Если лучше 161 круга гонки на Mount Panorama не может быть ничего, то на втором месте идёт зрелище, формула которого состоит из трёх «M» - Man, Machine, Mountain (человек, машина, гора). Top 10 Shootout исполнилось в прошлом году 30 лет, и для гонщика это самый главный и престижный квалификационный круг сезона. Только ты, твой автомобиль и легендарная, не имеющая аналогов трасса. Но чтобы получить право на этот круг, надо оказаться в нужном месте в нужное время и, конечно, с нужным темпом.
В Батхёрсте, в отличие от Филлип Айленда, квалификационная процедура проста и традиционна, а следовательно экипажу предстоит решить кому работать за двоих в пятницу и, в случае хорошей работы, в субботу. Большинство сделали логичный выбор в пользу лучшего пилота с точки зрения квалификаций. Исключение составили две команды Ford – Dick Johnson Racing представлял Стивен Джонсон, а идущих на рекорд Team Vodafone Крейг Лаундс. В ещё одной фордовской команде, Stone Brothers Racing, до последнего не могли определиться кому же доверить ответственное задание – настолько близки в практиках были результаты Алекса Дэвисона и Шейна Ван Гисбергена – решив положиться на случай и бросить монетку. К счастью, удача улыбнулась Шейну, и он в свои 20 ещё раз показал, что нисколечко не боится Горы.
Ван Гисберген уверенно выиграл первый сегмент, опередив Расселла Ингалла. Экипажи #39 претерпели изменения по сравнению с L&H 500 – партнёром Энфорсера стал Оуэн Келли, а юный Тим Слейд будет делить машину со своим боссом Полом Моррисом. Но это не самое главное – 45-летний Расселл Ингалл на 18-й год участия в Bathurst 1000 прошёл свой лучший круг – 2:07.315: «Быстрейший круг казался самым медленным, а это хороший знак» - прокомментировал результат ветеран. Впрочем, однозначно заявлять что Батхёрст не прощает ошибок и ультимативно требует предельной осторожности и аккуратности ни в коем случае нельзя. Батхёрст даёт шанс гонщику исправить свою ошибку (это показали как шутаут, так и гонка), а вот погоню за идеальным кругом действительно не любит.
Ещё одна небольшая перестановка в составах команд произошла в Garry Rogers Motorsports – Ли Холдсворт и Майкл Карусо выступали за рулём #34, Грег Риттер и Дэвид Бенард в #33. Перед квалификацией на основной машине #34 заменили двигатель (никаких санкций за замену мотора и иных частей по ходу уик-энда в V8 не предусмотрено), и за 11 минут до конца Ли Холдсворт показал быстрейшее время, которое через несколько секунд не смог превзойти Гарт Тандер. В топ-10 закрепился и Грег Мёрфи – после солидного L&H 500 экипаж мастеров Батхёрста рассчитывал на многое. За 5 минут до конца Джейсон Ричардс, который заканчивал два последних Батхёрста на 4 и 3 местах показал 2:07.223 – этот результат никто превзойти так и не смог.
За 2 минуты до конца Тандер шёл точь-в-точь по графику #8, но потерял время перед Murray’s из-за того, что готовившийся к быстрому кругу Дин Канто не подвинулся. А на следующем круге ни #5, ни сам пилот машины #2, ни шедший с отставанием в 0.04 с. от Ричардса Крейг Лаундс не смогли показать времени, потому что Уоррен Лафф вылетел в Chase. Более двух десятых не хватило до Top 10 Shootout и Стивену Джонсону – многие тенденции уик-энда, в числе которых и провал DJR, буду подтверждаться по ходу гонки.
Я уделил так много внимания квалификации, которая всего лишь определяет порядок выезда на трассу в шутауте, потому что сессия для Top 10 проходила после дождя, и каждый следующий оказывался в лучшей ситуации по отношению к предыдущему. В Shootout попали только три Ford – естественно #888 и #6 Марка Винтерботтома, а также впечатляющий Шейн Ван Гисберген. Среди Holden стоит отметить стабильно хороший темп второго экипажа HRT, который квалифицировал Пол Дамбрелл и братьев Келли, которые не в первый раз выступают вместе, но впервые в собственной команде. Тодд проводил квалификацию в день своего 30-летия.
Top 10 Shootout открывал Расселл Ингалл, и сразу было понятно, что его время неконкурентоспособно – только 2:12, очень скользко наверху, но погода это часть Батхёрста. Грег Мёрфи был уже не столь осторожен, да и трасса просыхала на глазах – 2:09 ровно, но время аннулировали, потому что машина не была у выезда с пит-лейна вовремя. Спорный момент, ибо обычно судьи персонально по радио посылают сигнал гонщику. Так было и с Ингаллом и с Тоддом Келли, который следовал затем, но не с Мёрфи. Не без лёгкого негодования, но с очень позитивным общим настроем Марк Скейф отмечал, что их #51 плохо работает на новых шинах, и более подготовлена к гонке, чем к квалификации.
Шейн Ван Гисберген выдаёт ещё один потрясающий круг – на пути от Cutting до Skyline необходимо использовать всю ширину трассы, а у стенок ещё не высохли лужи, однако Шейна это не пугает, 2:08.8. Вполне возможно, при сухой трассе #9 стояла бы на первом ряду, ибо Крейг Лаундс, который напротив решил атаковать в 90-градусных поворотах у пит-лейна, где асфальт давно высох улучшил время Ван Гисбергена сразу на 0.6 с., и это, конечно, уже заявка на поул.
Пол Дамбрелл стал первым участников шутаута, который не улучшил предыдущего времени. Ещё до ошибки на торможении перед Chase было понятно, что хорошего круга не получится. Марк Ларкам, прослывший главным юмористом среди комментаторов, на время Top 10 Shootout расположился у выхода из эски Reid Park и, вооружившись полицейским радаром, в прямом эфире замерял скорость гонщиков. У #22 в этом участке было на 6 км/ч меньше по сравнению с #888.
Но не только в скорости, понятное дело, залог хорошего круга по Mount Panorama. Марк Винтерботтом был быстрее Крейга Лаундса как в этом месте, так и вообще на прямых, но всё-таки уступил 0.05 с. Шансы на третий подряд старт с первого ряда сохранялись, ибо Ли Холдсворт и закрывающий шутаут Джейсон Ричардс проехали весьма осторожно, но зато Гарт Тандер показал себя во всей красе. 2:07.9, «ультрапрофессиональным» назвали круг Тандера комментаторы, и с этим трудно поспорить – Гарт стал всего лишь 8-м гонщиком в истории Батхёрста, кто выигрывал более 1 поула и первым после Марка Скейфа ‘97 и ‘98 годов, кто дважды подряд стартовал с поула. Напомню про исправление ошибки – Гарт заблокировал левую переднюю покрышку на торможении в Chase и форсировал апекс, потеряв куда меньше, чем это могло быть у менее опытного гонщика, например Уилла Дэвисона, которому было доверено начинать гонку.
«Сейчас в этой гонке конкуренция настолько высока, что старт со 2-3 места по сравнению с 9-10 даёт большую разницу в результате» - Тодд Келли полностью прав в том, что касается конкуренции, но вот как это связано с позицией на стартовой решётке 1000-километрового состязания-истязания не понятно…
Красота прошедшей гонки заключалась в том, что её реально могли выиграть не менее пяти экипажей, а закончить на подиуме в два раза больше, тогда как ни массовых завалов ни эпидемии технических отказов не наблюдалось. Завал, впрочем, вполне мог быть на первом круге где-нибудь в Forrest’s Elbow, если бы не пейс-кар, о котором было объявлено в тот момент, когда лидеры достигли верхушки горы. Утром прошёл обильный дождь, и уорм-ап проходил по мокрой трассе. Перед стартом уже выглянуло солнце, и рискнуть поставить слики можно было бы, если бы ты находился на трассе один. Поэтому 11 Октября 2009 года в 10:30 утра по местному времени все 32 машины отправились на дистанцию длинною в 1000 километров и 293 метра на шинах с протектором. В прошлом заканчивавший эту дистанцию первым Джейсон Брайт был выбит в толчее первого поворота Фабианом Култхардом из-за чего судьи и решили выпустить пейс-кар уже на первом круге из знаменитых 161.
Считается, что только дурак начинает гонку, которая длится более 6 часов с атаки соперника в первом повороте. Это, конечно, не так – всё зависит от того, какая это атака, насколько ты уверен в машине и в сопернике, и наконец, сколько у тебя того самого гоночного безумия, которое действительно необходимо для успеха на Горе. Стивен Ричардс вышел лидером на прямую Mountain, но во втором повороте Уилл Дэвисон успешно контратаковал. Лаундс остался третьим, на четвёртое место вышел Пол Дамбрелл.
После рестарта все готовили переход на слики. Вот тут уже оказалось, что заезжать на пит-лейн можно было чуть ли не за пейс-каром. На такое не решился никто, но остановившиеся на 4-м круге Джеймс Кортни и Тодд Келли вскоре обнаружили себя на 4-й и 5-й позиции соответственно. В первой тройке уже было на что посмотреть: Уилл Дэвисон привёз 4 (!) секунды на первом круге после рестарта Стивену Ричардсу, но затем #6 поехал несколько быстрее. Крейг Лаундс заставил всех изрядно понервничать, когда машину дёрнуло на входе в Chase, это почти 300 км/ч. Лидеры свернули на пит-лейн по итогам 6 кругов, статус-кво вроде бы сохранился, но тут уже Лаундс просто не успел исправить ошибку – выезд неизбежно закончился бы контактом, если бы не предусмотрительный Ричардс.
Приговор судей последовал без раздумий – штраф в виде проезд через пит-лейн за небезопасный выезд. Роланд Дейн тоже прекрасно помнит, что простили его команде в Таунсвилле и поэтому соглашательски кивал головой: «Да, я тоже думаю, что это был небезопасный выезд». После отбытия штрафа автомобиль Team Vodafone #888 оказался на 19-й позиции, позади второго экипажа Stone Brothers Racing, который в этот момент вёл Дэниэл Гонт, уже отметившийся в 14-круговых гонках V8 Development Series 3 и 4 местами.
Гонщики постепенно нащупывали нужный ритм, но удавалось это отнюдь не каждому. Пол Дамбрелл ошибся в Dipper, зацепив внутреннюю стену, Джейсон Брайт вылетел в Chase, а у Стивена Ричардса обнаружились проблемы с зажиганием и в Ford Performance Racing начали готовить замену аккумулятора. На 19-м круге в Reid вылетает Майкл Карусо, но к счастью шедший следом Дэвид Бенард успевает затормозить, и Батхёрст для Гэрри Роджерса не заканчивается едва начавшись. Сама #34 откатывается с траектории, и Майкл судорожно ищет заднюю передачу, находит и продолжает движение. Но пейс-кара не было, и потеряно куда больше, чем в случае #888.
И тут в команде принимают очень правильно решение прежде всего с психологической точки зрения – зазывают Карусо на пит-стоп и проводят смену гонщиков. Расстроенный Майкл чуть не плакал в интервью, и его можно понять, ведь машина уверенно входила в топ-5 по скорости… Между тем Ли Холдсворт и не думал унывать – в течение следующего часа список быстрейших кругов гонки состоял сплошь из его фамилии! #34 едва не оказалась в круге от Уилла Дэвисона, но такой скорости ничего не мог противопоставить и Holden #2.
Впрочем, и не Уилл был быстрейшим до того, как в гонке принял участие Холдсворт. Обещанную высокую скорость в гоночных условиях демонстрировал Грег Мёрфи – на 19-м круге он обогнал Тодда Келли, а к плановому пит-стопам смог достать уже Джеймса Кортни. Гарт Тандер сел за руль на круг раньше Марка Винтерботтома, и #6 вновь смогла полидировать на прямой Mountain, но не дальше, так как холодные шины не оставляли шанса на оборону даже в Griffins.
Поздним пит-стопом, читай лучшей экономичностью, обратили на себя внимание Ford #9 и #888. Алекс Дэвисон передал смену на 32-м круге, а Крейг Лаундс вообще на 33-м, то есть машина могла уверенно пройти 30 кругов в гоночном темпе без дозаправки. Гонка продолжалась без аварий и вылетов, и Нейл Кромптон начал предупреждать, что на настоящий момент у флагмана Team Vodafone есть все шансы пройти дистанцию с меньшим количеством пит-стопов, а это позволяло полностью компенсировать последствия ошибки Лаундса. Рассуждения логичные, но в действительности уже тогда было понятно, что в гонке неизбежна дождевая часть, а Джейми Винкап перед началом уик-энда признавался – «я практически не ездил по Батхёрсту в дождь, этого я, пожалуй, несколько боюсь».
Но пока сухо, чемпион летел на всех парах, отобрав у Холдсворта лучший круг он первым вышел из 2:10 и вплотную подобрался к топ-10, когда лидер преодолел четверть пути. В это же время Марк Скейф вторил Грегу Мёрфи в демонстрации скорости Holden #51 Tasman Motorsports. Отыгрывая у Марка Винтерботтома по полсекунды с круга, он без особых проблем вышел на вторую позицию. Ну как тут не предвкушать сказочный успех для легенд Горы, хоть и гонка по большому счёту только-только началась?!
Позади Ван Гисберген проходит Тодда Келли (в #7 решили провести двойной стинт), проблемы которого с задней покрышкой вынуждают совершить пит-стоп на 48-м круге, за 4 до запланированного окна. Раньше возможного вновь останавливается второй экипаж Team Vodafone, что можно объяснить неопытностью гонщиков за рулём Ford #88. Так или иначе, для Джеймса Томпсона дебют официально состоялся, хотя, забегая вперёд, стоит пожелать Роланду Дейну прекратить отдавать свои замечательные машины в руки пусть и уважаемых, но совершенно другого плана гонщиков…
Марк Винтерботтом закончил 49-й круг на пит-лейне, не доехав до своего бокса – топливный бак Ford #6 пылает. В спешке, механики FPR плохо закрепили новый аккумулятор, и он, выскочив из ниши, ударил точно в топливопровод. На этот раз шансы Фрости и Ричо на подиум сгорели гораздо раньше, чем в предыдущие годы. Для Ford в целом всё выглядело вполне прилично – на 3 и 4 места вышли теперь Стивен Джонсон и нагнавший его (при помощи Алана Саймонсена из #88) Шейн Ван Гисберген, а Джейми Винкап пробился уже на 6-ю позицию. Ожидаемый дождь затаился, местами начало капать, но было ещё слишком рано для того, чтобы ставить резину с протектором и слишком мало топлива для того, чтобы выжидать дальше.
Во главе гонки ситуация оставалась без изменений – Гарт Тандер держал отрыв от Марка Скейфа на уровне 10 секунд, быстрейшими на трассе оставались #34 и #888 с прибавлением в виде Джейсона Ричардса за рулём #8. По-прежнему накрапывало, и по-прежнему недостаточно для перехода на дождевую резину. Заметил, что в вообще V8 Supercars демонстрируют подчас невероятное на сликах в дождь и сказал себе, что залить на горной части должно по-настоящему. Вот и под вторым пейс-каром, который появился на середине третьего стинта из-за обломка в Reid Park некоторые команды меняли тормозные колодки, иногда даже диски, но никак не гоночные покрышки на дождевые. Смена колодок является обязательной в Bathurst 1000, а в этом году ряд команд, в числе которых Kelley Racing, Tasman Motorsports и Stone Brothers проработали смену всего диска, что требовало меньше времени, но больше риска.
Под вторым пейс-каром остановились все, за исключением вышеозначенных экономичных Ford #9 и #888. Таким образом, трижды действующие победители и единственные обладатели Трофея Питера Брока впервые возглавили гонку незадолго до середины дистанции. Представители партнёрского экипажа продолжали путаться под колёсами соперников, невольно конечно, но лишней нервозности добавляли. Несмотря на почти 50% гонки под зелёным флагом, в лидирующем круге находились 17 машин. 30 лет назад Броки выиграл Bathurst 1000 с преимуществом в 6 кругов, и сейчас, конечно, такое просто нереально.
Звание быстрейшей машины прочно перешло к Holden #8 – Джейсон Ричардс вышел уже из 2:09, приблизившись к рекорду Mount Panorama в гонке, который принадлежит Джейми Винкапу – 2:08.4651, 2007-й год. Следующего пейс-кара долго ждать не пришлось – стоило начаться дождю как Трой Бэйлисс разбил машину в Dipper. Шикану Skyline в этом гонку заасфальтировали, но ни Бэйлиссу, который, срезав, не сориентировался затем, ни кое-кому ещё это не помогло…
Лаундс ровно на середине дистанции свернул на пит-лейн, отдав дождевой стинт Винкапу. На трассе за лидерство сражались братья Дэвисоны – старший Уилл атаковал младшего Алекса, которого через полминуты чуть снесло в сторону, когда рядом находился Джеймс Кортни. Случилось это всё в том же Reid. Весьма однозначный эпизод, но справедливости ради замечу, что пилот машины #17 которую развернуло шёл очень близко к #9, а когда на подъёме идёт дождь, то сопернику желательно оставлять побольше места.
Большинство поняли, что необходимо переобуваться. Дольше всех на трассе оставались только лидеры – Уилл Дэвисон и Марк Скейф. Гонка оказалась едва не потерянной для #2, но Уилл выдержал и получил подарок в виде пейс-кара, тут же отправившись за дождевой резиной. Он уже вопрошал по радио «где Лаундс, где Лаундс?», понимая, кто основной соперник, но, во-первых, за рулём был Винкап, а во-вторых, #888 и, как затем выяснилось, #51 были настроены на сухую трассу. Пейс-кар, 4-й в гонке, выехал из-за вылета Оуэна Келли в Murray’s.
Совсем безумцами оказались в #33 – Грег Риттер не отправился на пит-лейн и под пейс-каром, теряя более десятка секунд на круге. Напротив, очень много выиграл «капитанский» экипаж Brad Jones Racing. Брэдли Джонс обнаружил себя на третьей позиции, позади Дэвисона, который в итоге ничего не потерял, и Рика Келли. С развитием дождевой фазы гонки стало окончательно понятно – у #888 большие проблемы. То ли Джейми Винкап чересчур осторожничал, то ли машина совсем не была приспособлена к дождю (что было бы странно), но он проигрывал Дэвисону порой по 5 секунд на круге, и вскоре чемпион V8 Supercars вынужден был держать оборону 11-й позиции от чемпиона WTCC Энди Приоля.
Хороший вопрос можно задать инженерам чемпионской команды – как это так их машина не настроена на дождь, если Holden #8, способный идти в их же темпе посуху, в дождь сохранил конкурентоспособность и под управлением Кэмерона МакКонвилла быстро выбрался на вторую позицию? Не в производителе же дело, и не совсем же ноль Винкап в дождь… Пример #9 показал, что и Ford можно настроить на разную погоду, ибо несмотря на вылет в Murray’s Ван Гисберген сохранял 4-е место. Это Батхёрст! – остаётся ответить, пожать плечами и развести руками, продолжая наслаждаться гонкой.
Среди короткого, но важного отрезка дождевой части гонки обязательно нужно отметить контакт Джеймса Кортни и Рика Келли, который привёл к повреждению диффузора машины #7, и экипаж Kelley Racing получили технический чёрный флаг. Пятый пейс-кар появился ровно на сотом круге из-за аварии Сэма Уолтера, одного из 14 новичков гонки, это максимум за 10 лет. До финиша оставалось не больше двух дозаправок, и позиция на трассе прибавляла в цене. Ван Гисберген и Винкап предсказуемо остались на трассе, а на пит-стопе побывали Рик Келли, экипаж #3, где Джейсон Баргванна сменил Марка Носке, Джонсы – Эндрю сменил своего дядю Брэда и #34, где Ли Холдсворт вынужден был передать управление Майклу Карусо, чтобы тот смог пройти минимум в 54 круга.
Дождь прекратился, выглянуло солнце, но многие команды будут ждать топливного окна и не отказываться от дождевой резины, что не так опасно как в обратной ситуации, но тоже дорого по времени. Лишний пит-стоп окупился бы только в случае чистой трассы, который при такой частоте пейс-каров исключён. Исходя из этого, #9 и #888 становятся фаворитами гонки – Ван Гисберген к тому же лидирует, а Винкап уже проходт МакКонвилла в недолгом споре за 4-е место.
108-й круг, на пит-стопе Шейн, смена гонщика, смена колодок. Всё по плану, но Алекс Дэвисон не может найти первую передачу, и в итоге #9 простояла аж 74 секунды лишившись всех шансы на подиум. Позже выяснилось, что контакт с Кортни привёл к повреждению маслопровода, и масло вытекало на задние тормоза и шины. Но без проблем 1000 километров мало кто проходит, а небольшая утечка – проблемы терпимые, тогда как потеря минуты за 50 с небольшим кругов до финиша – нет.
Винкап заезжает на следующем круге и в последний раз уступает место Лаундсу. Из предыдущего эндуранса были сделаны выводы, и на последнем отрезке против Гарта Тандера будет выпущен тот, кто на сегодняшний день находится в лучшей форме. Как и в Филлип Айленде, отлично едет Тим Слейд, которого Пол Моррис хвалит в интервью – экипаж #67 претендует на топ-10. Скажи мне кто-нибудь после Симмонс Плейнса, что Слейд будет в первой десятке Маунт Панорамы, я бы назвал это бредом…
Holden #2 останавливается ровно за 50 кругов до финиша. На Гарта ложится вся тяжесть контроля гонки в сочетании с экономией топлива. Тогда же на последнюю смену гонщика останавливается Holden #8, но у них расход получше, и Джейсон Ричардс может гнать на полную. В гонке лидирует Holden #33 под управлением Дэвида Бенарда – безупречная стратегия после той оплошности с дождём сделала второй экипаж GRM претендентами на подиум. Рик Келли второй, но после вынужденного отрыва диффузора и без того поглощающая задние покрышки сверх нормы машина потеряла ещё и в прижимающей силе. Третий Скейф, быстрейший в первой тройке, а на 4-м месте экипаж #16 – Тони Рикарделло и Марк МакНалли, сюрприз так сюрприз! Понятно, что ещё далеко не финиш, но чем он ближе, тем больше внимания привлекают к себе неожиданные люди в топ-10.
121-й круг – Фабиан Култхард паркует Ford #111 на обочине, как и в L&H 500 отказал двигатель – пейс-кар №6. Какой подарок единственному Ford, который претендует на победу! Конечно же Крейгу Лаундсу нечего делать на пит-лейне, ему в любом случае дозаправляться только 1 раз, а проехать 40 кругов на одном баке E85 это за гранью реальности. Останавливаются все, перечисляю в порядке возвращения на трассу: в #33 Риттер сменяет Бенарда; в #7 за рулём Тодд Келли, он передаст управление Рику для финальной атаки (точнее, обороны…); #2 до финиша ведёт Тандер; далее #4 с Гонтом за рулём, которого быстро оттеснят; затем Джейсон Ричардс, Грег Мёрфи и Ли Холдсворт.
Теперь немного философии. Я не верю в судьбу как в неизбежность каких-то событий. Гонки от начала до конца создали люди. От природы тут только физика, а её законы «волею судеб» не меняются. Поэтому так или иначе любое развитие событий – это результат деятельности людей, просто вписать эту деятельность в формулы и алгоритмы в принципе невозможно, очень много «переменных», и в такие моменты, как у #888 на 125-м круге хочется возгласить «не судьба, мужики, вам выиграть Гору в четвёртый раз подряд!» Конечно дело не в судьбе, а в подготовке. Сцепление не проваливается просто так, а дождь не состоит из какой-то особой, «антиводафоновской» жидкости. Джейми Винкап сохранил машину в дождь, про штраф, выписанный когда-то утром все уже забыли. Не судьба, но плохая работа мотористов Paul Cruickshank Racing с одной стороны и отличная у Triple Eight с другой позволили нивелировать потерянные позиции. Более того, Винкап мог сделать всё нужное, чтобы по крайней мере остаться на подиуме, когда о победе речи уже не шло. Но это Батхёрст…
… и этот Батхёрст должны были брать герои недавнего, «доводафоновского» прошлого – Грег Мёрфи и Марк Скейф. «Если мы вообще можем сказать, что собираемся выиграть Батхёрст за 20 кругов до финиша, то это был такой случай» - Грег Мёрфи мог останавливать Holden #51 на 145-м круге, ждать 22 секунды и возвращаться на трассу впереди Holden #2 с преимуществом в 8 секунд. Это называется game over. Гарт Тандер тоже молодец, он прошёл 26 кругов, значит оставалось только 24 и можно было не экономить, но 8 секунд на сухой трассе, против машины, которая была в общем быстрее…
Дин Канто, из экипажа Ford Performance Racing #5 разбил машину в Skyline на 140-м круге. Келли, Лаундс успели остановиться до того, Риттер и Мёрфи – нет. «Это жестокий спорт» - подытожил Марк Скейф, и это тоже называется game over.
Так гонка вернулась в руки Тандера и Дэвисона. Но Гарт едва не потерял её на рестарте, в последний момент решившись на атаку #4 Джона МакИнтайра перед Hell. Круговой гонщик опешил и выехал на траву, Кромптон открыто назвал манёвр Тандера «dive bomb», а Рик Келли понял, что это его шанс и атаковал #2 на Mountain, но Гарт блокировал.
Учитывая последующие события, вряд ли бы #7 удержался, но как знать? Батхёрст, 17 кругов до финиша, рестарт, обстановка раскалена докрасна. То, что было потом было великолепным, жаль только, что без участия лидера гонки. Мёрфи прессинговал Морриса, Винкап Баргванну, Винкапа нагонял Джейсон Ричардс, Холдсворт шёл на третьей позиции, и, наверное, Майкл Карусо куда больше Уилла Дэвисона не мог поверить, что их машина вновь среди первых.
148-й круг, Рикарделло вылетает в Murray’s, этой сенсации не будет, зато Пол Моррис приведёт Holden #67 на 7-ю финишную позицию, следовательно Тим Слейд сдал все экзамены, он – гонщик V8 Supercars. Тодд Келли, извиняясь, описывает тяжелейшие условия, в которых держит оборону его младший брат, который уже дважды выигрывал Bathurst 1000, но одно дело за топ-команду, другое дело за семейный бизнес, пусть и созданный не с нуля. За 10 кругов, длиннющих кругов, Рик собирает за собой поезд из Ли Холдсворта, Джейсона Баргванны, Джейми Винкапа и Джейсона Ричардса. Мёрфи в нескольких секундах дальше, гонит, как, быть может, не гнал никогда.
Кто же нарушит порядок и будет ли это взрывом ситуации? 154-й круг, Баргванна ловит Холдсворта, в Forrest’s Elbow – Ли замедлился, чтобы не вытолкнуть Келли, открыл инсайд и пропустил ещё Винкапа на Con-Rod. Кругом позже его обогнал Джейсон Ричардс. Прощай подиум, можно подумать… На следующем круге в Cutting разбивает заднюю часть Kelley Racing Holden #15 Натан Претти, но продолжает движение. Подъём залит маслом!..
156-й круг, Винкап давит на Баргванну в Chase и получает преимущество на выходе, ныряет внутрь в Murray’s, но Баргс не уступает и оказывается на обочине, а Джейми пропускает Ричардса, Холдсворта и Мёрфи. Через полминуты до Chase доберётся Рикарделло, который после недавнего вылета шёл на достойной 13-й позиции, увязнет в гравии, и на пейс-кар выйдет на трассу в 7-й и последний раз. До финиша три круга, и если судьба победы по большому счёту решена, то двух других позиций на самом престижном подиуме – никак нет.
Рик Келли не выдерживает в Elbow, а когда пропускаешь в этом месте, то пропускаешь сразу группу. К Hell предпоследнего круга Рик будет уже в конце этой группы и даже позади Морриса. Джейс Ричардс второй, и финишную черту он пересечёт через 0.76 секунды после Гарта Тандера. За третье место кипела битва между Холдсвортом и Мёрфи, оба отдавали себя без остатка, а иначе в такое время на Горе и делать нечего. Грамотное торможение перед Chase, точное прохождение Murray’s а дальше педаль в пол и надеяться, что финишная черта будет для тебя раньше, чем для соперника. Как и три года назад, подиум достался молодому.
Батхёрст бывает раз в году. По хорошему, любая гонка такого масштаба должна давать пищи для размышлений, обсуждений и анализа на весь год. После 2009 Supercheap Auto Bathurst 1000 я стал очень хорошо понимать, почему о каждой The Great Race издают книгу. Порой для того, чтобы собрать достаточно материала, нужно быть там, в Маунт Панораме, но в этот раз можно просто пересматривать, открывать всегда что-то новое, наслаждаясь вновь и вновь, и радоваться, что ещё есть такие Гонки.
Впервые за 20 лет в гонке не было машины #1 – чемпионы сохранили #888, на счастье. Впервые к финишу экипаж приводил Джейми Винкап. Впервые Трофей Питера Брока завоёвывает его марка – Holden вновь лучший на Горе.
Результаты
Квалификация
Top 10 Shootout
Гонка
Личный зачёт чемпионата
Следующий этап V8 Supercars состоится 24-25 Октября в Сёрферс Парадайс. Вновь суперкары будут делить уик-энд с оупен-вилс серией, на этот раз это будет A1 GP. Вопрос – какая связь между гонкой Bathurst 1000 и серий A1. Первому правильно ответившему приз – на выбор 3 гонки Supercheap Auto Bathurst 1000 на DVD в период 2005-2009. Вопрос сложный, поэтому подсказка – для того, чтобы ответить правильно не нужно знать ни историю гонок, ни даже состав участников. Ответы пишите в комментарии к статье.