Да, да, да! Именно такими должны быть шины для гоночных автомобилей – молниеносно быстры когда свежие и с трудом подчиняющиеся повороту колёс сразу после нескольких кругов атаки. «Ощущается “реальная” гоночная машина», - констатировал будущий триумфатор City of Ipswich 300 и, как и многие, отметил, что в фаворе будет тот, кто сможет контролировать износ шин. Мягких шин. Впервые использовавшихся как регулярные. Впрочем, в пятницу было разрешено ставить обычные жёсткие, как это сделали в HRT, а также впервые дать возможность сесть за руль партнёрам по грядущим эндурансам.
В этом году ведь запрещены экипажи из основных гонщиков, составы топ-команд уже ясны, но не я стану поддаваться соблазну хоть какого-то анализа, ибо Айленд и Гора ещё далеко. Скажу только, что герои никуда не денутся. Вот Скейф, едва пришло время впервые в жизни сесть за руль машины от Triple Eight, уже шутит над Лаундсом после практик – дескать, ты, Крейг, первый, потому что я проделал всю тяжёлую работу над настройками! Лаундс в долгу не остался и пожурил хитрого Марка за то, что тот проделывал всякие дрянные штучки с его машиной.
Но шутки в сторону! Queensland Raceway. Его называют «бумажной скрепкой», как и Martinsville Speedway. Оба очень просты глядя на схему и просты обманчиво. Трасса неподалёку от Ипсвича предлагает инженерам искать классический компромисс между быстрыми и медленными поворотами, при этом явно пожертвовать чем-то нельзя – предпочти быстрые и тебя «накроют» при выходе на стартовую прямую, предпочти медленные – лови гудбай перед третьим поворотом. Добавьте к этому, что здесь только два левых поворота, длина трека всего 3.12 км, ну и в одну секунду при любых правилах использования шин умещается машин так 25. Материалы про Мартинсвилль можно найти в соседнем разделе.
Получается, нет ничего удивительного, что Винкапу не хватило меньше полутора сотых (!) до Top 10 Shootout? Не было бы, если бы не уровень его команды, о котором без тени шутки говорил тот же Скейф. Но к фактору TeamVodafone мы могли привыкнуть за почти 5 лет. А вот фактор Винкапа это нечто новое, ибо Джейми задаёт стандарты, которые возвращают нас в начало 2000-х и доминированию Марка Скейфа. Сравните разницу квалификационных результатов тогда и сейчас и вы поймёте часть разницы. Квинсленд, впрочем, исключение. Идеальный круг здесь возможен, благо поворотов только шесть, но требует высшей концентрации, с точностью до 50 об/мин двигателя твоей машины.
Кортни, великолепный Джеймс Кортни, за два дня ни разу не смог пройти квалификационный круг по стандартам Гарта Тандера или Джейми Винкапа. Не смог он и стартовать в стиле #2, но суммарное преимущество над остальными под клетчатым флагом составило почти 25 секунд. А остальное детали. #18 в этот уик-энд ехал так, как обычно едет #1, и не случайны слова Винкапа: «Темп Кортни открыл нам глаза. Мы построили его машину, следовательно его скорость достижима, если мы успешно поработаем ночью». Поработали – Джейми взял поул и выиграл старт. Рано пошёл на пит-стоп, на 14-м круге из 65. Естественно вернул себе лидерство после второго пейс-кара.
А потом были сладкие минуты радости для каждого, кому нужна интрига. Симпатизирующие Винкапу должны понять меня правильно – проиграть этот чемпионат по-прежнему может только он сам, но победа в упорной борьбе, как это было бы в 07-м, гораздо ценнее и слаще. Так ещё Джек Брэбем говорил. К сожалению, очень колоритная атака в стиле «двое на одного» оказалась инсценировкой – в момент рестарта на Holden #1 сломался толкатель клапана. Редкий провал для TeamVodafone, и подготовиться к нему чемпиону тоже очень тяжело. Вообще удивительно, насколько озадачили новые шины грандов – Винкап весь уик-энд пребывал в тревожном настроении, Тандер серьёзно просчитался в первой гонке, проиграв три позиции гонщикам, которые лучше распределили шины.
Поняв, что Кортни в другой лиге мудрый Гарт сосредоточился в воскресенье на достижении своего максимума и переиграл Расселла Ингалла. Энфорсер тоже провёл интересный уик-энд – 24-я стартовая позиция в субботу стала для него худшей в карьере, но выводы сделаны самые правильные – 6-й на старте и 4-й на финише после 200 км. борьбы. Похоже, старик увлёкся борьбой, иначе бы в призовой тройке удержался. А Ван Гисбергену, представьте себе, третьи места уже начали надоедать! Шейн провёл ещё один классный уик-энд. Оказывается, он ещё в прошлом году понял как расходовать мягкие шины и смог держать себя в руках первые части гонок, когда должен был аккуратно пропускать соперников, чтобы в затем «от души повеселиться, проходя их как стоячих». Выход с заносом из последнего поворота первой гонки, и до обгона Лаундса не хватило одного круга.
Крейг почти всегда источник материала для обсуждения и анализа. Его совершенно не беспокоит превосходство Винкапа (оно, кстати возможно, минимальное среди топ-команд), свой талант он особенно проявляет вот на таких этапах, когда главное – а шины это единственное что связывает машину с дорогой – быстро понять как ехать. Вспомните прошлогодний Винтон и с сожалением отнеситесь ко второму пит-стопу Крейга в воскресенье – верный подиум ушёл. Лаундс даже Ингалла чуть не обогнал, но Майкла Карусо оставил позади. #34 совершил прорыв с 27-го на 6-е место – вот что значит правильно расходовать шины. И теперь не спишешь на то, что он сэкономил комплект, который фронтраннеры реализовали вчера.
Полностью согласен с Джейсоном Брайтом – уик-энды в Симмонс Плейнс и Сэндауне не должны проходить по прошлогодним правилам. Мягкие шины – правильные шины. А вот эндурансы и стриткурсы трогать не нужно, законы жанра там свои.
Выступление Лаундса в субботу, вернусь к нему, остаётся одной из главных загадок уик-энда. Две трети гонки #888 провёл за спиной #17, и я так не смог определиться, что это было – недостаток агрессии или экономия шин? Судя по результату второе, судя по словам Крейга «преследуя Стива Джей мы тратили существенный запас шин» - первое. Если бы не заклинивший гайковёрт, Лаундс был бы третий в чемпионате, не так и далеко от дуэта – теперь дуэта! – лидеров. В Винтоне он, по всей видимости, продолжит атаку, так что события могли бы закручиваться весьма интересным образом.
Да, пожалуй критику Крейга стоит поубавить – во-первых, Винкап это всё-таки своего рода феномен, во-вторых, посмотрите на главных соперников из стана Уокиншоу – Уилл Дэвисон практически обеспечил себе звание провал года. Боже, как его унижали во второй гонке! Не только старший брат Алекс с ним боролся, но и Тони Риккиаделло. А финишировал #22 в славной компании из Тима Слейда и Дина Фьора. И если Дина нужно похвалить, прежде всего за сенсационное попадание в Шутаут – до этого его лучшей квалификацией был 23-й результат в Хэмилтоне, то Уилл заслужил очередную отметку, равную номеру машины его маститого партнёра. Хорошо хоть перед началом этапа он осознал, что «прошлый год ничего не значит, мы в 2010-м».
Сравнивать партнёров по команде осточертевает, когда это становится главным объективным мерилом пилотов. В V8 Supercars разумеется не так, тут анализ проводится не вместо, а вместе. И закончить его придётся на тревожной ноте – Майкл Карусо становится первым номером GRM, чему свидетельство, помимо упомянутого прорыва, и кепка #34 на голове Гэри Роджерса и новый провал Ли Холдсворта. #33 провалил оба старта, но если в субботу он смог реабилироваться 7-м местом, то в воскресенье сделал то, на что гонщик чемпионата такого уровня просто не имеет права.
Обидно – у Марка Винтерботтома не было за всю карьеру в Ford Performance Racing в Квинследне результата за пределами топ-10. Фактически, он дважды действующий победитель этапа, если считать прошлый год по классической системе. Кэмпбеллу Литтлу и так есть над чем голову ломать, а теперь ещё и машину новую строить. Хотя может и к лучшему, что это шасси в хлам? Эх, не до шуток Фрости – команда явно не может нащупать верное направление, и 9-е место Ричардса уже воспринимается как «flying». Для сравнения Dick Johnson Racing, также расширившаяся в этом году до трёх машин, обе гонки закончила в первой дюжине полным составом.
Ну и Рик Келли, вновь демонстрирует, что стабильность – признак мастерства. Теперь осталось только двое у кого 9/10 топ-10 – он и Кортни. «Вообще, Queensland Raceway и я никогда не были друзьями, так что мы рады как всё прошло, начиная с пятницы» - сказал чемпион-2006. Тодду же на этот раз винить остаётся только себя – в субботу он повернул в Алекса Дэвисона и смог разве что только отметить работу механиков, которые успели вернуть #7 на трассу ради нескольких очков. Итого в первой гонке не было ни одного схода.
Ох, чувствую, некстати придётся зимний перерыв!
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт