Четыре прошедших этапа показали, что победить Джейми Винкапа в отдельно взятой гонке вполне под силу целому ряду гонщиков, в который влился и Джейсон Брайт. Но нет такого гонщика, нет такой команды, которая могла бы бороться с #88 от этапа к этапу. Поэтому на каждой следующей трассе встаёт вопрос, а продолжит ли Кортни, Тандре, Келли, Ван Гисберген и теперь Брайт в том же духе? Разницу подчеркнул сам Джейсон: «BJR не получила никаких поблажек, и победа в Перте стала результатом правильной работы, что приятнее всего. Мы не выиграли просто из-за лучшего расхода топлива, плохой погоды или чьей-то неудачи. Мы выиграли, потому что наша машина была быстрейшей, и я очень верю, что это не единичный случай».
И, мотивируя самого себя, продолжает: «Большинство моих побед были одержаны за FRP или HRT, совершенно в других условиях. Тогда выигрывать было легче, но сейчас чемпионат совсем другой. Теперь каждый должен много работать для победы, потому что маленькие команды всё более конкурентоспособны, что для меня очень приятно, бороться в качестве тёмной лошадки». В этом году, снова скажу я, как-то особенно сложно выстроить команды по ранжиру – в ситуации, когда есть Team Vodafone и все остальные (а точнее, Джейми Винкап и все остальные), выглядит простительно проиграть лучшим из лучших, тогда как победа над ним(и) становится событием.
| |
Комментаторы, по долгу службы, будут пристально следить за вторым в общем зачёте, даже если это становится всё безнадёжнее – победитель отдельной гонки будет упомянут, но пассаж в начале эфира и после финиша начнётся с фразы “Джейми Винкап лидирует с преимуществом в столько-то очков над таким-то, сможет ли он приблизиться”, и т. д., и т. п. С каждым разом слушать это всё утомительнее, но ничего не поделаешь – как бы ни старались организаторы, за пределами Батхёрста важны практически только очки. Остаётся надеяться, что ситуация со временем выправится, и не забывать, что гонка хороша ровно настолько, насколько часто вы меняли своё мнение относительно её результата в течение просмотра. А совсем не на столько, на сколько из-за неё изменился общий зачёт.
Проблема (да, всё-таки проблема) нынешнего сезона в том, что Team Vodafone настолько безупречна, что разница между Лаундсом и Винкапом всё заметнее. И покуда Крейг является ближайшим преследователем Джейми, наблюдение за погоней в таблице рискует превратиться в мазохизм, если вы симпатизируете #888. Каких-то два года назад, когда мягкие шины только-только вводились, и никто не знал, как ими пользоваться, Лаундс был неподражаем. Природного таланта хватало, чтобы покрышка разлеталась, образно говоря, сразу после победного финиша. Винтон, как наиболее требовательная к резине трасса, был выигран в чистую. На следующий год обнаружился некто Джеймс Кортни, который украл у Крейга праздник. Ладно, у этого Кортни машина от Triple Eight, всякое бывает.
| |
Наступил 2011-й, Крейг выигрывает квалификацию, а эта самая машина в руках соперников стоит рядом. Стивен Джонсон, при всём уважении, не более чем хороший гонщик, и каждое удачное выступление #17 становится пощёчиной для Кортни и поводом взгрустнуть как оно могло бы быть, если бы Джеймс остался верен Дику. Но вернёмся к трагедии Лаундса – старт уже прочно стал ахиллесовой пятой Team Vodafone, однако им гонка обычно не заканчивается, особенно если ты начинал впереди. Казалось бы, следуй тактике, обеспечив себе чистую трассу в момент цикла пит-стопов, а дальше по ситуации – выбраться должен. И Джейми Винкап именно так и поступил. #88 снова отвечает за сухой результат, а #888 за шоу – борьба с трассой, шинами и соперниками будет украшением, только если вы не болеете за Лаундса.
Винкап, напротив, до предела бдителен: «В прошлом году я потерял лидерство в чемпионате здесь и уже его не вернул», - боль от поражения вряд ли утихнет до “клинча” титула, который вполне может случиться досрочно. И именно от того, что Джейми внимательно считает очки, происходит спокойна реакция на итог второй гонки: «Я не удивлён. У нас была хорошая машина, никаких сомнений. Брайти нашёл немного больше, так же как в Перте. Его машина была явно быстрейшей». В этой связи стоит признать, что Джейсон должен был действовать агрессивнее в заключительной гонке в WA – Винкап не настроен связываться с теми, кто отстаёт на несколько сотен очков.
| |
Вряд ли возможно переиграть #88 в двух спринтах подряд, но держаться в тени в гонке покороче, и выстрелить в самом конце гонки подлиннее – вполне. Начинаются же все эти игры с квалификации, которые на таких этапах решают особенно многое, ибо прорыв требует изнашивать резину. Поэтому квалификации стоит смотреть, если вы хотите лучше понимать происходящее. Брайт начинал в субботу 14-м, до пит-стопа выиграл только одно место, но зато с 15-го на 23-м круге обогнал: Оуэна, Ингалла, Мёрфи, Уилла Дэвисона, Култхарда, Лаундса, Винтерботтома и Тандера на пути к 7-му месту. Стратегия ясна – консервативный первый отрезок оттягивает пит-стоп до разумного предела, давая преимущество свежей резины в заключительной части. Риск столь же ясен – пейс-кары, являющиеся в Винтоне редкостью.
Но пейс-кар ранний, как в воскресенье, только на руку Брайту – пит-стоп оттягивается аж до 25-го круга и совершается в ранге лидера. Возврат на той же 15-й позиции, тогда как квалифицировался #8 на 8-й. Но шины на 6 кругов лучше, чем у Винкапа. Фора сократится до 4 кругов, но и позиция, с которой будет начат победный прорыв заметно лучше – 9-я. «Я продолжаю говорить, что есть 9 или 10 слагаемых успеха в нашей серии, квалификация и стары были нашими последними двумя недостающими. Если мы можем выиграть с восьмого места, значит мы выступаем очень хорошо. Я никогда не видел ничего подобного, чтобы машина была так быстра на старых шинах, но со стороны это невозможно увидеть», - и всё равно отыгрыш 18.5 секунд и 8 обгонов за 19 секунд без помощи пейс-кара выглядят чудом.
| |
Пейс-кар сделал бы концовку чисто дождевой, и вполне возможно, что Винкап дополнительно заложился на влажный асфальт, но интереснее другое – источник интереса снова пришёл откуда не ждали. Кромптон поспешил похоронить тактику Фила Кида, а Скейф с предвкушением обращал внимание на чёрное небо. Ну а до этапа они обращали внимание и на то, что Winton Motor Raceway является тестовым треком для большинства команд (17 из 28 машин), и Ford Performance Racing вместе с Holden Racing Team обязательно должны воспарять. Воспарение этих коллективов ограничилось радостью Гарта Тандера за третью позицию во второй гонке, которую с поула начинал отметивший в пятницу 30-летие Марк Винтерботтом.
И наверное нет сейчас команды, которая настолько хуже едет на софте, чем FPR. Воскресный провал Фрости заставляет очень крепко задуматься всем, начиная с Тима Эдвардса. Ведь тенденция очевидна, и этапов на харде будет всё меньше. Даже стрит-курсы уже переводят на софт, а эндурансы, даже если бы и были визитной карточкой команды, не могут быть железным оправданием столь унизительных выступлений флагмана Ford.
Да, тяжело сейчас всем. Рик Келли, совершивший замечательный и незаслуженно обойдённый режиссёром трансляции прорыв в субботу, на следующий день не в силах зацепиться хотя бы за топ-10. Это в Винтоне, где, по его словам, с прошлогоднего поула начался поворотный момент в развитии Kelley Racing. Причина исключительно в #15, ведь исключённый из квалификации за использование нестандартных дисков (преимущества ноль, стопроцентный формализм) Грег Мёрфи прорывается до 11-й позиции – не будите зверя, называется.
После успеха Джейсона Брайта в 2006-м году, Ford Performance Racing не побеждали на домашней трассе. Зато следующую в календаре они ожидали с большим нетерпением, а Брайт – с опасением. Ведь в Hidden Valley будет только один комплект софта, и то строго на воскресенье…
Результаты
Квалификация 1
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата