораздо больше…
Прощание с иллюзиями всегда происходит внезапно, и это столкновение с реальностью обычно жестоко.
Тэги: жюль бьянки, люсьен бьянки, мария де вильота, маруся, мауро бьянки, монако, сузука, трагедия, япония