В 2000-м году Крейг Лаундс выиграл все гонки на Queensland Raceway – три спринта и энуранс. В 2011-м году он выиграл все сессии уик-энда, оставив лишь два лучших круга, и то собственному партнёру. В субботу он сказал, что не побеждал с прошлогоднего Батхёрста, так что расхожая фраза “Лаундс переживает вторую молодость” в значительной степени отражает объективную реальность. Конечно, эта молодость не столько вторая, сколько второсортная, имея в виду уровень Крейга конца 90-х, но относительно сегодняшнего Лаундса – очень даже молодость.
Опять же, велика цена побед на очень простой трассе за рулём лучшей машины, когда тебя так никто и не потревожил? Как бы не старались преподнести Квинсленд сложным треком, таким он если и является, то для инженеров: кочки в скоростных виражах, трейл-брейкинг при каждом торможении, только два левых поворота, которые так или иначе приносят в жертву, что оказывает зримое влияние на ход борьбы. Более того – это тестовый трек для многих команд, в числе которых и TeamVodafone. Но Лаундс слишком часто в последние годы запарывает отличные машины, и я бы не слишком сильно удивился, если бы растущий не по дням, а по часам Тим Слейд разочек бы Крейга обставил.
Удивительно, что в такой уик-энд Винкап не выиграл ничего. Вообще, короткие гонки сейчас противопоказаны – Triple Eight настолько сильно их проводят, что смотрится сие с трудом. В Квинсленде использовался софт, но если этого не знать, то отличить субботние гонки от первой в Перте довольно трудно. На покруговке тишь да гладь – позиции меняются проигрышем, а не выигрышем – вот Холдсворт потерял три позиции в заключительные семь кругов. И правда, самым интересным стал 15-минутный брейк, за который, по словам Тима Эдвардса, механики делают всё то, на что обычно есть весь вечер и немного утра.
Гонки очень короткие, и важность старта невозможно переоценить – вот где Джейми Винкап и проиграл. Будет ли он рваться изо всех сил, чтобы достать партнёра? Зачем, если это сущие копейки в очковом выражении? Итак, перед эндурансами записываем и подчёркиваем: Винкап не умеет стартовать, Винкап ошибается в дождь. Оказалось, что это ещё не всё – Винкап ошибается во внештатных ситуациях. Тут надо пояснить – не под давлением, а под воздействием событий, которые порой и не придумаешь. В условиях гонки на пределе равных ему сегодня только Гарт Тандер, если у HRT благоприятный день. А вот в курьёзных ситуациях жди просчёта – оно и понятно, ведь у его команды благоприятный день едва ли не каждый.
Тем удивительнее случившееся в воскресенье. Марк Скейф очень тонко отметил, что это не человеческая ошибка, это ошибка системы. V8 Supercars – чрезвычайно открытая серия, как для болельщиков, так и для прессы. Роланд Дейн, опасаясь за завоёванное преимущество, поручает закрывать содержимое под капотом, когда автомобиль находится на стартовой решётке, где полно посторонних глаз. На прогревочном круге Джейми Винкап обнаружил, что машина едва разгоняется – под капотом #88 осталась крышка, заслонявшая трубы двигателя. Вывод – нечего нагружать себя лишними процедурами.
Скейф же заметил, что очень забавно узнавать о превышении скорости на пит-лейне машиной, которая выдаёт 120 лошадиных сил вместо 650. Джейми просто забыл сразу включить лимитатор – немудрено, ведь автомобиль едва ли едет быстрее! Гонка стартовала, #88 проехал штраф, оказавшись почти в круге от #888 – проигрывал минуту. Ну всё, теперь самое время потирая руки думать о том, как изменится ситуация между партнёрами, когда у второго появляется реальная возможность опередить первого в чемпионате. Гонка шла, и обращали на себя внимание две вещи – тотальное превосходство Лаундса и Слейда над всеми остальными и постоянное, даже немного сокращающееся отставание Винкапа.
Джейми покинул последнее место на 24-м круге, начав одновременно удивительный и ужасающий прорыв, который лишь изредка попадал в кадр. Иначе, наверное, стало бы совсем тоскливо – Винкап выиграл 18 позиций за 40 кругов без помощи пейс-кара или массовых проблем соперников. Выиграл в Квинсленде, где разрывы минимальны, а обогнать без риска “оквадратить” резину можно либо за счёт идеального второго поворота, либо за счёт ошибки соперника. К #88 это не относилось – он обгонял где хотел и когда хотел. Символично, что самым последним обгоном, на последнем круге он ворвался в топ-10, но примечательно то, как это произошло.
“Он даже износ покрышек рассчитал так идеально, что прокол случился на самой финишной черте!” – можно воскликнуть в сердцах. Если чуть-чуть подумать, то, во-первых, не с правой стороны на шины выпадают наибольшие нагрузки, а во-вторых, невозможно продолжать прорыв, если твоя резина буквально на исходе. «Всегда обидно, когда тебя разворачивают, но я ценю его извинения после гонки. Мало у кого в наши дни достаточно мужества, чтобы признать ошибку», - сказал Рик Келли.
Извинения Винкапа не вернут #15 потерянных 24 очков, а главное, не отменяют грязноты манёвра, ведь не кто иной как Рик Келли отступил в аналогичной ситуации на третьем круге первой гонки. Снова Скейф рубит правду-матку – #88 должен был быть оштрафован на 25 очков. О мотивах можно только гадать, и будем надеяться, что объяснения последуют, как это обычно бывает. Всё-таки 98 это не 74… Кстати, а не давит ли Скейф на главного конкурента специально?
Простая арифметика демонстрирует, что если бы не превышение скорости, Винкап легко был бы третьим. Слейд финишировал на 33 секунды раньше Ван Гисбергена. Ужасает и то и другое. Ну а без “ошибки системы” Винкап привёз бы Лаундсу и Слейду 3-5 секунд и был таков.
Однако, Лаундс отыгрывает 88 очков у #88, фактически не вступая в борьбу. Винкап по-прежнему ведёт игру с самим собой: «В этой книге три главы. Первая сейчас заканчивается, вторая – это энурансы, а третья – дорога домой. У нас до сих пор отличная серия, и я хочу чисто провести завтрашний день перед началом следующей главы», - сказал Джейми в субботу. Поменяется ли теперь что-либо? С одной стороны, Лаундс не настолько близко, чтобы констатировать “it’s on”, с другой – он фаворит на Батхёрст, а в Айленде вполне может приехать “close second”, если у #88 будет чистая гонка.
С точки зрения качества гонок это был худший уик-энд в сезоне, но V8 Supercars не может разочаровать со всех сторон – и когда нечего сказать о самих гонках, есть что сказать об их результатах. Шейн Ван Гисберген сделал серьёзную заявку на третье место по итогам года – в субботу он сказал, что перед его машины «был словно от автобуса», в воскресенье исправил ситуацию – после обгона Рейндольдса и схода Брайта сомнений в подиуме не осталось.
Главной сенсацией уик-энда стал Джеймс Моффат. Нет сил уже говорить, насколько хороши машины Dick Johnson Racing, насколько они превосходят своих гонщиков, но когда Джеймс Моффат выигрывает 12 (!) мест в первой гонке и 7 в третьей, то очевидное становится невероятным. Кажется, Стивен Джонсон, настолько опытный, что может проехать по Квинсленду с закрытыми глазами, знает как извлечь скорость из Ford своего отца гораздо лучше, чем его молодые товарищи, однако ж… В длинной гонке #18 столь быстр, что может позволить себе достаточно грубую ошибку и уверенно финишировать в топ-5. Действительно, если бы не она, Шейну было бы ой как непросто защитить подиум от атак новичка!
«Именно это мне нужно для уверенности в себе. С самого Перта она возвращается, но отпечаток ещё остаётся. Я всего лишь человек, и меня одолевают сомнения и вопросы после такой аварии, но пятый результат в сегодняшней квалификации это как гора с плеч», - сказал Карл Райндлер, взявший в первой гонке топ-10. Лучший результат сезона показал Грег Мёрфи, а Стив Оуэн закончил обе короткие гонки на 5-й позиции. 9-е место Пола Дамбрелла, который дебютировал здесь в V8 Supercars 12 лет, назад стало лучшим результатом за весь уик-энд для Ford Performance Racing.
Что-либо говорить об очередном провале FPR и HRT в связи с мягкими шинами и общей расхлябанностью нет ни смысла, ни желания. Всё потеряно кроме чести, и эту честь лучше всего отстаивать в гонках на выносливость.
Впереди три очень разных и удивительных этапа. Поздравляю – мы дождались, потому что наверняка это будет лучшая глава сезона.
Результаты
Квалификация 1
Гонка 1
Гонка 2
Квалификация 2
Гонка 3
Личный зачёт чемпионата