Об очевидных недостатках этапа в поддержку Гран При Формулы 1 чуть позже, сначала о достоинствах. Это единственный этап, результат которого определяется как это было ещё совсем недавно – по сумме очков за каждую из трёх гонок. Есть и Top 10 Shootout. Сами гонки правда очень короткие, по 69 километров, но это объяснимо невозможностью безопасно провести пит-стопы, ведь боксы заняты командами F1, а на пит-лейне полно народу и назойливый свист предупреждает о въехавшей машине.
За этот этап не дают очков, что не означает безрассудный риск для гонщиков, но означает большую свободу для механиков – в интервью постоянно слышится «мы попробовали кое-что экспериментальное», «сегодняшние настройки кардинально отличаются от вчерашних» и тому подобное. Гонщики не испытывают никакого давления и могут погоняться в своё удовольствие на просторной, щадящей трассе, пожалуй, наиболее прилично выглядящей среди всех, что нынче составляют календарь Ф1. Но не Аделаида, конечно.
Говорят, что в ближайшие пару лет пит-лейн Albert Park Circuit реконструируют и V8 получат свои боксы. Тогда можно будет изменить формат, а то и всерьёз задуматься о включении этапа в зачёт. 73% опрошенных на сайте V8 Daily Dump считают, что это нужно сделать. В принципе, я бы к ним присоединился, но только этап этот должен быть (а) не в один уик-энд с F1 и (б) вместо какого-нибудь Абу Даби, а не Барбагалло или Сэндауна или Квинсленда. Даже если забыть о ценности гонок в Мельбурне, 13 кругов это слишком мало, чтобы требовать от гонщиков обилия борьбы. Как правило, расстановка сил вписывается в общую канву развития сезона
Поэтому нет ничего удивительного, что на первых ролях были герои Clipsal 500 – Гарт Тандер и Джеймс Кортни. Традиционно убойным кругом в шутауте пилот Holden Racing Team взял поул (новый рекорд 1:57.1666), а через два с половиной часа дал отличный старт. Казалось, Кортни или Рик Келли должны были захватить лидерство, но это был просто неудачный план телекамеры – Тандер идеально вошёл в первый поворот, как будто позади никого и не было. Последующие две ошибки, после которых Кортни смог приблизиться и перехватить лидерство обусловлены проблемами с коробкой передач, которая сбрасывала лишнюю скорость при переключении вниз. Право, было бы очень странно видеть Гарта Тандера ошибающимся на торможении в таких простых ситуациях (капли дождя это больше разговоры, в отличие от Аделаиды, тут они ни на что не повлияли), да ещё в ранге лидера.
Итак, если говорить формально, Ford выиграл первую гонку в этом сезоне, а Джеймс Кортни получил истинное удовольствие взять некоторый реванш у своего главного соперника предыдущего (и наверняка следующего) этапа. Но что же Джейми Винкап? Он выиграл квалификацию, но в шутауте скорости не было – только седьмой результат с ошибкой в предпоследнем повороте. Прорыв тоже не впечатлил – до пятого места, однако с лучшим кругом и новым рекордом трассы в гонке – 1:58.2337. Прилично впереди остались ещё Шейн Ван Гисберген и активно атакующий его Крейг Лаундс. Но впереди ещё две гонки и никаких квалификаций и тем более реверсивных стартов.
Казалось, всё неизбежно идёт к первой победе Винкапа в Мельбурне, самом неудачном этапе из всех. Осторожный, аккуратный старт. Возможно, некоторое промедление из-за лёгкого-лёгкого дождя, но на 9-м круге пойман на ошибке Ван Гисберген, а перед предпоследним поворотом следующего круга пройден Кортни. Джейми атаковал, атаковал на всю катушку и под конец даже воспользовался асфальтовой зоной 4-го поворота. Но Гарта выбить из колеи такими действиями нереально. Впрочем, впереди, казалось, ещё 13 кругов, чтобы закончить дело. Джеймс, в свою очередь, кое-как успел отбиться от Шейна, в некотором смысле вытеснив его на траву за два поворота до финиша. Однако Ван Гисберген не унывал – «Я изрядно повеселился!» И для Винкапа это был лучший результат в Альберт Парке.
Лучший прорыв уходит к Рику Келли, который после слишком агрессивного первого круга пятничной гонки стартовал только 24-м, но закончил 15-м. Братья Келли отлично квалифицировались, заняв второй ряд, но дальше, увы, всё пошло по более привычному сценарию – Тодд Келли сходит из-за проблем с тормозами. В топ-5 показался и Марк Винтерботтом, не прошедший даже в шутаут. Небольшой контакт с Лаундсом во второй шикане, по словам Фрости, отнял у машины скорость и не позволил бороться за более высокие места.
А в третьей гонке у #5, как и у #7 в субботу провалилась педаль тормоза, и продолжить прогресс не удалось. Если в первой гонке до финиша добрались все 29 машин, во второй сошёл только Тодд Келли, то в третьей 9 машин прекратили езду досрочно. В их числе – Джеймс Корти и Джейми Винкап. У #18 возникли проблемы в масляной системе, и судьи показали гонщику технический чёрный флаг, а у #1 отказал один цилиндр. И если Кортни «выиграл гонку, взял два подиума и попробовал несколько пакетов настроек, что поможет в продолжении сезона», то Винкап по-прежнему размышлял о проклятии, которое не даёт ему выиграть здесь, хотя скорость как обычно на высоте.
После схода двух ключевых игроков – а Джейми Винкап выиграл старт и лидировал в гонке – Гарту Тандеру не составило вообще никакого труда довести дело до победы, шестой на этой трассе и второй в рамках всего этапа. Больше гонок здесь выигрывал только Расселл Ингал. Для Ван Гисбергена второе место по итогам BRC IMPCO V8 Supercars GP Challenge официально лучшее в карьере – 20-летний Шейн держался молодцом, начало сезона продолжает впечатлять. Третьим финишировал, представьте себе, Уилл Дэвисон и сколько сразу эмоций от обычного, на самом деле, выступления для человека, который в прошлом году боролся за чемпионство: «Фантастический результат после старта с 15-го места в первой гонке, ни единой царапины на машине и прогресс до третьей позиции. Очень весело весь уик-энд, с 15-го на 10-е, с 10-е на 6-е и с 6-го на 3-е с массой отличной борьбы».
Из увы редко заметных особенно на этом этапе прорывов позади аплодисменты Фабиану Култхарду, с 28-го на 15-е и Джейсону Ричардсу, с 16-го на 7-е. Напоследок забавный случай из дел судейских, там ведь тоже люди, им же скучно. Джейми Винкап был оштрафован на $3000 за слишком быструю езду после окончания круга шутаута, когда на трассе находились маршалы. Кроме денег, Винкап был обязан явиться на официальный брифинг в воскресенье в 9:15 утра и принести извинения. Заботливые судьи умудряются одновременно беспокоиться о безопасности своих подчинённых и разрешать им ставить на место ограничительный блок из покрышек во время гонки! В лучших традициях Формулы-1, между прочим.
Пустые трибуны пусть не смущают неподготовленного зрителя – чтобы посмотреть гонки V8 Supercars в рамках F1 Grand Prix нужно купить билеты на это самое Гран При. И вообще – аудитория Формулы-1 и V8 Supercars в Австралии слабо пересекается. Вот и этап этот 7 Sport по традиции отдаёт каналу One, который освещает Гран При. Из комментаторов там выделяется в хорошем смысле Крейг Бэрд, как известно выступающий до сих пор в эндурансах, ну а остальные выучили состав (чай не в России), да новости почитали.
ITM Hamilton 400 уже в эти выходные, и в фаворитах 4 человека. Вряд ли Винкапу будет легко…
Результаты
Квалификация
Top 10 Shootout
Гонка 1
Гонка 2
Гонка 3
Общий зачёт этапа