Болельщики – жестокий народ. Давайте начистоту – все мы предпочтём мокрую гонку сухой. И отнюдь не только потому, что посуху в этом сезоне мы уже ничего нового не увидим – дождевые гонки априори выводят на первое место гонщика, позволяют преодолеть недостатки автомобиля, если, конечно, речь не идёт о кардинально неверных настройках, как у Лаундса в субботней квалификации. Об их причинах судить уже не возьмусь.
В гонке видно было ещё меньше, чем в Хэмилтоне, хотя дождевую часть ITM 400 я всё равно ставлю выше сэндауновской – стрит-курс всё-таки. «Чтобы на прямой определить, где вы находитесь, нужно смотреть в боковое стекло», - сказал Марк Скейф, и добавить к этому нечего. Рик Келли рассказывал, как тяжело было на прямых – «ни секунды отдыха, по сравнению с этим, 65 кругов в воскресенье прошли словно за 10 минут». Какими бы отважными они ни были, ехать на скорости 250 км/ч в условиях нулевой видимости неприятно. Ну а нам только лучше, потому что в дождь особенно хорошо видны их способности.
В топ-командах наблюдается интереснейшая картина – Лаундс, Кортни и Дэвисон в дождь выглядят значительно лучше Винкапа, Тандера и Винтерботтома соответственно. Причём те, кто владеют техникой дождевой езды хорошо, сохраняют своё преимущество долгие годы. Последняя дождевая квалификация на Sandown International Motor Raceway, 2004-й год, на поуле Рик Келли. Последняя дождевая гонка – вторая в 2008-м, выиграл Крейг Лаундс.
Остаётся только гадать, с какой позиции достаточно было стартовать Крейгу, чтобы выиграть и на этот раз. Впрочем, даже при таком действительно впечатляющем пилотаже невозможно не заметить, где Крейг недобрал. Например, Тодда Келли нужно было обгонять после того, как #7 срезал третий поворот, а Ван Гисбергена – до финишной черты. Лаундс образца 2004-го года наверняка бы это сделал, но увы. Ну и обгон Винкапа – это не обгон, а объезд.
Весьма и весьма интересно, что Kelly Racing обладают лучшими машинами в дождь. Если класс Рика в таких условиях неопровержим, и долю автомобиля тут выявить сложно даже самому гонщику, то у Тодда безошибочной и стабильной езды не наблюдается, однако ж и он поднимается на подиум в двух сложнейших гонках сезона. Станет ли Kelly Racing топ-командой в условиях нормальных – большой вопрос, но если дождевые гонки будут продолжаться с частотой этого сезона, норму по победам они почти наверняка выполнят.
Дождевая квалификация – явление ещё более редкое, и по итогам 20-минутного поединка надо отдать должное Джейми Винкапу. Чемпион умеет ездить в дождь, но в только условиях удовлетворительной видимости и когда поблизости никого. Дуэль #88 и #15 вполне достойна учебников – если на сухом Сэндауне (и не только) мы всякий раз наблюдаем калейдоскоп фамилий во всей первой десятке (и воскресенье не исключение), то на мокром лучшие не подпустили никого ближе чем на полсекунды, а для V8 наших дней это, как известно, очень много даже в дождь.
«Я совсем не разочарован. Я не на шутку перепугался сегодня», - честно признался Джейми Винкап. Как только #88 оказался в гуще борьбы, гонщик словно вывесил белый флаг с надписью “проезжайте, только не бейте!” Потому что нет никакого Кортни в 50 с лишним очков впереди, стараться изо всех сил как тогда в Тасмании или Сиднее нет нужды, а про Сэндаун в воскресенье Винкап прямо сказал: «В прошлом году Джеймс Кортни выиграл титул здесь». Не было никакого Кортни в воскресенье, как почти нигде нет #1 при нормальных условиях в этом году, а значит исход гонки предрешён, и будь там хоть 65, хоть 165 кругов. Главное, что без осадков.
Тем не менее, второе место действующего чемпиона (а чемпион действующий до тех пор, пока не известно имя другого) стало большой неожиданностью. Наиболее оптимистично будет трактовать это как факт серьёзного отношения Кортни к оставшимся гонкам сезона и даже позволить себе порассуждать о его способностях в дождь, ссылаясь на Аделаиду. Скептики могут сказать, что экстраординарные условия должны хоть в чём-то дать экстраординарные результаты. Но если факт превосходства Уилла Дэвисона над Марком Винтерботтомом в дождь готов признать даже болельщик Фрости, то после такого сезона сказать, что Кортни хоть в чём-то лучше Тандера? Трудно, даже симпатизирующему Кортни.
Сколь много всколыхнула и встрепенула суббота, столь резко вернуло всё на привычный уровень воскресенье. Есть Винкап, есть FPR, есть Лаундс и Тандер. Иногда Ван Гисберген, а совсем в исключительных случаях – его партнёры. Формы GRM Ли Холдстворту далеко не всегда хватает и на топ-10, последняя надежда на Сидней. Остальные? За пределами личных стычек, в которых неизменно мелькают одни и те же персонажи (Баргванна, Дамбрелл, Карусо, Моффат), сказать что-то не банальное сложно. Разве что Грег Мёрфи, разбивший машину из-за неработающей вентиляции и, как следствие, нулевой видимости, очень элегантно прокомментировал собственную ошибку в воскресенье: «Сегодня всё шло нормально, мы обгоняли и прорывались. Когда я пытался обогнать Карусо, он не захотел изменять траекторию, и я вынужден был резко замедлиться, чтобы не выбить его, поскольку он повернул у меня прямо перед носом», - после двух кошмарный уик-эндов о топ-10 общего зачёта многоуважаемый ветеран может забыть.
Я был бы очень рад поставить всем в образец пелотон V8 Supercars, но увы из-за этих самых личных стычек сделать этого не могу – субботу подпортили пейс-кары, и судьи, которых, к счастью, практически не видно-не слышно после Сёрферса, сделали всё для сохранения хоть какой-то интриги. Не вызывать пейс-кар из-за увязшего внутри последнего поворота #18 было нельзя – его регулярно срезали. Остаётся пожелать раздвинуть, а лучше вообще отменить лимит времени, а то сейчас полностью дождевая гонка в Сиднее, например, даже без единого инцидента рискует в него не уложиться.
Очень и очень хорошо, что последним этапом стоит такое событие, как Sydney Telstra 500. При практически полном отсутствии неизвестных, этап должен получиться. Да, если Тим Эдвардс доволен результатами Сэндауна, то Роладну Дейну беспокоиться не о чем. Кто бы мог подумать – единственная трасса, где у TeamVodafone даже подиума не было! Нам же остаётся поблагодарить погоду за субботу, а организаторов – за возвращение Sandown 500. Хоть Филлип Айленд является и гораздо лучшим плацдармом для подготовки к Батхёрсту, но в зрелищности гонок Сэндауну уступает. Традиции? У обоих треков, надо сказать, сравнимые притязания.
Результаты
Квалификация 1
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата