Машина и гонщик – это два слагаемых автогонок. Чем проще трасса, тем меньше зависит от гонщика. Утрированный случай – каждый из нас может ехать по прямой и давить на газ. Yas Marina – самая простая трасса в календаре V8 Supercars, единственная в своём роде в этом году. До привычного старта сезона в Аделаиде 5 недель, всеобщие тесты состоялись 2 недели назад. Этап в Абу Даби имеет мало шансов не превратиться в тесты.
В пятницу мы узнали кое-что интересное о форме команд в настоящий момент. Stone Brothers Racing стали ещё сильнее, чем год назад, причём Шейн Ван Гисберген едва не оказывается последним в команде. Ford Performance Racing на том же уровне, но грешит ошибками – Винтерботтом теряет второе место (9 очков!) из-за ошибки на одновременном с #4 пит-стопе, отыграться машина не позволяет. Dick Johnson Racing не так и плоха – Стивен Джонсон квалифицируется 8-м, совершает первый пит-стоп на 12-м круге. У его костюма отказывает система охлаждения – хоть и не так жарко, но надо что-то придумать, например сухой лёд. После цикла остановок #17 оказывается на 16-й позиции и прорывается до 11-й к финишу.
Немногочисленные Ford более чем в теме, лучший всё равно Holden, понятно чей и под чьим управлением. Лаундс не робот, в отличие от Винкапа, и спокойно накручивать унылые круги не может, что сполна проявится на следующий день. Исторически главную команду «красных» лихорадит – нет скорости, нет удачи. Тандер прошёл через долгую схватку с Холдсвортом и кое-как спас престиж команды. Кортни лучше бы не выходил на старт! После первой гонки у него будет -23 очка, потому что команда нарушила порядок апелляции штрафа в 25 очков за столкновение с Баргванной в последнем повороте первого круга. Штраф был удвоен, #1 финишировал последним, 26-м, едва не оставив за собой лучший круг гонки, но неутомимый #88 и его забрал себе.
|
|
Единственное, что упустил в первый день Джейми Винкап – это поул и два круга лидирования. Впрочем, выигрыш поула, впервые с Барбагалло-2009, перенесённого на чистую сторону трассы, не помог Крейгу Лаундсу – проваленный старт и чрезмерный износ резины привёл к 7-й позиции. Другие команды Holden, на многое рассчитывавшие, остались более-менее ни с чем. Насколько унылой была пятница (я переключился на просмотр в фоновом режиме после двух третей дистанции), настолько сумасшедшей выдалась суббота. На интересующие вопросы были получены развёрнутые ответы, и совершенно неожиданно в разговорах в преддверии Clipsal 500 стало разумным приводить пример из Yas V8 400 в качестве весомого аргумента.
Единственный шанс увидеть интересную гонку в Абу Даби – это топливная концовка. Тут сложность трассы мало на что влияет, потому что требуется идти не достаточно быстро, а достаточно медленно. Для топливной концовки необходим пейс-кар в определённый момент. А такими стали оба периода жёлтых флагов.
Пока Тони д’Альберто не начнёт раз за разом попадать в топ-10 хотя бы квалификации, про него будут вспоминать в связи со стартовым манёвром, приведшим к завалу. С другой стороны, отличный пример того, к чему приводят стандарты безопасности трасс современной Ф1. Предельную цену, которую гонщик платит за плохую квалификацию в любой серии – это попадание вот в такого типа аварию. Много машин, мало что видно, чья-то ошибка хоронит твою гонку – Гарт Тандер начинает 2011-й год под копирку с предыдущего.
Если и есть какие-то объективные особенности «магии Ближнего Востока», оказавшие влияние на гонки, то это удивительно долгая ликвидация последствий аварии. 5 кругов за пейс-каром это почти полчаса! Учитывая, что вчера плановые пит-стопы начинались с 7 круга, то немудрено решение обслужиться парой кругов раньше под жёлтыми флагами. А вот тут уже «заколдовали» судей VESA – согласно пункту 11.4.8 секции D спортивного регламента, выезд из пит-лейна в режиме пейс-кара должен быть закрыт, пока последняя машина на трассе не прошла линию выезда. Но загвостка в том, что линия выезда – это граница действия ограничения скорости, и при таком подходе условие соблюдено, ибо два изгиба с тоннелем уже не пит-лейн.
Читаем дальше: «Автомобиль, возвращающийся на Трассу, должен следовать на сниженной скорости пока не достигнет конца линии Автомобилей позади Пейс-кара». По букве правил, Марк Винтерботтом, а то и Джейми Винкап, должны были опережать весь остальной пелотон почти на круг. Итого, судьи не учли странную конфигурацию объектов в этой части трассы, а поскольку это был первый случая появления пейс-кара в Абу Даби, то наломали дров.
К счастью, это не отразилось на сути борьбы – экономить топливо нужно было в любом случае, даже без выноса Ингалла Лаундсом просто так с одним пит-стопом оставшуюся дистанцию не пройдёшь. Самый длинный стинт в первой гонке принадлежал Ли Холдсворту – 20 кругов. С учётом, что необходимости увеличивать число кругов между заправками не было, надо думать, это не предел. Но круги-то длиннющие, и превратить 20 в требуемые Джеймсу Кортни 22 может быть невозможно. И тут снова своё слово сказала арабская неторопливость – пейс-кар водил гонщиков 5 кругов! Это уже реальнее, хотя комментаторы до последнего не верили в благополучных исход Кортни и компании, заочно награждая подиумом Грега Мёрфи.
Пока убирали #39, пит-стоп провели и остальные. Здесь снова на горло собственной песни наступили в FPR, причём очень симптоматичным образом – если преследователь следует за лидером гонки, да ещё в последний момент, то он, в данном случае #5, демонстрирует неуверенность, отсутствие плана. Конечно, Фрости совсем не мастер экономить, но когда ближе к лету начнут считать очки, хочется минимизировать «если бы» в свою сторону. Заканчивая с дружиной Тима Эдвардса, пару слов о Уилле Дэвисоне, а больше и не требуется. Разворот на старте в пятницу, вынос Карусо в субботу. Проигрыш 8 и 10 позиций партнёру в квалификациях. В первой гонке хотя бы пробился до 12-го места, во второй проиграл Винтерботтому 20 секунд при 2 пейс-карах и штрафных проездах у обоих. Располагается на 14-м месте в общем зачёте.
Джеймс Кортни на противоположном полюсе. И относительно того, кого он заменил в Holden Racing Team и относительно себя самого днём ранее. «Должен сказать, что это, вероятно, моя лучшая победа, особенно с учётом роста разнообразных ожиданий в межсезонье. Половина прямой оставалась позади прежде, чем я до конца открывал газ», - чем выше накал борьбы, чем ценнее победа. На 40-м круге Брайт вышел в лидеры, Кортни контратаковал в начале следующего, Джейсон оборонился. К концу 41 из 43 кругов, точно там же, где вчера он вынес партнёра #14, которым Брайт управлял в прошлом году, Кортни нырнул внутрь, но #8 подвинулся, благо асфальта слева полно. Бок-о-бок на прямой, и #1 успешно перекрещивает траектории, возвращая лидерство.
|
|
Некоторое непонимание относительно сокращения дистанции из-за временного лимита могло оставить горькое послевкусие, если бы кто-то из великолепных соперников остановился с пустым баком. Не случилось – оба экономили, при этом оба гонялись. Гонялись гораздо раньше, чем это можно было ожидать, ведь безопаснее в такой ситуации висеть на хвосте до последнего и лишь тогда нанести удар. Гонялись незамедлительно, лишь только оказались рядом! Брайт признал, что стёр шины – за его плечами был прорыв с 7-й позиции, тогда как Кортни рестартовал первым.
Топливная концовка – это единственная возможность гонщику проявить себя на простой трассе, зачастую вопреки машине. Пусть жанр этот мягко говоря специфический, а откровенно говоря – сомнительный, но это часть игры, которой иногда очень полезно владеть. Шок Винкапа, отыгравшего лишь секунду на последнем круге, отлично демонстрирует тот факт, что #88 финишировал на последних каплях. Быстрой машине не пристало экономить горючее, всё правильно. Джейми только за 2 круга до финиша опередил Дэйва Рейнольда, вместе с которым лестных слов заслуживают Майкл Карусо и особенно Джонатон Уэбб. Те, кто был быстрее их по скорости – пара SBR, где Алекс Дэвисон финишировал на полсекунды раньше Шейна Ван Гисбергена – в топливной гонке позади.
От Абу Даби сложно было ожидать чего-то лучшего, вторая гонка вероятно вообще номер один за всю историю этапов V8 Supercars за пределами Австралии и Новой Зеландии. А такие этапы ещё будут – Витакер намерен проводить пару, как это было в прошлом году. Теперь уж точно не вспомнить, чего там в прошлом году было содержательного.
Результаты
Квалификация 1
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт