V8 Supercars – уникальный чемпионат. В 12 гонках этого сезона побеждали только 3 гонщика, 11 раз для этого нужно было стартовать с первого ряда. Удручающие, казалось бы, цифры, в которые трудно поверить, ибо увлечение процессом оттесняет фактические результаты на задний план. Да и есть ли резон жаловаться на результаты, если впервые за два, если не три года имеется борьба за чемпионский титул, в которой трудно отдать предпочтение кому-то из соперников?
На бумаге получается, что на чисто «спринтерских» этапах Кортни фаворит, на уличных трассах сильнее Винкап, но Джеймс если и проиграет, то только одну позицию. На дорожных этапах только с обычными шинами, которых больше не будет, Джейми взял максимум очков. На эндурансах случиться может всё что угодно. Остаются смешанные этапы, коих, вроде бы, три. Говорю это с неуверенностью, потому что о шинных правилах, по которым проходил SKYCITY Triple Crown узнал фактически во время просмотра – один комплект мягких шин, который можно использовать только в воскресной гонке. Таким образом, принести в жертву одну гонку другой уже не получится, и Алексу Дэвисону совсем не на что надеяться. Но как бы не так! Уик-энд стал звёздным часом Stone Brothers Racing в полном составе: Шейн Ван Гисберген, Алекс Дэвисон и Тим Слейд (двух последних к звёздам никак не отнесёшь) внесли наибольший вклад в полезную для зрителя составляющую этапа.
«Третьи места никогда не набьют мне оскомину», - сказал пилот #9 в субботу, - «подиум это изумительное достижение. Я знаю, что наша победа близка, но мы не торопим события. Нам просто нужно чуть лучше квалифицироваться». В первой гонке Ван Гисберген отыграл 4 позиции, во второй семь, и оба раза агрессивной стратегией ранней смены покрышек. Кстати, регулярная резина тоже претерпела изменения, и разница между кругом в начале и конце стинта составляла 2 секунды при общем времени всего около 70 секунд. В Хидден Велли Ван Гисберген был далёк от победы как в субботу, так и в воскресенье – надеяться можно было только на столкновение и/или ошибки дуэта лидеров, что, естественно, сущая наивность – но оба раза сделал всё от него зависящее и добился максимально возможного результата.
Наряду с победителем, Тим Слейд стал главным героем субботы. Я бы даже сказал однозначно главным, если бы не личные пристрастия и привычка не судить о гонщике по одной гонке. Прежде у Тима, прошлогоднего новичка V8 Supercars, лучшим результатом квалификации было 14-е место. Следй попадает в шутаут с 7-м временем, уместившись в 0.2 секунды от Джейсона Ричардса, обладателя прошлогоднего поула в воскресенье и ещё одного любителя Hidden Valley Raceway. #8 попадается «как будто плохой комплект покрышек», и гонщик Брэда Джонса занимает последнее 10-е место. В то время как первый серьёзный ориентир устанавливает Гарт Тандер – 1:09.9374, почти на 0.4 быстрее Ван Гисбергена.
Следом шла очередь Слейда, который после двух секторов проигрывал лишь 0.04 секунды. Учитывая, что шины находятся в идеальном состоянии два заключительных сектора первого быстрого круга и стартовый сектор следующего, худшее для Тима уже позади, но я всё равно смотрел на экран с мыслью «сказки… невозможно, чтобы Слейд проехал быстрее Тандера в шутауте». Действительно, V8 это сказочная серия – быстрее на 5 сотых, в итоге третье место. А в гонке лишь объективное отсутствие опыта помешало обогнать Кортни и продолжить реализовывать имевшуюся скорость. При этом, ни одной ошибки, ни одного грязного манёвра и никаких серьёзных шансов у Лаундса, который обычно до верного не ждёт.
«Сегодня мой лучший день в V8 Supercars! Не вижу никаких причин, по которым мы не могли бы повторить наше выступление завтра» - восклицал Тим. И он повторил, причём мог бы быть и выше, но в воскресенье, как это часто бывает в тёплую погоду, с утра трек медленнее, и начинать спурт на софте пришлось с дальней точки, чем хотелось бы. «За последние несколько гонок мы с Уэсом стали лучше понимать друг друга и сейчас говорим на одном языке, хорошо знаем машину и рамки её возможностей» - порадовался Слейд прогрессу в работе со своим гоночным инженером.
«К сожалению, я не думаю, что в Дарвине знаю что-то особенное. В прошлом году наш Ford просто очень хорошо шёл» - скромничал перед началом этапа 30-летний Алекс Дэвисон. Не показав ничего выдающегося в первый день, на следующее утро, когда остальные столкнулись с необычайно скользким треком, Алекс прошёл круг за 1:10.0614 и на две десятитысячные секунды опередил Джейми Винкапа. Но до конца оставалось ещё почти 6 минут, и снова кажется, что удержаться промежуточный поул может только в сказке. На деле же сначала Марк Винтерботтом из-за ошибки в 10-м повороте оказывается в 0.01 позади, затем ничего не может сделать Тодд Келли, на этом этапе лучший в своей команде, а Джейсон Ричардс вовсе вылетает с трассы.
Винкап, конечно, рассчитывал, что к первому повороту #4 будет надёжно позади #1, ведь траектория справа чище, но снова – не тут-то было! Нет у TeamVodafone рывка HRT, и Джейми вновь остаётся вторым. Более того, на пике возможностей мягких шин он сталкивается с предсказуемыми трудностями – к пятому кругу Тодд Келли уже успел отъехать, а позади наседает Рик и Джеймс Кортни. Удаётся отбиться, к двум третям стинта догнать и обогнать Тодда Келли, но преимущество Алекса Дэвисона почти достигло пяти секунд! К первым пит-стопам оно сократилось вдвое, однако после вновь вернулась на прежний уровень.
В традиционных условиях TeamVodafone обязана проглатывать #4 Stone Brothers Racing, тем не менее «глоток» Винкап совершит только на 37-м круге. Как и днём ранее, Джейми не быстрейший на длинном отрезке стандартных шин – Марк Винтерботтом избрал противоположную стратегию.
«Если бы не было вероятности пейс-кара, то ты без колебаний используешь мягкие шины в начале гонки, прорываешься и затем переходишь на жёсткие» - рассказывал перед началом этапа Рик Келли. – «Мало кто в топ-15 не будет стартовать на софте. Проблемы начнутся, если будет пейс-кар, и не столь конкурентоспособный народ, предпочтя держаться позади, получит шанс поставить софт и рвануть за победой». Стратегия ясна как день неподалёку от Дарвина ранней зимой – без пейс-кара выигрывает стартующий на софте, с пейс-каром у него нет шансов. Но за весь уик-энд по сути была только одна авария – Эндрю Томпсон врезался в стену покрышек во второй квалификации, и объективно режим полных жёлтых флагов мог понадобиться только если чья-то машина столкнётся с крупными механическими проблемами и остановится.
И это едва не случилось с Алексом Дэвисоном. За 20 кругов до финиша на Ford #4 полетела электрика, устранить неисправность не удалось даже в боксах – так для Дэвисона-старшего закончилась гонка, которая должна была принести подиум. И тогда уже никто бы не сделал сноску на чрезвычайно удачную ситуацию, в которой оказался гонщик.Для Джейми Винкапа сход Дэвисона был только хуже – на пути у Винтерботтома стало свободнее. Изначально софты давали 2 секунды на круге, затем преимущество таяло, и к концу 20-кругового отрезка они уже уступали стандартным шинам. Видя, что Фрости при одинаковых шинах идёт быстрее, в TeamVodafone использовали последнюю возможность сэкономить время – поменяли только задние покрышки (менять четыре выходит немного дольше заправки на 20 кругов). #5 начал атаку с расстояния в 28 секунд от #1, какое-то время держался графика, но только если считать в лоб, по среднему необходимому отыгрышу. Финиш в 4 секундах позади на второй позиции оставил Винтерботтома очень довольным тем, как сложился уик-энд.
Ведь вчера, когда Джейми Винкап опередил Ван Гисбергена на 20 секунд за 42 круга дистанции Марк проехал ещё быстрее – поул, обращённый в победу при безупречной езде и прессингом, истинная величина которого известна одному Винтерботтому. Комментаторы, понятное дело, чуть завидев тенденцию сокращения отрыва накаляют и без того жаркую обстановку до предела. «Мы набрали больше очков чем Кортни, стало быть улучшили наше положение в чемпионате» - Фрости, как видим, не закончил с чемпионской гонкой. Прогноз FPR сбылся – стандартизированный распределительный вал сыграл на руку команде. Состоялась пятая победа Ford, а шестой не было по весьма уважительной причине.
Лидер чемпионата был сама уверенность и до, и во время (тому пример большое интервью перед воскресным стартом) и после уик-энда – Джеймс Кортни минимизировал очковые потери, не став сопротивляться Ван Гисбергену и Джейсону Ричардсу в субботу и не подпустив Лаундса в воскресенье. Преимущество сократилось до 57 очков, но через три недели Таунсвилл, где Винкап выиграл первую гонку лишь по милости судей.
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт