Три этапа, 6 гонок, 900 очков на кону, два претендента. Два ли? Удивительное дело, но возможно что три, а то и четыре. Закончились такие разные эндурансы, Винкап и Кортни вроде бы остались при своих в том смысле, что преимущество Джеймса хоть и сократилось, но не так как могло, судя по предыдущим сезонам. Falken Tasmania Challenge возвращено традиционное место в календаре, и с полной уверенностью можно сказать – полтора года ожидания воздались сполна. Возможно самая простая трасса в календаре одновременно и самая интересная и располагающая к борьбе.
Грубо говоря, три поворота. За ошибку в первом расплачиваетесь разгоном на прямой к шпильке. За ошибку в шпильке расплачиваетесь разгоном к шестому повороту, а задняя прямая ещё длиннее. За ошибку в шестом, которая заключается в последующем срыве машины наружу, несколькими секундами и испачканными правыми шинами. К этому добавьте то, что в Симмонс Плейнс машин так 25 умещаются в одну секунду и уже на бумаге получите все ингредиенты short-track action.
|
|
На данной стадии чемпионата идеальным сценарием были бы гонки в стиле лучших сезонов CART – лидеры общего зачёта как бы заняты друг другом и находятся где-то в середине пелотона, за победу борются их преследователи, а на подиуме освобождаются места для новых или хорошо забытых старых персонажей. По окончании этапа вопросов должно только прибавиться.
Всё это начало воплощаться в Тасмании с первой же квалификации.
Если и в Аделаиде некоторым гонщикам ползком приходится преодолевать прогревочный круг в поисках необходимого пространства, то чего уж говорить о самой короткой трассе чемпионата, где на круг затрачивается в полтора раза меньше времени. Время неумолимо уходит, а Джеймс Кортни во втором десятке и сползает всё ниже и ниже. Джейми Винкап на 10-й позиции, и попадание в шутаут совершенно не гарантировано. Полторы минуты до конца, Крейг Лаундс ставит лучшее время, всего-то на две десятые быстрее партнёра, но поди их отыщи! Под клетчатым флагом Майкл Карусо показывает девятое время, и уже Джейми должен радоваться, что круга Кортни хватило только чтобы встать с ним, Винкапом, на одну линию. К длинному списку «моментов, решивших судьбу титула» добавляем ещё один. Впрочем, считать их становится всё менее осмысленным занятием – нужные выводы легко будет сделать по окончании этапа.
Общий спад #18 понятен и ожидаем с тех пор, как будущее команды стало под вопросом. Зато гонщик хорош как никогда, и прекрасно выдерживает прессинг самой опасной команды V8 Supercars последних четырёх сезонов. Куда менее понятно, почему недотягивает #1. Ожидалось, что будет если не убойная концовка в стиле 2008 года, то по крайней мере обозримая близость от обретшего второе дыхание Лаундса. Совершив минимальный прорыв до 6-го места, Винкап констатировал: «Это был трудный день, который мы совсем не ожидали. Были огромные сложности выжать из машины 100%. Нашему выступлению нет оправданий и ночью предстоит много работы».
Джеймс Кортни изначально приехал в Symmons Plains с форой. «Метод Расселла Ингалла», который заключается в обмене правой передней покрышки на левую заднюю, на автомобилях Ford Дика Джонсона неприменим из-за различий колёсных гаек. Формально на каждую гонку выделяется по одному комплекту спринт-шин, но фактически на нём резонно ехать всю дистанцию. «Диагональ» снимает все проблемы износа, ибо разница температур наиболее и наименее нагруженных шин составляет 30ºC. Итого за 50 кругов субботы Джеймс отыграл лишь одну позицию и хорошо ещё что Брайт и Ван Гисберген были так заняты друг другом, что обращать внимание на Кортни им было просто некогда. Джейсон, кстати, до начала этапа ставил на титул Винкапа а свои планы оценивал как «всё что ниже 6-го места - неудача».
Итого мягкие шины, столь нужные для Кортни, играли против него. Симмонс Плейнс, лидеры чемпионата не в лучшей форме, на счету каждая позиция, и, набравшись наглости, ты вспоминаешь: «Давненько не было дождя», - и правда ведь. Последнее, что помню я – прошлогодний Батхёрст. А из обычных этапов? Винтон-2008? Вообще дождь в Тасмании не редкость, особенно в это время года, и ясная суббота с сильным ветром могла предвещать смену погоды. Первые кадры воскресной квалификации демонстрируют зрителей в дождевиках и под зонтиками.
Езда по Symmons Plains в дождь в чём-то даже опаснее чем по Mount Panorama. На Горе чаще приходится иметь дело с разной степенью влажности асфальта в течение круга. Здесь же требуется чистое искусство торможения и разгона при минимуме сцепления с трассой. Пара метров на торможении, и в шпильке тебя берут тёпленьким. Замешкался на выходе, так вообще позади может быть такая пробка, что либо пропускай всех перед следующим торможением, либо авария. Что-то ещё говорить об уровне гонщиков V8 Supercars представляется излишним – сомневающимся покажите первый круг воскресной гонки. Ну а дальше отметьте, что Карл Райндлер это новичок, а Тони Риккиаделло вообще рента-драйвер.
Наверное интересно было бы посмотреть на шинный расклад в длинной гонке, но если вместо этого шоу нам обеспечивает матушка-природа, то пропади пропадом эти шины! Трасса начала подсыхать аккурат к концу первого стинта, и думать было не над чем. Итого регулярные шины в гонках за редчайшими исключениями не использовались. Среди исключений как раз Райндлер – в Lucas Dumbrell Racing ошиблись с давлением, и мягкие покрышки чрезмерно изнашивались, поэтому во второй гонке решили поначалу использовать обычные шины, но на заключительном пит-стопе рискнули и поставили мягкие.
«Я был всего в двух десятых от лучшего круга гонки. Кортни был в дюжине корпусов впереди после последнего пит-стопа, но я догнал его. Возможность для обгона была, но я держал в уме его положение в чемпионате и не хотел совершать отчаянного манёвра», - который, отметим, уже совершил с Эндрю Томпсоном на задней прямой, за что впоследствии получил штраф в 15 очков. Как бы то ни было, финишировать в разгар битвы за чемпионство между двумя претендентами это сильно!
Кортни ведь в целиком мокрой квалификации занял вообще только 21-е место. Винкап 10-е, и Джеймс должен был в ближайшие полтора часа собрать и продемонстрировать всё лучшее, что в нём есть. И он это делал, прорвавшись к первому рестарту в топ-10, тогда как Джейми выиграл всего лишь одну позицию. Следуют меньше трёх боевых кругов, которых хватает, чтобы Кортни обогнал Рика Келли и сел на хвост Винкапу на втором рестарте. #18 не медля атакует #1 и с небольшим контактом в шпильке выходит вперёд. Через 15 секунд у Уилла Дэвисона взрывается мотор, все в спешке тормозят, поскальзываясь на масле, и Корнти здесь опережает Ингалла.
Мир рушится, когда ты слышишь, что #18 получает чёрный флаг за некорректную борьбу. Мир восстанавливается, когда комментаторы берут интервью у судьи, который поясняет, что это за контакт с #33 на торможении перед 6-м поворотом. Пары повторов хватает, чтобы признать – основания для выписывания штрафного проезда по пит-лейну есть. А за 12 кругов до финиша #1 устремляется на пит-лейн для дозаправки! Мир снова сияет всевозможными красками, такими яркими после дождя, и, наслаждаясь борьбой в топ-3, но не слишком переживая за своего кумира, ибо, как потом выяснится «без всякого зазнайства, не думаю, что была фаза, в которой я сильно атаковал», начинаешь подводить итоги.
Если чемпионом станет Джейми Винкап, то благодаря штрафам, которые насобирал Джеймс Кортни. Если чемпионом станет Джеймс Кортни, то благодаря всевозможным проблемам с техники у Джейми Винкапа. Учитывая Armor All Gold Coast 600, следует предположить, что Ford Performance Racing останутся быстрейшими до конца сезона. В Falken Tasmania Challenge все их и только их Ford были в топ-10 в каждой гонке, вторая закончилась дублем. Где то рядом будет #888, и Крейг Лаундс тоже может проиграть этот чемпионат из-за поломки коробки передач на четвёртом круге второй гонки. Ни #1 ни #18 по всей видимости не будут претендовать на победу ни в одной из оставшихся гонок, и число реальных претендентов на титул перед воскресной частью Sydney Telstra 500 прямо зависит от того, сколько очков они будут отдавать по всё тем же причинам.
Разумеется, всё сказанное в предыдущем абзаце может оказаться полной ерундой через две с половиной недели. Но пока ведь так сладко осознавать, что всё складывается просто идеально со всех точек зрения. В заключение, отдадим должное другим героям этапа. Грег Мёрфи в субботу на подиуме. Лучше только Тандер и Лаундс, фактически вне досягаемости. Винтерботтом ошибается, но по скорости больше у #51 отобрать третье место было некому. Джейсон Брайт на подиуме в воскресенье. Мало кто до сих пор может сравниться с ним по умению ездить в дождь – всю квалификацию и гонку провёл на стабильно высоком уровне и не смог сделать большее просто потому, что посуху FRP гораздо быстрее.
Джейсон Баргванна, комментируя плотный календарь конца сезона, сказал: «Любой гонщик скажет вам, что никогда не бывает слишком много гонок». Пол Дамбрелл в воскресенье впервые в сезоне поднялся на подиум, добившись лучшего результата в карьере. Он в прекрасной форме, и нашёл чем себя занять в свободный уик-энд перед финалом сезона – в Мексике пройдёт соревнование Iron Man, это триатлон по удвоенной олимпийской дистанции.
Эгоистичный зритель даже после идеального этапа скажет, что никогда не бывает слишком много хороших гонок и будет хотеть продолжения в виде ещё более непредсказуемого развития событий.
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата