В начале несколько новостей. Первое – после того, как было подтверждено, что сезон 2010 года начнётся с двух ближневосточных гонок, этап в Бахрейне в этом году решили не проводить. Вместо него будет The Island 300, спринт этап на Филлип Айленде. Второе – Маркос Эмброуз примет участие в финале сезона, Sydney Telstra 500, который состоится с первый уик-энд Декабря. Stone Brothers Racing добиваются у VESA разрешения выставить третью машину для своего двукратного чемпиона. Третье – уже совсем не новость. A1 Grand Prix не смогла найти средств, чтобы вовремя вылететь в Австралию, и было принято решение расширить 11-й этап V8 Supercars до 4 гонок по 150 км., отметив таким образом 150-летие штата Квинсленд.
И до и особенно после уик-энда можно было с уверенностью говорить, что сезон эндурансов продолжился. 600 километров по сложнейшей городской трассе, пусть с перерывами, но зато в одиночку – это особенное испытание. А сюжетов и историй Сёрферс Парадайс подарил едва ли не больше, чем Батхёрст. 136 кругов выживания в бетонном каньоне, изрезанным шиканами, каждая из которых может стать губительной для машины – в сумме гонки продолжались 4 часа 50 минут. L&H 500 теперь воспринимается чуть ли не как прогулка на побережье, хотя пляж и общая курортная атмосфера царит скорее в Сёрферсе, но гонщикам, не говоря уже о механиках, было не до отдыха.
Несмотря на победный импульс Holden Racing Team, ожидалось, что практически непобедимый на уличных трассах Джейми Винкап отправит было приблизившегося в общем зачёте Уилла Дэвисона в нокаут. Действующий чемпион имел запас в 93 очка над новичком HRT, а цена победы в каждой из 4 гонок составляла 75 очков, 69 за второе, 65 за третье и по прежнему ноль за непересечение финишной черты… Но уик-энд для Team Vodafone начал складываться из взлётов и падений уже в пятницу – всё лишнее и совершенно необязательное сотворили своими руками титулованные гонщики, тогда как механики вновь подготовили отличные машины, продемонстрировав феноменальные способности экстренного ремонта.
Винкап разбил Ford #1 в практике перед квалификацией. Занос во второй шикане, машина цепляет стенку из покрышек и утыкается в стену. Через пару часов Джейми показывает второе время по итогам второго сегмента квалификации и уверенно проходит в Top 10 Shootout, где на его счету третий результат. Впереди те, кто год назад на протяжении всех трёх гонок изучал хвостовую часть тогда Ford #88 – Гарт Тандер и Марк Винтерботтом. Как мы помним, FPR провалили Батхёрст. Сам Фрости между гоночными уик-эндами подхватил лихорадку (инфекционный мононуклеоз), провёл день в больнице, а в Nikon SuperGP выступал на уколах. Его квалификационные возможности хорошо известны, и второй сегмент и шутаут были выиграны в одни ворота, но что преподнесут гонки?..
Важность квалификации на улицах Surfers Paradise переоценить трудно, а если к ней прибавить старт, то и вовсе невозможно. Прошлый год был тому отличным свидетельством – если машины близки по скорости, а гонщик не допускает ошибок, то совершить чистый обгон невозможно. Вся соль тут, конечно, в «если не допускает ошибок», причём посыпать ею стоит и атакующего и защищающегося. Уилл Дэвисон понимал, что по чистой скорости проигрывает как минимум четырём гонщикам, а потому нужно идти на риск сразу же. Он выдаёт великолепный старт – рывком проходит Брайта и размещается на внешнем радиусе на входе в шикану первого поворота, перед которой поздним насколько это возможно торможением равняется с Винкапом, вынуждая того поднять ногу с педали газа на выходе или повторить вчерашний опыт.
Позади не обходится без аварий – в третьем повороте не смогли поделить дорогу Тодд Келли и Джейсон Ричардс. Лёгкого контакта хватает для того, чтобы #7 не вписался в вираж, а #8 повредил левое переднее колесо и не смог выйти из следующей шиканы. Пейс-кар, и рестарт, естественно в один ряд, кажется гораздо безопаснее старта. Но тут случаются судьбоносные для лидера чемпионата события – Винтерботтом оттягивает ускорение, и в небольшой суматохе Джейми Винкап смог поравняться с Дэвисоном, однако Уилл повторил стартовую траекторию. Испорченным разгоном #1 на этот раз решил всерьёз воспользоваться Джейсон Брайт, и на отрезке до второй шиканы между машинами случился контакт. С виду небольшой, но на деле достаточный для того, чтобы Винкап получил прокол колеса, а Брайт и вовсе сошёл из-за сломанного рулевого управления.
Окно обязательного пит-стопа открылось на 9-м круге, дозаправки продолжались до 14-го, на котором Дин Фьор разбил машину, вызвав второй пейс-кар. Это позволило Винкапу отыграть время, но не места, Джейми был только 23-м с необходимостью атаковать. За 18 кругов он отыграл 10 позиций. Смог бы такое совершить Уилл Дэвисон? Позже мы узнаем, а пока пилот Holden #22 выдержал прессинг Крейга Лаундса и финишировал 3-м.
Прорыв в Surfers Paradise неотделим от умения избегать неприятностей, подобно той, которая настигла гонщиков Гэрри Роджерса. Сначала Ли Холдсворт не смог направить машину к выходу из первой шиканы (в этом месте было переложено покрытие, и проблемы возникали у многих гонщиков, например Джеймс Кортни прервал в этом месте свой круг в Shootout), а через несколько секунд хитрый Джейсон Баргванна, на хвосте у которого висел Майкл Карусо, завидев неладное срезал поворот. Майкл шёл по траектории, и за Holden #3 просто не мог заметить машины партнёра, которая перегородила выход. Осталось только ударить по тормозам и уткнуться в смягчающий буфер из покрышек. Джейми Винкап прошёл в считанных сантиметрах от #33.
На рестарте за два круга до финиша в этой же шикане вновь остановился Джеймс Кортни. Рик Келли чуть веперди едва-едва разминулся со стеной на выходе, а потому Баргванна и Винкап получили возможность для атаки. Но на торможении перед третьим поворотом для Джейми просто не осталось места, и своеобразное продолжение борьбы с #3 в Батхёрсте закончилось на этот раз в пользу Джейсона. Скажу сразу, пути Винкапа и Баргванны ещё пересекутся…
Марк Винтерботтом уверенно выиграл первый сегмент 19-й гонки сезона, но пока что эта победа дополняет вторую гонку в Альберт Парке и квалификационную в Филлип Айленде – для того, чтобы выиграть приз, нужно набрать больше всех очков по итогам двух сегментов. Причём в случае равенства преимущество получает тот, кто финишировал выше во второй гонке, и я, честно говоря, как должно воспринял то, что старт второй части остался за Гартом Тандером.
На всякий случай напомню, что в V8 Supercars преимущество нечётной стороны заключается только в траектории, машины на одном ряду стоят абсолютно рядом друг с другом. Так вот, старт сегмента B остался за чётной стороной первых двух рядов – вслед за Тандером своего соседа опередил Крейг Лаундс. Первый круг обошёлся без столкновений, но не без срезов шикан – Ван Гисберген и Дамбрелл насквозь прошли первый поворот, и Пола опередил Джейми Винкап. До пит-стопов #1 вошёл в топ-10, обогнав Holden #3 Джейсна Баргванны. Tasman Motorsports только-только смогли начать демонстрировать высокую скорость, которую стоило ожидать на фоне общего прогресса команды во второй половине сезона – после дозаправок Грег Мёрфи вышел на пятую позицию и был быстрейшим. А на самих пит-стопах обратили на себя внимание язычки пламени из задних тормозных дисков машины Расселла Ингалла – педаль тормоза используется на протяжении 25 секунд на каждого круга! Беспрецедентная нагрузка, и при всей внешней разницы трасс, в этом аспекте Парадайс не уступает Панораме. Не уступает и в философии пилотажа – погоня за идеальным кругом жёстко наказывается.
Ряд гонщиков ожидали дождя и оттягивали пит-стоп. Баргванна, Стивен Джонсон, Карусо, Фабиан Култхард и Джейсон Ричардс оставались на трассе сколько позволяло топливо, но дождь пошёл уже после окончания субботней программы уик-энда. Главным результатом пит-стопов стоит признать выход вперёд #22 относительно #888. На автодроме и даже другой городской трассе Уилл Дэвисон почти наверняка не смог бы защитить позицию, вернувшись на трассу прям перед носом Крейга Лаундса, а Марк Винтерботтом, соответственно, перед Уиллом Дэвисоном, но здесь выезжающему из пит-лейна позволяется срезать первую часть шиканы.
По совету команды Уилл изменил баланс тормозов Holden #22 и тут же показал лучший первый сектор, создав небольшой отрыв. Позже Лаундс догнал, и прессинговал сильнее, чем в раздробленном пейс-карами первом сегменте гонке, но Дэвисон собственноручно не пропустил Team Vodafone в топ-3 19-й гонки чемпионата, по итогам которой отставание от Винкапа сократилось до 41 очка. Джейми, конечно, не сидел сложа руки, но прорыв собрал только 5 выигранных мест, ибо чем ближе к лидеру, тем сильнее каждый следующий соперник. #1 отметился лучшим кругом, кроме него и Мёрфи быстрее 1:51 не проехал никто, и теперь имел прекрасную возможность начать всё с чистого листа, сделать всё как следует, ибо утром будет новая квалификация.
Сегмент, а с ним и гонку выиграл Гарт Тандер, отметив свой 150-й этап в карьере. Выиграл даже более уверенно, чем ранее Винтерботтом. Несмотря на ошибку за 9 кругов до финиша преимущество составило свыше 2 секунд. Сам заезд, в котором ни разу не появлялся пейс-кар продолжался 1 час и 4 минуты…
Напоминать, что такое воскресная квалификация нет нужды, поэтому просто даю хронологию. 5 минут – Уилл Дэвисон показывает лучшее время, но ошибается затем и возвращается в боксы за экспресс-ремонтом и новыми шинами. 3.5 минуты – Лаундс улучшает, 1:50.54, следом Винтерботтом, 1:50.14, уже заявка. Время держится десяток секунд, Рик Келли показывает 1:50.08, а за 1:46 до конца выстреливает Джейсон Баргванна – 1:49.98. Дэвисон, Лаундс и Винтерботтом на быстрых кругах, улучшают все кроме Марка, но #3 остаётся на поуле. Винтерботтом скажет, что ему помешал Винкап, и «потери составили около 3 десятых» (Фрости проиграл Баргсу в два раза меньше), судьи изучат видеозапись и вынесут Винкапу предупреждение.
Впервые в сезоне обе машины Tasman Motorsports вошли в топ-10, впервые в истории команды был выигран поул. Для Баргванны это вторая победа в квалификации, первая была на Queensland Raceway в 2000-м году, а в этом сезоне Джейсон в среднем стартовал с 19-й позиции. Уик-энд в Surfers Paradise стал входить в зачёт чемпионата V8 Supercars с 2002 года, тогда были две гонки, которые выиграли… Грег Мёрфи и Джейсон Баргванна. Любопытная статистика, не правда ли? Увы, но Holden #3 преподнёс Баргсу «подарок», стартовав с 7-ю рабочими цилиндрами…
В воскресенье на улицах Gold Coast творилось настоящее побоище, которое не утихомирило даже представление исторических автомобилей. И не реконструкций, а тех самых легендарных экземпляров таких как 1978 HDT A9X Torana, на которой Питер Брок выиграл Тройную корону (оба эндуранса и чемпионский титул в один год) или 1984 Greens-Tuf XE Falcon лично с Диком Джонсоном за рулём. Правда, этот Ford #17 был чуток младше, ибо оригинал Дик разбил в памятной аварии в Forrest’s Elbow… Представление было приурочено к 50-му розыгрышу Австралийского турингового чемпионата, а также к 50-летнему юбилею титула Джека Брэбэма в Formula One. Много истории, много славной памяти и ещё больше дел сегодняшних. К обеду обещали шторм, но гонщики и без помощи стихии были готовы его обеспечить.
