На V8 Supercars я по-прежнему смотрю снизу вверх, а значит грамотно смешать аналитику и эмоции не получится. Так что сначала «физика», потом «лирика», а потом 5 лучших гонок сезона; последнее это оооочень трудный выбор! К сожалению, я до сих пор не нахожу в Интернете квалифицированной статистики, и решил вручную подбить основные показатели этого сезона. Цифры прекрасно отражают ход борьбы в чемпионате, но, разумеется, ни малейшим образом не передают накал.
Победы |
Jamie Whincup |
9 |
James Courtney |
5 |
Craig Lowndes |
3 |
Mark Winterbottom |
3 |
Garth Tander |
3 |
Mark Skaife |
2 |
Lee Holdsworth |
1 |
Paul Dumbrell |
1 |
Jonathon Webb |
1 |
Steve Owen |
1 |
Cameron McConville |
1 |
Если главный вопрос межсезонья был связан с переходом TeamVodafone на Holden, то главный вопрос перед де-факто началом сезона в Аделаиде был связан с соперником Винкапу, ибо в азиатских гонках всё было столь же уныло, сколь унылы трассы в Абу Даби и Бахрейне. Де-юро ближайшим конкурентом был Марк Винтерботтом, сумевший однажды даже поул вырвать и во второй гонке в Бахрейне теснить какое-то время #1. Общественность, поняв, что Уилл Дэвисон потерял слишком много, возлагала большие надежды на Гарта Тандера, которые полностью оправдались в Аделаиде – #2 выиграл обе гонки, а во второй ещё и Винкап недосчитался как минимум 70 очков из-за достаточно спорного штрафа.
На другом конце сезона судьи ещё раз подыграют #2, не дав технический чёрный флаг, когда обшивка машины HRT будет буквально рассыпаться при каждой атаке бордюра. Но тогда перспектива чемпионской гонки для Holden Racing Team давно будет забыта, а после первых городских гонок Гарт хоть и проигрывал больше 300 очков при двух сходах, однако имел впереди три четверти сезона, и мягкие шины, на которых #1 был по зубам заметно большему числу соперников.
Подиумы |
Jamie Whincup |
14 |
Mark Winterbottom |
14 |
Garth Tander |
10 |
James Courtney |
9 |
Craig Lowndes |
9 |
Shane Van Gisbergen |
9 |
Lee Holdsworth |
3 |
Jason Bright |
2 |
Mark Skaife |
2 |
Steve Owen |
2 |
Cameron McConville |
2 |
Paul Dumbrell |
2 |
John McIntyre |
2 |
Luke Youlden |
2 |
Rick Kelly |
1 |
Michael Caruso |
1 |
Steven Richards |
1 |
Jason Richards |
1 |
Greg Murphy |
1 |
Andrew Jones |
1 |
Andy Priaulx |
1 |
Впрочем, объективно мы понимали, что это всё разговоры в пользу бедных – не считая диффузора в Аделаиде, Джейми Винкап проводил безупречный сезон и выиграл 6 из 8 первых гонок. К тому же Винтерботтом провалил Хэмилтон, набрав за уик-энд меньше 100 очков… Мало того, что #1 был быстрейшим в пелотоне, он не знал технических отказов, и стоило уже тогда отдавать себе отчёт в том, что действующие чемпионы могут организовать борьбу за чемпионский титул только сами. Последнее, что оставалось у соперников и их болельщиков – мягкие шины. И тут своё слово сказал Джеймс Кортни.
Основа успеха Ford #18 – в производителях шасси, а это Triple Eight Race Engineering. По сути, Кортни ездил на прошлогодней машине Винкапа и ездил лучше Винкапа, когда машина была обута в мягкую резину. Джеймс не сокрушал соперников в стиле Джейми, не выдавал идеальных квалификаций в стиле Гарта или Марка, но в итоге всегда оказывался либо с лучшими шинами, либо с приличным запасом. А пейс-кары на равнинных, с широченными газонами трассах в Ипсвиче и Винтоне редкость. Кортни преподал четыре разносторонних урока, и последним, самым красивым и убедительным, стала его победа над Лаундсом, считавшимся главным специалистом по софту по итогам прошлого года. Итак, из Винтона Джеймс Кортни уехал лидером чемпионата с преимуществом 114 очков над Джейми Винкапом, который получил первую «баранку» в сезоне во второй гонке Квинсленда из-за поломки толкателя клапана.
Ещё долго мы будем говорить, что у Джейми достаточно времени и возможностей отыграться, а вскоре в Dick Johnson Racing начнётся делёжка команды и сам Кортни признается, что машина не дорабатывается, средств только-только чтобы сезон завершить. В Таунсвилле казалось, что TeamVodafone лишь подали болельщикам пищу для разговоров – Винкап победой завершил этап в Дарвине, а первая гонка Dunlop Townsville 400 стала самым убедительным успехом этого сезона (в Азии они были недосягаемы по определению). Отставание от Кортни перед воскресной гонкой составляло ничтожные 18 очков.
Поулы |
Jamie Whincup |
9 |
Lee Holdsworth |
2 |
Mark Winterbottom |
5 |
Garth Tander |
5 |
James Courtney |
1 |
Rick Kelly |
1 |
Alex Davison |
1 |
Paul Dumbrell |
1 |
Steve Owen |
1 |
Снаряд дважды в одну ворону не падает – среди всех 7 провальных гонок для #1 нет ни одной повторяющейся причины: в Аделаиде «засудили» после ударов сзади от Кортни; Квинсленд – см. выше; Винтон – выбили; Таунсвилл – охлаждение тормозов; Айленд – выпал цилиндр; Тасмания – не дозаправили; Сидней – оставили на сликах, долго чинили из-за развалившегося тормозного диска. У Кортни тоже были провальные гонки, причём по субъективным причинам, как в L&H 500 или первом Сёрферсе (такой возврат долга за Clipsal 500), или в первом Симмонс Плейнс. Но у него была идеальная команда.
И первым ярким проявлением этого стал Батхёрст. Запрет на экипажи из основных гонщиков сыграл на руку Кортни, потому что Лаундс был настолько великолепен на Горе, что вместо Марка Скейфа мог быть практически любой гонщик первый половины чемпионата, и #888 всё равно бы пересекла финишную черту первой. А у Кортни был «всего лишь» Уоррен Лафф, делавший в точности то, за что Винкап будет благодарить Стива Оуэна – исправная машина при смене. Образцовая надёжность. Лафф, конечно, сделал больше Оуэна в Батхёрсте, где TeamVodafone были в другой лиге. Сделал больше и в Айленде, особенно на фоне того, как плох был Кортни.
Сходы |
James Courtney |
0 |
Lee Holdsworth |
0 |
Rick Kelly |
0 |
Paul Dumbrell |
0 |
Jonathon Webb |
0 |
Michael Caruso |
1 |
Jamie Whincup |
2 |
Steven Johnson |
2 |
Russell Ingall |
2 |
Craig Lowndes |
3 |
Shane Van Gisbergen |
3 |
Todd Kelly |
3 |
Armor All Gold Coast 600 следует рассматривать отдельно стоящим этапом, в котором главным героям чемпионата очень важно абстрагироваться от «международного шума», а лучший способ сделать это на трассе – находиться впереди, избегая альтернативных стратегий. Лучшая машина ещё не гарантия успеха на такой трассе, как Серферс Парадайс, что равно показали FRP и Джейми Винкап. Оборона от Шейна Ван Гисбергена это не столько важные 12 очков, сколь психологическая уверенность – инициатива не на нашей стороне, но мы по-прежнему способны побеждать. Время по-прежнему останется, ибо запаса Кортни не хватает на сход, которого так и нет и не будет.
А #1 продолжат создавать сами себе трудности. Нелепая «недозаправка» во второй гонке Falken Tasmania Challenge повлечёт за собой «перезаправку» в Сэндауне и потерю верной победы. К Сиднею отставание висит дамокловым мечом, но в TeamVodafone продолжат играть на удержание, хотя в той ситуации это больше было похоже на игру ва-банк. Сделать шаг назад ради двух вперёд они по-прежнему не способны. Механики Кортни подарят надежду на очень длинном пит-стопе, но не более того. Винкап и Лаундс едва не столкнутся, финишируют на границе топ-5, и это станет точкой в сезоне взлётов и падений чемпионской команды.
Круги лидирования |
Jamie Whincup |
515 |
Mark Winterbottom |
208 |
Garth Tander |
194 |
James Courtney |
168 |
Craig Lowndes |
139 |
Lee Holdsworth |
84 |
David Besnard |
50 |
Russell Ingall |
46 |
Cameron McConville |
38 |
Shane Van Gisbergen |
32 |
Alex Davison |
31 |
Rick Kelly |
26 |
Greg Ritter |
22 |
Paul Dumbrell |
20 |
Warren Luff |
20 |
Steve Owen |
19 |
Jonathon Webb |
18 |
Will Davison |
16 |
Greg Murphy |
15 |
Steven Richards
|
14 |
Todd Kelly |
13 |
и ещё 25 пилотов лидировали в сумме 53 круга |
В прошлом году TeamVodafone выиграла личный зачёт, проиграв оба эндуранса и титул лучшей команды. В этом – с точностью наоборот. Воссоединение Крейга Лаундса и Марка Скейфа дало абсолютный результат, и Роланд Дейн желает сохранить экипаж #888, потому что в 2011-м правило разделения основных гонщиков чемпионата сохранится. Однако Стив Оуэн (как и Уоррен Лафф) великолепным выступлением добился права гоняться на полном расписании, но это уже наброски на ближайшее будущее. Конкурентоспособность пелотона упала ровно в два раза, хотя до того казалось, что она должна вдвое вырасти.
Во всём чемпионате продолжает наблюдаться ощутимый разрыв между 5-6 первыми гонщиками и остальным пелотоном. Шейн Ван Гисберген стал «лучшим из остальных» – за него говорят 9 подиумов, против – 2 упущенные победы. Учитывая, что Ford коллективно прибавил после эндурансов, перспективы очень хорошие. Но если Шейн это всё ещё подающий большие надежды молодой пилот, то с Марка Винтерботтома следует спрашивать борьбы за титул в каждом сезоне. Ford Performance Racing смотрит с не меньшим оптимизмом в будущее, чем команда братьев Стоун. Holden Racing Team провела худший сезон за последние пять лет, в первую очередь «благодаря» Уиллу Дэвисону, который не попал даже в топ-20 чемпионата. Нехарактерные для себя ошибки совершал и Гарт Тандер – после гроссмейстерски добытого подиума в Маунт Панораме и со сноской, но всё же победой в первой гонке в Сёрферсе последовала ошибка новичка, и это тоже был сезон перепадов, но с низшей по отношению к Винкапу средней.
В конце сезона напомнили о себе ветераны. Грег Мёрфи, Джейсон Брайт и Стивен Ричардс поднялись на подиум, причём Брайт обещает мощный 2011-й. Ричо принял решение уйти с полного расписания, а Грег Мёрфи, как и Расселл Ингалл, продолжают. Вместе с ветеранами, после эндурансов очень впечатлили сравнительно молодые гонщики. Пол Дамбрелл также думал покинуть чемпионат, но не по возрасту, а по личным причинам, однако подиум в Тасмании и победа в Сэндауне стали лучшими аргументами в пользу продолжения. Джонатон Уэбб не везением добыл победу в сумасшедшем Сиднее, а умением не терять голову, и я не припомню необдуманных действий от #19 за исключением инцидента с Винкапом в Винтоне, где, впрочем, сориентироваться было крайне непросто. Дик Джонсон сохранил контроль над командой, несмотря на то, что потерял ключевых сотрудников, включая Джеймса Кортни. Тем важнее будет грядущий сезона для Уэбба и Стива Джонсона, который сам от себя требует большего, чем 10-е место без единого подиума.
Garry Rogers Motorsport, как и команды Ford, держалась в тени первую половину сезона. Лучшая машина в Батхёрсте, внушительный Сёрферс и долгожданная победа Холдсворта в Сиднее. Но и в прошлом году они закончили сильно, так что с выводами подождём. Kelley Racing продолжают трудные годы становления, и стоит ещё раз восхититься Риком, который покинул HSV Dealer Team ради возможности добиться успеха с нуля. Вожделенный подиум всё-таки состоялся, скорость так же возрастала по ходу чемпионата, но чтобы вторгнуться в порядки трёх лучших команд V8 Supercars последних лет нужно проделать ещё много работы.
Прошедший сезон не обошёлся без судейских ошибок, но после изучения каждого случая с холодной головой, почти всё отпадает в решения по букве, пусть и не по духу. Наиболее возмутительным выглядит штраф #8 за аварию в Сёрферсе, когда в Эндрю Джонса на огромной скорости врезался Скотт Диксон. Если подходить строго, то нужно было наказать #2 на том же этапе за упомянутые в начале проблемы, а также Кортни за столкновение с Джонсоном в Хэмилтоне. Armor All Gold Coast 600 вообще стал очень трудным для организаторов этапом, и конечно много чего можно говорить об иностранцах, как и о желании Кохрейна интернационализировать серию, но пока здесь больше эмоций. Им дам волю в следующей части.