Как новые правила повлияют на ход гонок? – один из главных вопросов накануне открытия сезона V8 Supercars 2009. «Топ-10 шутаут» теперь применяется на всех этапах, итоговые результаты квалификации определяют стартовое поле во всех гонках уик-энда, окно обязательного пит-стопа отменено, топлива с 85% этанола расходуется чуть больше – и это только самые существенные изменения правил.
Первым показал себя шутаут. Процедура проверенная, болельщики её любят, а от гонщика требуется выжать максимум из машины на не полностью прогретой резине. Неожиданностью стало попадание в топ-10 по итогам классической квалификации Фабиана Култхарда, который и открывал шутаут. 1:22.392 – скромное время, казалось бы, но главное без ошибок и среза дистанции. Итог – 5-е место на старте. Обеих гонок.
Тим Эдвардс, директор Ford Performance Racing сказал после этапа, что наказание Марка Винтерботтома, стоившее ему первого ряда на старте, по-прежнему обсуждается. Фрости срезал 4-й поворот, все 4 колеса Ford #5 находились правее линии, обозначающей границы трассы. Эдвардс уверен, что если бы не это, то Марку не пришлось бы столь агрессивно проводить гонку, и поломки рулевого управления в самом начале второй гонки не случилось бы.
Но стоит ли винить судей, которые применили такую же санкцию, но относительно второго поворота к Ли Холдсворту? Пилот Garry Rogers Motorsport пробился с 10-го места на 2-е в первой гонке, а во второй на 5-е, догоняя лидирующую четвёрку. Сам Винтерботтом сказал, что в его руках была «лучшая машина за всё время выступлений в Аделаиде», и по-прежнему «воодушевлён новым сезоном». Сухой остаток – вице-чемпион располагается на 17-й позиции в общем зачёте и уже проигрывает Винкапу 210 очков.
Джейми был практически безупречен весь уик-энд. Лушчий в квалификации, лучший в шутауте, победитель обеих гонок он сравнялся с Маркосом Эмброузом по числу побед и побед подряд в Аделаиде. Провалив первый старт, Винкап откатился на 5-ю позицию, но уже на 12-м круге из 78 прошёл Гарта Тандера в борьбе за второе место, а через 8 кругов, там же, перед шпилькой 9-го поворота, обогнал и Лаундса.
Крейг известен как специалист по квалификациям, и в принципе не супер-быстрый круг в шутауте неожиданно обернулся вторым результатом. А тут ещё такой подарок от партнёра. Конечно, в скорости с Винкапом он тягаться не мог, но как интересно закручивалась тактическая интрига гонки после первых пит-стопов – действующий чемпион останавливался на 37-м круге при двух пейс карах до этого! Так было и в субботу и в воскресенье, и его соперники надеялись на необходимость экономии новой смеси ближе к финишу. Для сравнения, Лаундс и Тандер могли пройти на 5 кругов больше, то есть провести дозаправку уверенно после середины дистанции.
Джейми рассчитывал на пейс-кар, и оба раза расчёт сработал.
Джеймса Кортни следует признать даже большим неудачником Clipsal 500, чем Марка Винтерботтома. Ныне пилот Dick Johnson Racing всегда был очень быстр на улицах Аделаиды, но так и не выигрывал здесь гонок, как правило, становясь жертвой разнообразных проблем. На этот раз на его долю выпало одно из жесточайших испытаний – при температуре воздуха 34°C у Джеймса отказала система охлаждения комбинезона, которая не должна позволять телу гонщика нагреваться выше, чем до 43°C.
Стартовавший 4-м Кортни не сдался и продолжал гонку. На пит-стопе, механики оторвали оба передних боковых стекла, но это не улучшило обстановку в кабине. «Самое разочаровывающее во всём этом то, что машина была быстра» - сказал Джеймс, который после столкновения с Дамбреллом доезжал гонку на последнем издыхании. Именно этот инцидент и стал причиной так нужного Винкапу жёлтого флага в первой гонке.
Джеймсу должно было очень сильно помочь новая роль квалификации, но на утреннем уорм-апе перед второй гонкой Кортни разбил машину на выходе из стартовых шикан. У команды было менее трёх часов, чтобы подготовить машину к выезду на стартовую решётку, но даже поддержка конструкторов машины из Triple Eight не помогла DJR уложиться в срок. Ford #18 стартовал с пит-лейна, и на не до конца восстановленной машине Кортни задел стену и провёл немало времени в гараже.
Причиной достаточного для победы Винкапа во второй гонке жёлтого флага стал Дейл Вуд, одиночная авария. После этого уже не было необходимости беспокоиться о горючем, и Джейми не дал никому возможности оказывать на себя давление. Тем не менее, умалять достижения Уила Дэвисона просто невозможно. Новичок Holden Racing Team выглядел ничуть не хуже именитого Гарта Тандера. И если в первой гонке Уилл попал на подиум благодаря проблемам в конце у Тандера (мотор) и Лаундса (рулевое управление), то во второй прибавил в нужный момент. Гарт Тандер выезжал на трассу перед носом #22, и Уилл не полез на рожон, подождал несколько поворотов и нанёс атаку, пока партнёр ещё не успел прогреть шины.
Удивительным образом сложились старты для Team Vodafone – на первом провалился Винкап, на втором – Лаундс. Досадная поломка лишила команду дубля в первой гонке, но не лидерства в командном зачёте. Чемпион осторожничал в начале, во второй гонке его опередил на первом круге Гарт Тандер, но с течением гонки казалось не испытывал никаких проблем. Когда Уилл Дэвисон отыгрывал у Джейми Винкапа по пол-секунды, #1 прибавил и показал лучший круг гонки. После этого прибавил и Лаундс, за которым остался новый рекорд Аделаиды в гоночном режиме – 1:22.3221 (предыдущий, кстати, принадлежал Винкапу и был установлен год назад).
Новая топливная смесь однозначно не делает машины медленнее, а вот решилась бы судьба Clipsal 500 на экономии горючего, мы не узнаем как минимум до следующего года. Расход топлива наверняка сыграет свою роль в «эндурансах», но все остальные гонки могут быть легко пройдены с одним пит-стопом.
Спорить о справедливости возросшей роли квалификации можно очень долго. С одной стороны, имеем плюсы для несомненно украсивших борьбу впереди Лаундса и Тандера, с другой – старания Тодда Келли, прорвавшегося с 24-й на 7-ю позицию обернулись лишь очками. С учётом того, что трофеи Clipsal 500 раздаются по итогам второй гонки, независимо от очков, то новое правило скорее несправедливо.
Говоря о Kelly Raci ng пока можно только констатировать, что машинам очевидно не хватает скорости. Максимум, что смог сделать Рик – финишировать 10-м в обеих гонках, что принесло достойную 8-ю строчку в общем зачёте. Тодд, победитель Clipsal 500 2007 года, был 12-м в воскресенье, но столкнулся с Джейсоном Брайтом и не смог расположиться в чемпионате рядом с братом.
В положительном смысле неожиданностями этапа стали Стивен Джонсон и Джейсон Ричардс. Оба проводили весь этап в топ-10, и располагаются на 4 и 5 местах в чемпионате соответственно. Стивен смог поддержать команду после бед Джеймса Кортни, Джейсон показал результат, значительно превосходящий ожидания от его команды.
Clipsal 500, вне всяких сомнений, удался. Неожиданные повороты сюжета в первой гонке, интригующие вопросы с тактикой во второй (Вуд разбил машину менее чем за 20 кругов до финиша), плотная борьба в середине пелотона и результаты, которые можно обсуждать и обсуждать ещё многократно больше.
В следующий уик-энд нас ждут гонки в рамках поддержки Гран При Австралии Formula One, а второй этап чемпионата состоится 19 Апреля на улицах новозеландского города Хэмилтон.