Как известно, на решётках радиаторов Team Vodafone в этом году вместо «Голубого овала» Ford располагаются бычьи головы, знак одного из спонсоров. Этот факт вызвал возмущение у части болельщиков, но Роланд Дейн как всегда знал что делал, и перед уик-эндом в Сэндауне сначала было объявлено, что Винкап и Лаундс продливают контракты с командой на три года, а затем – что Team Vodafone переходит на Holden.
Я не люблю проводить аналогии одного события с похожим из другой серии (а-ля «уход Penske из CART равносилен тому, если бы Формулу-1 покинула Ferrari»), потому что желание применить такой приём, несмотря на свою наглядность, исходит почти всегда от незнания истории обсуждаемой серии. Просто это очень громкое событие, и аналитик Марк Ларкэм уже после уик-энда собрал пять главных причин: финансовые гарантии; вера в превосходство Holden в долгосрочной перспективе; новые цели для инженеров Triple Eight (мы можем делать победной на любое оборудование); новые клиенты на подготовку машин; и давние счёты с Томом Уокиншоу (победа будет полномасштабной, если изначально оба соперника имеют одинаковый материал).
На переправе коней не меняют, гласит мудрая поговорка. Несмотря на то, что в Сэндауне Holden не побеждали с 2003 года, а Винкап выиграл этот этап год назад, Team Vodafone провели свой худший уик-энд в сезоне, а обе победы впервые ушли к Holden. Причём к флагману Красных львов. Кстати, Дэвисон и Тандер тоже будут выступать за HRT следующие три сезона.
Порой кажется, что в первой сессии субботней квалификации особого интереса с точки зрения борьбы лидеров нет. Но уже не раз в этом сезоне тяжеловесы, вроде Стивена Ричардса оставались за бортом топ-20. В Сэндауне «пролетели» Ли Холдсворт и Гарт Тандер. Зима в самом разгаре, и покрышки прогревались очень плохо, а для успеха в Сэндауне необходимо тормозить поздно и атаковать бордюры. В начале сессии синхронно совершили экскурсию на обочину гонщики Дика Джонсона, вылетел Гарт Тандер, но сохранил скорость и в этот раз не увяз. Но за 4 минуты до финиша потерял машину на подходе к 4-му повороту и увяз в гравии. Холдсворт застрял похожим образом, сумел выбраться, но времени не улучшил.
Его партнёр, стремительно прогрессирующий Майкл Карусо добрался до Shootout, закрывать который должен был безоговорочный фаворит, Джейми Винкап, обновивший только что собственный рекорд трассы – 1:09.6670. Уилл Дэвисон выезжал 6-м, и улучшил результат Фабиана Култхарда почти на 6 десятых. Особенно хорош #22 был на бордюрах, и отыгрывал на каждом из секторов. 1:09.7185 для одного круга – серьёзная заявка. Винкап шёл быстрее после первого сектора, проигрывал несколько сотых после второго, но завалил третий и, конечно, взял первый ряд, но проиграл 4 десятых. Первый поул в карьере для Уилла Дэвисона, за спиной которого расположились все 6 Ford, прошедших в топ-10.
Стартовая решётка Sandown International Motor Raceway была продвинута на 400 метров – логичное решение, ибо последним рядам приходилось стартовать уже из шиканы. Джейми Винкап вышел в лидеры ещё до первого поворота, который пелотон прошёл относительно спокойно – только Шейн Ван Гисберген не рассчитал торможение и улетел достаточно далеко на обочину. Но Уилл Дэвисон был весь уик-энд очень уверен в себе и меньше чем через две минуты подкараулил действующего победителя Сэндауна на ошибке. Перед последней шиканой Винкап грамотно оборонялся, но Уилл столь же грамотно перекрестил траектории, не только поравнявшись с Ford #1, но и едва не протащив за собой Кортни. Дальше уже Джеймс угрожал позиции чемпиона.
Обещали дождь, и команды не спешили с обязательным пит-стопом. Лидеры останавливались за 10 кругов до финиша 33-круговой, 100-километровой субботней гонки. В штабе Уилла Дэвисона наверняка запомнили приём Расселла Ингалла в Симмонс-Плейнс, когда «Энфорсер» решил не менять покрышки, а только рокировать левую переднюю и правую заднюю. В итоге сэкономленный на завтра комплект без потерь в скорости, так как и до финиша осталось чуток, и правых поворотов в Сэндауне в принципе только два.
А вот Джейми Винкап был более традиционен – переход с красных на чёрные шины, и всё бы ничего, подиум практически в кармане, но сменщик левых колёс завозился с передним и #1 простоял ХХ секунд! Только 6-е место при первой победе в сезоне главного соперника в чемпионате. И пусть преимущество всё равно очень серьёзное, но сам Джейми далёк от того, чтобы расслабляться: «У меня не было темпа Уилла на спринт-шинах, а потом ещё заклинившая гайка…»
Марк Винтерботтом лидировал за три круга до финиша, в Ford Performance Racing до последнего надеялись на дождь, но небеса так и не разверзлись. Тим Эдвардс отметил, что Стивен Ричардс был лучшим, кто не использовал мягкую резину, но это только 14-е место. Фрости пожаловался на барахливший акселератор и не был уверен «открывался ли газ на все 100%», лишь 12-й результат. Гарт Тандер совершил скромный для себя прорыв с 27-го на 17-е, но сберёг шины на длинную гонку, и, в отличие от FRP, представлял серьёзную угрозу, ибо в скорости его команды сомневаться не приходилось.
С утра Роланд Дейн подал протест на HRT – ему не понравилась конфигурация переднего обтекателя, на которой была закрыта вся решётка радиатора. Протест был отклонён, такие изменения соответствуют правилам, а в обвиняемой команде этот жест соперника вызвал непонимание, ведь с таким обтекателем машины HRT появляются уже не первый раз в этом сезоне. Впрочем, этот протест можно воспринимать как ответ на попытку оспорить конструкцию переднего сплиттера машин Triple Eight ещё после Винтона.
Уилл Дэвисон выиграл и второй поул уик-энда – первый случай в этом сезоне. Двумя «ударами» он сбросил с промежуточной первой позиции Джеймса Кортни – сначала улучшил его время, а следующий круг прошёл ещё быстрее, остановив секундомер на 1:09.7472. Вновь Уиллу удался безупречный третий сектор, смотреть за тем, как молодой гонщик перекладывает машину из стороны в сторону на скорости за 150 км/ч было сплошное удовольствие. Следом за обладателями первого ряда расположились Стив Джонсон и Рик Келли, у которого первая гонка не задалась с самого начала – старт с пит-лейна и столкновение с Брайтом, за которое #15 получит штраф в размере 10 очков. Джейми Винкап был только 9-м, Крейг Лаундс 12-м…
Дэвисон сохранил лидерство на старте, где наибольшую активность проявлял его партнёр – Тандер стартовал 6-м и ко второму рестарту был уже третьим, используя по максимуму преимущество спринт-шин. Гонщикам никак не удавалось войти в ритм, который так важен в Сэндауне: сначала из-за проблем в двигателе остановился Holden #24 Дэвида Рейнольдса, который накануне стал отметился 9-м место, что стало лучшим результатом новичка в этом сезоне; через несколько кругов вылетел Марк МакНалли – два пейс-кара в течение первых 10 кругов гонки, но окно для первого пит-стопа ещё не открылось.
Изношенные мягкие шины у #22 дали о себе знать – Уилла смогли пройти Тандер и Рик Келли, причём через 5 кругов, когда начались первые плановые остановки, Рик был лидером. Но после того, как свои пит-стопы совершили Тандер и Стивен Джонсон, младший Келли оказался третьим. Он пробовал тут же пройти #17, но ошибся, чуток не вписавшись в первый поворот. На стандартных шинах Holden #15 явно лихорадило, и Рик вскоре пропустил ещё и Винкапа, совершившего первый пит-стоп чуть позднее.
Команды докладывали о вылетевшем Дине Фьоре, шёл 29-й круг, и можно было доехать до финиша, заправившись сейчас. Тут и случился момент, определивший судьбу гонки – Гарт Тандер успел свернуть на пит-лейн до того, как судьи объявили режим пейс-кара. В Triple Eight вновь решили обслужить обоих гонщиков друг за другом, и Крейгу пришлось ждать. Причём механики явно волновались и едва не перепутали какие шины на какую машину ставить.
Перед двумя лидерами первой половины гонки находились не остановившиеся Тони д’Альберто и Тим Слейд. Новичка Гарт прошёл практически сразу, а вот Рик возился ещё целый круг. Но потерянное время было вскоре компенсировано третьим пейс-каром – Тим, обороняясь от Джеймса Кортни, ошибся на торможении перед 9-м поворотом и увяз в гравии. Волноваться относительно риска, связанного с обгоном д’Альберто лидерам не пришлось – в команде Rod Nash Racing решили зазвать своего единственного гонщика на пит-стоп.
Оборона Рика Келли стала главной сюжетной линией заключительного отрезка гонки. Несмотря на то, что у него, как и у Тандера, спринт-шины были одинакового возраста, сохранять такую же скорость с течением кругов машина не могла. На стартовой прямой начала 51-го круга из 65 Рик насколько это возможно оттесняет Ли Холдсворта, и тот чуток не вписывается в первый вирах, но не поднимает ноги с педали газа, чем заслуживает аплодисменты в свой адрес. Ли проходят Уилл Дэвисон и Джейми Винкап – два лидера чемпионата сошлись в очном противостоянии.
Келли получил передышку, но совсем не надолго. Уже через три круга Дэвисон нанёс уверенную атаку перед первым поворотом. Спустя ещё столько же в Риком на задней прямой поравнялся Винкап. Обороняющийся намеревался идти до конца, что сулило большие неприятности для лидера сезона в скоростных эсках, но всё же внутренний радиус имел весомое преимущество. К финишу гонки Рик Келли опустится до 13-й позиции… Противоположно провёл последнюю часть гонки Джейсон Ричардс, закончив прорыв с 21-го места на 6-й позиции. А Тони д’Альберто, несмотря на, казалось бы, неудачную тактику финишировал 7-м – его спринт шины прошли с десяток кругов меньше. Ещё более впечатляющую гонку выдал Кэмерон МакКонвилл – с 26-го на 4-е, лучший результат сезона!
За три круга до финиша Уилл Дэвисон вплотную подобрался к Гарту Тандеру. Теоретически возможная командная тактика вызывала у меня некоторую тревогу, но опасения оказались беспочвенными. Гарт не допустил ни единой ошибки и одержал 40-ю победу в гонках V8 Supercars. И если бы не вылет Тандера в начале первой квалификации, то для Holden Racing Team мог быть идеальный уик-энд. Но и так отставание Дэвисона от Винкапа сократилось со 174 до 117 очков, что уже теоретически отыгрывается за одну гонку, причём на трассе, где мало кто бы рискнул поставить против Team Vodafone.
Но стал ли прошедший 4 недели назад уик-энд тенденцией? Я пока этого не знаю и очень прошу – ни слова о Квинсленде в комментариях к этому обзору. 8-й этап V8 Supercars 2009 мы начнём смотреть сегодня, в рамках Живого разговора о гонках.
Квалификация 1
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата