Начать рассказ о том, как сложилась ещё одна великолепная Clipsal 500 стоит с технических деталей, которые определили ход борьбы. В 2000-м году Гарт Тандер выиграл этот этап по очкам, однако на улицах Аделаиды до сих пор не выигрывал ни одной гонки. Начиная с 2007-го года подобное стало исключено, потому что победителем Clipsal 500 теперь назывался гонщик, выигравший вторую гонку.
Самое опасное место Аделаиды – восьмой поворот. С 240 км/ч до 205, скоростной правый с бетоном снаружи и бордюром внутри. Бетон два года назад стоил жизни гонщику Fujitsu Series Эшли Куперу. Бордюр перед отчётным этапом расширили на 20 сантиметров, чтобы дать гонщикам лучший ориентир входа в поворот.
Каждая гонка длится 78 кругов, топлива обычно хватает на 25. Предпочитающие гнать на всю катушку и не зависеть от «графика» пейс-каров часто прибегают к так называемой стратегии обратного окна, и первую заправку проводят до 10-го круга. Другие разумно полагают, что гонки в Аделаиде редко обходятся без пейс-кара, не так часто обходятся всего одним, что даёт возможность совершить два пит-стопа, а не три. С другой стороны, в конце лучше обладать свежими шинами на обоих мостах, и тогда короткая дозаправка лишена смысла.
Наконец, в этом году судьи обратили особое внимание на бордюр второго поворота и чётко дали понять, что любое прохождение всеми четырьмя колёсами левее белой линии, обозначающей границу трека, будет считаться срезом. В квалификации наказанием является снятие лучшего времени, даже если оно не было показано на этом же круге, в гонке же страшно хроническое проявление такого стиля – понятно, что наказывать за каждый «проскок» абсурдно. Но, забегая вперёд, самое главное судейское решение было вызвано классическим, но не лишённым абсурда требованием…
Первые два этапа сезона, точнее – происходившее в Абу-Даби и Бахрейне будет слишком лестно называть разогревом. Это тесты, за которые дают очки. К большому сожалению, такие же, как и за настоящие этапы. Сезон начинается в Аделаиде. Это уже не то что традиция – это закон, который последний раз нарушался в 2001-м году, но тогда Clipsal’у было только три годика, да и ни о каких «ближневосточных турне» не было и речи. Достаточно бегло пройтись по пресс-релизам команд, чтобы понять – чемпионат начинается здесь и сейчас.
«Без сомнения, это крупнейшее событие года, не считая эндурансов», - сказал Рик Келли, который ставит свой успех в 2007 Clipsal 500 сразу после двух побед в Батхёрсте. – «Если бы первые гонки проходили в Сиднее или Таунсвилле, то это могло бы убавит ажиотаж. Но это наша первая местная гонка, и более того, как полагает большинство болельщиков, всё равно открытие сезона, потому что есть хорошая возможность посетить её или посмотреть в прямом эфире». Посетить – это вопрос времени, посмотреть в прямом эфире – это разбить сон, потому что между квалификацией и гонкой есть пара часов, а пропускать квалу никак нельзя.
Пятница по традиции отдана тренировкам, и Гарт Тандер вновь получил дополнительное время ввиду своей (пока) низкой позиции в чемпионате. Он остался очень доволен формой машины и отметил, что на #2 не ставили свежие покрышки в конце, когда его результат из первого превратился в четвёртый. На другом конце от лидера Holden Racing Team, был лидер Dick Johnson Racing. В первой сессии у #18 тут же отказал мотор, а во второй, по прошествии только 7 кругов возникли проблемы с топливным насосом, и Джеймс Кортни занял 20-е место. Кто бы мог подумать, что он не только будет главным соперником победителя 2010 Clipsal 500, но лишь по стечению обстоятельств не выиграет обе гонки!
Ещё два гонщика, которые обратили на себя внимание в этот уик-энд это Пол Дамбрелл и Тони Д’Альберто. Дамбрелл теперь выступает в FPR, и свои слабые выступления на первых этапах он списывал на трудную адаптацию к Ford, ведь он практически всю свою карьеру пилотировал только Holden. Совсем не блестящий и не блиставший пилот удивил высокой скоростью как в квалификации (второе место в общей сессии в субботу) и шутауте (4-й и лучший из остальных), так и в гонках – два пятых места, причём первое из них заслуживает отдельного разговора.
Д’Альберто вообще впервые попал в Top 10 Shootout, и это тоже не стало случайностью. На следующий день вновь старт из первой десятки и финиш на 7-й позиции в гонке, где пейс-карами ошибки не искупишь, а концовка, концовка это тоже отдельная тема! История показывает, что хорошее выступление в Clipsal 500 отражает истинные возможности гонщика. Вспомните Джейсона Ричардса и Ли Холдсворта, великолепную гонку Джеймса Кортни двухлетней давности (к ней я ещё вернусь), наконец триумф Винкапа 2006 года. Да и может ли быть иначе, когда в Аделаиде есть всё, чтобы отличить просто хорошего гонщика от обладателя исключительного таланта?
Очень необычная картина предстала взору в начале квалификации. Гонщики словно объявили забастовку – на третьем секторе машины практически остановились на равном удалении друг от друга! Объяснить это проще простого – сейчас есть только один сегмент в 20 минут, чтобы добиться права участвовать в шутауте. Но и в субботу и в воскресенье были гонщики, которые попадали на эту «парковку», находясь на быстром круге. То Уилл Дэвисон заблокирует Джейми Винкапа, то Гарт Тандер едва не врежется в Джейсона Баргванну… страшно подумать, что будет в Хэмилтоне!
Ключевым оказался как раз третий сектор – много кто выигрывал у Винкапа после двух, но терял на третьем до полусекунды. И снова никаких премудростей. Известно, что в любых гонках тормозить и поворачивать одновременно очень сложно, а последние два поворота как раз этого и требуют. Причём на выходе из 13-го никакого бордюра нет – чуть на обочину и будь любезен делать сэйв, после которого не только испорчен этот круг, но и следующий придётся начать с форой.
На последних секундах квалификации несчастный Тодд Келли оказался выбит из Шутаута Крейгом Лаундсом. Владельцу Kelley Racing и на этом этапе оставалось вспоминать «как трудно было год назад успеть подготовиться к этому событию. Все четыре гонщика команды вместе с инженерами и механиками работали до 2-3 ночи на протяжении двух недель перед этапом». И надеяться, что Рик Келли будет более везуч, с реализацией у него редко возникают сложности.
Полтора года назад в Серферс Парадайс все три гонки закончились одинаковой топ-3: Джейми Винкап, Гарт Тандер, Марк Винтерботтом. Никто не давал сопернику и шанса на ошибку и никто этой ошибки не совершил. Тогда очень хорошо был понятно, кто лучший в V8 Supercars. С тех пор не многое изменилось. С учётом пресловутого моментума, почти ничего – когда у #1, #2 и #5 всё в порядке, они во главе протоколов. Несмотря на то, что Винкап был недоволен своим кругом, для третьего подряд поула на Clipsal 500 его хватило. Гарт Тандер извинился перед командой за ошибку на торможении в 4-м повороте, особенно сложном из-за неровностей, и через несколько часов эту ошибку единственным возможным образом исправил – выиграл старт.
Старт, который прошёл не то что без столкновений, а практически без смен позиций. Только Тандер, Брайт и Холдсворт немного продвинулись вперёд. Первым инцидентом стал вылет Джейсона Баргванны в первом повороте из-за сломанного рычага подвески. Причиной стало помутнение сознания #22 – на выходе из последнего поворота Holden вдруг замедлился, что, понятное дело, было совершенно неожиданно для идущего следом #11, который не успел избежать контакта. Не знаю, как будет дело обстоять дальше, но пока Лаундс и Уилл Дэвисон словно соревнуются в том, кто больше проиграет своему партнёру…
Первые пит-стопы, как и ожидалось, начались уже на 7-м круге, а впереди Джейми Винкап решил не выжидать остановок и словно одним движением руки притянул к себе Гарта Тандера. 13-й круг и первая смена лидера в самом удобном для этого месте – 9-м повороте. Позади наиболее заметен был Джеймс Кортни. На #18 поменяли мотор перед гонкой и Ford Dick Johnson Racing начал своё шествие с 16-й позиции. 8-й поворот уже забрал свою первую жертву – Эндрю Томпсон разбил машину в квалификации и не смог выйти на старт даже в воскресенье. Ну а первым, ошибившимся здесь в гонке стал Тим Слейд, и пейс-кар выехал на трассу впервые в этом сезоне.
Естественно, не остановившиеся бросились в боксы. Пока комментаторы анализировали ошибку #47, а затем концентрировались на пит-стопах тройки лидеров, незамеченным остался тот факт, что Тандер опередил Винкапа в 9-м повороте, уже на пути к пит-лейну. Джейми зашёл слишком широко и заставил своих механиков отыгрываться, с чем они и справились, прибегнув к простому решению заправить #1 чуть меньшим количеством топлива. На трассу Винкап, Тандер и Винтерботтом венулись 8-м, 9-м и 11-м соответственно. Перед Фрости успел проскочить Лаундс, а позади были Стивен Джонсон и Джеймс Кортни.
Два года назад Кортни на серебристо-голубом Ford #4 оборонял вторую позицию от Крейга Лаундса и был выбит на участке поворотов 10 и 11. Позади шёл Марк Винтерботтом, которому просто некуда было деваться. Позавчера на 19-м круге Крейг Лаундс ошибся в 5-м повороте и Винтерботтом уткнулся ему в задний бампер, но успел достаточно замедлиться, чего нельзя сказать про Джуниора. #17 отколол часть заднего бампера от #5, и Фрости тут же получил технический чёрный флаг. Ремонт проводили в гараже, т.к. обнаружили утечку воды. Марк вернулся на трассу в 4 кругах позади лидера, тогда как Джейми Винкап уже прошёл Расселла Ингалла за 4-ю позицию, а вскоре и Дэвисона (что в последнее время особенно легко) за 3-ю. Важным отличием этого инцидента от двухгодичного стала судьба Джеймса Кортни – он успел взять достаточно влево, чтобы выиграть две позиции и продолжить гнать. А гнал он все 500 километров.
На 27-м круге остановились все, кто ещё не провёл первый пит-стоп – пейс-кар дал возможность оттянуть дозаправку и сделать реальной стратегию двух остановок. Ван Гисберген обогнал Пола Дамбрелла практически сразу после рестарта, но #55 остановился парой кругов позже. Винкап и Тандер вернулись во главу гонки, однако преимущество чемпиона было уже весьма удручающим. Мало кто верил, что пейс-кар не вернётся на трассу, и он вернулся – Карл Рейндлер вылетел в 13-м повороте и не смог продолжить движение. Тут произошло первое серьёзное отличие в тактике дуэта лидеров – Винкапу не меняли покрышек, Тандеру поставили свежие задние. В TeamVodafone логично предположили, что запас в скорости достаточен, чтобы сэкономить два колеса, которых всего только 24 на весь уик-энд.
Рестарт ознаменовался выходом Кортни на третье место благодаря обгону Холдсворта, и с этого момента можно было говорить, что на победу вновь претендует три гонщика. После прошлого сезона про Джеймса можно было с уверенностью говорить, как про одного из лучших на городских трассах. Кортни вспоминал, что всегда был хорош на стриткурсах, ещё со времён гонок Formula 3 в Макао. Шейну Ван Гисбергену тоже нравятся бетонные каньоны, когда «зеркала царапают стены». Но на таких трассах особенно проявляется опыт, и у Шейна пока его нет. То, что прощают вылизанные Yas и Bahrain, не прощает Аделаида – на 40-м круге #9 чуть-чуть раньше начал вход в первый поворот и налетел на ограничительную покрышку, сломав левую переднюю подвеску. Позади столкнулись однофамильцы Ричардсы, и на трассу вернулся пейс-кар, т.к. Holden #8 заглох.
Останавливаться пока было рано, но и следующего коушена долго ждать не пришлось – Лаундс атакует Рика Келли в том же 9-м повороте и сильно промахивается с торможением, разворачивая ударом Уилла Дэвисона. Машины перегородили трассу, Стиву Джонсону и Расселлу Ингаллу просто некуда ехать. До финиша 25 кругов, самое время остановиться и заправиться под завязку. Сложность в том, что принимать придётся всех своих гонщиков, и тут TeamVodafone проиграли эту гонку. Конечно, хулиганом Лаундсом нужно было жертвовать и спокойно обслуживать лидера, Винкапа, ставя ему 4 свежие покрышки, а потом, не особо спеша, отправляться за шинами для #888. Тот всё равно штраф получит и гонку закончит только на 2 позиции впереди Винтерботтома.
Но Triple Eight хотели сделать всё и сразу (наверное, иначе бы они не были собой), в итоге #1 получил только задние свежие шины, тогда как у Тандера и Кортни были все 4. Гарт обогнал Джейми уже на первом торможении перед 9-м поворотом, и единственным, кто мог лишить чемпиона-2007 первой победы в Аделаиде был Кортни, штампующий один лучший круг за другим, но вскоре получивший указание беречь горючее. Винкап мог кончить очень плохо, если бы не был Винкапом. Но он хорошо знал, что с каждым кругом, разница в состоянии его передних покрышек и конкурентских уменьшается, поэтому опустившись однажды на 5-е место, чемпион вскоре взялся за дело и вернул себе по крайней мере третье место, но… вновь неясность с топливом, и очередной подиум в Аделаиде Ли Холдсворт фактически получил в подарок.
Тандер выиграл гонку, но для победы на этапе, который открывает объявленный накануне Большой Шлем из трёх эндурансов и Clipsal 500, необходимо повторить результат в воскресенье. С чистого листа – 20 минут квалификации и ещё 78 кругов гонки. За Большой Шлем обещают 2 миллиона австралийских долларов, но крайне маловероятно, что он найдёт своего обладателя в ближайшее время… А пока вторая квалификация, ознаменовавшаяся пятью исключениями лучшего времени, и больнее всего оно ударило по Джеймсу Кортни – минус пять позиций. Винтерботтом успел отыграться, и топ-3 вновь состояло из пожалуй лучших гонщиков V8 Supercars настоящего времени. Гарт на этот раз ударил первым в истории Clipsal 500 кругом быстрее 81 секунды – 1:20.9560. Во второй раз в этом году Джейми Винкап проиграл квалификацию.
Стратегия лидеров за ночь не изменилась – первый пит-стоп оттягивается до предела возможностей. И тут уже интересны точные круги остановок: Тандер и Винкап на 24-м, Винтерботтом на 25-м. Джейми взял лидерство на 19-м круге интересным манёвром – он явно не удерживался на внутреннем радиусе в шпильке и Тандер это понял, оставив достаточно места. Только опытный гонщик может мгновенно принять такое неочевидное, но очень верное решение – самое начало гонки, к чему рисковать повреждениями? Гарт великолепен, и чем труднее, тем больше у него шансов. Ну а Фрости, задержавшись на лишний круг, который может быть на вес золота, задержался и на пит-лейне, дважды и совсем необязательно. Сначала он ошибся при заезде, едва вписавшись в особенно крутой для него поворот, так как боксы For Performance Racing находятся прям у въезда, а после обслуживания замешкался и не смог сразу тронуться. Итого, вернулся на трассу Винтерботтом только в конце топ-10 и потратил ещё некоторое время на борьбу в Ван Гисбергеном, которого обогнал в красивой ситуации, когда оба проходили на круг Риккиаделло.
Хочется сказать, что Винтерботтом вновь первым выбыл из лидирующей великолепной тройки, но чем дальше уходила гонка, тем дальше уходил и Винкап. Уроки субботы выучили все, и каждый пит-стоп проходил со сменой 4 колёс. И точно так же как и в субботу, Джеймс Кортни обгонял одного соперника за другим. Он шёл на тактике трёх пит-стопов – а иначе и нельзя, если собираешься атаковать – и ближе к концу (пейс-кара всё не было) вырисовывалась следующая картина: финальный пит-стоп Винкапа будет короче примерно на 10 секунд, Кортни лидирует с преимуществом в 4, но до финиша ещё свыше 20 кругов, а свежие шины он получит с минуты на минуту.
Очень жаль, что организаторы наступили на те же грабли, что и американские коллеги из NASCAR. Де-факто открытие сезона и тут не обошлось без проблем с трассой. Обнаружилось, что новый бордюр в 8-м повороте, который утюжили уже четвёртый день разнообразные транспортные средства, начал разрушаться, и траектория была усыпана бетонным крошевом. Делать нечего – пейс-кар… а Джеймс Кортни только-только провёл последний пит-стоп. Под жёлтыми флагами на пит-лейне побывали только двое – Стивен Джонсон и Джейми Винкап. Вполне логично для #1 – быстрейшей машине не пристало экономить горючее.
Финальные 20 кругов 2010 Clipsal 500 напомнили концовку прошлогоднего Батхёрста. Сотни километров ожидания и взаимных уступок позади, пришло время брать. Гора славится непредсказуемой погодой, Аделаида славится страшной жарой (у Алекса Дэвисона отказала система охлаждения комбинезона и механики оторвали у #4 дверные стёкла), но в этот раз было необычайно прохладно и пасмурно – начал накрапывать дождик.
Марк Скейф великолепно объяснил, на что в такой ситуации обращает внимание гонщик. Не интенсивность капель на лобовом стекле важна – Винтерботтом даже дворник включил, а за шинами не поехал никто – но цвет покрытия. Первая фаза – асфальт темнеет. Вторая – начинает отражать свет. Это уже стоячая вода, и крайне желательные дождевые покрышки. Но как разглядеть асфальт, если перед тобой всегда машина соперника?! Вообще, трудно определиться, что в гонщиках V8 Supercars вызывает большее восхищение – способность идти на грани в виражах, подобно восьмому или ехать по памяти. Бортовые камеры завораживают – автомобили словно приклеены один к другому, ни случайного контакта, ни выглядывания для верного, только для атаки, всё остальное – см. вторую половину пелотона.
65-й круг, Винкап проходит Винтерботтома (вот уж кого пейс-кар буквально спас!). 67-й круг, Тандер скользит в четвёртом повороте, Винкап выходит в лидеры. В 9-м повороте Кортни проходит Винтерботтома, но только это только третье место, однако в распоряжении ещё 11 кругов и непредсказуемая погода. Кортни любит дождь, Ван Гисберген, севший на хвост Винтерботтому тоже любит дождь. Тандер любит трудности. Винкап любит лидировать и отрываться, но не получается – ни машина, ни соперники уже не ведут себя так, как ещё 10 кругов назад. 69-й круг, Тандер контратакует и Кортни пытается пролезть следом, но дотягивается только до заднего правого края Holden Винкапа, наполовину отцепляя задний диффузор. Решение судей мгновенно – технический чёрный флаг для машины #1.
Роланд Дейн возмущён решением, он призывает «ребят сверху смотреть в зеркало», называет это решение «самым возмутительным из всех, что он видел». Дело в том, что когда #1 собирался ехать на пит-лейн, диффузор уже отскочил, при том за пределы трассы. Роланда можно понять, они собирались ещё оторваться от Винтерботтома, а теперь заканчивают этап с багажом очков в точности таким, как у #5. Более того, Дейн прав и с точки зрения здравого смысла, но я напомню два совсем недавних случая – Винкапа в Таунсвилле и Рика Келли в Серферсе. Прецедент – страшная сила, а чувство справедливости необходимо, чтобы быть людьми. И вообще – чёрный флаг не может быть отозван.
Несмотря на то, что Гарт Тандер одержал такую важную, нужную и долгожданную победу (Уилл Дэвисон вообще ехал в воскресенье??), я назову главным героем однозначно Джеймса Кортни. «На последнем стинте у меня были хорошие шины и я бросил все силы против Гарта. Я знал, что он будет финишировать на остатках топлива, так что гнал изо всех сил, но он смог удержаться впереди до финиша, совсем на чуть-чуть. В конце был небольшой дождик, было очень скользко на разметке и люках, но мне это нравится. Победа лучше второго места, но два подиума дают мне прилично очков в чемпионате. Я не могу дождаться нашей следующей гонки в Хэмилтоне, где я был на подиуме два предыдущих года» - watch Courtney, как говорится в таких случаях.
С Тандером будет возможность побороться ещё, и не раз. Победы Гарта просты для понимания, изящны для ценителя и убедительны для болельщика. Ультра-профессионализм, как говорит Скейф, и нет никаких оснований ему не верить.
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт