С момента последнего появления «Супермашин V8» на трассе в рамках соревнований минуло 62 дня, и на 9-й этап чемпионата было заявлено 62 гонщика. 9 долгих недель ожидания, за которые я уже успел подзабыть о чемпионате, но чем ближе был просмотр гонки, тем большие ожидания я на неё возлагал. И эти ожидания оправдались сполна! Ты понимаешь – вот оно, вот та часть сезона, которую ты ждал с клетчатого флага в Аделаиде. При всех красотах этапов на спринт-шинах и перипетиях Таунсвилла этапы на выносливость остаются на качественно другом уровне, даже в другом измерении, если вспомнить, что экипажи из регулярных участников текущего чемпионата запрещены.
А что регулярные? Кто-нибудь назовёт мне экипаж, проигравший лишнее из-за де-юро второго гонщика? Первая квалификация – топ-2 из лидеров Fujitsu Series Стива Оуэна и Уоррена Лаффа. Только потом Ван Гисберген и победитель двух последних лет Гарт Тандер (тогда ещё мы не знали, что новый Commodore VE II не получился). После квалификационных гонок Винкап отмечает насколько хорош был Оуэн и признаётся, что сам совершил «худший старт в своей жизни». Как бы то ни было, поул у #1 (200-й для Holden), и Джейми радуется 9 отыгранным у Кортни очкам, но в то же время добавлят: «Реально, я чувствую себя сейчас гонщиком B».
Уже анализируя гонку, я пришёл к выводу, что из великолепной четвёрки TeamVodafone Стив Оуэн является самым надёжным – 35 лет, достаточный опыт езды впереди, чёткое понимание поставленных задач и целей, отсутствие состояния «последнего шанса», а главное – ведение гонки. Да, у него нет ураганной скорости партнёрского экипажа, но, уверяю вас, не она через две недели решит судьбу главной гонки сезона.
Из 29 экипажей основных команд чемпионата, только 4 основных гонщика начинали гонку. Это отлично проявившие себя в субботних гонках Рик Келли (победа) и Джейсон Баргванна (2 место), Алекс Дэвисон (не нужно подставлять под стартовое волнение на днях прилетевшего из США Дэвида Брэбэма) и Стив Джонсон. Поэтому логично, что обладатель первого ряда, младший Келли, взял лидерство уже на третьем круге, а ещё через три на Стива Оуэна наседал выигравший 5 позиций на старте Дин Канто. В конце же следующего круга на пит-лейн отправился Holden #8 под управлением Эндрю Джонса – откручивалось колесо из-за гайки с бракованными лепестками, которая, будучи снятой, не удержалась и выкатилась за пределы зоны обслуживания. Проезд по пит-лейну, и вот флагман Brad Jones Racing в круге от лидера.
Первые неудачники гонки – и эта фраза не может быть дальше от истины. Так началась ещё одна гонка в подтверждение статуса не тёмной лошадки, а самого настоящего фаворита эндурансов. Экипажа, у которого особо никогда и не было других целей на сезон, кроме больших гонок. Не каждый из грандов умеет так проводить концовки многочасовых состязаний как Джейсон Ричардс. И не беда, что в погоне за серебристо-красными машинами он стёр те необходимые для успешной обороны от Винтерботтома (напротив, неудачника Батхёрста) слои покрышек, свежий комплект которых в команде специально припасли на случай вот такой концовки. Надо сказать, что шинным технологом в BJR #8 сейчас работает отец Джейсона Дэйв Ричардс, который за всю 26-летнюю карьеру сына пропустил только 8 гонок, о чём отдельно упоминали в Дарвине.
Ещё важнее сказать, что гонку для #8 вернула партнёрская машина – тоже полностью новый автомобиль, который не оправдал возложенных на него надежд. Джейсон Брайт, обладатель двух поулов ноябрьского этапа, и его команда никак не могли наладить новое оборудование для правильной работы с покрышками на сложнейшем для резины треке. В итоге было принято решение вернуться к настройкам Таунсвилла, от чего, конечно, толку было мало.
Когда на 57-м круге коллеги вышли на связь с отработавшим свою смену Марком Скейфом, то комментатор удивился, что ещё не было пейс-кара, и буквально через секунды мы увидели остановившуюся #14. В этот момент #8 уже была в круге лидера, а до финиша ровно полпути. Через 14 кругов протирается левая передняя шина у Ли Холдсворта, и у нас появляется возможность в полной мере оценить как нужно улучшать безопасность трассы, не упрощая её. Гравий, трава, асфальт, барьер из шин. Повторения прошлогоднего «на этот раз пронесло» уже не может произойти.
Честно, я только к заключительным пит-стопам лидеров под зелёным флагом, который открылись на 78 круге понял, в чём смысл останавливаться во время второго пейс-кара. Наскаровская стратегия приучила к тому, что пит-стоп под коушеном на роуде – обычно зло. Но там-то заправка хоть и осуществляется в полностью ручном режиме, однако гаек на каждом колесе 5, и пока их поменяют, две канистры в меньший по сравнению с V8 бак как раз успеет перелиться. У нас же совсем другая история, дозаправка это основное время пит-стопа (если не считать замену тормозных колодок, но включая смену гонщика), и с учётом этого и только этого открывается красота тактического хода.
И вот Рчиардс уже в обойме лидеров с лучшими шинами. В погоне за победой он обгоняет Винтерботтома, который сам вернулся на трассу впереди Лаундса – это когда машины Triple Eight уже дали понять, что равным в скорости им нет. Марк пропускает Крейга на 86-м круге, следом проходит и Джейсон. Винкап, сев за руль, полетел в привычном стиле, и #1 снова оказалась как будто бы в другой лиге, но #888 неожиданно приближалась – поломка, приведшая к катастрофе начала себя проявлять. Сзади зажигает фары Ричардс, и в зеркалах дуэта лидеров белая #8 становилась всё заметнее. Лаундс на хвосте у Винкапа, Скейф в боксах подчёркнуто выговаривает каждое слово, изо всех сил стараясь скрыть волнение.
Вам что-нибудь ещё нужно для того, чтобы получить удовольствие от гонки, роль которой – разогрев перед Горой? Тут ведь не требуется умопомрачительная концовка, от которой потом неделю приходишь в себя, пытаясь ответить на любимый вопрос «как так?», тут нужен просто содержательный сюжет – главная и несколько второстепенных линий – на протяжении всей гонки. Всей, чего не было год назад, и что было на этот раз.
К сожалению, борьба TeamVodafone оказалась в тени третьей в сезоне и второй подряд механической проблемы на автомобиле дважды действующего чемпиона серии. Этап, который должен был вернуть лидерство в чемпионате, обернулся проигрышем ещё 59 при совершенно никакой форме #18. Лафф смотрелся очень достойно, а вот Кортни сначала проколол шину, пытаясь обогнать Дамбрелла, потом, за 7 кругов до финиша, вылетел с трассы и потерял три места. Не рано ли праздновать, Джеймс? Объяснение традиционное для Филлип Айленда: «Машине чрезвычайно не хватало поворачиваемости, и передние шины быстро приходили в негодность. Особенно на заключительном отрезке. Но мы знаем, что наша машина будет значительно лучше в Батхёрсте и на оставшихся этапах» - на эндурансах нужно уметь терпеть. Как, например, Гарт Тандер на #2 с теми же проблемами, но всё же в топ-10.
Воспитанный Расселом Ингаллом Люк Юлден, как и ожидалось, не подвёл Ford Performance Racing, и #5 всю гонку шла в топ-10, а правильная стратегия практически обеспечила финиш сразу за Triple Eight. «Джокер» в виде Джейсона Ричардса благополучно преодолён, на классе и опыте, но не думаю, что можно надеяться на то же самое в Батхёрсте. Борьба в чемпионате принимает очень правильный оборот, когда оторвавшийся в первой половине сезона дуэт лидеров, крайне интересный сам по себе, начинает проигрывать затем, и в борьбу за титул может включиться третий. Пока далеко, но через четыре недели от клетчатого флага на Phillip Island Grand Prix Circuit всех ждёт гонка, где за победу даются 300 очков чистыми безо всякого деления на квалификационные гонки с их обязательным пит-стопом.
Чемпионат… время ли сейчас думать о нём? Ведь это всего лишь право называться лучшим по итогам пары десятков гонок, тогда как Батхёрст – это пропуск в историю автоспорта, и сейчас особенно кажется, что о предстоящей гонке можно говорить вечно. Я ни в коем случае не забыл и не пропустил экипажи героев гонки, состоящих из вчерашних новичков, из гоняющихся «чтобы получить работу» или из команд, где штатных сотрудников можно пересчитать по пальцам одной руки. Тим Слейд и Джек Перкинс, Джонатон Уэбб и Дэвид Расселл, Пол Дамбрелл и Дин Канто, Дин Фьор и Майкл Патрици. Последние находились на 10-й позиции и в 2 секундах от лидера могучей Holden Racing Team после 100 кругов гонки, но финишировали 14-ми. Анализ всех экипажей последует, и будет сделан на основании прошедшей L&H 500.
Которую выиграл самый горячий экипаж, самый интригующий с момента оглашения состава. 10 лет назад, в HRT, они последний раз делили машину и выиграли Queensland 500. Не стареющие Крейг Лаундс и Марк Скейф обеспечивали шоу фактически всю дистанцию – от стартового прорыва Скейфа, проведённого с прежней агрессией, до концовки в исполнении Лаундса. Его осторожной борьбы с партнёром и ещё более осторожной езды затем, потому что концовка в исполнении Крейга – это нынче дело неясное в принципе. Прошлый год напоминать нет нужны. Они это сделали, выиграв 75-ю гонку в карьере Лаундса и 88-ю в карьере Скейфа. И они же будут источником внимания в Маунт Панораме, как бы гонка не сложилась. Результат? Возможен абсолютно любой. Но лично мне гораздо интереснее происходящее с ними по пути к нему. Колоссальная скорость в сочетании со всем, что обычно бывает в Батхёрсте – скучать не будет никто.
И всё же, я бы поставил на #8…
Результаты
Квалификация A
Квалификация B
Гонка A
Гонка B
Главная гонка
Личный зачёт чемпионата