Перед двумя этапами на выносливость два регулярных этапа принимают трассы, бывшие не так давно аренами 500-километровых гонок. Сэндаун лишился эндуранса только в прошлом году в пользу Филлип Айленда, Квинсленд 7 лет назад в пользу Сэндауна. На момент написания данного отчёта один из монументальных этапов сезона V8 Supercars уже состоялся, но я не имею ни малейшего представления о том, что там происходило, находясь в (сладостном) неведении.
Queensland Raceway – тестовый трек половины команд. Он был создан после консультаций со многими гонщиками, и в итоге получилась уникальная трасса – ни одной шиканы, ни одной шпильки. «Скрепкообразный» трек состоит всего из 6 поворотов, похожи друг на друга только третий и шестой, но каждый требует особо аккуратного прохождения. Ошибка стоит дорого не в плане возможной разбитой машины – трасса вообще не содержит отбойников за исключением, естественно, тех, что стартовой прямой – но в плане значительной потери времени. Это может быть всего две десятые, но кто скажет что это мало, если по итогам второго сегмента квалификации в полусекунде расположилась 21 машина?
Отсутствие рельефа – пожалуй единственный минус трассы. А вот кочки в скоростном первом повороте, говорят, с годами становятся всё хуже, и инженерам приходится как следует поломать голову над настройкой передней подвески. Несколько удивительно, что поначалу блистали команды, которые базируются в Винтоне. Например, Britek Motorsports провела дополнительные тесты перед уик-эндом, и Джейсон Брайт показал лучшее время перед Шутаутом, пусть и не смог блеснуть в нём самом, став только девятым.
С развитием событий всё яснее становилось, что вчистую проигранный лагерем Ford Сэндаун не повторится – за бортом первого сегмента были сплошь Holden! Пусть и без больших имён, но всё же. Надежду на обострение борьбы за титул, которую дали новости о проблемах в масляной системе у Team Vodafone быстро развеяла первая гонка – эти проблемы в итоге коснулись кого угодно, только не Джейми Винкапа. Винкап выиграл квалификацию с преимуществом в 6 тысячных секунды над Винтерботтомом и сохранил лидерство на старте. Джейми в этом сезоне практически не оставляет конкурентам шансов, поэтому внимание на себя обращают все, даже самые незначительные оплошности чемпиона - #1 чуток переехал стартовую позицию и получил указание отодвинуться назад. Но это, конечно, никак не повлияло на 15-ю гонку сезона, которая стала для него уже 8-м триумфом.
Его главным соперников в субботней 100-километровой гонке был Джеймс Кортни. Сначала прошлогодний обладатель поула и победитель первого заезда грамотно отразил все атаки Гарта Тандера, а затем лучше других приспособился к разлитому на трассе маслу. Вышеупомянутые проблемы не проявились у Vodafone в квалификации, но уже на втором круге гонки Крейг Лайундс свернул в гараж, а его партнёр чудом удержался на асфальте третьего виража.
Серьёзнее других проиграл здесь Винтерботтом – со второго места Фрости опустился на шестое. Кортни вышел на второе место и стал прессинговать Винкапа. Пять кругов спустя справедливость, в какой-то степени, восторжествовала – на этот раз Джейми не избежал проезда по гравию, и #18 захватил лидерство. Затем #1 пришлось понервничать при обгоне на круг только что остановившихся Рика Келли и Пола Дамбрелла, тогда как сзади уже настигал Гарт Тандер. Но с точки зрения общей диспозиции всё было очень даже в пользу Винкапа – Уилл Дэвисон за пределами топ-10, время его лучшего круга на 2.5 секунды медленнее чем у Джейми. И это было только начало трудностей для HRT.
На первом круге Уилл контактировал с Майклом Карусо, а со своего пит-стопа на 15-м круге так и не вернулся на трассу. Сход это, напомню, ноль очков. Итого после всего лишь 50 километров гонок гонщики, занимающие второе и четвёртое места в чемпионате прекратили борьбу. Но оставался ещё Гарт Тандер. Чемпион 2007 года благоразумно не вмешивался в дуэль Кортни – Винкап, дожидаясь своего часа, который должен был после пит-стопа, ибо в #2 задумали диагональ, то есть перестановку задней левой и правой передней покрышек.
Джейми Винкап, что похвально, не стал ждать пит-стопов и вскоре контратаковал Кортни. Лидерство пилота Дика Джонсона продлилось ровно 10 кругов. Плановые остановки оба провели на одном и том же круге, статус-кво сохранился. Но по Queensland Raceway в это время просто летел Гарт Тандер, имея всё больше шансов на то, чтобы сохранить лидерство после пит-стопа. Да, у него будет гораздо меньше спринт-шин на завтра, но каждая гонка стоит одинаково, так что всё верно.
Увы, несложный, но наверняка беспроигрышный план разрушила банально заклинившая гайка заднего левого колеса. Но учитывая сход за 5 кругов до финиша может не так оно и обидно. У машины Holden Racing Team отказал двигатель, и главные соперники Team Vodafone остались с баранкой, тогда как Джейми Винкап взял очередные полторы сотни очков. Воскресная квалификация пролетела в уже привычном ритме пулемётной очереди. Джейсон Брайт вновь был очень быстр, и опередить его в самом конце смог только бывший партнёр по FPR - Марк Винтерботтом. HRT атаковали на последних секундах, но лишь 5-е и 9-е место для Дэвисона и Тандера соответственно.
Глядя на то, с какой лёгкостью топ-команды разыгрывают в воскресенье стратегию с припасённым комплектом спринт-шин понимаешь, что может и правильно обе гонки оцениваются одинаковым количеством очков. Уилл Дэвисон и Крейг Лаундс были безоговорочными фаворитами, свой статус без проблем подтвердили, и вся интрига была в том, сколько позволит проиграть Винкап.
Началось всё для Дэвисона неплохо – Джейми перетормозил перед третьим поворотом, а сам Уилл рискованной атакой вышел к этому моменту уже на второе место, а к концу круга опередил и Брайта, захватив лидерство. Винкап быстро понял, что на обычных шинах против соперников, у большинства из которых мягкие делать нечего и на 7-м круге свернул на пит-лейн. Следующий отрезок длился всего 15 кругов, поскольку Джейми заблокировал правую переднюю покрышку и вынужден был максимально приблизить момент финальной остановки.
Ему на пользу мог бы сыграть пейс-кар, но, как я уже отмечал, в Квинсленде огромные зоны вылета, а судя по субботним событиям масло на траектории не является достаточным основанием для судей… В ещё большей степени пейс-кар мог помочь двум запасливым и при том достаточно быстрым пилотам – Расселлу Ингаллу и Полу Дамбреллу. Им предстояло пройти около 25 кругов на абсолютно свежем комплекте, но Queensland Raceway не Winton, и Энфорсер отыгрывал не многим более полусекунды.
Тем не менее, этого хватило для подиума – аккуратным обгоном Марка Винтерботтома за 3 круга до финиша Ингалл выходит на третье место, но Лаундс был уже недосягаем, а Дэвисона даже Крейг потерял из виду где-то на середине дистанции. С одной стороны, Винтерботтому совсем чуть-чуть не хватило до второго пьедестала, с другой - #5 могла бы вообще сойти из-за утечки масла. Причина такого рода проблем кроется в конфигурации трассы – только два левых поворота, и из-за неравномерных нагрузок страдает не только масляная система, но и охлаждение тормозов. Так, у целого ряда машин, включая Team Vodafone, виднелась струйка воды у края обтекателя левого-переднего колеса.
Понервничать, кстати, пришлось и Ингаллу – в команде обнаружились неполадки с заправочным оборудованием, и Расселл приезжал к механикам уже без всякого горючего.
Вернёмся к Винкапу. Джейми финишировал 13-м, пропустив под конец Шейна Ван Гисбергена и Рика Келли, который также был на мягких шинах. Не только комментаторы, но похоже что уже и режиссёры подсознательно болеют против лидера чемпионата – вместо номера #111 в сообщении о техническом чёрном флаге был написан #1! А немного ранее Аарон Нунер сообщил, что на обочине 4-го поворота стоит машина Team Vodafone и мгновенно исправился – это был Марк МакНалли, практически абсолютный новичок чемпионата, для которого и предпоследнее место успех.
И Holden Racing Team и Team Vodafone заранее определились – на эндурансах основные пилоты будут в одном экипаже. Это может серьёзно изменить картину общего зачёта, но о нём ли речь, когда на кону победы на самых престижных австралийских трассах? Впрочем, L&H 500 зачастую и многими воспринимается как подготовка к покорению Горной Панорамы…
Результаты
Квалификация 1
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата