О таких этапах писать одновременно легко и сложно. Легко потому что сюжетные линии ясны как день. Сложно по той же причине – начнёшь описывать очевидное и будешь выглядеть дураком. Сложно ещё потому, что остался один финал, и уже тянет переходить в жанр обзора сезона, несмотря на то, что в твоей голове укладывается хорошо если половина важных событий. Мясорубка, по сути, началась с Квинсленда – первого этапа на спринт-шинах. Исключением, что само по себе невероятно, стал лишь Батхёрст, но именно тогдашний прорыв #18 после ремонта сплиттера войдёт в ответ на вопрос «почему Кортни чемпион?», если это случится.
А скорее всего случится, потому что вторая гонка в Сэндауне тоже будет где-то рядом с перфомансом Джеймса и Уоррена в Маунт Панораме. Джеймс лучше многих понимает в каком состоянии дела команды, и, в отличие от Дика Джонсона, не скрывает своей обеспокоенности происходящим, хотя, казалось бы, должен думать только о защите лидерства в чемпионате. Одно другому не просто не мешает, а оказывает взаимную мотивацию – Джеймс Кортни понимает, что Dick Johnson Racing в нынешнем виде остались считанные недели, и больше возможности выиграть что-то серьёзное Дику Джонсону как владельцу команды в V8 Supercars может не представиться.
По другую сторону баррикад Джейми Винкап, в свои 27 включенный в лучшую десятку гонщиков за всю историю Австралийского Туринга. Осенью казалось, что никто не сможет помешать ему повторить достижение другого участника великолепной десятки, Норма Бичи, и выиграть чемпионат как за Ford, так и за Holden. Не мягкие шины, а стремление сделать это ещё более впечатляющим образом чем в прошлом сезоне губит его команду. Впервые за более чем два года Винкап теряет лидерство в чемпионате, но не доминирующую машину. Однако после Филлип Айленда в команде понимают – ещё один отказ техники, и всё кончено, потому что надёжность техники соперника (которую они же построили!) равна 100%.
По такому же абзацу можно написать про Лаундса и Винтерботтома, но это ещё не обзор сезона! Просто события Norton 360 Sandown Challenge напрямую вытекают из вышесказанного. Очевидно, что #888 с эндурансов едет лучше, и импульс таков, что впору менять оборудование, что по моим наблюдениям и было сделано. В субботу Крейг, командный игрок до мозга и костей, оправдывается экспериментальными настройками в условиях недостаточного сцепления, в воскресенье жалуется на «небольшие проблемы с электрикой, временами оказывающие влияние на мощность двигателя». Тасманскую скорость как рукой сняло, и это понятно – сход во второй гонке перечеркнул было проявляющиеся надежды на чемпионство, а большие победы в этом году Крейг Лаундс уже одержал.
В такой ситуации #1 должны брать максимум очков за уик-энд, и даже погода в их пользу – сцепления гораздо меньше, чем в прошлом году, когда этап проводился зимой (вспомните доминирование Винкапа в спринт-этапе на Филлип Айленде), а использование мягких шин ограничено до одного комплекта на длинную гонку (это едва ли не единственный компонент, где Джейми не первый и не второй). Проблема, такая обычная для гонок, в том, что кроме партнёра и главного соперника есть ещё другие машины, которые надо атаковать, но только наверняка, ибо терять им почти что нечего.
Ford Performance Racing не просто научилась строить в принципе быстрые машины, но повысила прочность компонентов. Ещё в начале этого сезона совершенно невозможно было представить, что их Ford способен пронестись пару сотен метров по газону на полной скорости между первым и третьим поворотами гонки и после этого выиграть. Но после Батхёрста стало ясно, что возможно куда как большее. Абстрагируясь от среза, стоит сказать, что контакт Пола Дамбрелла и Гарта Тандера в следующем повороте был вполне обычым – то же самое случится здесь 10 кругов спустя между их партнёрами. Но в V8 Supercars сегодня как никогда решающими оказываются крошечные доли пространства и времени, поэтому Марк Скейф так любит повторять «это жестокий спорт».
Слабым утешением для Гарта Тандера может служить тот факт, что Holden Racing Team вообще не могли подобрать настроек для гонки на стандартных шинах, и Тандер, «обычно не беспокоясь о Гран При Пятницы» признал «невообразимые трудности» и «полное отсутствие сцепления с трассой». А для Пола Дамбрелла единственным возможным и одновременно лучшим извинением за случившееся могла стать и стала победа в гонке. Победа ценою в 2 десятые секунды, за которую Винкап заплатил 12 очков… а может наоборот, спасся от потери пары десятков. Просчёт с топливом в Symmons Plains, как выяснилось, был действительно позорным для команды, которая досрочно стала лучшей по итогам сезона – механики перепутали килограммы с литрами и заправили #1 по последним. Следующий боевой пит-стоп, уже на Sandown International Raceway, тоже не прошёл гладко – заправщик не смог сразу вставить шланги, взволнованный Винкап едва не заглох и Пол Дамбрелл захватил лидерство.
Дальше – классическая дилемма «игрока в чемпионат». В Сёрферсе Джейми рисковал заметно больше, но, во-первых, он лидировал, а во-вторых, до конца чемпионата было вдвое больше гонок. В Сэндауне он не стал сопротивляться Дамбреллу и при первой же попытке атаки Пола. Так случилось, что сумасшедшее развитие событий фактически перечеркнуло то, что было в первой половине воскресенья, но при спокойном течение гонки, #55 вполне мог быть в числе лидеров в концовке. «Думаю, мы сделали всё, что могли» - всё чаще слышно из уст двукратного чемпиона, а ведь ещё недавно и 90% усилий хватало, чтобы снимать все вопросы о победителе к середине дистанции. Неужели всё дело в мягких шинах, которые в TeamVodafone так и не научились готовить? Или вернее будет сказать, что как следует готовить научился только Эдриан Бёрджис, а его гонщик столь же правильно употреблять? Потому что и FPR, сегодня лучшие на стандартном компаунде, испытывают проблемы, когда приходит черёд софта.
«Машина не выглядела хорошо, но я мог отыгрывать у лидеров, это странная ситуация… ты можешь не чувствовать, что машина делает то, что тебе нужно, но на деле оказываешься одним из быстрейших», - сказал Винтерботтом по итогам субботы, и это хорошие слова, немного напоминающие стиль Гарта Тандера. А в воскресенье Фрости констатировал, что мягкие шины усиливали избыточную поворачиваемость, и он еле сдержал Винкапа. Итого по итогам Norton 360 Sandown Challenge все трое остались при своих – Джеймс Кортни выиграл этап с преимуществом в 3 очка над Марком Винтерботтомом и Джейми Винкапом. Впереди утяжелённый этап на стриткурсе и кажется, что дело в шляпе.
Но когда внимательно смотришь, из чего складывается этот статус-кво, то понимаешь как мало в сущности нужно, чтобы вся эта красота разрушилась. Не Кортни ли это пошёл на первом круге внутрь на задней прямой, за мгновение до вылета Тандера, когда правее от #2 находился Дамбрелл? Сколько ещё сантиметров потом будет у Пола, чтобы остаться на трассе, разгоняясь из первого поворота? А после того, как его предупредили за блокировку? Каково было в этот момент Кортни, у которого на хвосте метался Расселл Ингалл, «последий человек, которого ты хочешь видеть позади в такой ситуации»? В воскресенье моментов «на грани» было не меньше, и каких нервов стоит постепенно сходившая на нет интрига последних кругов показал инцидент между Карусо и Уиллом Дэвисоном – вот что бывает, когда в хрупком мире кто-то совершает неуклюжее движение. В данном случае это был Майкл, а #22, похоже, расплатилась с удачей уже на годы вперёд.
Silly season набирает обороты, младший Дэвисон точно проведёт в эти выходные свою последнюю гонку за Holden Racing Team, как и Стивен Ричардс за Ford Performance Racing. Тим сразу заполучить Джеймса Кортни – не вышло, HRT сделали герою нынешнего сезона лучшее предложение, и придётся подтвердить слухи – партнёром Винтерботтома и Дамбрелла будет неудачник нынешнего сезона. Первый удар на рынке кадров нанесли и TeamVodafone, переманив Эдриана Бёрджиса, кузнеца интриги в борьбе за чемпионский титул, которая достигнет своего апогея в эти выходные.
«Хрупкий мир – не потеряй его и не сломай», - и метафора и совет не мои, но им нужно следовать и, затаив дыхание, смотреть на главный финал 2010-го года.
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата