2009-й стал первым годом, когда я по-настоящему внимательно смотрел V8 Supercars. Моё настроение во время Clipsal 500 напомнило то, что я испытывал 10 лет тому назад, ожидая Гран При Австралии Формулы-1 – предвкушение открытого соперничества, особенно жаркого после долгой зимы. В V8 она, конечно, совсем не долгая, и вовсе не зима, а самое настоящее лето, и открытие сезона всегда встречает гонщиков в буквальном смысле удушающими условиями.
500 километров по Аделаиде, по 250 за день, это традиция, которая вступила во вторую декаду. Традиция, которая была омрачена новым правилом, по которому субботняя квалификация, закрываемая Top 10 Shootout, определяла стартовый порядок обеих гонок. Нововведение оказалось настолько чуждым и противоречащим традициям, что прожило ровно один этап, благо до следующего было 4 недели – достаточно, чтобы подумать. Что в остатке?
Во-первых, VESA показала способность смотреть в глаза реальности и признавать свои ошибки, мгновенно среагировав. Во-вторых, родилось совершенно новое зрелище – воскресный 15-минутный шутаут с тремя десятками машин на трассе, и для болельщика как минимум его последняя треть пролетает в мгновенье ока. Это настоящий триллер, оторваться невозможно. В-третьих, обе гонки теперь действительно равноценны, но странно, что при двукратной разнице в длине очки начисляются по одной и той же схеме.
Чем я запомню старт сезона? Подтвердились опасения относительно непобедимости Винкапа – 4 победы в 4 гонках, вот он задел, уже с трудом досягаемый для остальных. Мотор Гарта Тандера не дотерпел совсем чуть-чуть в Аделаиде, а вытекшее масло чуть не стоило подиума его партнёру Уиллу Дэвисону. В Хэмилтоне Гарт был медленнее новичка Holden Racing Team, который неожиданно обнаружил себя на втором месте в чемпионате… уже в 117 очках позади Винкапа.
Как болельщик Фрости, я быстро понял, что на титул в этом году можно не рассчитывать. Показательно, что если Винтерботтом ещё что-то мог выжимать из своей машины, которая обретёт былую форму только после эндурансов, то Стивен Ричардс вовсе стал антигероем первых этапов, раз за разом вступая в стычки с соперниками. Но главный этап только в Октябре, а значит до него ты можешь надеяться, что неудачный сезон будет спасён выигрышем Peter Brock Trophy или хотя бы подиумом на Горе.
Немного параллели с NASCAR, точнее между Team Vodafone и #24-#48 Hendrick Motorsports. Крейг Лаундс всё больше напоминает Джеффа Гордона – не говоря об этом в открытую, играет вторую роль при партнёре, который выигрывает всё и вся. Мучается из-за «больной» машины на трассе, а за её пределами появляется в кадре с семьёй. Джейми Винкап, напротив, нацелен только на результат, и, прикрываемый великолепной командой, думает над тем, что ещё можно улучшить, не расслабляясь до тех пор, пока дело не сделано. У него бывают провалы, и реакция на них схожа с реакцией Джонсона – очевидна параллель между Лаудоном-2-2006 и Сёрферс Парадайс-2009 – на обоих не было лица после гонки.
Крейг Лаундс записал на свой счёт одно интересное достижение – выиграл первый этап, где использовались спринт шины. Никому больше не удалось так выстроить расход мягких покрышек, чтобы победить как в субботу, так и в воскресенье. Для сравнения, лишь два из пяти этапов, где спринт-шины не предоставлялись, чествовали двух победителей – это Сёрферс Парадайс и финал сезона в Сиднее. Оба получились outstanding в переносном и буквальном смысле – действительно отдельно стоящие.
Что в целом можно сказать о мягких покрышках. Соглашусь с Расселлом Ингаллом – их стоит применять всюду, что традиционные шины отстали от развития машин, и порой машиной совершенно невозможно управлять. Тому пример спринт-этап на Филлип Айленде, один из самых скучных в сезоне, который украсили разве что разборки между Баргванной и Лаундсом. Пиком интриги, связанной с мягкими покрышками стала вторая гонка в Дарвине, когда казалось в беспроигрышной позиции был Майкл Карусо, но пейс-кар незадолго до финиша позволил Алексу Дэвисону реализовать весь потенциал сохранённого комплекта. Для невероятный победы не хватило одного круга, но и успех Карусо тоже отчасти сенсация. Учитывая особенно то, что считающийся более талантливым Ли Холдсворт остался без выигранной гонки, несмотря на доминирование по скорости в Сиднее. Майкл же закончил ту гонку на подиуме, а в чемпионате уступил партнёру всего 29 очков – гонщики Гэрри Роджерса расположились на границе первого и второго десятков.
Интрига спринт-шин, как мы понимаем, по сути надумана. В субботу лидеры предпочитают действовать наверняка (Винкап выиграл 3 из 6 гонок), а в воскресенье блистают отнюдь не тёмные лошадки – этап в Hidden Valley это запоминающееся исключение – а фавориты, которым не повезло в субботу. Помимо Карусо, победителями вторых гонок этапов с мягкими шинами становились Крейг Лаундс (дважды), Джейми Винкап, Гарт Тандер, и Уилл Дэвисон – сплошь из двух лучших команд сезона. Нельзя не вспомнить фразу Джейми Винкапа, который сказал, что уйдёт из чемпионата, если спринт-комплект будет даваться и на эндурансах.
По лучшим этапам счёт тоже не в пользу мягкой резины. Запомнится Hidden Valley, запомнится Барбагалло, где от колёс #888 на последних кругах отлетали куски резины, словно дело происходило на 2008 Brickyard 400. Неплох был Сэндаун, но там и разницы особой между типами резины не было из-за холода. Оставив в стороне этапы на выносливость, на другой чаше весов у нас битва в четырёх актах на улицах Золотого берега и римейк на Clipsal 500 под занавес сезона. Традиционно наполненная драмой Аделаида. Хэмилтон не для борьбы между гонщиками, и по сути единственный провал в зрелищности был во втором Филлип Айленде.
Я, признаться, плохо помню даже развития сезонов 2006-2007, где была потрясающая плотность в борьбе за титул, но рискну предположить что 2009-й по общему впечатлению может быть и посильнее. Возможно, это тоже оттого, что я впервые смотрел V8 Supercars внимательно и вдумчиво, но начиная с эндурансов каждый этап я ждал с максимальным предвкушением среди всего, что наблюдал в этом году.
И L&H 500 и Bathurst 1000 удались на славу. Очень здорово, что у этих гонок был совершенно разный сюжет и разная драма. Бурное начало «пятисотки» с ранними техническими отказами и чудом не смертельным полётом Кэмерона МакКонвилла. Вместе с Джейсоном Ричардсом, Кэм через месяц поднимется на вторую ступень подиума в Батхёрсте, а ещё через полтора будет иметь шанс отметить пьедесталом почёта последний этап в своей карьере гонщика на полном расписании, но ошибётся, как и очень многие в тот уик-энд. Дуэль между #2 и #888 достигла своего апогея в Филлип Айленде. Остаётся только гадать, каков был бы её ход и результат, если бы на трассе друг друга пасли иные комбинации, и возможно ответ на этот вопрос мы детально узнаем в ближайшие годы, ведь и HRT и Vodafone продлили на несколько лет контракты со всеми своими гонщиками.
Хотя нет, не узнаем, ибо в 2010-м будут запрещены экипажи из гонщиков, которые едут весь чемпионат.
2009 Supercheap Auto Bathurst 1000 возможно абсолютно стала лучшей гонкой, которую я когда-либо видел. VESA выпускает два ежегодника – по сезону и по Батхёрсту. Те, кто видел эту «Тысячу» поймут, почему выпускается вторая. Я немало думал над особенностями, атмосферой, духом нескольких великих гонок человечества, которые проводятся в наши дни и ощутил свой оттенок у каждой. Индианаполис (был) знаменит неделями тренировок и многоуровневым ситом квалификации. К Ле-Ману готовятся круглый год за вычетом двух дней, когда его едут. Батхёрст проходит за уик-энд, который больше обычного всего на день, но сама гонка – это целая жизнь. Тут осень сменяет лето, которая для кого-то становится леденящей зимой, а кто-то доживает до весны. Твой стинт пролетает как один миг (или как два, если он двойной), а часы наблюдения за партнёром становятся невыносимой пыткой, когда приходятся на заключительный отрезок гонки. Как написано в замечательной книге о Великой гонке, «в тяжёлом свете похмелья утра понедельника всё это становится очень реальным» - всё, что могло случиться, но, к счастью или к сожалению, не случилось.
Тандер и Дэвисон просто обязаны считать этот сезон удачным. Крайне удачным – по сути ведь Vodafone выиграли только титул в личном зачёте. Командный титул и оба эндуранса остались за Holden Racing Team, во многом благодаря Гарту и «благодаря» Крейгу. Шина в «500» и сцепление в «1000» лишили двух побед, которые, надо признаться, подсушили бы впечатление от сезона. А вот что могло бы добавить краски, так это победа Мёрфи и Скейфа на Горе. Пятая для Грега и шестая для Марка. Нелепый коушен разрушил безукоризненный план на победу, и до конца года Скейф, отличный комментатор, между прочим, будет при каждом удобном случае повторять – «это жестокий спорт». Надеюсь, тяжеловесы объединятся и в следующем году, они-то под правило подпадают.
За два этапа Уилл Дэвисон отыграл у Джейми Винкапа 90 очков, две недели спустя в Surfers Paradise действующий чемпион подарил ему возможность выйти в лидеры чемпионата, чтобы, по крайней мере, не дать повториться рекорду Скейфа 2002 года, когда Марк тоже лидировал весь год. Но Уилл этим не воспользовался, показав, что для борьбы за титул нервы его ещё не достаточно крепки. Для эндурансов – да, но там HRT блестяще подготовили машину, а для борьбы за титул нужно не столько уметь реализовывать возможности машины, сколько их создавать. Чемпионаты проигрываются в гонках, где всё изначально не хорошо, но становится ещё хуже из-за действий пилота. Шанс надломить Винкапа был, для этого надо было только вытерпеть в Айленде и Перте, ведь оказалось, что арена финала сезона Джейми не по душе. Впрочём, история не знает сослагательного наклонения, и #1 мог бы вломить как следует в Telstra 500 при иной мотивации.
Учитывая, что Team Vodafone переходит на Holden, в начале сезона Винкап может не досчитаться очков, и если Гарт Тандер сможет этим воспользоваться, то будет фаворитом чемпионата. Его круг в Шутауте Батхёрста, наряду с финальным отрезком гонки был демонстрацией чистого мастерства, отточенного десятком лет опыта. Вся бойня финальных кругов тысячекилометрового состязания творилась строго позади Holden #2. Да, не заблокируй тогда Тандер Рика Келли на прямой Mountain – манёвр на грани фола – и всё могло бы сложиться иначе, но история не знает…
Kelley Racing определённо выиграют несколько гонок в 2010-м. Команда завершает процесс становления, и работа идёт в нужном направлении. Рик Келли, надо отметить, несмотря на свой возраст, от которого можно ожидать юношеских амбиций выиграть всё и вся, очень трезво оценил возможность Holden брата, наследованных от Джека Перкинса. На тяжелейшем этапе в Филлип Айленде Рик не покидал подиума и мог продолжить серию, если бы не глупый, незаслуженный штраф в Сёрферс Парадайс. Он только дважды не добирался до финиша, из тех, кто в чемпионате выше надёжнее только Стивен Джонсон и Винкап (абсолютно надёжен), причём один из сходов младшего Келли был в последней гонке, которую смогли закончить только 16 машин.
Уверенно провели сезон Dick Johnson Racing. Стивен Джонсон выиграл поул в Хэмилтоне (пусть и за счёт красного флага), держался на третьем месте в чемпионате, трижды поднимался на подиум. Джеймс Кортни одержал блестящую победу в Таунсвилле, прервав серию из восьми (!) подряд успехов Джейми Винкапа на городских трассах и продемонстрировал невероятную выносливость на последнем этапе – соперники и без своих многочисленных проблем остались бы позади. Ещё четыре подиума не смогли перевесить трёх сходов, и благодаря стабильности Джонсон оказался впереди Кортни. Однако к Clipsal 500 именно Джеймс подойдёт одним из фаворитов.
Четвёрку лучших гонщиков на уличных трассах отчётливо видно – Винкап, Кортни, Холдсворт и конечно Марк Винтерботтом. Фрости выступал в Сёрферс Парадайс на уколах, ещё лечился от лихорадки, и закончил две гонки победой, две другие на втором месте – такой стабильности и близко ни у кого не было. Плюс двойной подиум в Сиднее, где по старой системе у #5 тоже была бы победа на этапе, а на другом конце пожар в Батхёрсте, вызванный небрежной работой механиков, которые меняли батарею аккумулятора. Итого пятое место в чемпионате, как бы лучший из остальных… Хотелось большего, но форма конца сезона это всегда показатель, и она радует.
Обзоры сезонов на Live Talk Racing выходили в порядке возрастания моего интереса к серии на настоящий момент. V8 Supercars уже после Батхёрста была обречена на лидерство, а после финала я вообще думал, «а не пошло ли оно всё, остальное, к чёрту?» Безусловно, были и негативные моменты – судейство оставляет желать лучшего, но известно, что в штабе Томаса Мезеры идёт работа над собой. Эмброуз не поехал в Сиднее, не договорились… Но в целом, по качеству гонок для искушённого болельщика, V8 Supercars в 2009-м достойны быть серией номер 1. А для не искушённого сезон мог незаметно установить очень высокую, к которой непросто будет подтянуться в будущем, планку зрелищности.
Гораздо выше той, которая была у меня 10 лет назад.