Будучи очень молодым чемпионатом, V8 Supercars всё ещё может позволить себе экспериментировать, и при взаимодействии с «внешним миром» терять чемпионату нечего. Выездные этапы проводятся исключительно при абсолютных финансовых гарантиях принимающей стороны, ибо в самой Австралии за право проводить этап чемпионата борется несколько легендарных трасс, а включённые в календарь делают всё возможное, чтобы это право не уступить. Власти городов так или иначе думают о создании стриткурсов у себя, а из наполовину сорвавшегося прошлогоднего уик-энда в Сёрферс Парадайс VESA создаёт ещё один эксперимент.
Логично и забавно, что вместо «кубка наций автоспорта» A1 Grand Prix на Золотой Берег пожаловали гонщики из разных стран, как бы продолжая традицию совместного уик-энда крупных чемпионатов. Разница в том, что теперь у них тоже V8 Supercars, и Armor All Gold Coast 600 стала уникальным экспериментом, для многих неприятным и шокирующим, который показал разницу между ними, известными широкому кругу болельщиков в мире, и этими, которые гоняются по своей Австралии, а их имена в остальном мире – пустой звук. Конечно, у этого эксперимента не хватает второй половины – есть лишь пример Эмброуза, который вполне можно трактовать двояко, и гонки Оуэна Келли в Nationwide, что вообще имеет косвенное отношение к теме. Есть попытки Лаундса, Ингалла, Брайта, Кортни сделать карьеру в Европе, относительно которых снобы могут сказать: «Хотели? Хотели. Получилось? Нет, уехали обратно домой», - ничуть не разобравшись в деталях кампании каждого из них.
Я ведь тоже не знаю деталей, но в голову приходит одна цепочка. 1997-й год – Крейг Лаундс выступает в международной Formula 3000 в одной команде с Хуаном Пабло Монтойей и занимает 17-е место по итогам сезона, который Монтойя закончил вторым, проиграв Зонте 1.5 очка. Лаундс возвращается в Австралию, Монтойя на следующий год выигрывает F3000, через год выигрывает CART при равенстве очков с Дарио Франкитти. Франкитти, шотландец по гражданству, на закате Champ Car уйдёт в IRL, где выиграет две Indianapolis 500 и три титула подряд. После третьего он поедет в Серферс Парадайс, где побеждал в CART и встретится с Крейгом Лаундсом, который буквально две недели назад в пятый раз выиграл Bathurst 1000 – на сегодня сложнейшую гонку в мире с точки зрения гонщика. Вывод? Жаль, что у NASCAR Sprint Cup календарь беспросветный, и не смогли приехать Монтойя, а заодно и Эмброуз.
Оказавшись в машине команды, чей гонщик лидирует в чемпионате, Дарио Франкитти выступил вполне достойно. Глупо делать какие-то выводы из его результатов в практиках, главное, что в гонках «достойно» для таких как он означает всего лишь не опозориться. Хорошо известно, что даже с соответствующей подготовкой, сразу поехать в V8 Supercars могут только обладатели экстраординарного таланта, поэтому от приглашённых пилотов требовалось не ударить в грязь лицом. Фактически ровно обратное тому, зачем их звали – проехать аккуратно и незаметно.
Для меня было очевидно, что ждёт «громкие имена» на улицах Сёрферс Парадайс. Сбылись худшие опасения относительно «вклада» в результат фаворитов, а показанный гостями уровень оказался в целом ниже моих предположений, но не намного. Возмущает другое – гонор с которым они к нам приехали. Гонор, который прятался за банальными фразами «это отличная команда, и для меня честь быть партнёром» того или иного гонщика, вылез наружу, когда сознание отказывается смириться с тем, что ты облажался и понимаешь – здесь ты никто. Ещё более странно, что на сторону Брэбема, немало себя показавшего в Батхёрсте, встаёт чуть ли не вся Stone Brothers Racing: «Я потерял всё уважение к нему, когда он так убрал Дэвида», - негодует Росс Стоун Кэмероном МакКонвиллом, подводя итог повреждениям машины, которые оказались самыми серьёзными в истории команды не считая аварии Уэйна Гарднера в тренировке перед 2002 Bathurst 1000.