На старте первого сегмента 20-й гонки сезона случилось два конфликта. Сначала о том, что позади – Фабиан Култхард хорошо стартовал, но не рассчитал габариты и подцепил Кэмерона МакКонвилла. #111 бросило на стену, а у #14 оказалась разбита передняя подвеска. Вряд ли в этом году есть смысл говорить о каком-то импульсе после Батхёрста, как вообще, так и в случае Кэмерона… Для команды Пола Круикшанка гонка превратилась настоящий кошмар – машину Фабиана оказалось невозможным восстановить из-за повреждения шасси, а на 8-м круге упало давление масла и на Ford #333. Макйл Патрици собирался выйти на старт второго сегмента, но на установочном круге обнаружил проблемы с двигателем и свернул в гараж. Култхард в начале года выглядел претендентом на топ-10 по итогам года, но начиная с Phillip Island всё пошло из рук вон плохо, и сейчас Фабиан занимает 20-е место.
Впереди решительно настроенный Марк Винтерботтом (кажется, он тяжело болел на прошлой неделе?) требовал штрафа Винкапу, который смог удержать позицию только потому, что срезал первую шикану. Штрафа не последовало, ибо правила очень просты – если места для входа в поворот нет, то следует руководствоваться соображениями безопасности. Team Vodafone прошли ещё далеко не все испытания, которые отчасти будут связаны с судейскими ошибками, начавшимися с середины первого воскресного заезда.
События грозили сделать из столь многообещающей гонки для Tasman полный провал – к неудаче обладателя поула добавился вынос Стивеном Ричардсом Грега Мёрфи. Ричо, какой-то совсем неосторожный в этом году, был наказан проездом через пит-лейн. Механики Джейсона Баргванны, тем временем, смогли быстро найти и устранить причину не включившегося восьмого цилиндра – расплавился провод свечи зажигания! Благодаря пейс-кару, Баргс и Мёрф потеряли только позиции.
На 7-м круге в шикане XXXX задевает ограничительную покрышку Уилл Дэвисон. Можно подумать, а были ли такие, которые ни разу этого не делали? Вряд ли, но вопрос в векторе и силе удара, и здесь #22 не повезло – на ремонте рулевого управления пилот HRT потерял три круга, но крайне важно вернуться на трассу и финишировать, чтобы не получить баранку. Через два круга случается вышеописанный отказ на машине Майкла Патрици, и Ford #333 замирает между поворотами 10 и 11 – пейс-кар. Многие ещё не совершили пит-стоп и, благо в V8 Supercars пит-лейн не закрывается с выездом пейс-кара, поспешили воспользоваться хорошим шансом. Исключение составили только Джейсон и Стивен Ричардсы, Дин Фьор и… Уилл Дэвисон.
Но все они решили отправиться к боксам вслед за пейс-каром, а на рестарте нельзя обгонять машину до линии, обозначающей начало пит-лейна. С другой стороны, Дэвисону нужно было затормозить до 45 км/ч, тогда как остальным при нормальных условиях давно жать педаль в пол. Проблема в том, что Уилл, в отличие от остальных, кто заезжал сейчас, находился между машинами лидирующего круга. Таким образом, Лаундс, Рик Келли, Винтерботтом, Расселл Ингалл и Гарт Тандер получили преимущество, тогда как остальные должны были ждать заезда Дэвисона. И все, кроме Ван Гисбергена ждали. Джейми Винкап немедленно обратил внимание на то, что Шейн обогнал его до пересечения черты, и Тим Шенкен, директор гонки, применил, ввиду необычных обстоятельств, мягкое наказание к #9 – вместо проезда через пит-лейн достаточно было вернуть Винкапу позицию.
И это было последнее правильное решение судей в этот уик-энд. Меня никогда не устраивал уровень комментаторов NASCAR на ESPN, и очень неприятным их минусом является протекционистская позиция по отношению к судьям. Для сравнения комментаторы NFL, как и Джарретт с Уолласом – бывшие участники соревнований, оценивают каждое решение судьи, аргументируют как одобрение, так и несогласие. Можно возразить, дескать, другая игра. Так вот, комментаторы V8 Supercars, тоже не столько журналисты, сколько бывшие участники гонок в своих амплуа, ведут себя как Трой Эйкмен или Джон Мэйден. То есть как подобает комментатору, который должен быть независимым экспертом, чья задача не преподносить, а разбирать эпизод, объясняя происходящее. В противном случае, он становится PR-агентом санкционирующей организации или канала, что немногим лучше, ибо любой канал имеет право на ошибку, поскольку всякий контракт на показ события оплачивается вперёд, и это всегда в какой-то мере кот в мешке.
На середине гонки судьи заметили, что из горловины #15 выпрыскивается топливо. Три круга, то есть более 5 минут ушло на вынесение обвинительно приговора в виде приказа Рику Келли заехать на пит-лейн для устранения неисправности. За это время топлива в баке чёрного Holden стало меньше, и увидеть брызги можно было только если знать, что высматривать. Как совершенно верно заметили и комментаторы и позже сам Рик, в Таунсвилле из машины Култхарда хлестало гораздо сильнее, и ничего. Из машин от случая к случаю вытекает вода, это тоже не опасно и не штрафуется. Рик Келли шёл на втором месте, он до последнего оттягивал повиновение приговору, даже спросил, прекрасно зная ответ, «что будет, если я не заеду». У Kelley Racing просто украли реальный шанс побороться за первую победу в сезоне.
20-й круг, сходит Майкл Карусо, из машины выливается масло вперемешку с охлаждающей жидкостью, пейс-кар. На рестарте Расселл Ингалл пробует вернуть позицию, жёстко атакуя Гарта Тандера в борьбе за третью позицию, но чемпион-2007 выдерживает натиск чемпиона-2005. Лидирует Крейг Лаундс, у второй машины Team Vodafone в отличие от лидера проблем пока нет, впрочем и Винкап может испытывать оптимизм относительно своей пятой позиции при проблемах Уилла Дэвисона, которых совсем скоро стало ещё больше.
Шейн Ван Гисберген вылетает в первой шикане 25-го круга – зацепка барьера покрышек выдирает нижнюю часть задней двери Ford #9. Позади чудеса реакции демонстрирует Джеймс Кортни, а отогнувшаяся дверь машины Ван Гисбергена вскоре отрывается и приземляется на заднее стекло машины Уилла Дэвисона! Пол Holden #22 усыпан осколками, которые на каждом торможении собираются впереди, и за три круга до финиша у Уилла зажимает педаль акселератора. Несколько раз он подлетал к шиканам с открытым дросселем, демонстрируя чудеса героизма и контроля над машиной в экстремальных условиях. Он спас финиш, 21-я позиция принесла 21 очко.
Ещё два столкновения успели произойти до конца только первого сегмента сумасшедшей гонки. 27-й круг – Ли Холдсворт атакует Грега Мёрфи перед шиканой 5-го поворота, никто не желает уступать, естественно обоих разворачивает. Машины позади бросаются кто куда, в результате Джейсон Баргванна обнаруживает себя в топ-10. Кругом позже Алекс Дэвисон и Тим Слейд устроили разборку в стартовых шиканах. Младший Дэвисон задел Слейда перед первым поворотом, оба срезали, но Алекс ускорился и опередил Тима до следующей шиканы. Новичку это не понравилось, он атаковал на торможении перед третьим поворотом, ушёл в занос, который дезориентировал Дэвисона, тоже развернувшегося. Контакта не было, и выглядело это комично.
Произошедшее на предпоследнем круге трудно объяснить, даже сам пострадавший не смог. «Перестарался, ударился в стену, очень разочарован… Были круговые, но это не их вина» - Джейми Винкап не признался в том, что засмотрелся на машины впереди, но выглядело это именно так, хотя вряд ли так было. Ford #1 ударил бетон на выходе из 8-го поворота, гонщик нажал на газ, и ударил противоположную стену. До старта второго сегмента оставалось чуть больше 2 часов, и по их итогам стало как никогда очевидно, почему Team Vodafone выигрывают и выигрывают. Конечно, невозможно отрицать таланта Лаундса и Винкапа, но когда у тебя за спиной такие механики, уверенность в собственных силах приходит сама собой.
На Ford #1 были заменены все радиаторы, вся передняя подвеска, системы подачи жидкостей – механики Team Vodafone при помощи двух механиков из Dick Johnson Racing не просто в темпе восстановили машину так, чтобы она смогла стартовать и не получить тут же технического чёрного флага, а настроили так, как подобает чемпионской команде. По окончании работы на полу гаража не было ни одного забытого инструмента, ни одного винтика или проводочка, ни салфетки ни тряпочки и даже ни пятнышка. Ford #1 на стартовой решётке, гонщик готовится к заключительному старту уик-энда. Какая авария? Вы о чём?
Безупречно, убедительнее, чем Винтерботтом и Тандер днём ранее, выигравший гонку Крейг Лаундс стал антигероем последнего старта этапа. Фрости прошёл Крейга задолго до начала торможения, с двух сторон #888 атаковали Расселл Ингалл (слева) и Гарт Тандер (справа). В разной степени перетормаживали все трое, но Лаундсу требовалось несуществующее количество свободного пространства, и он, контактировав с Тандером, развернул Ингалла. У Holden #39 Paul Morris Motorsports было немало скорости, которая должна была воплотиться в подиум… В утешение Расселл получил трогательное объятие супруги.
Из-за стоящей поперёк машины пелотон разделился на две части – половина срезала шикану, половина проезжала между ограничителем и машиной Ингалла. Без лёгкого контакта не обошлось, чуть промахнулся Джейсон Баргванна. Пейс-кар, во время которого судьи принимают решение восстановить стартовый порядок! Якобы, на брифинге сообщалось, что в случае неразберихи в первом повороте руководство гонки оставляет за собой право пересмотреть порядок машин. Решение встречает бурю недовольств, по словам Роланда Дейна, Винкап выиграл 10 позиций, которые должен был отдать ни за что.
На рестарте Лаундс резко ускоряется и моментально создаёт отрыв в 0.76 секунды, но чёрный флаг получает не за это, а за стартовый инцидент. Вот теперь можно с уверенностью сказать, что это худший уик-энд для Team Vodafone, предположу, с Бахрейна-2007. Джейми Винкап, совершивший все мыслимые и немыслимые ошибки, наконец-то покажет себя молодцом – к пит-стопам отыграно 6 позиций, кроме него только первая тройка (Винтерботтом, Тандер, Кортни) идёт быстрее 1:51. Лаундс ко второму рестарту был только 23-м, а на финише будет 13-м. Винкап закончит на 6-й позиции. У них была соответствующая скорость, в гараже работали феноменальные люди, просто они сами – тоже люди, случаются ошибки.
И если Лаундс, надо признать, уже не тот, то Винкап в свои 26 в самом соку, так что для него это личный провал, «вероятно тяжелейший с моральной точки зрения уик-энд из всех». «Не подобающим чемпиону» назвали в Tasman Motorsports стиль езды Джейми – в пылу своего прорыва он атаковал Баргванну перед 8-м поворотом. В такой ситуации Джейсон при всём желании не смог избежать контакта – в попытке стабилизировать #3, он зацепил Стивена Ричардса, обе машины разбиты, третий пейс-кар.
Второй был на 15-м круге, когда у стартовавшего 7-м Дэвида Рейнольдса отказал двигатель. И до и после этого, и вообще всю гонку её лидер Марк Винтерботтом проводил как будто это квалификация. Температура задних шин Ford #5 была 95°C, тогда как оптимальная находится в пределах 60-80. Выиграв второй сегмент при старте со второй же позиции, Фрости избавил себя от необходимости беспокоиться о равенстве очков с кем бы то ни было. В кондициях, когда на гонщика, не побеждавшего больше года мало бы кто поставил, Винтерботтом выдал возможно лучший уик-энд в карьере.
«Это был трудный уик-энд, и я очень рад, что всё закончилось. Доктор сделал мне последний укол сегодня утром, так что наш результат оцениваю очень высоко в своей карьере. Прошедшая гонка была одной из тяжелейших, в которых я когда-либо принимал участие, но если ты атакуешь, то забываешь о боли. Это скорее ментальная, чем физическая борьба, хотя у меня были проблемы с чувствительностью ног под конец» - Марк Винтерботтом опередил Гарта Тандера на 2.5 секунды и впервые с Квинсленда-2008 поднялся на высшую ступень подиума.
Уилл Дэвисон прорывался отнюдь не так внушительно как Джейми Винкап. Сократившийся до 20 очков разрыв возрос до 32. Рассуждать о том, в какой степени это справедливо или закономерно кажется сейчас абсолютно бессмысленным. Очередной уик-энд начинается уже послезавтра, а воодушевлённые масштабом событий на Золотом Берегу организаторы Nikon SuperGP уже всерьёз думают над тем, чтобы сохранить формат 4 по 150 на будущий год…
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1A
Гонка 1B
Квалификация 2
Гонка 2A
Гонка 2B
Личный зачёт чемпионата