TeamVodafone сегодня – это самая успешная команда V8 Supercars. С 2006 года её гонщик обязательно приезжал на финальный этап с шансами стать чемпионом. С 2008 года команда является безусловным фаворитом, и чем дольше такой статус сохраняется, тем ценнее, ибо гонки становятся плотнее. 2 чемпионских титула, 4 титула Bathurst 1000, 31 выигранный этап и 71 гонка. В составе самый лучший и самый известный гонщики.
При всёх достижениях примечателен тот факт, что команда является иностранной – британский проект Triple Eight Race Engineering пришёл в V8 Supercars 8 лет назад под руководством Роланда Дейна, который купил лицензию у Джона Бриггса. Сегодня имя этого человека практически не появляется. В Квинсленде Бриггс дал интервью speedcafe.com.au, в котором вспоминал те события и не только. Вашему вниманию перевод.
* * *
За Джоном Бриггсом скрывается больше, чем кажется на первый взгляд. Бизнесмен, ставший гонщиком, затем ставший владельцем команды по сути загадка. Он был одним из самых откровенных владельцев и не лез за словом в карман, но мало кто действительно знал его, хотя бы по части фрагментированной карьеры в гонках.
Гонки текли по его венам в течение многих лет, задолго до участия в V8 Supercars. Он был сфокусирован на гонках, затем ушёл из индустрии на некоторое время ради интересов собственного бизнеса, потом вернулся, чтобы снова попробовать добиться гоночной славы. Так продолжается практически вся его жизнь. После продажи лицензий Роланду Дейну в 2003-м, Бриггса было не видно и не слышно. В 2007-м он ненадолго всплыл, чтобы снова без вести пропасть 12 месяцев назад. Таков его путь, хотя он его никогда не планировал, и у Бриггса нет сожалений относительно того, как обернулась его гоночная карьера.
«Моё участие в автоспорте сводится к появлению и исчезновению на несколько лет», - рассказывает Джон Бриггс. - «Это не запланированное поведение, так складывались обстоятельства. Если гонки в твоей крови, то трудно держаться в стороне».
Бриггс начал гоняться задолго до приобретения лицензии V8 Supercars первого уровня. Он водил мириады машин различных классов, от спортивных седанов, до F5000, Formula Holden и затем туринг: «Молодым парнем я гонялся на спорт-седанах в конце 70-х, начале 80-х, в эру Джима Ричардса, Боба Джейна, Алана Грайса», - сказал Бриггс. - «Я выступал на Chevy Monza, и в то же время гонялся на F5000, добившись хорошего результата в Гран При Австралии 1978 года. Несколько месяцев спустя я совершал подъём на холм и разбил машину на две части. (После этого) я решил бросить это дело и вернулся в бизнес на 10-15 лет, в течение которых вообще не занимался гонками».
Бриггс вернулся в гонки в 1989-м, когда выступал в Formula Holden. На трассе ему сопутствовал успех, но снова неурядицы в бизнесе помешали ему провести полный сезон. К 1995 году Бриггс наконец-то смог удовлетворить свою страсть к гонкам. Он купил старый спорт-седан и выиграл чемпионат на следующий сезон: «Это был невероятно хороший год. Кажется, календарь состоял из восьми гонок, и мы выиграли все», - говорит Бриггс.
«Потом мы вложились в то, что называлось частными туринговыми автомобилями. Я выиграл несколько гонок и пошёл в большую игру – V8, хотя у нас была только четверть от необходимой суммы денег. Мне это не очень нравилось, ведь без бюджета у тебя по сути нет шанса, а я всегда был очень конкурентоспособным человеком». Бриггс в итоге купил команду Caterpillar, которая была выставлена на продажу с полным спонсорским пакетом и Джоном Бау в качестве гонщика. Вскоре Бриггс должен был принять одно из самых трудных решений в своей жизни – продолжать гоняться или стать полноценным владельцем команды.
«Когда команда стала нуждаться в полноценном менеджменте, мне нужно было решить – быть гонщиком или успешным владельцем», - говорит Бриггс. - «Я искренне считал, что с учётом сокращения финансирования со стороны Supercheap, лучше всего будет выразить мою преданность Caterpillar и попытаться добиться с ними успеха. Чтобы это сделать, мне нужно было отложить свои собственные интересы, так что я повесил шлем на гвоздь. Это было досадно, потому что я чувствовал себя ещё вполне молодым, чтобы достойно выступать. Может не среди лидеров, но конкурентоспособно».
Взяв руководство командой на себя, Бриггс создал образцово-показательную штаб-квартиру и расширился до трёх машин. «Я подумал, что коли я завязываю с амбициями гонщика, то могу серьёзно подойти к работе владельца команды и расширить её», - сказал Бриггс. - «Мы построили объект в Боуэн Хиллс (в Брисбене), и мне говорили, что это была лучшая база в Австралии и возможно одна из лучших в мире в то время. Мы стремились расширять этот бизнес, и заключили сделку с Betta Electrical на спонсирование двух машин. Итого у нас был автомобиль в цветах Caterpillar, два автомобиля в цветах Betta Electrical и база, специально рассчитанная на обслуживание трёх автомобилей».
Три машины вскоре сократились до двух, так как TEGA – санкционирующая организация спорта – решила уменьшить размер стартовой решётки. «Ко мне пришли люди их TEGA и сказали, что серия переполнена участниками», - рассказывает Бриггс. - «В то время у меня была лицензия первого уровня, дающая право выставлять две или три машины. TEGA попыталась убедить меня, что для лучшего качества пелотона следует ограничить команды первого уровня двумя автомобилями, то есть нас фактически заставили сократиться. Это было колоссальным разочарованием, совершенно обескураживающим. Мы проделали огромную работу, чтобы выступать трема машинами, но ради лучшего для серии согласились пойти на сокращение».
Бриггс решил выставлять две машины Betta Electrical, оставив за бортом участие Caterpillar. «Мы действительно были вынуждены избавиться от Caterpillar, выбора не было», - говорит Бриггс. - «Betta Electrical хотели спонсировать именно две машины, и у нас было соглашение на 5 лет, в то время как контракт Caterpillar был ежегодно обновляемым. Это не было трудным решением».
Вряд ли Бриггс знал, что базирующаяся в Европе Triple Eight Race Engineering положила глаз на лицензию для участия в чемпионате V8 Supercars. Впечатлённый сооружениями в Боуэн Хиллс Роланд Дейн сделал предложение, от которого Бриггс не смог отказаться. Учитывая, что несколько человек из оригинального состава его команды по-прежнему работают в Triple Eight, Бриггс следит за своей бывшей командой.
«Должен сказать, что испытываю удовлетворение, когда смотрю на ребят, которые всё ещё здесь», - говорит Бриггс. - «Я чувствую, что причастен к успеху команды, пусть и совсем чуть-чуть. Я ничуть не умаляю заслуг Triple Eight, поскольку очевидно, что они сделали куда лучшую работу, чем мог бы я. Было всегда приятно видеть их успех».
Бриггс добился немалых результатов за свою карьеру. Одно из его любимых воспоминаний относится к 1999 Bathurst 1000, когда он мог гордиться машинами, которые передал Triple Eight: «У нас была хорошая машина в Батхёрсте в 1999-м. Мы лидировали с преимуществом в 35 секунд и побили рекорд круга (прежде чем день закончился досрочно). Это засело у меня в памяти. Ещё часто думаю о первом уик-энде после того, как мы передали команду Triple Eight. Это было на той же неделе, когда состоялась сделка. Пол Радисич стал быстрейшим в квалификации в Сэндауне, так что мы вручили команду в весьма хорошем состоянии».
Покинув спорт в 2003-м, Бриггс сосредоточился на собственном бизнесе. «Я застройщик, и это занимает всё моё время. Мы ведём деятельность немного в Тэсси, немного в Брисбене, но основные наши интересы в настоящее время лежат в Тасмании. В этом году я планировал серьёзное участие в GT, но серьёзно помешал простатит. Видимо, со всеми делами мне понадобятся добрые двенадцать месяцев, чтобы вернуть форму».
Идя на поправку, Бриггс одним глазом снова нацелен на гонки и надеется продолжить уже в конце этого года. «Я поеду на Veskanda (спорткар) под конец этого года и возможно в следующем», - сказал Бриггс. - «Я не прочь выступить и в GT. Не уверен, что потяну весь сезон, но было бы неплохо проехать пару гонок. Если на следующий год в GT дела пойдут хорошо, то я наверное продам Veskanda, чтобы больше сосредоточиться на GT».
* * *
Купив команду, Роланд Дейн нанял 35 новых сотрудников во главе с Кэмпбеллом Литтлом, который будет гоночным инженером Лаундса, затем Винкапа, после чего перейдёт в Ford Performance Racing к Марку Винтерботтому. Ну а как развивалась история Triple Eight Race Engineering в V8 Supercars хорошо известно.