В V8 Supercars 2009 наметилась хорошая тенденция – воскресенье не похоже на субботу. Всё больше команд понимают, как много можно выиграть, если оказаться на спринт-шинах в нужный момент, то есть по возможности с минимумом «соратников». Может даже показаться, что для подиума, если не победы, ничего больше не требуется, но это, конечно же, не так. Гремевшие в прошлое воскресенье в Дарвине Карусо и Дэвисон (не тот, о котором вы подумали!) ехали лучше обычного и в «нормальных» условиях. Мягкая резина давала в Hidden Valley не более 2 секунд с круга, тогда как на схожем Winton Raceway было иногда свыше 3 при меньшей жаре.
Сам по себе автодром в Скрытой долине выглядит гораздо вкуснее трассы в Винтоне, является его убыстренной версией – километровая прямая, опаснейшее торможение перед 180-градусным виражом, скоростные связки до и после 90-градусников, окружающих шпильку. И, конечно, чем длиннее прямая, тем ответственнее выводящий на неё поворот. Двойной левый, с кочкой и сменой асфальта, особенно захватывающе выглядит с бортовых камер – кажется, что гонщику не миновать вылета, но тут машина резко забирает влево и на полном ходу вылетает на прямую.
Hidden Valley будет в календаре следующие 10 лет, что не может не радовать.
Субботняя квалификация начала преподносить сюрпризы незамедлительно. По итогам первого сегмента были отсеяны Шейн Ван Гисберген и действующий победитель этапа Стивен Ричардс. В Шутаут попали только три Ford, Vodafone и Винтерботтом, тут без неожиданностей, а вот для команды Брэда Джонса участие в решающей фазе квалификации двумя машинами – событие беспрецедентное. Holden Racing Team рискуют – Тандер и Уилл Дэвисон выходят на использованных шинах, тем не менее Гарт проходит отличный круг и говорит, что наконец-то понял как проходить шпильку 6-го поворота. #2 держится вторым, вслед за #1 – Винкап выезжал следом за открывавшим Shootout Дамбреллом и был особенно хорош на втором секторе, с той самой шпилькой. Кажется, никто уже не сместит чемпиона с поула, но показавший лучшее время по итогам второго сегмента Джейсон Ричардс так не думал.
Уступая Винкапу по итогам двух секторов, пилот Holden #8 идеально прошёл последние повороты, пулей вылетел на прямую и опередил Джейми на 0.05 c. Причём его время оказалось всего на 0.14 хуже, чем в «многокруговой» квалификации. Триумф, первый для гонщика и команды, был встречен бурными овациями в боксах. Машины Brad Jones Racing здорово шли и в гонке, но радость от двойного топ-10 была подпорчена потерей верного второго места – Джейсон Ричардс вылетел за три круга до финиша из-за погнувшегося амортизатора левого переднего колеса. Несмотря на это, гонщик и команда стали однозначными героями субботы.
Очень хорош был старт – Винкап разогнался лучше и успел закрыть инсайд ещё до торможения, которое начал раньше соперников. Ричадс слева и Тандер справа взяли Джейми в коробочку, и тут, наверное, сказалась взволнованность Джейсона, ведь у него была выигрышная траектория. Рисковать столкновением с грандами уже на старте он не рискнул, и Винкап вошёл в первый поворот лидером, а Ричардса опередил ещё и Гарт.
Тандер выглядел побыстрее Винкапа, но опередить Джейми на трассе не смог. А в боксах механики Team Vodafone начисто переиграли Holden Racing Team - #1 поехал к очередной победе, а #2 довольствовался борьбой за подиум с партнёром, которую проиграл. После упомянутого досадного вылета Ричардса первые два места остались за Ford. Марк Винтерботтом выдержал несложную оборону от Дэвисона, но изрядно поволновался, когда проходил на круг Дейла Вуда – пришлось срезать скоростную связку во второй половине круга, что, учитывая хрупкость машин FPR в этом году, весьма неприятно.
Это была 700-я гонка в истории Австралийского туринга, и победу в ней одержал пилот, ни разу не поднимавшийся на трассе Hidden Valley Raceway на подиум. Таким образом, Джейми Винкап выиграл 17 из последних 24 гонок. Но совсем не об этом будут говорить сутки спустя…
Ввиду ряда уважительных причин, всю прошлую неделю у меня не практически не было времени на гонки. Единственное, что я посмотрел за два дня – воскресная квалификация Skycity Triple Crown. Двадцать минут чистого драйва. Вновь в топ-10 только три Ford, но на этот раз инициативу берёт на себя Крейг Лаундс – трёхкратному чемпиону V8 Supercars исполняется в этот день 35 лет. За 5 с небольшим минут до конца он берёт промежуточный поул. Следом Фрости, уступает. Через несколько секунд Тандер – поул! Тут же промелькнул и Винкап, но он только 10-й, причём больше не улучшит.
Небольшое затишье перед финальной атакой на Hidden Valley, которая не принесла результатов – круг Гарта был великолепен, и соперники остались более чем в 0.1 с. позади, что по меркам современных V8 вполне уверенное преимущество. Тодд Келли снова в топ-5, следом гонщики Гэрри Роджерса. Стивен Ричардс и Ван Гисберген как и днём ранее проваливаются, очень много проигрывая партнёрам. Для Stone Brothers Racing это крайне необычно – Алекс Дэвисон был записным аутсайдером сезона, и сгоревший в самом начале субботней квалификации двигатель вроде бы обещал ещё один невзрачный уик-энд. А теперь представьте на секундочку, что Кохрейн проявил бы упёртость, и единственная квалификация определяла бы стартовые решётки обеих гонок…
У Гарта Тандера был отличный план на гонку – старт на «контрольных» шинах, безукоризненная оборона с минимум потерянных позиций, далее небольшой стинт на мягких, оставшихся со вчерашнего дня, и завершающий на свежих регулярных. Конечно, победить Лаундса, чьи «спринты» прошли менее 10 кругов в субботу будет сложно, но тут Крейг делает неожиданный подарок соперникам в день, когда должен подарки получать! #888 хоть и пропустил Карусо, у которого был абсолютно свежий комплект мягких, но то был только 8-й круг из 69 – самая длинная гонка в истории трассы. Ошибка, без сомнения стоившая Лаундсу победы случилась в начале 13-го круга, на первом торможении, которое ещё не прогревшиеся шины встречали на полной скорости.
Крейг вернулся на трассу позади Тандера, фактически утратив всё преимущество мягкой резины. Гарт и сам вскоре ошибся, заблокировав левое переднее колесо, но поспешил заверить команду, что покрышка в порядке. На том же торможении убил свои «спринты» и Винтерботтом – обе машины FPR были вынуждены первыми выполнить план по пит-стопам, что вывело Марка и Стивена Ричардса из борьбы за топ-10.
А Майкл Карусо тем временем уверенно контролировал гонку, сначала удерживая 3-секундный отрыв от Рика Келли, а затем увеличивая своё преимущество. И команда всё активнее провожала его на каждый следующий круг с пит-уолла. Это называется «назревает сенсация».
Последние 15 кругов пожалуй лучшей гонки сезона я смотрел вечером четверга в поезде Москва–Киев на нетбуке подруги. За 10 кругов до финиша ничто не предвещало бойни, и Марк Ларкэм на пит-лейне не спеша демонстрировал разницу между износом дорожных шин и сверхмагких гоночных от Dunlop, как вдруг на трассе остановился Тим Слейд. Пейс-кар, и в таких случаях в принципе можно не говорить ничего и не думать ни о чём – а просто смотреть, затаив дыхание.
Майкл Карусо безукоризненно провёл рестарт, а позади чуть не случилось катастрофы. «Дейл Вуд заложил нас на рестарте и Лаундс вышел вперёд к третьему месту. Вуду надо вернуться в Formula Ford, ибо он ведёт себя далеко за гранью» - Гарт Тандер подытожил уик-энд тем, что по старой системе был бы наверное победителем этапа (теперь, кстати, совсем непонятно что делать со статистикой побед) и довольствовался выходом на третье место в чемпионате.
Лауднс же сделал всё, чтобы искупить ту ошибку в начале гонки. Крейг застал врасплох Рика Келли, нанеся очень неожиданную атаку перед последними поворотами. Это дезориентировало чемпиона-2006, который после финиша сказал, что чувствует себя «немного ограбленным». В принципе, то же самое может сказать и Тандер, всю гонку сражавшийся с Лаундсом, и очень жаль, что судьбу битвы двух гигантов нелепым образом решил новичок-круговой.
Если бы не заминка на первом пит-стопе, который Алекс Дэвисон провёл позже всех, аж на 29-м круге, то Stone Brothers Racing могли бы выиграть эту гонку. Младший брат Уилла был 10-м на рестарте, и казалось не имел шансов пробиться даже на подиум. Однако Алекс располагал не просто спринт-шинами, но спринт-шинами с пробегом меньше 10 кругов против соперников, чьи стандартные покрышки преодолели уже более 20. Проводящий свой первый полный сезон гонщик сполна реализовал преимущество, и до победы не хватило одного круга.
Впрочем, кто скажет, что лидировавший большую часть дистанции Майкл Карусо заслужил её меньше? Ещё в Винтоне он и Дамбрелл красовались значительное время впереди, но тогда успешная кампания беглецов против расчетливых грандов казалась в принципе невероятной. Два этапа спустя её успех стал реальностью. Вроде бы, ещё совсем недавно Ли Холдсворт в буквальном смысле рассекал по волнам Оран Парка, разгромив поплывших фаворитов в трёхгоночном этапе, но с того дня минуло почти два года.
И Росс Стоун и Гэрри Роджерс известны своим чутьём на таланты. И не спешите торопить события – значительно более глобальные выводы мы сможем сделать после эндурансов, а пока дождёмся первой новой трассы этого сезона – через две недели состоятся городские гонки в Таунсвилле, где не будет волшебных мягких шин.
P.S. В Киеве, где в минувший уик-энд были те же +34°C что и в Дарвине, продаются замечательные соки одесского производства по цене 1 в переводе на доллары США. Особенно хорош айвовiй, который я, не вчитываясь, называл «айововый». Об индикаровском «даблхеддере» шорт-треков речь непременно пойдёт, но в конце неделе. После NASCAR, естественно.
Квалификация 1
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата