Подводя итоги прошлому сезону, я высказывал опасения, что увиденное – далеко не предел. Позади 3 этапа, и эти опасения более чем реальны. Потому что с трудом веришь, что такое возможно в 2011-м году, ведь сейчас уже нигде в такой дождь не гоняются, а если гоняются, то заканчивается это порой трагически, как в Бразильских сток-карах. В Хэмилтоне асы V8 Supercars – лучшего в мире чемпионата по кольцевым автогонкам на асфальте – не просто терпели до финиша или лавировали между то и дело ошибающимися соперниками, а вели гонку так, как будто никакого дождя нет и в помине!
Впрочем, это был не дождь – скорее душ. Сидней был всего лишь три этапа назад, ну а после Аделаиды предназначение дождевых шин уяснили даже в GRM, хотя Холдсворт в субботу всё равно провалился. Случившееся в Хэмилтоне обязано двум вещам: погоде и мягким шинам. Про резину сказано достаточно, и близок тот час, когда только такие шины будут использоваться на индивидуальных этапах, а то и вообще всюду. Дождь – это как дополнительные условия, возможность ещё более наглядно продемонстрировать свой класс. Помните, как перед Симмонс Плейнс жаловались, что давненько не было дождевых этапов? С тех пор таких 4 из 6!
|
|
Было немного жаль, что в Сиднее лидеры разом убрались, не правда ли? При всей необычности гонки в боксах, хочется непосредственной борьбы главных героев. Мы ждали не многим более 4 месяцев. В субботу всё получилось настолько логично и справедливо, что поняв это, напрочь забываешь про личные пристрастия. Винкап продолжает платить за плохие старты, и это самая явная слабость лидера чемпионата. Ошибки при выезде с пит-стопа обычно совершает его партнёр, известный и куда более уверенной ездой в дождь. Как бы то ни было, именно Крейг Лаундс всё громче и громче кричал о необходимости остановить гонку. Интересно, что же тогда должен был кричать Тодд Келли, у которого за 17 кругов до финиша отказал дворник.
Какой толк от дворника в душе? – логично спросить. «Вероятно, это были мои самые трудные круги в жизни», - отвечает Тодд. Это был не просто лучший этап в истории Kelley Racing, это был очень красиво выигранный этап, и слабым их выступление в воскресенье кажется только на первый взгляд – вторую гонку Рик проехал гораздо лучше тех, с кем боролся в первой. Теперь я до конца понимаю сложность именно современного чемпионата, когда этапы на городских трассах состоят из двух гонок по 200-300 километров – тяжелейшие условия в субботу сказываются на форме в воскресенье даже у лучших. Дубли в Clipsal 500 в исполнении Тандера и Винкапа невозможно переоценить. Если бы Рик Келли выиграл и в воскресенье, это следовало бы вспоминать снова и снова, по крайней мере до тех пор, пока команда не будет регулярно готовить машины на таком уровне.
Эта победа Рика должна вытеснить главное воспоминание от Хэмилтоне – сильную аварию Винкапа в пятом повороте в практике три года назад, после которой он пропустил весь этап. Шасси KR-02, основная машина #15, пропустила этот этап в Хэмилтоне – механики обнаружили существенные повреждения шасси, которое придётся наполовину изготовить заново. Оно будет готово к Винтону, а в Новую Зеландию отправилось шасси PE047, которое в прошлом году находилось под управлением Тони Риккиаделло, но не это главное – машина хоть очень старая, но с хорошей историей – именно на ней Тодд Келли выиграл третью гонку в Симмонс Плейнс три года назад. В то же время, Рик Келли выиграл последнюю гонку в Пьюкикоу, так что первую победу Kelley Racing запомнят надолго.
Даже если не брать в расчёт саму гонку, то, как он её выиграл. Кажущиеся бесконечными 200 километров между блестящим стартом и триумфальным финишем. На последних кругах у Крейга Лаундса не было и шанса, а умопомрачительный сэйв при въезде на пит-лейн, когда о вытекшей из машины Уоррена Лаффа жидкости ещё никто не знал, входит в коллекцию эпизодов, которыми нужно отвечать на вопрос, почему это лучший чемпионат, и, в частности, кто такой Рик Келли. Конечно, теперь уже совершенно не важно, что там нужно применить к Лаундсу за Мельбурн, и свой протест Kelley Racing отозвала на следующее утро. Каждый раз, когда #888 попадал в кадр, мы видели управляемый занос в исполнении Крейга. Это красиво, но вряд ли эффективно – никогда не побеждавший в Новой Зеландии Лаундс имел шанс проявить себя в дождь, но промазал пит-столл и потерял драгоценное время. Он обладал машиной от Triple Eight на этапе с мягкими шинами, но по сухой гонке повторил вчерашнюю ошибку партнёра, пусть и с меньшими последствиями. В свою очередь, сам Винкап провёл худший уик-энд с Сёрферса-2009. Многие привыкли, что у доминирующих команд при проблемах лидера побеждает партнёр – в TeamVdafone, да и вообще в V8 это редко когда так.
Праздник братьев Келли продолжился. Не только победа, но и первый двойной подиум – а схватка с Винтерботтомом это ещё один эпизод из серии «почему они лучшие» – в истории команды настолько воодушевили всех, Рик и Тодд прошли два великолепных круга под только что начавшимся дождём и завоевали первый ряд. Как, спрашивается, Винкап и Лаундс, находившиеся на трассе перед ними, умудрились проехать почти на 2 секунды медленнее Рика?! Карусо, конечно, идиот, и полностью провалил этап, но я снова обращаю внимание на первопричину – Джейми Винкап не должен был быть в том месте в то время. На его счастье, следом ехал Марк Винтерботтом, и комфортный отрыв в чемпионате сохранён. А #88, в отличие от #5, на трассу вернули – подопечные Роланда Дейна выучили урок Сиднея; рулевая тяга в первой гонке была заменена в рекордные сроки. Что касается ребят Тима Эдвардса и особенно Кэмпбелла Литтла, то им нужно срочно работать над пит-стопами – Марк одним из немногих не проскочил пит-столл, но выезжал уже позади Тодда Келли. Пусть в их борьбе это ничего не решало, но проблема остаётся.
|
|
Где-то до середины второй гонки я собирался озаглавить мнение «О, Келли!» Но, наблюдая последние круги, сделать это – значит поступить крайне несправедливо по отношению к Шейну Ван Гисбергену. Если с Келли и Новой Зеландией связь косвенная, то Шейн, он же надежда всех киви, и после 9 подиумов в прошлом году нет лучше места для первой победы. Ему всего 21 год, но это 4-й полный сезон – и мы снова вспоминаем 2008-й, когда в Квинсленде Stone Brothers Racing одержали свою предыдущую победу, а Гизи шокировал всех пилотажем в дождь в Сэндауне, финишировав вторым во второй гонке, между Винкапом и Лаундсом, который выиграл. Ли Холдсворт показал своё умение ездить в дождь за год до этого, в Оран Парке. Как ни странно, оба провалились и в прошлую субботу (причём оба на пит-лейне – оператор и механик #9 в порядке!), и в субботу 4 Декабря – параллели с Сиднеем удивительны – снова в воскресенье, когда погода разгулялась, а трасса просохла, победу разыгрывали #33 и #9.
В Сиднее Холдсворт мог обыграть Ван Гисбергена только за счёт достаточного количества топлива, что и случилось. Здесь с горючим у Шейна было всё в порядке, и молниеносно быстрый Ли смог возразить едва ли больше, чем Крейг Рику днём ранее. Можно сказать, что в ливень аналогичный отрыв выглядит острее, но глядя на езду #9 и #15 – едва ли. Насколько уверенно и точно проплывал повороты Рик Келли, настолько же на грани ехал Шейн Ван Гисберген, чем восторгался и сам Келли. «Я мог слышать зрителей, которые приветствовали меня, и очень трудно было сосредоточиться. Я начал совершать ошибки и попросил Пола, своего инженера, не говорить мне, сколько кругов осталось», - Шейн рос болельщиком Грега Мёрфи и с трибун наблюдал, за победами Принца Пьюкикоу. У самого Грега вторая гонка закончилась едва начавшись, хотя шансы на ещё один топ-10 были, Рейнольдс вообще предпочёл бы уик-энд поскорее забыть, если бы не эмоции другой половины Kelley Racing. А лично Мёрф порадуется ещё и за соотечественника. Да, конечно победы пришлось ждать более трёх лет, и можно сказать, что Гизи долго раскачивался, в отличие от того же Мёрфи, но и V8 Supercars сейчас далеко не тот, что в 1997-м.
В Хэмилтоне Шейн впервые в этом году был намного сильнее своих партнёров, разом перечеркнув мои мысли о том, кто в Stone Brothers Racing первый. Тим Слейд пожалуй был единственным, кто совершил грубую ошибку в ливень, заблокировав колёса перед первым поворотом. На следующий день Тим не стал уступать Алексу Дэвисону, что стоило топ-10 Фабиану Култхарду, и поставил судей в неприятное положение – VESA старается при любой возможности избегать финиша за пейс-каром. Ну, хоть #4 в топ-10 финишировал.
Красота по-настоящему сильного чемпионата в том, что неожиданные победители выигрывают сами, а не ловят победу, когда лидеры сходят по механическим проблемам или дурацким авариям. Третье место Гарта Тандера едва ли более заметно, чем последние пять кругов в исполнении Рика Келли. Больше вспоминаются пролёты #2 под дождём, да и партнёр его тоже чудачил в субботу. На 99% чемпионская гонка для Джеймса Кортни закончена, причём исключительно собственными действиями. Про Винкапа я сказал достаточно и буду говорить ещё, ибо в таких случаях неожиданно, а значит достойно обсуждения, плохое выступление. Уилла Дэвисона к фаворитам не отношу, и было хотел похвалить его за солидное выступление в воскресенье, да вот беззубо проигранный Холдсворту и Тандеру подиум не оставляет такой возможности.
Вот кого незаслуженно обделили вниманием, так это Стива Оуэна – лучшая индивидуальная квалификация в виде 3-го места, вся гонка в топ-10 и 5-е место – лучший индивидуальный финиш в карьере, Аделаида забыта. Стоит отметить и Стивена Джонсона. Всё-таки DJR всегда были быстры на стрит-курсах, и особенно в Хэмилтоне, где Кортни не покидал подиума, а Джуниор взял поул два года назад. «Мы стартовали на шинах с недостаточным давлением, в результате чего потеряли четыре места. Как только давление пришло в норму, проблемы держаться за Лаундсом не было», - Стив закрывал шутаут и стартовал с первого ряда, три круга сдерживая Ван Гисбергена и Тандера. Зная характер Джонсона, Винтерботтом должен остерегаться долга. Да, согласно букве правил, пресловутый b-pillar Марком прошёл, но вряд ли Стивен признает корректность атаки.
«Мы сильно, очень сильно этого хотели, и я не ожидал, что это случится так рано», – позволю себе перефразировать Рика Келли – мы знали, что V8 Supercars лучшие, мы не знали, что настолько и так очевидно. Знаете, к чему приучают великие гонки? Смотреть в прошлое, а не в будущее. Например, сейчас можно с лёгкостью написать пару страниц размышлений, о том, что будет в Барбагалло. Но гораздо полезнее обратиться в прошлое и узнать или вспомнить, что было в Барбагалло. Ну а когда серия преподносит гонки исключительного качества с такой частотой, мысль не распыляться больше ни на что напоминает о себе столь же часто.
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата