Добавив к собственному суждению мнения австралийских критиков заключаю, что прошедший Батхёрст был вероятно худшим за последние 15 лет – то есть за всё время, что эта гонка проводится без разделения на классы. Но отсутствие достаточного багажа недавних гонок и всякое отсутствие опыта просмотра Bathurst 1000 как за один раз, так и в прямом эфире позволяют объективно говорить об увиденном без ощущения разочарования. В то же время, само созерцание того, как V8 Supercars едут в гору, а затем с горы кажется не может надоесть. Поэтому даже самый скучный Батхёрст не может опуститься ниже определённого уровня, достаточно высокого, замечу, относительно других больших гонок. Вот от этого уровня и будем отталкиваться.
Гора снова преподала урок, который провоцирует делать новые выводы и прогнозы, как бы проведя работу над ошибками снова пускаться в анализ развития событий в чемпионате. И даже уже начинать обратный отсчёт до следующей Great Race, которая пройдёт по тем же правилам экипажей – пары из основных гонщиков чемпионата запрещены. Именно это правило, столь разумное и логичное на бумаге, заставившее меня думать, что всё-таки существуют ограничения, которые идут на пользу делу, стало залогом общего спокойного течения гонки. Мысль не моя, и я сам как-то даже не думал искать причины таких результатов в этом правиле, а ведь рассуждение очень простое.
Ларкэм рассказывал, как здорово, что теперь команда не сможет направить все усилия и всё лучшее оборудование на одну машину, где сидят основные гонщики команды, а ко второй относиться по остаточному принципу. Что нужно уделять сравнимое внимание обоим экипажам, и на выходе мы имеем чуть ли не удвоение конкурентоспособности пелотона. С его точки великолепного технического эксперта, коим является Марк это конечно же так. Но давайте посмотрим, что следует из того, что нужно работать на результат обеих машин.
В V8 Supercars, как и в любом богатом чемпионате, наблюдается вполне ясный разрыв в уровне команд. Проще говоря, в скорости машин. Разрыв этот, на мой взгляд, к счастью очень далёк от того, чтобы говорить о роле гонщика в условном наклонении. И поэтому богатая команда в первую очередь задумается о том, чтобы партнёр основного гонщика на эндурансы был должного уровня. Проще говоря, топ-команды покупают лучших. Не верю я тому, что приглашение Скейфа обошлось Дейну в $8 миллионов, это явно перебор, но дыма без огня не бывает, и Марк, которого и язык не поворачивается назвать запасным, получил очень хорошие деньги не считая бонусов.
По сути, такие гонщики как Оуэн, Юлден, Лафф, Рейнольдс, в меньшей степени МакКонвилл, держатся на коротком поводке и получают деньги в том числе за то, чтобы не подписывать контракт на сезон с другими командами чемпионата. Итого крайне маловероятно, что друг относительно друга они провалятся настолько, чтобы лишить шансов своих партнёров на участие в итоговой разборке последнего отрезка гонки. Если раньше мы имели один «Джаггернаут» под номером #888, а вторая машина носила чисто выставочную функцию, то сейчас этой мощи стало вдвое больше. Вроде бы здорово, но когда смотришь на диспозицию #1 перед Батхёрстом, понимаешь, что ничего зрелищного из этого не выйдет.
Если раньше главный экипаж мог прыгнуть выше головы именно за счёт того, что получал всё лучшее, что есть в распоряжении команды, то сейчас Тодд Келли уже не может махнуть рукой на #11 Баргванны и Ситона (а кто бы смог?!), и в результате Рик после гонки констатирует: «Слишком много мелких недочётов, чтобы соревноваться с теми, кто впереди при сегодняшнем уровне серии». Если раньше внедрившийся в топ-5 не основной экипаж команды уже давал повод о себе говорить и оживлял гонку, то сейчас такого просто не может быть. Эндурансы утратили одно, как теперь видно, очень важное отличие от остальных этапов. Поэтому прорыв #18 выглядит чуть ли не чудом. Ну и конечно можно ещё раз со злорадством убедиться чего стоит Уилл Дэвисон без Гарта Тандера. Или Майкл Карусо без Ли Холдсворта…
Гора посмеялась над всеми моими предположениями и прогнозами. Коля сказал, что это «хорошо, потому что есть над чем задуматься». Так и поступлю.
…предположу, что Гизи поставит Ford #9 на первые два ряда
Шейн Ван Гисберген показал только 13-е время в квалификации, несмотря на то, что прошёл аж 14 кругов за 40-минутнутю сессию. Для сравнения, Винкап прошёл 9. В Stone Brothers Racing на этот раз сделали ставку на экономию топлива, и уже первого отрезка гонки хватило, чтобы понять – тогда как весь остальной пелотон должен провести 6 дозаправок за гонку, #9 обойдётся пятью. Первую остановку Ван Гисберген совершил на 29-м круге, вторую на 56-м. То есть бака хватало на 27 кругов под зелёным флагом, для сравнения у TeamVodafone на 23-24. На 58-м в McPhillamy вылетел Дин Фьор, но на тактику второй пейс-кар гонки влияния не оказал. Для того чтобы выиграть Батхёрст нужна была самая малость – зелёный флаг до финиша.
Нельзя сказать, что это совершенно невероятно, ибо после удара о стену Forrest’s Elbow #3 Шейна Прайса, когда траекторию засыпал дождь обломков, пейс-кара не последовало. Судьи были неправы, но угадали – последствий в виде проколов, которые могли бы обернуться тем же, что случилось с Култхардом, уже к концу Conrod этого же круга не наблюдалось. Но остановка Holden Баргванны перед Chase из-за поломки гребного вала уже не допускала вариантов – как для судей, так и для участников. 26 кругов до финиша, рестарт будет дан за 24, время последней заправки.
Не знаю, насколько беспокойства в TeamVodafone относительно топливной концовки были серьёзны, но уж после следующего пейс-кара верить в неё мог только законченный фантазёр. А экономичность #9 не помогла Ван Гисбергену и МакИнтайру сорвать банк, вот если бы #11 сломался круга на три пораньше… «как бы Сито с Баргсом не стали заложниками больного автомобиля…» - и это пожалуй единственное, где мои предположения оправдались.
…именно Батхёрст покажет, на что сегодняшний Райан способен в V8 Supercars. В общем, сильно удивлюсь, если они [#24] обгонят партнёрский экипаж #10
Walkinshaw Racing потерпели полное фиаско так быстро, как не могло присниться и в страшном сне. На первый взгляд, Култхарда можно упрекнуть за «необъезд» #11, но на имеющемся повторе вполне видно, что это Баргванна попытался пролезть между заклинившей на старте #34 и проезжающей справа #24. У Фабиана был даже не прокол, а разрыв клапана покрышки. Итог – 6 оборотов вокруг продольной оси. Позади Эндрю Томпсон «поймал» один из обломков, который повредил капот, а когда #10 вернули на трассу, то обнаружилась течь в радиаторе, и Райан Бриско автоматически получил тестовый день в Mount Panorama во время Bathurst 1000 – редкость, но вряд ли желанная. Как знать, может в будущем пригодится.
Когда обе машины команды выбыли из борьбы, пройдя менее 100 километров, говорить о каком-то соперничестве между ними разумеется нельзя.
С удовольствием бы поставил долларов 50 австралийских на победу #8 в воскресенье
Такое ощущение, что кто-то в Brad Jones Racing меня послушал. Возможно даже Эндрю Джонс, совершивший грубую ошибку в Forrest’s Elbow в практике. «Главных конкурентов» не промедлил добить Винкап, и на этом шансы Джейсона Ричардса на триумф по сути были перечёркнуты. Тропического ливня на воскресенье не ожидалось, а даже при средней степени безумности гонки пройти с последнего места хотя бы на подиум сегодня невозможно. Тем более на машине из ремонта.
Лёгкая половина пути была проделана к 58-му кругу, и тут заклинило акселератор. Два круга потеряно на ремонте, плюс ожидаемый штраф за превышение скорости. Итог Батхёрста-2010 для Джейсона Ричардса – сомнительный опыт прохождения горы при помощи нейтральной передачи, что, как ни странно, двигатель выдержал. Ну и урок на всю оставшуюся карьеру – не размахивать амбициями на весь гараж.
В противостоянии экипажей Гэрри Роджерса не задумываясь поставил бы на #34
Можно сколько угодно ставить Ли Холдсворту в пример Майкла Карусо, у которого были традиционно тяжёлые первые этапы в V8 Supercars, зато потом он стал ездить стабильнее партнёра сложные городские гонки, тогда как Холдсворт, сенсационно выигравший дождевой Оран Парк в 2007-м году, как-то не стал затем суперзвездой, но нужно всегда помнить – когда чемпионат приезжает в Батхёрст, упускать из виду Ли Холдсворта нельзя.
В прошлое воскресенье сделать это было просто невозможно. Если в первой половине гонки ещё оставались сомнения в том, насколько демонстрирует свою скорость TeamVodafone, то когда Лаундс в течение доброго десятка кругов прессинговал Бенарда, фактическое доминирование Holden #33 до этого момента стало очевидным. Всё, что оставалось Дэвиду после успешной обороны от Крейга, длившейся практически до пит-стопов обеих экипажей – не переволноваться и отдать машину Холдсворту. Отставание в пределах 5 секунд Ли было по плечу.
Заезд на пит-лейн в Батхёрсте известен своим коварством и «хоронил» даже фактических лидеров гонки. Одна на заметная невооружённым глазом ошибка, и 2010 Bathurst 1000 лишается остатка интриги после ¾ дистанции. Да, конечно на тот момент ещё была вероятность успеха плана #9, но, право же, кто-нибудь верил, что даже такая гонка может оставаться в режиме зелёного флага до самого конца?
Самое досадное, что, вспоминая дальнейшую езду TeamVodafone, совершенно невозможно сказать, где бы оказался в итоге Холдсворт. Очевидно только то, что театрализованного финиша не было бы. Остальное? Боже, Дэвид, ну зачем, как же так?..
d10nis: “Ну это [надёжность] единственное, что может помешать Винкапу с Оуэном приехать на подиум, а водафоновцам сделать дубль”.
Frank: “Да не будет никакого дубля”.
Для того, чтобы опровергать триумф лучшей команды V8 Supercars в этапах на выносливость последних 5 лет, нужно уверенно отвечать на простой вопрос – кто тогда будет хотя бы на второй позиции. Я довольно много времени уделил разбору Айленда, но не уделил достаточно внимания тому, что если бы не проблемы #1, они бы не просто выиграли гонку, а привезли бы #888 секунд пять. Естественно, в Батхёрсте они поставят во главу угла надёжность, и пятничный инцидент уверенности не прибавил. Но какой же глупой сейчас кажется мысль о том, что чемпионская команда может наступить на те же грабли в ближайшей же гонке! И даже мысль о том, что ключевые узлы машины будут настроены с таким запасом, что о борьбе за победу придётся забыть.
Спасибо Роланду Дейну, что оставил себе только последние три поворота гонки – Винкап действительно прессинговал Лаундса по меньшей мере по двум причинам: Кортни был пятым и шёл на большие очки, Крейг был уже три часа за рулём и мог сложить оружие. Столкновение партнёров такой команды вследствие безрассудной атаки/защиты полностью исключено. Тот экипаж, который приехал после них одновременно демонстрирует класс и характер своего лидера и масштаб превосходства TeamVodafone. Реально кроме #33 сопоставимых машин не было. В отдалённой перспективе #18, но тут слишком много «если бы».
То, как провели гонку победители, заслуживает внимания и восхищения. Так до конца и не убедил меня Скейф в том, что все стинты кроме последнего это доводка машины. Остаётся ощущение, что всё у этих ребят было готово, а Марк редко когда выходил из 2:10 сначала по причине груза ответственности, а потом из-за вернувшихся болей в спине, из-за которых отменил один стинт. К счастью для них, положенные 57 кругов Скейфом были пройдены, а Лаундс по-прежнему в отличной форме. Особенно на Mount Panorama Bathurst. Именно в руках Крейга #888 превращается в «Джаггернаут», справиться с которым дано лишь единицам.
Для истории V8 Supercars это весьма полезная победа, вокруг которой можно много чего вспомнить и рассказать, уж точно больше чем про непосредственный путь к этой победе, квинтэссенция которого заключается в 2-3 предложениях. «Это мы обсудим с Роландом за парой пива сегодня вечером», - ответил Скейф Берретте на вопрос о защите титула в следующем году. Они вернутся, Роланд ещё по ходу уик-энда сказал, что хотел бы продолжить сотрудничество с Марком Скейфом, больше которого Батхёрст выигрывали только двое. Крейг Лаундс, повторюсь, при такой езде на Горе может позволить себе проводить весь остальной сезон на уровне Уилла Дэвисона, и я буду первым, кто поймает брошенный в этом случае в Крейга камень. Каюсь, сам бросил не один, больше не буду.
Уилл Дэвисон… Это пожалуй единственное в чём я был уверен настолько, что даже не упоминал. Машина в топ-5 по скорости, Батхёрст, менее 10 кругов до финиша, только что пройден партнёр по команде, за рулём HRT #22 Уилл Дэвисон – итог очевиден, имя ему стена. И уже нет беспокойства относительно того, почему они не получили штрафа за дозаправку с опущенными домкратами! Но по соображениям профессионализма я всё же вернулся к тому пит-стопу и внимательно послушал комментаторов – соответствующий пункт правил гласит, что если домкрат опускался при вставленном заправочном шланге, то должен быть поднят снова после изъятия шланга. В Holden Racing Team прекрасно знают регламент и после Абу-Даби подобного рода ошибок уж точно не допустят.
Гарт Тандер. Гарт Тандер, чьи слова о том, что L&H 500 можно не брать в расчёт не подтверждались ничуть до последнего стинта, где он просто поехал так, как умеет. Демонстрировал пилотаж, на основе которого можно издавать пособие по управлению V8 Supercar’ом на любой, даже самой сложной трассе чемпионата. #2 чего только не повидала в гонке – едва не заглохла на старте, несколько раз была вытеснена с трассы (не перестаю удивляться – даже если гость из другой серии имеет опыт в V8 и даже близок национально, в Батхёрсте он всё равно ломает комедию), апофеозом стала отвалившаяся на пит-стопе дверь. При этом обычная позиция на трассе точь-в-точь как итоговый результат в Филлип Айленде.
Брайт и Мёрфи, которые, не считая Кортни, финишировали следом это что-то вроде Tander-light. В нудной, утомительной гонке они обязательно себя проявят. При этом, вы можете не видеть их в кадре 95% трансляции, но под клетчатым флагом зададите себе глупый вопрос – «они в лидирующем круге?» А теперь задумайтесь, что могли бы показать Джейсон и Грег будь они в прошлое воскресенье в одном экипаже…
То, что на самом деле удалось Уоррену Лаффу и Джеймсу Кортни можно будет по-настоящему ощутить в декабре. Пока только констатация – обнаружив к 15-му кругу гонки вибрацию сплиттера, похоронившую гонку главному сопернику в чемпионате на прошлом этапе, Кортни дотянул до планового пит-стопа, и Уоррен Лафф начинал свою гонку на 28-й позиции. Через 10 кругов Ford #18 вернулся в топ-10. Джеймс Кортни на третий рестарт уходил 4-м, впоследствии пропустил двоих, но закончил в топ-5 поскольку Дэвисон разбил машину. У него теперь 125 очков преимущества над Джейми Винкапом, и я всё-таки выскажу мнение – чемпионат он удержит, потому что стрит-курсы и Сэндаун ездит не хуже, и имеет достаточный запас, чтобы пережить Симмонс Плейнс.
Я не делал никаких прогнозов относительно #5, но после выигранного Top 10 Shootout почему-то совсем разуверился в том, что у Винтерботтома и Юлдена будет ровная гонка. Однако такое 9-е место я бы не променял на безликую топ-5! Пару лет назад машины Ford Performance Racing «славились» тем, что от малейшего бокового контакта в колесо ломался какой-нибудь рычаг. Сейчас вроде стало получше, но я ни за что бы не поверил, что после такого удара в Cutting #5 сможет продолжить гонку, до финиша которой оставалось ещё 90 кругов. Там действительно была шина, а не ошибка Юлдена. Поэтому он так легко дал себя обогнать Холдсворту и Скейфу, но, надо признать, мог бы быть готовым к неожиданной реакции машины.
Наделавшим столько шуму в L&H 500 экипажам второго плана в Батхёрсте достались огрызки топ-10. Шедший 7-м за 20 кругов до финиша Карл Райндлер как ни старался, удержаться в топ-10 не смог, но и 15-й результат очень воодушевил его и Дэвида Уолла. Во многом потому, что другие претенденты на неожиданность и близко не смогли даже этого. А что вы хотели? В 2 раза длиннее гонка, в 2 раза сложнее трасса, по большому счёту сухая гонка, фактически один пейс-кар, повлиявший на тактику. Было бы просто неприлично, если бы Слейд, Уэбб, Фьор и им подобные со своими партнёрами держались в топ-10 или даже где-то рядом.
В 1991-м году Марк Скейф и Джим Ричардс за рулём Nissan Skyline GT-R преодолели 161 круг по Маунт Панораме за 6 часов, 19 минут и 14.8 секунд. 19 лет спустя всё тот же Марк Скейф и Крейг Лаундс улучшили этот рекорд почти на шесть с половиной минут. Самая быстрая Bathurst 1000 завершилась всего лишь четвёртым дублем в истории: в 1970-м и 1977-м выиграли Ford, в 1984-м и 2010-м Holden. В историю Великой Гонки вписана ещё одна страница, повторюсь, обладающая более книжной, нежели телевизионной красотой, хотя 7 SPORT были как всегда на высоте. До следующего Батхёрста остаётся, увы, целая 51 неделя, хотя кажется, что этот, прошедший, уже где-то далеко в прошлом.
В нечётные годы Батхёрст получается гораздо сильнее.
Результаты
Квалификация
Top 10 Shootout
Гонка
Личный зачёт чемпионата