Кастроневеш, выступавший в партнёрском экипаже, ведёт себя настолько непредсказуемо, что не толкать его в середине поворота просто невозможно. При этом комментаторы хвалят Хелио, дескать, какой молодец, что почувствовал прокол задней шины и свернул на пит-лейн, а через несколько минут, будучи среди лидеров на трассе и отставая от них на круг, он фактически подставил Рика Келли, который в итоге получил штраф в 10 очков за удар Стивена Джонсона. #17, после достойной смены Франкитти, рад был затормозить, но как предупредить остальных? Хелио знает: «Я сообщил по радио, чтобы ребятам сказали – я всех пропущу, не спешите», - из-за уважения к Indianapolis 500, бразильца лучше представлять как победителя Международного шоу «Танцы со звёздами».
Коротко про остальных отличившихся «иноземцев». Пол Дамбрелл зря квалифицировал #55 на третьей позиции, это стало настоящим кошмаром для половины пелотона, включая партнёров по FPR. Если стартовый инцидент ещё как-то можно рассматривать с разных сторон, то поведение Жака Вильнёва в 4-м повороте гонки после удара от Риттера комментариям не поддаётся. В первой гонке всё, но дело сделано – доминирующие Ford #5 и #6 лишены шансов даже на топ-10. Во второй гонке ранние пейс-кары дали возможность к разной тактике, и если в субботу гости боролись в основном друг с другом в конце топ-20, то в воскресенье они оказались в гуще имеющих непосредственное отношение к чемпионату событий, и «за пару моментов получили возможность попробовать что такое V8 Supercars».
Показательны причины появлений пейс-кара: 1 – отказ мотора на Holden #14, за рулём Алан Меню. 2 – Дэвид Брэбем подрезает Кэмерона МакКонвилла. 3 – Мика Сало задевает стену в первой шикане. 4 – Джек Перкинс задевает стену на выходе из 13-го поворота. Под жёлтыми флагами Скотт Диксон на высокой скорости цепляет Эндрю Джонса. 5 – Кастроневеш блокирует Стивена Джонсона. 6 – …
Итого три непосредственные вины гостей, причём 2, 4 и 5 случаи крайне возмутительные. Ладно, с каждым из них боги их серий. Пусть те, кому интересны эти люди, разбираются в их выступлениях. Я, если наткнусь, по обыкновению мимо не пройду, можно и поспорить если есть фактическая база, но без особого энтузиазма, потому что это эксперимент, а Armor All Gold Coast 600 запомнится судьбоносными штрафами и обороной Джейми Винкапа. Доминирующими по скорости FPR и грубой ошибкой Гарта Тандера (см. многоточие). Грузом ответственности, который выдержали Уоррен Лафф и Стив Оуэн.
Суббота оставила в целом неприятный осадок, хотя если подходить уже с остывшей головой, возмутителен лишь снятый чёрный флаг для #2. А если совсем с холодной, судей ругать стоит лишь за то, что он был показан не за отваливающиеся от Holden Тандера и МакКонвилла детали. Разница с наказанием Рика Келли здесь год назад и Джейми Винкапа в последней Clipsal 500 состоит в том, что Тандер изначально получил технический чёрный флаг за то, что не могло быть его причиной – жидкость выливалась из питьевой системы. Случившееся беспрецедентно, и негодование владельцев во главе с Роландом Дейном можно понять. HRT выиграли действительно чудом, создав необходимый задел для отбытия 10-секундного штрафа за «старт с ходу» и не получив заслуженного чёрного флага за последствия атак ограничителей шикан.
Джеймс Кортни, вполне возможно, не понимает разницы между обычным рестартом в ранге лидера и тем, из-за которого он лишился победы, но правила просты – как только директор гонки объявляет о начале процедуры рестарта (по тому самому радио, которое просил Хелио), лидер не должен варьировать темп. Джеймс продолжал прогревать шины и тормоза #18, что равносильно брейк-чеку. Безо всяких слов о последствиях – в «решающие моменты чемпионата» записан ещё один. А Ford с Сёрферсе были значительно сильнее Holden, но реализовать свою силу не смогли.
Возможно потому, что в Ford Performance Racing не были бдительны, как в других командах, и Уилла Пауэра смена застала врасплох. Возможно потому, что за рулём Ford #9 сидел ещё молодой Шейн Ван Гисберген, а в Holden #1 – Джейми Винкап, побеждающий в среднем в каждой пятой гонке. Возможно и потому, что всё так сложилось на старте первой гонке, а даже если бы #2 получили заслуженный чёрный флаг, выиграл бы всё равно Holden. Энди Приоль уверенно выиграл приз лучшего приглашённого гонщика, прекрасно проявив себя в первой гонке и грамотно сыграв на команду во второй. Удерживая Кортни, за которым по пятам следовал Винкап, Приоль не дал себя пройти, и контакт на торможении перед пит-лейном, повредивший капот Ford #18 по словам Джеймса, дал о себе знать в концовке. А ещё у него сломалась система охлаждения комбинезона – Джеймс Кортни вытерпел, и это самое важное.
Атака Шейна Ван Гисбергена на Джейми Винкапа в конце предпоследнего круга гонки. Пересматривая её раз за разом, я всё больше прихожу к выводу, что Шейну нужно было давить на газ и идти на срез, как только он почувствовал контакт от Джейми. Ибо Винкап уже точно не попадал в поворот, а за обоюдный срез штрафа не дали бы никому. Чемпион ехал по-чемпионски и в решающий момент избрал единственное верное решение – дестабилизоровать соперника в конце торможения, обеспечивая тот самый обоюдный срез шиканы, который сохранит ему лидерство. С другой стороны, Винкапу нечего терять, а «ломать дрова» не по его части.
Шейн Ван Гисберген и Джон МакИнтайр – единственные, кому удалось подняться на подиум в обеих гонках – выиграли этап по классической системе. Учитывая отказ охлаждающего костюма уже на первом круге после смены, Шейн провёл лучший этап в карьере, а его партнёр впервые попал на подиум, хотя является запасным гонщиком на эндурансы с 2002 года. Но первая победа в V8 Supercars наконец-то достаётся Стиву Оуэну, который справедливо отмечает, что они должны были победить уже в Филлип Айленде. Управлять машиной претендента на титул – колоссальная ответственность. И #1 и #18 были очень хорошо подготовлены, Уоррен ехал заметно осторожнее Стива, больше волновался, но ошибок в отличие от Кортни вновь не допустил. DJR переиграли TeamVodafone на пит-лейне – во время пейс-кара, в команде Роланда Дейна по традиции обслуживают обе машины друг за другом, со всеми вытекающими последствиями. Тут ещё повезло, что не задели свои шины и не перепутали ничего, как это иногда случается.
Этапы на выносливость, такие разные и богатые на возможные рассуждения, размышления, закончены. Впереди два этапа на мягких шинах и финал на городской трассе. Шесть равноценных гонок индивидуальной борьбы, и вспоминая отрезок Винтон–Дарвин–Таунсвилл предвкушаешь самый настоящий Grand Finale. А в Сёрферс на будущий год обещают обязать приглашать иностранного гонщика в каждую машину. Учитывая, что приехавшие в этом году в полном восторге от V8 Supercars, недостатка в желающих не будет. Главное, чтобы качество росло вместе с количеством. Мы-то и так в восторге от V8 Supercars, и лишний шум нам не нужен.
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата