3 Апреля руководство серии (VESA – V-Eight Supercars Australia) объявило о пересмотре правила, согласно которому единственная квалификация будет определять порядок стартов обеих гонок уик-энда. Теперь в день второй гонки пилотов будет ждать 25-минутная квалификационная сессия, одна на всех, формирующая все позиции стартовой решётки. Решение вступает в силу немедленно, то есть этап в Хэмилтоне уже проходит по этому новому правилу.
Как сказала Юлия Латынина – систему характеризуют не ошибки, а реакция на ошибки. Обратите внимание – с уик-энда Clipsal 500 прошло всего две недели, в течение которых критика одной квалификации для двух гонок не прекращалась. Как со стороны болельщиков, так и со стороны команд. VESA признала ошибку и пошла на встречу. Ни одного недовольного голоса, ни одного даже намёка на пересмотр результатов Clipsal 500 – мужество назвать чёрное чёрным на таком уровне дорогого стоит.
Не исключено, впрочем, что система и дальше будет претерпевать изменения. Потому как сейчас первая, двухсегментная плюс шутаут квалификация выглядит совершенно не похожей на вторую, где протокол меняется с калейдоскопической быстротой, а чистая трасса на вес золота. С другой стороны, два разных формата в пределах одного уик-энда требуют разносторонних качеств от «квалифайеров», и уж точно не дают скучать нам, зрителям.
* * *
Городская трасса в новозеландском Хэмилтоне появилась в календаре в прошлом году и пришла на смену очень характерному Pukekohe Park Raceway, где на прохождение круга затрачивалось меньше минуты, а средняя скорость составляла 182 км/ч. То был самый быстрый трек в календаре, а «стриткурс» в Хэмилтоне – 4-й с конца. Кольцо протяжённостью 3.4 км. содержит три очень коварных поворота.
В первую очередь надо отметить шикану посреди задней прямой. С виду она кажется аналогичной какой-нибудь из тех, что в Серферс Парадайс, но на самом деле значительно опаснее ввиду большей скорости. Машины порой становятся буквально по диагонали относительно дорожного полотна! Больше всего в этом преуспел Джейсон Ричардс.
На собственной шкуре ощутил характер 5-го поворота Джейми Винкап год назад. В квалификации он был бок-о-бок на выходе из этого виража с Тоддом Келли, который слишком резко нажал на газ. Широкий бордюр так и манит себя использовать, но чреват недостаточным сцепелнием. Чёрный Holden бросило на красный Ford, и гонщик Team Vodafone вынужден был пропустить этап, ибо машина не подлежала восстановлению, а запасной в Новую Зеладнию не привезли.
В 7-м повороте было колоссальное количество ошибок по ходу уже этого этапа. Самой серьёзной стоит признать аварию Тима Слейда под занавес второй квалификации, но обо всём по порядку.
Top-10 Shootout начался с великолепного круга Майкла Карусо, которого хватило для 4-го результата. Превзойти его смогли только представители трёх сильнейших команд Ford. Стивен Джонсон был быстрее лишь на 11 сотых, ну а в возможностях Винтерботтома и Винкапа сомневаться не приходилось. Джейми и Марка разделило, внимание, 0.0007 секунды – семь десятитысячных! В пересчёте на расстояние с учётом скорости в момент пересечения финишной черты это 42 миллиметра. Винтерботтом заключил: «Это доказывает, что “888” не непобедимы в квалификации. Означает, что мы сделали шаг вперёд, но много работы предстоит в гонке, потому что Джейми в настоящий момент удаётся всё легко».
Фрости как в воду глядел – уже в конце первого круга, на выходе из 7-го поворота пилот Ford Performance Racing чуть замешкался, и Винкап вышел в лидеры. После чего, несмотря на два пейс-кара, только пятки сверкали. Трудно поверить, но эта победа стала всего лишь второй в истории для Ford в Новой Зеладнии! Первой был успех Маркоса Эмброуза в Пьюкикоу-2004.
Значительная часть побед Holden принадлежит Грегу Мёрфи, который, увы, покинул первую гонку домашнего этапа уже на 5-м круге из-за аварии в 7-м повороте. Зато новозеландские болельщики смогли насладиться впечатляющей формой Фабиана Култхарда, который и год назад закончил все три гонки в топ-10, а в субботу завершил 59-круговое соревнование 6-м при старте с 21-й позиции.
Позади дуэта лидеров (Винкап и Винтерботтом были значительно быстрее всех) разворачивалась интересная борьба с участием Ли Холдсворта, Стивена Джонсона, Уилла Дэвисона, Джеймса Кортни и Крейга Лаундса. По итогам практик ожидалась, что Дэвисон будет бороться за победу, но на деле гонщику HRT не удалось даже стать третьим. Более того, на середине дистанции Уилл некрасиво прижал Кортни, едва не повредив переднюю подвеску Ford #18.
У Гарта Тандера, победителя всех трёх гонок в Хэмилтоне-2008, «в первой половине гонки были те же проблемы, что в Аделаиде. Шины перегревались, но мы настроили второй комплект, и машина стала гораздо лучше». На рестарте за 4 круга до финиша замешкался отстававший на несколько кругов Майкл Карусо. К этому оказался не готов Джеймс Кортни, уткнувшийся в зад машины Тандера, которая из-за этого потеряла «всю прижимную силу сздаи, поскольку крыло было задёрнуто». В итоге финишировал только 11-м.
Ещё хуже обстояли дела у Крейга Лаундса, другого неудачника Clipsal 500. Усугубившаяся недостаточная поворачиваемость привела к контакту со стеной на выходе из всё того же 7-го поворота. #888 пришлось отправиться в боксы и хотя после кратковременного ремонта Крейг вернулся на трассу, но финишировал только 24-м. Что важно, ибо для того, чтобы получить очки нужно финишировать.
Победителю надо отдать должное – он атаковал весь уик-энд, так что Роланду Дейну приходилось успокаивать своего чемпиона. Ибо шикана 4-го поворота может стоить не только зеркала заднего вида.
Дик Джонсон громче остальных критиковал пересмотренное правило квалификации. Дескать, так сильные будут всегда впереди, и имя чемпиона мы узнает до Батхёрста, чего никому не надо. С этим высказыванием легенды австралийского автоспорта связаны две иронии. Первая заключается в том, что дебютную воскресную квалификацию выиграли его гонщики. Второй, будем надеется, не случится, но пока не видно, кто мог бы остановить Джейми Винкапа.
Как я уже сказал, Тим Слейд разбил машину под конец 25-минутной сессии. Новчикам в V8 вообще приходится тяжело, и если дебютант едет с места в карьер – почти всегда вырастает в звезду. На такой трассе как Хэмилтон это проявляется ещё сильнее. Поэтому обратим внимание на Дэвида Рейнольдса, который финишировал 12-м и 11-м. Слейд же не набрал ни одного очка, проехал только 17 кругов в первой гонке, а спровоцированный им красный флаг Джейми Винкап встретил за несколько секунд до конца своего быстрого круга.
Лучшим результатом на тот момент было 1:24.160 в исполнении Стивена Джонсона. Согласно хронометражу Team Vodafone, Винкап прошёл круг за 1:23.75. До конца квалификации оставалось чуть больше 2 минут, то есть 1 круг. Но организаторы решили не сдвигать график уик-энда, что особенно нежелательно на городских этапах, и признали квалификацию состоявшейся.
Главным пострадавшим от этого решения стоит признать ни в коем случае не Винкапа (с такой-то машиной!), а Уилла Дэвисона и Гарта Тандера, которым предстояло стартовать только с 10-го ряда. Не успел пройти чистый круг и Марк Винтерботтом – 10-я позиция предопределила тяжёлый старт, но Фрости известен отменной реакцией, которая сыграла в данном случае против него. Лаундс допустил занос на выходе из первого поворота, и ударил задним мостом в переднее-правое колесо Ford #5, сломав Винтерботтому рулевое управление. Ещё 150 очков отставания от Винкапа и сам факт борьбы за чемпионство теперь под всё большим вопросом.
«У меня был уик-энд Джейми Винкапа» - попытался пошутить Крейг, сломавший машину из-за ошибки в шикане за 10 кругов до финиша. Ноль очков за гонку и только 18-е место в чемпионате. Так сразу и не скажешь, что большая неожиданность – провал Лаундса или абсолютный результат Винкапа. Надо будет попробовать выяснить почему Джонсон, Кортни и Стивен Ричардс, опередивший Джейсма на старте, не предприняли пит-стоп по-возможности одновременно с #1, ибо оставлять перед Винкапом чистую трассу означало заведомо обречь себя на поражение.
Среди «остальных» нужно отметить Джеймса Кортни. Хотя бы потому, что при подавляющем преимуществе Винкапа – 8 секунд до появления пейс-кара (авария Кэмерона МакКонвилла в 5-м повороте) и 6 секунд на финише (17 кругов с момента рестарта) – Джеймс записал на свой счёт лучший круг. Немного непонятно поведение Джейсона Брайта, не пропустившего Кортни тут же на рестарте, но, повторюсь, конкурировать с чемпионом в прошедший уик-энд не мог никто.
Стивен Джонсон, выигравший первый поул с 2001 года и второй в карьере, дополнил подиум, а Ли Холдсворт вновь стал лучшим Holden. Майкл Карусо на этот раз провёл гонку без происшествий и стал 6-м. Между гонщиками Garry Rogers Motorsport – Фабиан Култхард, также великолепный результат. Пилоты HRT прорвались в топ-10, Уилл Дэвисон вновь успешнее Гарта Тандера. Шедший после старта вторым Стивен Ричардс начал ещё до пит-стопа терять темп, а после рестарта вылетел в 7-м повороте.
| Впрочем, в Ford Performance Racing довольны машиной, и обещают достать Triple Eight. Отличная возможность будет у них через две недели в Винтоне, где пройдёт третий этап чемпионата. Пока же Джейми Винкап наслаждается жизнью, но напоминает, что и ему пришлось понервничать, пару раз задевая ограничительные покрышки в шикане: «Вот что бывает, когда ты гонишь на 110% и всё время держишься на грани». |
Результаты
Квалификация 1
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Общий зачёт