Уик-энд Sydney Telstra 500 пиарили больше года. Мы, принимая во внимание всю важность для VESA проводить этап в Сиднее, дабы упрочить свои позиции как одного из главных спортивных состязаний в Австралии, сосредоточимся на гоночных аспектах последних двух гонок чемпионата.
«Традиционно, Clipsal 500 в Аделаиде был физически тяжелейшим этапом. Из того, что мы видели на планах, гонка в Сиднее может быть даже труднее» - сказал Алекс Дэвисон. Трассу проектировал Марк Скейф, и, положа руку на сердце, ничего выдающегося не получилось. Лучше Хэмилтона, но далеко не Аделаида. С Сёрферсом тоже сравнить не получается, потому что обе шиканы не столь интересны, но столь же сложны – могу представить, как ёкает сердце у механиков, когда машина встаёт на левый борт, а через полсекунды бьётся этим же бортом о резиновый ограничитель. И так в течение 74 кругов два дня подряд.
В Олимпийском Парке Синдея были проведены значительные работы, важнейший результат которых (повторюсь, речь идёт только о гонках) – разное покрытие. Причём не только по длине круга, но и по ширине. И то и другое время от времени давало о себе знать. С точки зрения рельефа, наибольший интерес представляет Авеню Дона Фрейзера – торможение перед поворотом, ведущим в объезд железнодорожной станции, начинается вверху небольшого подъёма. Лучший на мой взгляд поворот – пятый. Секция действительно напоминает третий вираж в Филлип Айленде – скоростной левый, за которым тут же торможение перед крутым правым. Традиционное место для обгона, конечно, первый 90-градусный, даже трасса в конце стартовой прямой почти 15 метров в ширину.
Много чего изменилось с Clipsal 500, в том числе и скорость Team Vodafone на уличных трассах. Если кто забыл, Винкап выиграл первые 4 гонки сезона, а потом ещё субботнюю в Таунсвилле. Следующий «стрит» он предпочтёт не вспоминать, и конечно будет рад закончить сезон на высокой, истинно чемпионской ноте. Тем более, что давления в общем зачёте никакого. В общем личном зачёте, тогда как в командном «благодаря» Лаундсу и благодаря Тандеру Holden Racing Team отстаёт на одно единственное очко. Вспоминая этап на Barbagallo Raceway, кавычки перед фамилией Крейга конечно стоит убрать, но в контексте как всего сезона, так и его финала сделать этого никак не получится.
По крайней мере в субботу продолжился тренд – Крейг Лаундс и Уилл Дэвисон особенно заметно проигрывают Джейми Винкапу и Гарту Тандеру, когда у их команд не всё гладко. С Уиллом, над которым нависла угроза и потери вице-чемпионства, это, ввиду разницы в опыте, заметно ещё сильнее, да и проблемы психологического характера дают о себе знать, когда с техникой у HRT всё как надо. Лаундс ездит в своё удовольствие, свои (хорошо известные наверное только ему самому) задачи выполняет и умеет собраться, когда результат грозит быть просто неприличным для трёхкратного чемпиона.
Гарт Тандер показал лучшее время по итогам тренировочной пятницы, и оно оказалось на 2 десятые быстрее, чем прогнозировали инженеры Holden Racing Team – 1:30.103. В квалификации, соответственно, ожидали «верхние 29», и первым выйти из полутора минут удалось Ли Холдсворту менее чем за три минуты до конца первого сегмента квалификации. За пределами которого остался Лаундс и едва не остался сам Тандер! Перед Крейгом была свободная трасса, однако только 22-й результат, он не смог выбить Гарта, который с 20-м временем замкнул число тех, кто будет биться за Top 10 Shootout.
Team Vodafone действительно лихорадило. Винкап выполнил задачу минимум отнюдь не играючи, а в течение второго сегмента долгое время замыкал таблицу хронометража. На противоположном конце был… Дэвид Рейнольдс, показавший на середине 15-минутного отрезка квалификации 1:29.6478! Уж не перевернули ли вверх тормашками тайминг?! Но полноценной сенсации не случилось – Рейнольдса отодвинул де-факто партнёр Гарт Тандер, Винкап с 9-м временем прошёл в шутаут.
Кульминация субботней квалификации проходила по сюжету Surfers Paradise или Phillip Island – невероятная плотность результатов, пока на трассу не выехал фаворит. Менее одной сотой секунды отделило второе место Ли Холдсворта от седьмого Марка Винтерботтома. Фрости, таким образом, проиграл Винкапу итоговый Armor All Pole Award – 5 поулов против 6, и даже в случае равенства после воскресенье приз достанется Джейми.
Едва ли не все участники последнего в этом сезоне Top 10 Shootout ломали голову в попытке собрать все три сектора воедино. И только у Гарта Тандера не возникло проблем с идеальным кругом. Это выступление можно даже сравнить с pole-lap в Батхёрсте, ибо привезти полсекунды гонщику, который, как выяснится позднее, обладал быстрейшей машиной, дорогого стоит – 1:29.8489, лишь четверо в многокруговой квалификации смогли проехать лучше.
Кэмерон МакКонвилл проводит свой последний этап, как гонщик V8 Supercars на полном расписании. За 10-летнюю карьеру Кэм звёзд с неба не хватал, даже пятая стартовая позиция стала для него повторением лучшей квалификации, запомнится как относительный специалист по эндурансам и автор победного обгона юного Рика Келли на последнем круге Винтона-2004. Казалось, что в столь раскрученном и без сомнения важном для него самого этапе, МакКонвилл, собрав весь накопленный опыт, сможет сотворить сенсацию в виде подиума.
У Brad Jones Racing машины порой блещут скоростью, но куда больше – нестабильностью, ведь даже Джейсон Ричардс уже несколько этапов к ряду не может квалифицироваться в топ-20. Не стал в этом отношении исключением и Sydney Telstra 500 – Джейс начинает 24-м, тогда как Кэм не просто идёт в позиции подиума, но и всерьёз давит на Джейми Винкапа! «Как бы то ни было, ничего не стоит хорошая работа, которая делается только в течение половины гонки» - к большому сожалению, Кэмерон ошибся сразу после своего второго пит-стопа, уткнувшись в барьер из покрышек на выходе из 8-го поворота. Небольшим утешением для ветерана может служить то, что на непрогретых шинах ошибался даже Винкап, которому это тоже стоило подиума…
Ли Холдсворт как должное воспринял проигрыш поула, но так ли важна квалификация даже на городской трассе, когда впереди 250 километров дистанции, минимум два пит-стопа, почти наверняка пейс-кары и полный комплект трудностей, присущих Clipsal 500, где Ли уже традиционно великолепен?
Старт, что очень удивительно, прошёл без аварий и разворотов, даже в шикане 2-3-4 поворотов каким-то непостижимым для меня образом машины шли в два ряда. Только один инцидент, дающий повод рассказать о двух историях – Дэйв Рейнольдс в итоге стартовал 9-м и оказался зажат между Риком Келли и Джеймсом Кортни. Так получилось, потому что Тодд Келли подтолкнул в первой шикане Ford #18, и последствия этого для победителя второй гонки в Таунсвилле проявятся много позже. А вот Рейнольдс вынужден был немедленно свернуть на пит-лейн для заклейки треснувшей обшивки. Сам Тодд Келли вряд ли мог на что-то рассчитывать после аварии основной машины в Перте – шасси не успели восстановить, была повреждена несущая рама, и Тодд получил первое шасси, которое построили в Perkins Racing. Конечно, подвеску и трансмиссию переставили, но машина начинается с рамы… Что примечательно – практически сразу после того, что случилось на прошлом этапе, Kelley Racing подписали контракт с Джейсоном Баргванной. Один эпизод не может перечёркивать позитива, исходящего от Баргса только в этом сезоне, и я думаю, что его новая команда сможет замахнуться очень на многое в 2010-м. А в первой гонке отчётного этапа Джейсон финишировал 7-м и не часто оказывался в кадре, зато был очень эффективен, ведь дисквалификация за работу над машиной в закрытом парке между сегментами отправила его на последний ряд стартового поля.
Итак, Ли Холдсворт, лишившийся верного подиума BigPond 300 из-за упомянутого эпизода. Сохранил вторую позицию на старте. После волнения первых кругов, сначала стабилизировал, затем стал сокращать отставание от Тандера, а во время массовых пит-стопов под первым коушеном (разбил машину Майкл Патрици) перехватил лидерство. На 24-м круге установил рекорд трассы в гонке, который так и не будет превзойдён – 1:30.8818. Отрыв от пары Винкап-Тандер перевалил за 3 секунды.
26-й круг – в хвосте пелотона Пол Дамбрелл, стартовавший из топ-10, атакует Джека Перкинса, но сильно промахивается с торможением и выбивает Дина Фьора. Машины разбросаны в первой шикане, дирекция гонки внимательно следит за действиями пострадавших и одновременно контролирует приближение лидеров. К счастью, первые успевают уехать до приближения вторых, но разлитое масло за собой не убирают… Ли Холдсворт оказывается в барьере третьего поворота, план едва ли не идентичен с тем, который был в Сёрферсе, но тут, хотя бы, Майкл Карусо вместе с остальными благополучно объезжает замерший Holden #33.
Как и Уилл Дэвисон перед роковым заездом на пит-лейн две недели назад, Холдсворт не был предупреждён об опасности поскользнуться. Дамбрелла после гонки накажут штрафом в 100 очков, но главное тут другое – инцидент произошёл в самом медленном повороте сиднейской трассы, и #33 совсем не пострадал. Ли Холдстворт продолжил гонку, и совершил прорыв, сравнимый с тем, что был в Батхёрсте. В конце гонки он единственным шёл быстрее 1:31.5, иногда даже укладывался в 1:30, отыгрывая не менее чем полсекунды у ближайших соперников. Венцом этого прорыва стал обгон Джейми Винкапа в конце предпоследнего круга. Сам Джейми пытался воспользоваться ошибкой Джейсона Брайта – шла борьба за третье место – но едва не закончил как в Surfers Paradise. Впрочем, это гипербола – Винкап здесь был как всегда уверен в себе, сосредоточен и как-то по особому спокоен, когда принимал поздравления с чемпионским титулом.
Ещё о героях, которым придётся отложить планы по реализации потенциала на воскресенье. Судьи, откровенно сдающие к концу сезона, вынесли Грегу Мёрфи штраф за небезопасный выезд с пит-стопа. Выезд был на 10-м круге, а решение озвучено на 30-м, когда Мёрф шёл 4-м, следом за МакКонвиллом, с которым ещё не случилась описанная выше неприятность. Джемс Кортни, как и Джейсон Брайт сумел выиграть несколько важных позиций благодаря максимально раннему второму пит-стопу. Его можно было совершать уже на 35-м круге, но многие хотели сократить время дозаправки и более равномерно распределить стинты для шин. В итоге, когда вылетел МакКонвилл, из-за чего в поворот не смог вписаться Шейн Ван Гисберген (топ-3 в тренировках, амбиции, но не более того) и на трассу в третий раз выехал пейс-кар, то на пит-лейне образовалась изрядная давка.
Винкап, чуть выехав с пит-лейна, разворачивается в первом повороте. Расселл Ингалл, пробившийся как и Кортни с Брайтом в топ-5, ошибается в девятом вираже, а через круг в этом же месте Джек Перкинс добивает несчастного Грега Мёрфи, который вскоре совсем уж расстроился, наблюдая, как Баргванну обгонял молниеносный Холдсворт. Надежды Дика Джонсона на крепкое выступление рушатся в один миг – у Кортни даёт о себе знать повреждение в стартовом контакте. Открывается дверь, и Джеймс пытается зафиксировать её своими силами, но неудачно – технический чёрный флаг. Тут же Стивен Джонсон цепляет стену в последнем повороте и пробивает покрышку.
Последний вираж трассы достоин отдельной похвалы – он идёт после такого же 90-градусного левого, на выходе нет покрышек и недостаточная поворачиваемость остужает желание гонщика пораньше начать разгон на главной прямой. Здесь ошибся Стивен, здесь же ошибся и Лаундс на 39-м круге. Крейг был очень доволен балансом машины, вплотную подобрался к топ-10, шёл на правильной тактике, но лёгкий контакт с бетонной стеной дал надежду преследующему Уиллу Дэвисону взять соперника, что называется, тёпленьким. Всю прямую гонщик #22 решался и в итоге решился. Тогда, когда пилот #888 уже начал вход в поворот и никак не мог знать о пересекающей траекторию другой машине. Team Vodafone отремонтировали повреждённую подвеску, вернув Ford Лаундса на трассу, а Уилл Дэвисон получил штрафной проезд через пит-лейн.
Ещё один показательный инцидент, говорящий не в пользу пока ещё второго гонщика в чемпионате! Как, впрочем, и не красящий Лаундса… Вот теперь самое время сказать о завоевавших подиум. Гарт Тандер провёл близкую к идеальной гонку. Самый тревожный момент был после первого рестарта, когда Гарт пропустил Винкапа и едва не пропустил МакКонвилла. В то же время Дэвисон рапортовал о недостаточной поворачиваемости. Но следующий рестарт остался уже за Тандером, после чего Holden #2 фактически пропал из виду.
Ещё более незаметную гонку провёл Марк Винтерботтом. Он провёл детство в Дунсайде, это всего в 20 километрах к западу, и, не имея спонсорской поддержки или богатого папы, пробивал себе дорогу к мечте: «В Дунсайде ты должен либо хорошо драться либо быстро ездить!» - шутит Фрости. – «Попасть на подиум здесь великолепно и значит очень многое для меня» - после гонки Марк констатировал, что мог надеяться только на разворот Гарта и подтвердил физическую сложность этапа.
Джейсон Брайт, чья судьба на следующий сезон ещё не ясна, наконец-то урвал пьедестал почёта. Хорошая оборона от Винкапа завершилась ошибкой, которая, в итоге, обезопасила собственный подиум. Повезло, наконец-то повезло. Тоже спокойная гонка в исполнении ветерана, а именно такие заканчиваются высоким результатам на уличных трассах.
Впереди ещё 250 километров, и наибольший интерес вызовет выступление Холдсворта, МакКонвилла, Мёрфи и отчасти Кортни. Согласитесь, хорошо, когда не надо помнить у кого сколько каких-то там спринт-шин в запасе.
Всё написанное выше датировано воскресеньем и не включает знаний о том, что в тот день уже успело произойти. Опыт писать обзоры в два подхода стоит признать интересным, но неудачным, потому что этап – это целостное событие, и недальновидно судить о трассе по одной гонке. Поэтому всю критику стриткурса в Sydney Olympic Park забираю обратно. Ибо когда в сухую погоду до финиша 250-километровой гонки добирается половина пелотона, 8 гонщиков врезается в стену в 8-м повороте, а ещё примерно столько же инцидентов происходит в остальных местах трассы не считая пит-лейн, когда ни один из пострадавших не ищет причину на стороне, то это значит, что городская трасса великолепна.
Потому что кольцо на улицах города с необходимостью огорожено отбойниками, которые могут быть прикрыты слоем отработанных покрышек, и гонщик вынужден сражаться с трассой больше, чем с соперниками. Обгон не происходит без ошибки конкурента, но кто скажет, что это скучно, несправедливо или противоестественно? Вторая часть Sydney Telstra 500 стала оглушительным аккордом замечательного сезона, который, конечно, ещё предстоит вспомнить, осмыслить и разложить всё по полочкам ближе к началу следующего, а пока приведу в какой-то порядок бурю событий 26-й и последней гонки V8 Supercars 2009.
Если бы показавший за минуту до конца квалификации 1:29.513 Ли Холдсворт счёл, что дело сделано, то получил бы старт с четвёртой позиции. Ибо Марк Винтерботтом, Рик Келли, и ушедший на заключительный круг последним Джеймс Кортни показали 29.44, 29.43 и 29.40 соответственно. Но и у #33 в запасе была ещё скорость, поэтому рекорд трассы остаётся за Холдсвортом – 1:29.3049. На первом ряду два неудачника вчерашнего дня с прекрасными шансами отыграться. Тандер только 7-й, МакКонвилл 14-й, а Винкап вообще шёл на 7 цилиндрах и был вынужден стартовать первую гонку в ранге двукратного чемпиона с 26-й позиции.
Старт и первый круг вновь был пройден очень профессионально. Почти всеми. Лаундс, Баргванна и Уилл Дэвисон идут в три ряда после первой шиканы и Уилла чуть не заправляют в стену! Каким-то чудом #22 сохраняет движение в нужном направлении и даже не пробивает шину. Через пару секунд Шейн Ван Гисберген знакомым манёвром убирает с дороги машину FPR – Стивен Ричардс в кармане 6-го поворота, а #9 неминуемо получит проезд через пит-лейн. В 8-м повороте ошибается Холдсоврт, начисто выигравший старт – его проходят Кортни и Рик Келли.
Пит-стопы открывают логично Винкап и не менее логично МакКонвилл – чистая трасса на вес золота, и именно этим принципом будет руководствоваться Ли Холдсворт. Holden #33 вернётся в лидеры на 13-м круге после пит-стопа Кортни и схода Келли, который на пол-метра ошибся с апексом 8-го поворота, чего вполне хватило для того, чтобы уткнуться в покрышки. Кругом спустя там же ошибётся старший брат Тодд, но повреждения небольшие. Однако и ему не суждено будет финишировать – проблемы с электрикой вынудят сначала отключить систему охлаждения, но не поможет даже замена батареи.
- Скейфи, что ты будешь делать? Счёт на десятые. - Я минимизирую собственный риск и заеду сейчас. Машина Ли обладает достаточной скоростью, чтобы выиграть гонку и так. – это выжимка из диалога комментаторов на 20-м круге. Холдсворт идёт на полсекунды, даже почти на секунду быстрее Кортни. На 21-м круге в 8-м повороте вылетает Винтерботтом. На 22-м… Ли Холдсворт: «Мне очень-очень жаль, парни…»
В запасе у Гэрри Роджерса остаётся Майкл Карусо – в противоположность собственному выступлению в Батхёрсте и партёру в Сиднее, он проведёт аккуратную и лишённую нервозности гонку, результатом которой будет подиум, и это выступление стоит назвать лучшим в его карьере. Гонки, выигранные за счёт мягких шин, как-то совсем теряют цену после сопереживания событиям уличных этапов на выносливость. Хотя поначалу не казалось, что #34 сможет попасть даже в топ-5.
Узнав об аварии Холдсворта, Джейсон Брайт и двое новичков, Фьор и Слейд, тут же нырнули на пит-лейн и были правы – пейс-кар. Кортни, между тем, не менял покрышек вообще. Напомню, что на такой уик-энд, как и на любой другой без спринт-шин, даётся 16 колёс с покрышками Dunlop. Половина обычно уходит на квалификацию, вот и оцените в каких (ко всему прочему!) условиях едут гонщики.
Итак, приближаясь к середине дистанции, Кортни вернулся на первую позицию, его прессингует вооружённый свежими шинами сзади Грег Мёрфи, Лаундс третий, Тандер обогнал Карусо и вышел на четвёртое место, а Винкап уже 11-й. 29-й круг, Майкл контратакует Гарта перед первым поворотом, и вчерашний победитель оказывается практически в роли партнёра в субботнем инциденте Дэвисон-Лаундс, с той важной разницей, что Карусо не совершал дайв-бомбинга, и это он сам, Тандер, поворачивал в соперника.
#2 заглох, и пейс-кар вернулся на трассу. Мёрфи сбросил темп заметнее, чем Кортни, поэтому выезжающий с пит-лейна Ван Гисберген оказался между двумя лидерами. На рестарте Грег будет готов тут же пройти Шейна, но он не может сделать этого линии старт-финиш. Этот момент слегка сбил с толку ветерана – на Holden #51 блокируются колёса перед первым поворотом, машина ударяется задним бамперов в шинный барьер, стекло разлетается на кусочки, а по радио слышится уже знакомое «простите, парни»…
Наступило окно для финального пит-стопа. Как уж тут не воспользоваться возможностью, когда столько поводов для вызова пейс-кара! Винкап, уже 8-й, заезжает на 37-м круге и… убирается в стену в первом же повороте, имея абсолютно чистую трассу впереди и позади! Джейми, победитель четырёх подряд гонок в рамках Clipsal 500, покидает финал сезона на щите. Конечно, это гениальный год для Винкапа, 11 побед, но о проигрыше командного титула (Vodafone фактически сами вручили его HRT, ведь Тандер уже давно сошёл) Джейми и Крейг будут заметно сожалеть. Перед 8-м поворотом Дин Фьор врезается в Джейсона Баргванну, и все ныряют на заключительный пит-стоп.
Не так и много машин, меньше 15 оказались примерно в одно время на пит-лейне, но этого хватило для двух штрафов. Один из них ясен как день – Лаундс возвращался на трассу без малейшего взгляда в зеркала и оставил внушительную вмятину на двери от левого переднего обтекателя Ford #9. Шейн теперь оказался в роли жертвы, а Stone Brothers Racing практически получила обе машины в топ-10, ибо Алекс Дэвисон был столь же не заметен, сколь и эффективен. Второй штраф справедлив, но досаден – Джейсон Брайт задел Марка Винтерботтома, который только направлялся к своим механикам. #25 тут же сбросил скорость и пропустил Фрости и шедшего следом Тодда Келли, однако правила есть правила – никаких контактов на пит-лейне.
Джейсон понимал, что штраф гарантирован и поспешил атаковать Кортни, дабы отметиться в лидерах. Джеймс, спокойно и рассудительно, дал себя обогнать перед 9-м поворотом. На торможении, не раньше. Между тем, 8-й поворот продолжил собирать урожай – Уилл Дэвисон, теперь уже вроде бы автор командного титула Holden Racing Team, цепляет шины и откатывается с 4-го места в конец топ-10, а вскоре и за её пределы – всё из-за того же поворота! Рестарт, четвёртый и последний (как ни странно!), даётся за 21 круг до финиша.
Алекс Дэвисон атакует Кэмерона МакКонвилла, и #14 запаздывает с входом в 8-й поворот… Кэм обладал машиной, способной на двойной подиум. Увы, вероятно последний регулярный уик-энд в его карьере закончился двумя авариями, и обе – по собственной вине. В чём же причина коварства Восьмого поворота? У него две фазы – дорога чуть уходит влево, и затем начинается собственно поворот, резко закручивая траекторию. На апексе кочка, а ширина трассы сокращается – вираж в целом кажется быстрее, чем есть на самом деле.
Но не одним им славно кольцо вокруг олимпийских объектов Сиднея. Например, в 10-м через пару кругов застрянут сразу двое не последних гонщиков – Брайт, неудачно атаковавший младшего Дэвисона, и Лаундс, который в случае финиша на 10-м месте приносил бы Team Vodafone победу в командном зачёте. Крейг шёл 12-м, но повреждения оказались достаточно серьёзными – вот теперь уже всё, и Holden Racing Team, прошу обратить внимание, проиграли в этом году только один большой приз – титул в личном зачёте.
Топ-3 – Джеймс Кортни, Майкл Карусо и отыгравший множество позиций за счёт раннего пит-стопа Марк Винтерботтом – из Сиднея. Подиум по сумме очков за две гонки выглядел бы с точностью до наоборот, хотя, справедливости ради, надо напомнить, что победителем такого этапа считался бы выигравший вторую гонку. Но в любом случае – у Фрости есть все основания домашний этап крайне успешным. Да и у Карусо с Кортни конечно же тоже! Все трое, кстати говоря, очень сильны на городских трассах, так что результат нельзя назвать сенсационным.
Для себя отмечу, что гонка без Vodafone и HRT впереди излучает какой-то особый шарм и напоминает, что в пелотоне полно не просто just good, а настоящих race car drivers. Да, никто не смог довести машину до финиша в целостности и сохранности, но разве это имеет какое-то значение, по сравнению с тем, где ты финишировал и где твои соперники?
«Сегодня было гораздо легче, ведь я шёл впереди, по чистой трассе и чистому воздуху» - так, на заметку – Джеймс Кортни в субботу вечером был в медицинском центре, восстанавливался после истощения.
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Итоговый личный зачёт чемпионата