В спорте обиднее всего проигрывать совсем чуть-чуть. Если в квалификации ты уступил секунду, а после пары кругов лидера не видел даже на горизонте, разве что когда на круг пропускал, значит у тебя что-то крупно не так, и быстро это не исправить. Главное, что своё бедственное положение ты заметил, успел с ним свыкнуться и начал работать над слабыми местами. Поработав прилично, к концу сезона ты набрал необходимую форму и наконец-то смог победить. Теперь нужно доказывать неслучайность успеха – вдруг соперник расслабился и не горел желанием особо упираться? И нет ничего хуже, чем смотреть ему в спину до самого финиша, если спина закрывает обзор, ведь ты уже не знаешь своих слабых мест – над всем поработал, а цели не достиг!
Складывается ощущение, что до главных действующих лиц FPR туго доходит осознание собственного положения – работа начинает спориться, когда сезон уже набрал обороты, образуется отставание в несколько сотен очков. Затем наступает пора эндурансов, но работа не закончена, и главные призы разыгрывают другие. И только в финальном отрезке чемпионата мы говорим заезженную фразу «если бы Ford Performance Racing так выступали весь сезон», или проще – «где ж вы раньше были». Дождь – известный уравнитель; неизвестно, как бы выступила команда год назад посуху. Второй фактор – Кортни. Винкап отставал в чемпионате и был занят своим непосредственным соперником, нежели абсолютными результатами. В эти выходные не было ни дождя, ни Кортни – эксперимент в идеальных условиях.
Не считая Батхёрста, Symmons Plains – идеальная трасса для демонстрации величия V8 Supercars. На предельно простом для гонщика кольце всё решать должна техника. Следовательно, будет вполне ясный ранжир при столь же ясных просветах. Что на деле? К середине первой квалификации пелотон уместился в 0.57 секунды – такой плотности позавидует большинство овалов! По итогам второй квалификации первая десятка располагается в 0.18 секунды – это уже сравнимо с плотностью на шорт-треках, протяжённость которых в три раза меньше, чем у тасманийской трассы. Но главное, что пелотон – весь – стабильно умещается в 1 секунду. В V8 Supercars нет безнадёжных аутсайдеров, и в Тасмании это видно особенно хорошо.
Ну, значит должен быть ранжир – возьмём ту же FPR. Все три гонщика показывают, грубо говоря, одинаковое время в квалификации и занимают места… со второго по четвёртое. На первом всё он же – Джейми Винкап. Его партнёр? 6-й, а на следующий день вообще 15-й при том, что Джейми среди тех самых машин FRP, у которых вроде бы ликвидировали все слабые места. Цена поула субботы? 0.0320 секунды.
Воскресная квалификация вообще предстаёт сценой ужаса после того, как #88 берёт промежуточный поул, уступая полторы десятые после двух секторов. Каждый – буквально каждый – будет опережать график Винкапа в конце задней прямой и неизменно проигрывать по итогам круга. Дамбреллу и Винтерботтому удалось маленькое чудо, размером в 2-3 сотые секунды. Таковы масштабы в Симмонс Плейнс, но если проигрывать с минимальным отставанием – самое обидное, то выигрывать, опережая на мгновение – самое ценное.
Квалификация – это только часть эксперимента. В гонках всё выглядит более наглядно, неотвратимо и безоговорочно. С точки зрения судей, это был самый чистый этап сезона – то что нужно после событий Сёрферса. Все штрафы не зашли дальше квалификаций, из которых важнейший – это минус три позиции Пола Дамбрелла за блокировку соперников в субботу. Стартуй он с Гизи с одного ряда, и многое могло пойти иначе. При опасной близости #9 и #55 на протяжении всего уик-энда, как ни странно пронесло. #11 наказали денежным взысканием за открутившееся колесо, которое ставило в опасность зрителей и привело к пейс-кару – единственному за весь уик-энд. Говоря о Мёрфи и других ветеранах, выстреливших год назад, стоит ещё раз констатировать, что в нормальных условиях ждать повторения мини-сенсаций не стоит.
| |
FPR – другое дело. Заводская команда Ford просто не имеет права трактовать собственные успехи как сенсационные, тем самым оправдывая периоды их отсутствия. И едва ли возможно найти оправдания уик-энду Falken Tasmania Challenge, ведь обе гонки были проиграны не вследствие каких-либо эксцессов, а в борьбе с непосредственными соперниками, которые, к тому же, каждую схватку начинали с форой. Экзамен не был бы сдан, даже если бы Винкап убрался, когда готовился обогнать Фиоре на круг, и Дэвисон, Винтерботтом и Дамбрелл заняли бы весь подиум, ведь ошибка Джейми Винкапа при лидерстве в 5 с лишним секунд – это не более чем случайность.
Ужас в том, что созданных в мгновение ока пяти секунд как раз хватило на то, чтобы такую ошибку совершить и не поставить под угрозу победу. После вторых пит-стопов #88 опережал #6 на 0.9 секунды – разрыв держался следующие 30 кругов, под финиш Винкап вломил и практически удвоил преимущество, добив оппозицию красивым хронометражем – Джейми единственный проехал эту «зелёную» от старта до финиша гонку быстрее 1 часа 15 минут.
Я не представляю, что сейчас творится в душе Тима Эдвардса и Кэмпбелла Литтла и никому не пожелал бы оказаться в такой ситуации. Они думают о следующем сезоне? Да уже три года одно и то же! Они удовлетворены тем, что регулярно опережают HRT? Гарт и компания за эти же три сезона выиграли два Батхёрста, да и вряд ли провалят третий подряд год с точки зрения общего зачёта. Наконец, в субботу лично Дэвисон и Винтерботтом получили по носу от Тандера – попробуйте найдите в пелотоне другого гонщика, который в такой гонке сможет выиграть 7 мест и финишировать третьим (лучшим из остальных)! Винкап? Ах, как бы хотелось посмотреть на него в другой команде…
Тим Эдвардс только в одном лучше Роланда Дейна – у него нет внутрикомандной субординации. Тройная борьба гонщиков FPR – это прекрасно, и лучше уж так, чем гуськом взять свои не-первые места. Но во всякой цензуре есть доля самоцензуры – в этом Дабрелл и Дэвисон лучше Лаундса. Если среди апологетов КТ и ценителей соревнований механиков есть сочувствующие проигравшим, то они наверняка бы принялись вычислять секунды, которые #55 отнял у #5 в начале второй гонки и непременно бы пришли к выводу, что именно в этом причины поражения. Ну, может ещё в мешавшемся своими тактическими пассажами Дэвисоне.
Если Джейми Винкапу соперник только книга рекордов – уик-энд позволил: преодолеть рубеж в 50 побед, принести 400-ю победу марке Holden, досрочно выиграть четвёртый подряд приз поулов по итогам года, обеспечить Triple Eight титул в личном зачёте; то Уиллу Дэвисону, на контрасте – собственный партнёр. Новобранец FPR очень точно охарактеризовал воскресенье: «Сегодня была хорошая гонка с точки зрения участника. У меня была очень похожая борьба здесь с Джейми в 2009-м, я тогда тоже финишировал вторым. Гонка выдалась динамичной, ведь все 84 круга прошли под зелёным флагом, а эта трасса не даёт возможности расслабиться. Было достаточно сцепления, борьба кипела, и никто из лидирующей группы не совершал ошибок, так что получить преимущество оказалось крайне сложно».
Если до этапа главный вопрос сезона был в степени «for real» команды Ford Performance Racing, то сейчас самое интересное – это, словам своим не верю, выступления Уилла Дэвисона. Будет ли он лучше Винтерботтома в последних гонках? Сэндаун – прекрасная арена, чтобы это проверить. Ведь в упомянутом 2009-м он взял там оба поула, 1 и 2 места, проиграв во второй гонке лишь партнёру Тандеру. О форме FPR в Сэндауне год назад напоминать нет нужды, ну а Полу Дабреллу остаётся посоветовать каждый год объявлять о завершении карьеры.
Результаты
Квалификация 1
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата