Именно так ответил на вопрос о местах проигрыша Винкапу Марк Винтерботтом. Преамбула сезона-2010 практически один в один повторяет начало 2009-го за одним исключением имени команды Ford Performance Racing #5. Фрости за 4 гонки удалось не просто взять почти что максимум из оставленного #1, а оказать серьёзное давление на двукратного чемпиона. И если в Абу-Даби Джейми мог позволить себе докатывать последние отрезки гонок, то в Бахрейне пришлось показывать предел собственных возможностей. Да, так было только во второй гонке второго этапа, но именно это даёт основание говорить о наметившейся тенденции – несмотря на то, что Винкап вновь взял первые 600 очков, соперник у него будет куда более опасный и достойный.
V8 Supercars впервые выступали в Бахрейне на кольце Гран При – уик-энд был совмещён с этапом GP2 Asia, и городить не было смысла. Итого получили вторую по протяжённости и по времени на круге трассу в чемпионате. Времена тренировок неприятно напоминали батхёрстовские, но было понятно, что скорости возрастут. Крайне абразивный трек при такой длине фактически не оставляет возможности сделать серию быстрых кругов в квалификации. Здесь тоже имеет право сравнение с Батхёрстом – два подхода по два круга, и при благоприятном исходе ещё один в Шутауте, где уже выкладываетесь на максимум. Итого лучшее время уик-энда было показано на последнем круге пятницы – Джейми Винкап прошёл круг за 2:04.5189, сбросив 0.6 с результата 20-минутного сегмента и 0.25 с времени Шейна Ван Гисбергена, который довольно долго находился на промежуточном поуле. Но чуда, как видим, не случилось.
Использование всей трассы пошло на пользу. И потому, что теперь нужно быть очень аккуратным с резиной – темп упал на 4-5 секунд – и потому, что вся добавленная секция стала ареной интересных схваток. Начиная c расправленного выхода из третьего поворота и до самой двуапексной шпильки 10-го то и дело происходил экшен. Естественно, наиболее надёжное место для обгона это первый поворот, но ждать до верного могут позволить себе единицы. Часть круга от задней прямой интересна с точки зрения пилотажа, но предпринимать там что-то атакующее ввиду единственной траектории и обилия песчаной крошки за её пределами вряд ли разумно.
Такое ощущение, что в пятницу гонщики только изучали истинные возможности большого Бахрейна. