После того, как было подтверждено, что чемпионат V8 Supercars 2010 начнётся с этапов в Абу-Даби и Бахрейне, приняли решение в этом году в Сахир не ехать. Вместо этого – спринт-этап в Филлип Айленде, давший, среди прочего, возможность вспомнить, как проходят рядовые этапы на дорожных трассех без спринт-шин. Этап получился спринтовым как никогда, ибо весь уик-энд был сокращён до двух дней, а единственная практика составила 30 минут, за которые настроить должным образом машину оказалось непосильной для многих задачей. Субботняя квалификация тоже была уменьшена до одного 20-минутного сегмента, Top 10 Shootout сохранён. Расселл Ингалл сказал, что такой формат ему по душе, да и с финансовой точки зрения сулит значительную экономию. Перевод интервью с Энфорсером появится на на Live Talk Racing завтра.
Погода, определяющая состояние трассы, коренным образом отличалась от той, которая было два месяца назад во время этапа L&H 500. Безоблачное небо и весеннее солнце разогрели трассу более чем до 40°C, что привело к быстрому регрессу покрышек, а сильный переменчивый ветер сбивал с толку гонщиков, заставляя их корректировать пилотаж – так в воскресенье утром скорость машин на стартовой прямой была на 10 км/ч меньше, чем днём ранее! При таких начальных условиях хорошо выступить могли только опытные и талантливые участники – как в гараже, так и за рулём.
Вылеты четырёх гонщиков в шпильке 4-го поворота, среди которых были наступающий на пятки лидеру чемпионата Уилл Дэвисон и победитель этапа в Сёрферс Парадайс Марк Винтерботтом на первых минутах квалификации тут же дали понять, что трассу можно считать той же, что была в Сентябре только геометрически. Единственным исключением из массы гонщиков, которые ошибались в поисках скорости оказался Джейсон Брайт. Лучшее время он установил ещё за 11 минут до конца, немного улучшил затем и практически на целую десятую секунды опередил пару Team Vodafone, а остальных – более чем на четверть.
За бортом Шутаута остались Гарт Тандер, оба пилота Dick Johnson Racing, Джейсон Ричардс и Стивен Ричардс (4-й с конца). Быстрые в последнее время Мёрфи и Баргванна вообще не попали даже в топ-20, а вот Майкл Карусо на быстром круге был заблокирован скорым обладателем поула Брайтом. Расстроенный гонщик напомнил, что в следующем году его команда будет помогать Britek Motorsports, и такое поведение тем более неожиданно. Сам Джейсон с гигантским, в 0.38 секунды преимуществом выиграл однокруговое сражение за поул в 100-километровой гонке, единственным выйдя из 1:34. На другом конце топ-10 неожиданно оказался Марк Винтерботтом, который жаловался на недостаток сцепления в медленных поворотах, а в Шутауте большую часть времени потерял из-за ошибки в повороте Lukey Heights.
Джейми Винкап был приглашён на Гонку чемпионов. Ту, которая прошла, в выходные между Сёрферсом и Айлендом на неделе после Сёрферса в Пекине. Организаторы всё более жалкого с каждым годом события на этот раз вообще умудрились запланировать действо до завершения сезонов в двух крупных чемпионатах. Неудивительно, что Джейми, проваливший SuperGP, решил полностью сосредоточиться на защите титула V8 Supercars, а не ехать не пойми куда. На стартовой решётке в субботу он располагался на третьем месте, уступив первый ряд Уиллу Дэвисону, но что значит скорость на одном круге в таких условиях?
Брайт проиграл старт претендентам на чемпионский титул, но сам отправил свой уик-энд под откос. На старте, говорят, гонки не выигрываются, они на старте проигрываются. Джейсона сносило в первом повороте, и он вытолкнул Тодда Келли. Официально образованная 9 месяцев назад Kelley Racing в начале сезона испытывала большие проблемы с надёжностью доставшейся от Ларри Перкинса техники, но построенные зимой собственными силами шасси тут же показали свою конкурентоспособность. Впервые обе машины попали в первую пятёрку на старте, а скорость в гонке была продемонстрирована ещё в Батхёрсте. И можно понять озлобленность Тодда, ещё в прошлом году начавшего готовить почву для новой команды, на неосмотрительного соперника - #7 слегка зацепила #25 в следующем вираже. Судьи особо долго рассматривали инциденты на этом этапе, решения выносились уже после финиша, и этот момент признали гоночным.
В лидеры вышел Уилл Дэвисон, но Винкап тут же сел на хвост и совершил обгон на 3-м круге. После этого Джейми продемонстрировал типичную езду большей части последних полутора сезонов – безупречный пилотаж, уверенный пит-стоп и победа, преимущество которой в полной мере цифры не отражают. Дэвисон финишировал вторым, потеряв только 12 очков, но завтра предстояла гонка вдвое длинее…
Оставшуюся позицию на подиуме оспаривали братья Келли и Крейг Лаундс. Рику удалось выиграть две позиции за счёт пит-стопов, несмотря на то, что он останавливался на круг позже. Машины Team Vodafone бережнее, чем другие расходовали покрышки (абсолютная скорость упала на секунду по сравнению с тем, что было на первых кругах), и поэтому Ford #888 мог идти явно быстрее пары Holden #7 и #15. Крейг нанёс атаку на 15-м круге перед шпилькой MG и по-джентельменски оставил Тодду место для контратаки в следующем, левом вираже, выводящем на стартовую прямую. Лаундс со скольжением проходит первый поворот следующего круга, и Тодду удаётся занять внешний радиус перед вторым. Но Крейг не уступает и атакует по внутренней траектории, будучи вновь не в силах удержать машину.
Holden Тодда Келли застревает в гравии, что вызывает пейс-кар. Лаундс выбирается самостоятельно, но только на 21-ю позицию, а после рассмотрения эпизода судьи отправят его в конец лидирующего круга, на 28-ю. Тодд закончил этап в 1 круге позади, а после финиша был оштрафован на 10 очков за заправку с опущенным домкратом. Так Рик Келли обезопасил свою призовую позицию и на первый взгляд стяжал все лавры первого подиума команды, но на пресс-конференции не переставал напоминать, что это результат работы всего коллектива и сожалел относительно неудачи брата.
Если Уилл Дэвисон должен был беспокоиться о защите второго места, то Гарт Тандер в очередной раз показал, как много значит опыт при посредственной форме машины – прорыв на 4-е место за гонку, которая, вместе с пейс-каром, продолжалась каких-то 38 минут. Сравните это с тем, что было в Gold Coast, тоже де-юро спринт-этапе…
|
|
Как я говорил выше, скорость в воскресенье упала впечатляюще. Время поула – 1:35.19, на полторы секунды медленнее лучшего круга Шутаута! И в таких условиях, такому времени Брайт проиграл уже 0.5 секунды, а впереди вновь были хорошо знакомые лица – Джейми Винкап и Марк Винтерботтом. Фрости улучшил результат Брайта на треть секунды за 6:30 до конца. Затем на поуле ненадолго показался Уилл Дэвисон, но свои 1:35.67 он так и не улучшит. 2:30 до конца – Винкап устанавливает планку на 1:35.34, Рик Келли, а затем Джейсон Ричардс показывают очень близкие к Джейми времена. Винкап продолжает и улучшает до названных выше 35.19. На быстром круге только Винтерботтом, он идёт на 45 тысячных лучше после второго сектора, но теряет на нём почти десятую. Под клетчатым флагом Пол Дамбрелл показывает третий результат – он перенёс инфекцию перед уик-эндом, но как показал опыт Марка Винтерботтома, это может быть даже неплохой приметой.
Думаю, не будет обидным сказать, что уже на втором круге у чемпиона просто не осталось соперников. Шейн Ван Гисберген, ставший пятым вчера, не был настроен уступать и сегодня – перед первым поворотом, где практически и торможения нет, юный гонщик просунул нос своей машины на траекторию Марка Винтерботтома, фактически повторив то, что сделал здесь Стив Оуэн с Кэмероном МакКонвиллом в начале 500-километровой гонки два месяца назад. Судьи, как ни удивительно, так и не смогли определить достаточную вину #9 здесь, ну а #5 проехала только один круг из-за повреждённого в «свободном полёте» масляного насоса и встала у стены пит-лейна.
Таким образом, на рестарте позади #1 оказались Пол Дамбрелл, Джейсон Ричардс, Рик Келли и Шейн Ван Гисберген. При всём уважении к стараниям этих гонщиков, Винкапу они не конкуренты. А когда Гарт Тандер, вновь не попавший в топ-10 на старте, прорвётся на обозримое расстояние, то будет уже поздно. Итого, интрига состояла не в том, как много очков наберёт Джейми Винкап, и так понятно, что 150, а сколько сумеет спасти Уилл Дэвисон. Он был настолько разочарован падением темпа, что утверждал – «в машине что-то сломалось». При всех обстоятельствах, Дэвисон мог финишировать если не 7-м, то уж точно 9-м, позади Лаундса и Пола Дамбрелла, а закончил только 11-м, пропустив на последних кругах Фабиана Култхарда и Майкла Карусо. Ещё бы немного, и его бы опередил младший брат Алекс.
Интереснейшие события разворачивались в борьбе за топ-10! Началось всё с курьёза, который едва не привёл к трагедии. На середине дистанции вылетел Дин Фьор и пейс-кар, как обычно, ожидал лидера недалеко от выезда с пит-лейна. Винкап, у которого был запас в 4 секунды над Риком Келли, сохранил лидерство, но когда выезжал на трассу, то увидел, что пейс-кар стоит неподвижно! Амбер Андерсон, водитель «не такой уж безопасной машины безопасности» как было написано на официальном сайте, как обычно ожидал сигнала директора гонки Тима Шенкена о начале движения. Команда должна была поступить, когда Винкап, лидер гонки, заехал на пит-лейн, но не поступила.
|
Когда гонщик разгоняется по стартовой прямой Phillip Island Grand Prix Circuit, то видит только её половину. Поэтому гонщики, начиная с Рика Келли, который ехал в одиночестве, продолжая Джеймсом Кортни и заканчивая Гартом Тандером, спешившим опередить покидающего пит-лейн Стивена Джонсона, вынуждены были резко тормозить. «Не хотел бы я парковаться на дороге, где машины несутся со скоростью 250 км/ч» - сказал Рик Келли, которого от серьёзных неприятностей спасла только реакция Джеймса Кортни. На подходе ко второму повороту пейс-кар был 7-м, где ещё такое увидишь, но хвастаться тут совершенно нечем…
Со взмахом зелёного флага развернулась очередная схватка Джейсона Баргванны с красным Ford Team Vodafone. На этот раз Баргс попал под горячую ногу Крейга Лаундса. После того как оба прошли Уилла Дэвисона, Джейсон толкнул Крейга перед последним поворотом, выйдя таким способом вперёд. Через круг первый и половину второго поворота соперники прошли бок-о-бок. Баргванна остался впереди, но Лаундс перетормозил его в шпильке. Баргс перекрестил траекторию и едва не развернул #888, вернув позицию. Крейга как только могли успокаивали по радио, но Джейсон, надо признать, на этот раз вызвал оправданный гнев и был убран с дороги на 25-м круге после шпильки 4-го поворота.
Лаундсу было ради чего спешить – в заключительной фазе гонки у него была быстрейшая машина, но всё, чего удалось добиться это 7-е место. Его соперник в борьбе за 3-ю строчку общего зачёта обладал худшей техникой, но зато холодной головой. Гарт Тандер на 36-м круге прошёл Стивена Джонсона, у которого вскоре обнаружился медленный прокол. DJR неплохо реабилитировались в длинной гонке и могли вдвоём закончить этап в топ-5, но удалось это одному Кортни, Джеймс стал 4-м. Первую пятёрку замкнул Джейсон Брайт, рассчитывавший, конечно, на большее. Рик Келли временами показывал сектора лучшие, чем у Винкапа, но итоговое преимущество в 5 секунд говорят сами за себя – вновь безупречный пилотаж Джейми на пути к 10-й победе в 22 стартах и, надо думать, чемпионскому титулу. У Kelly же ещё всё впереди, но вполне может быть, что мы увидим гонщика в чёрном на верхней ступеньке подиума уже в этом году. Тодд Келли, надо сказать, вновь пострадал от ошибки, на этот раз своей – на небезопасный выезд с пит-позиции он получил штрафной проезд.
Прошедший уик-энд заставил с большим сожалением вспоминать неудачи Гарта Тандера в начале сезона. Сейчас очевидно, что из него получился бы гораздо лучший соперник Винкапу, ведь важно не только выступать хорошо тогда, когда твоя команда в форме, что почти всякий может, но уметь, сжав зубы, приезжать в топ-5, когда автомобиль поначалу к этому не располагает: «Всё заключалось в том, чтобы избегать неприятностей и не совершать ошибок. Это был один из таких дней, когда ошибка обходится очень дорого… и уик-энд, расположенный к тому, чтобы что-то пошло не так. Мы наполовину ожидали, что сцепление с трассой упадёт, но, помилуйте, оно было очень низким, особенно сегодня!» - Гарт Тандер.
Времена быстро меняются, и уже Уилл Дэвисон назвал уик-энд «самым разочаровывающим в году». Он с нетерпением ждёт этапа в Барбагалло, где можно будет использовать спринт-шины, «с которым у Джейми трудности, да и с трассой в Перте тоже… Если мы не выиграем несколько гонок, то не выиграем и титул, поэтому мне нечего терять». HRT действительно сильны в Перте, и могут выиграть обе гонки. Но это, готов спорить, будет действующий победитель этапа Гарт Тандер, выигравший все три гонки здесь в 2007-м.
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата
P.S. Совсем забыл дать правильный ответ на вопрос, что же общего у гонки Bathurst 1000 и серии A1 Grand Prix. Напомню подсказку – для этого не надо знать ни историю гонок и серий, ни даже состав участников. Ответ кроется в цифрах, причём эти цифры на поверхности. 161, количество кругов в гонке Bathurst 1000, переведённое в шестнадцатеричную систему счисления даст A1. Ну или наоборот – если рассматривать A1 как число, то будучи переведённым в привычный вид оно даст 161.