Разумно было ожидать от заключительного уик-энда сезона V8 Supercars чего-то вроде 2009 Sydney Telstra 500 – достаточно консервативная первая гонка с чемпионством того же Винкапа и (вопреки или благодаря этому) очень открытая вторая. Два года назад я совершил ошибку, недооценив характер новейшего стрит-курса и только сейчас, анализируя происходившее в прошлые выходные, понимаю всю сложность и уникальность трассы в Хоумбуше. Стопроцентных городских трасс в календаре только три, и после обрезания Сёрферса конкурентов у творения Марка Скейфа не осталось – Сидней поражает, Сидней удивляет, Сидней восхищает.
Первый поворот. Переменное покрытие, скользкая разметка, сужение от входа к выходу, а главное – карман строго по прямой и небольшая смягчающая подушка из покрышек, если вы решили поворачивать. Здесь продемонстрировал свою исключительную осторожность Винкап, уступив стартовые позиции Джеймсу Кортни и Крейгу Лаундсу в воскресенье, а Крейг, в свою очередь, показал серьёзность намерений, в которых сомневаться не пришлось ни разу на этом этапе – так бы весь сезон… Впрочем, снова обращаю внимание, что на трассе они не сошлись.
Здесь Тони д’Альберто исправил ошибку Гарта Тандера, ценою собственной гонки предотвратив завал, а Расселл Ингалл едва не впечатал в стену Крейга Лаундса. В отличие от #3, #888 никак не мог уходить в карман, да и зачем, если местечка хоть и не много, но вполне достаточно? Конструкция первого поворота, как и двух других 90-градусных с жёсткими торможениями, показывает реализацию золотого правила – гонщик не должен страдать из-за поломок техники, но должен расплачиваться за собственные ошибки. В случае отказа тормозов или заклинившего акселератора можно пролететь по прямой и воспользоваться ретардёрами. Если отказала рулевая колонка или тяга – вы всё-таки затормозите, а смягчить удар вам поможет резиновая подушка. Ну а если не рассчитали сами – на себя и пеняйте.
Шикана, образующая повороты 2-3-4. Здесь Джейми Винкап и Уилл Дэвисон погнули свои тяги в субботу! Причём #6 уже на первом круге, что едва попало в кадр по причине справедливой уверенности оператора в более горячих событиях чуть подальше. Винкап ничего противозаконного не делал, он просто расшатывал оборону Ван Гисбергена, который стоял горой. А где, если не в шиканах накатывать? Ведь TeamVodafone добились известного преимущества в настройке подвески. То, что рулевая тяга – традиционно самых хрупкий элемент на машинах FPR – не выдерживает и у автомобилей Triple Eight демонстрирует непреложность определённых законов физики, для проявления которых в Сиднее созданы все условия. Кстати, на этом этапе шиканы тоже снабдили электронными датчиками среза, но не удивительно, что их наличие вылетело из головы. За собственную ошибку гонщик не должен платить здоровьем – удар должна принимать на себя его машина. Но и бесплатного ничего не бывает.
| |
Скоростной поворот в условиях городской трассы это всегда изюминка, нет – перчинка! Порой, яд её смертелен, как в Аделаиде, но и для предотвращения таких случаев есть технические решения, не идущие в разрез с золотыми правилами. Пятый поворот Sydney Olympic Park навсегда останется в истории кадром из прошлогодней гонки с тройкой лидеров-претендентов на титул, синхронно ушедших в стену. Для одного из них стал он камнем преткновения и в этом году – неприятный удар неприятно напряг команду, которая на этот раз сработала гораздо лучше – после ремонта #88 поднялся на 6 позиций, чем спас 18 очков. Никак не связанный с поломкой, но оттого даже более впечатляющий обгон Фьоре показывает – и Винкап «в безопасном режиме» остаётся собой, торчать не пойми за кем он не привык.
Вторая шикана. Здесь закончилась столь многообещающая гонка д’Альберто, начавшая разваливаться после инцидента с Тандером. План аварии с «беспилоной» (к счастью!) камеры отлично демонстрирует крутизну шиканы – это не мягкий, нежно спрямляющийся зигзаг, а два полноценных поворота, требующих резких движений. Точность этих движений с вас спросят бордюры. А массивную связку из покрышек, закрывающую от среза 7-й поворот, без повреждений автомобиля не сдвинуть – см. #4 Алекса Дэвисона во второй гонке.
Быстро выйти немаловажно, ибо восьмой поворот – это наверное лучший 90-градусник среди всех стрит-курсов, где их по законам жанра много. Тут два года назад закончилась гонка Кэмерона МакКонвилла, а Ли Холдсворт отдал стопроцентную победу. Тут в прошлую субботу столь же гарантированный триумф отдал Марк Винтерботтом. «Конечно, они не видели, как он проскочил апекс и ушёл широко», - сказал Фрости в адрес судей и Мёрфи. «Непостоянство решений» не критикует только ленивый, однако 8-й вираж наверное никто не проходит безошибочно на протяжении всей гонки. Идёшь сзади – будь готов ко всему, как был готов Ван Гисберген к уходу в покрышки Дэвисона.
Трасса слегка загибается влево, затем нужно целить на внутренний бордюр, который так не вовремя дестабилизирует машину, отправляя левые колёса в воздух. Городской асфальт на этом перекрёстке уходит вниз, порой кажется, что здесь есть бэнкинг с отрицательным уклоном, сцепления резины никогда не хватает, и камера, направленная на апекс по ходу движения доказывает – со сносом идут все.
«Роллеркостер» на авеню Дона Фрейзера безусловно интересен торможением перед 9-м поворотом (тут же вспоминается Винкап в сражении с Кортни год назад), но здесь же обычно разворачивается драма топливной концовки, которых за 6 гонок в Сиднее было уже 2. Для того, чтобы назвать финиш первой гонки абсолютно сказочным и сногсшибательным, не хватает разве что победы Карусо или Тандера, впрочем, в такой ситуации даже мне сложно что-то иметь против Лаундса – в баках #888 осталось 300 мл. топлива, чего хватает примерно на 300 метров. Надо отметить, что без кончившегося топлива у #34 не было бы и прыжка #9, на который Шейн только и сказал: «Киви умеют летать». Проиграв год назад гонку машине GRM, Ван Гисберген, на этот раз сберёгший горючее, просто не мог позволить себе финишировать позади кого-то из них.
Четыре поворота, огибающие железнодорожную станцию Sydney Olympic Park, имеет смысл рассматривать как одно целое. Вас подловили на торможении перед 9-м и чуть не убрали в стену? Контратакуйте перед 11-м! Разгон достаточен, чтобы наделать дел, и как показывает невольный убор Риком Келли храброго Ван Гисбергена – места мало, но оно есть, а Шейн отдал бы позицию Лаундсу даже без контакта от #15. Здесь Гизи отшивает Винкапа в начале первой гонки, после чего Джейми упокоится, а Пол Дамбрелл в начале гонки второй теряет казалось бы всё, что планировал выиграть будучи единственным, кто стартовал на сликах. Если бы не эта ошибка, #55 вполне мог оказаться впереди #5 со всеми вытекающими последствиями.
| |
Гарт Тандер провёл очередной типичный уик-энд 2011-го года – «5+» в одной гонке, «двойка» в другой. За вынос Тодда Келли #2 получил впоследствии 25-очковый штраф. И тут очень хорошо понятно негодование Брайта, которого дважды «обслужили» во второй гонке, но Джонатон Уэбб, за манёвр точь-в-точь как Тандер против старшего Келли, штрафа не получил. «Не знаю о чём думал Уэбби. У него никогда не было скорости, чтобы держаться за нами, но по какой-то причине он решил, что сможет удержаться внутри. Скорость, на которой он меня ударил говорит, что он не вписался бы в поворот, если бы не использовал меня как тормоз», - но и в итоге прав был Джейсон, сев за руль в Sydney Telstra 500 – в такой гонке Джонс и близко бы 9-е место не принёс. - «До этого меня развернул Тодд Келли, так что мы потеряли очень много позиций и всё равно закончили в топ-10 – вот как быстра наша машина». В отличие от инцидента с #19, о столкновении с #7 можно было только догадываться по характерному звуку на входе в 9-й поворот и дыму, который ещё висел, когда опоздавший оператор направил туда камеру.
Последний, 13-й поворот, очень техничный ввиду короткого разгона и важный ввиду выхода на стартовую прямую, отличает мальчиков от мужей – ни малейшего «смягчающего обстоятельства» на выходе. Опасности не заканчиваются и затем, иначе зачем Тодду Келли столько раз долбить в дверь своего партнёра Мёрфи, словно крича: «Место, место мне, там же стена!»
Любуясь борьбой на такой трассе, как-то забываешь, что есть такая зона – пит-лейн. Именно в Сиднее он стал местом основного с точки зрения количества участников старта, а неизбежные пейс-кары вынуждали партнёров ждать друг друга. Как тут не обратить внимание, насколько вежлив был Винкап, когда готовился свернуть в гараж, и как он нервничал на следующий день в необходимом ожидании – камера в кабине запечатлела трясущуюся ногу.
Сидней – это трасса гонщика. Конечно, чудес не бывает, и топ-команды всё равно находятся в лидерах, но бывают знаковые проявления, в том числе и командные – прежде всего, это относится Garry Rogers Motorsport. Пусть Холдсворт остался и без поула и без подиума, зато Карусо напомнил о себе как следует. А Уэбб? Да, небезупречен, но на порядок быстрее партнёров. Кортни – тоже не без греха, но обе гонки в топ-10. И, конечно, Лаундс – пилотажные трассы жалуют агрессоров в хорошем смысле слова.
Да-да, ведь это был финал сезона, на кону стоял титул, и напряжение второй гонки не уступало прошлогоднему. Мог ли Винкап проиграть? Да. Должен был? Нет. Но важнее другое – в Сиднее не бывает легко, так что когда в следующем году #1 приедет в Хоумбуш претендентом на титул, в качестве этапа как решающего в чемпионате можете не сомневаться.
Если гонок как таковых вам мало.
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Итоговый личный зачёт чемпионата
Тэги: в8, гарт тандер, джейми винкап, крейг лаундс, марк винтерботтом, пол дамбрелл, сидней, тони д'альберто, топливная концовка, финал