Проходил, как следует из названия, под предводительством машины и гонщика #1, и, как, наверное, следует из места разогрева под безумство судей. Первое хорошо – мне всегда нравились профессионалы, то, как они относятся к своему делу. Нравилась и та неловкость, какую они порой испытывают, когда результат превосходит их ожидания. «Я, право, шокирован тем, во что вылился этот уик-энд» - сказал Винкап. – «Новая машина, новая трасса и почти идеальный этап, всё это очень хорошо».
Второе напугало. Хочется пошутить, что это наверное с Formula 1 судьи осталисьjcj в этом 1.3-миллиардном комплексе и решили предложить свои услуги, но дело нешуточное. Потому что VESA продемонстрировала способность принимать быстрые и правильные решения. В этом году наконец-то отменено окно пит-стопов – 85 литров не хватит на 120 километров ни на одной трассе, а значит тактическая борьба приобретёт реальные очертания. Спринт-шины остаются на одном единственном этапе, где эффект от них больше, чем где бы то ни было. Квалификация перед первой гонкой сокращена до одного 20-минутного сегмента. Экипажи из основных гонщиков команды запрещены. Список можно и продолжить.
За два дня соревнований и один день тренировок было выдано 7 штрафов, и ещё столько же инцидентов будет рассмотрено до этапа в Бахрейне. Оставлю в стороне спорное наказание Пола Морриса за контакт с Тони Риккиаделло и даже контакт Джонсона и Ван Гисбергена в самом по себе горячем участке соединения пит-лейна с трассой и выскажусь лишь по поводу двух, которые нанесли прямой урон призовым позициям.
Гарт Тандер хорошо помнил, чего стоил провал начала прошлого сезона, ведь начиная с L&H 500 он набрал больше очков, чем кто бы то ни было. И меньше всего хотел, чтобы его второй результат в первом шутауте сезона был аннулирован из-за чьего-то стремления рафинировать мельчайшие детали наверное выдающегося архитектурного сооружения. Когда под конец 20-минутной сессии механики HRT собрались внести значительные регулировки в машину #2, то обнаружили, что левый задний край не отреагировал на выпуск домкрата. Надо же такому случиться – ножка точь-в-точь попала в запаянный резиной шов между плитами пит-лейна!
Что в таком случае остаётся делать? Правильно – взять ручной домкрат («сжимающийся», как его называют в регламенте) и поднять оставшуюся часть машины. Меня в детстве сильно удивлял вид механиков, которые лежат под автомобилем, приподнятом на металлическом уголке. Почему-то, вспомнилась эта картина и сейчас. Неслучайно, как оказалось. Гарт Тандер был исключён из протокола и отправлен со второй позиции на последнюю, 29-ю. А «когда ты оказываешься среди ребят, которые пытаются выиграть чемпионат за первые два круга, то тебя кто-то, не знаю, кто именно, разворачивает» - Гарт пострадал от контакта Пола Морриса и Тодда Келли.
Владелец Paul Morris Motorsport оказался в машине #51 вместо Грега Мёрфи по досадному стечению обстоятельств. На своём сайте Мёрф признаётся, что ещё в Мае с радостью принял предложение участвовать в съёмках передечи Top Gear и совершенно не предполагал, что чемпионат может начаться в Феврале, аж за 3 недели до Clipsal 500. Контракт не воробей, так что Грег принёс извинения за сложившуюся ситуацию своим болельщикам и заверил, что спонсоров у него достаточно и он с большим удовольствием будет выступать в одной команде с Расселлом Ингаллом.
Пол Моррис не преминул напомнить, что его последние два этапа закончились топ-10 и был полон решимости взглянуть опытным взглядом на новую трассу. Итог – он стал антигероем уик-энда, особенно для Тодда Келли, который сказал, что Морриса нужно поздравить с тем, что его лицензия действительна так долго. На втором круге первом гонки Гарт Тандер пытался увернуться от контактировавших #51 и #7, в результате чего повредил радиатор о борт #34 Майкла Карусо. Продолжительный ремонт и финиш на 26-й позиции, в 7 кругах от победителя…
Безопасность на пит-лейне очень важна. Поэтому так суровы наказания за малейшие контакты, и даже за их провокацию. Недопустимо подвергать работников других команд опасности. «Других», я считаю, должно быть ключевым словом. Потому что если вдруг злополучный домкрат согнётся и V8 Supercar рухнет на голову механику Тома Уокиншоу, то нести ответственность будет он, как работодатель. Перед судом, по статье преступная халатность со всеми вытекающими. Понятно, что серии такое ни к чему, но надо уметь видеть – у флагмана Holen Racing Team ведь не отказала пневматика, и не было какой-то хитрости в использовании альтернативного инструмента, а были внешние обстоятельства, которые не могут повториться ни на одной другой трассе.
Такова истинная цена сооружениям, стоимостью за миллиард американских долларов. Про сам трек в этом отношении очень хорошо сказал Тодд Келли по итогам четверга: «Асфальт здесь обеспечивает мало сцепления с шинами, повороты быстрые и с большим радиусом, что обычно не нравится машинам V8 Supercars. В конце дня мы поняли, что у нас нет правильно построенного автомобиля для трека в стиле Formula 1». Стартовая решётка, размеченная в том же стиле стала поводом для другого заметного штрафа – Марк Винтерботтом оказался сбит с толку жёлтой линией, наполовину выходящей за «ворота» позиции и встал на метр левее.
Левее, но не ближе к финишу! Честно говоря, понятия не имею, зачем эти жёлтые отрезки, и не больше понимаю, какое преимущество даёт этот метр в сторону Винкапа. Дотошные могут возразить, дескать, если бы не этот метр, Винтерботтом не успел бы закрыть Винкапа к первому повороту. Да уж, 10 секунд, которые #5 должен был простоять после завершения обслуживания, это, наверное, адекватное наказание за такое, учитывая, что Джейми спокойно прошёл Марка уже на 7-м круге. И очень обидно было гадать, где бы мог быть Марк, когда к финишу он практически достал Лаундса, который уже догнал Винкапа. Как показала вторая гонка, Джейми просто доезжал первую. Значит, наверное, Фрости бы начал сезон со второго места.
Старт чемпионата ещё раз показал разницу между Лаундсом и Винкапом сегодня. Крейг с возрастом не стал медленнее, он стал рассеяннее. Ошибка в шутауте стоила победы в гонке, так как тактика раннего первого пит-стопа оказалась лучше по сравнению со стратегией Джейми, которая предполагала короткой вторую дозаправку. В субботу не получился столь же стремительный второй отрезок, а потому #888 вынужден был тратить резину на борьбу с неуступчивым Конртни, дав оторваться Рику Келли и Шейну Ван Гисбергену. Лаундс зрелищен, Лаундс интересен, но Винкап значительно эффективнее. Он продлил серию побед на неавстралийских этапах до 7 гонок и вновь начал чемпионат с максимального набора очков. Holden, Ford, есть ли разница, когда технику готовит такая команда для такого гонщика?..
Напротив, главные соперники TeamVodafone первый этап провалил – пилоты Holden Racing Team на двоих набрали 90 очков и умудрились заработать два схода. Уилл Дэвисон запомнился разве что неплохой обороной от Винкапа (которая всё равно ничего не решала, т.к. #22 вскоре ждал пит-стоп), но топ-5 пятничной гонки оказалась недосягаемой из-за отказа двигателя. В субботу старший Дэвисон попадал в кадр только когда сдавался очередному сопернику, 14-е место. А Гарт Тандер претендовал если не на победу, то уж точно на подиум, но треснувшее крепление правого переднего колеса перечеркнула всякий набор очков. Только и оставалось вспоминать, что Винкап в 2007-м едва не выиграл титул, пропустив целый этап. Стал ли провал лучшей команды прошлого сезона первым результатом перестановки главных инженеров между гонщиками, покажет время.
Зато на этот раз как и положено претендующим на чемпионство начали сезон в Ford Performance Racing, точнее в #5. Два подиума Винтерботтома при сложившихся обстоятельствах можно считать удачей. Добытый в фирменном стиле поул, когда почти всю вторую квалификацию Ford Марка не показывал ничего выдающегося, но смог выстрелить, когда Винкап уже вылез из машины говорит о том, что скорость есть. За Винтерботтомом остался рекорд трассы – 1:58.0370. В Бахрейне у Фрости замечательная статистика, если не считать TeamVodafone, но не рано ли рассуждать об очках? Честно говоря, такое настроение навевает столь экзотическое начало чемпионата. Кохрейн, между прочим, не собирается останавливаться на достигнутом и планирует больше «заморских» этапов, но это уже отдельная тема. Когда в самих гонках разбирать особо нечего, то остаётся разбирать результаты.
Надо отметить хорошее выступление Stone Brothers Racing. Шейн Ван Гисберген выиграл первую практику (круг Винкапа аннулировали за срез поворота, и позже предупреждали в гонке, когда он слишком глубоко залезал на бордюр, пользуясь преимуществами «современной трассы в стиле Formula 1»), Алекс Дэвисон был 4-м. Впервые в карьере пилот #4 попал в Top 10 Shootout, где смог опередить многообещающего партнёра. Но Шейн сделал главное – добыл первый подиум в карьере, и был очень счастлив успеху, благодарил братьев Стоунов за три прошедших сезона и порадовался, что его родители здесь. За Ван Гисбергеном остались оба лучших круга и, соответственно, рекорд трассы в гонке – 1:58.7370. Алекс тоже мог быть выше приличного 9-го места в пятницу, но последние 15 кругов у него барахлила коробка передач, и он был вынужден поднимать газ, когда переключался вверх.
В свете неудач Тодда Келли, который выступал на новом шасси команды с говорящим индексом KR-01, а также выиграл первый в истории азиатский этап V8 Supercars стоит отметить достаточно сильный старт Рика. Особенно хорош Келли-младший был на старте второй гонки – точно отмерив порцию агрессии он не оставил шанса на контратаку Винтерботтому и не стал идти на контакт с Тандером, который впоследствии сошёл. Побороться за подиум не удалось из-за ужасного круга на холодных шинах, который Рик #15 прошёл на 3 секунды медленнее Винтерботтома при том, что быстрейшим на трассе был к этому моменту уже Ван Гисберген. Но оборону от Лаундса Рик выдержал. Братья ждут побед, и, надо думать, ждать осталось недолго.
Как не долго осталось ждать и второго, значительно более традиционного для V8 (но не в это время!) этапа в Бахрейне, где на этот раз поедут по большому кольцу, что снимет сумбур широкой связки первых поворотов и добавит остроты после двух быстрых участков. А в Яс Марине было на самом деле всё не так ужасно, как могло быть. Ещё б не трендеть бесконечно об этом отеле (где судя по всему живут единицы) и не называть с лёгкой руки связку поворотов, сокращающую кольцо до 4.7 км «штопором», «как в одной североамериканской трассе».
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт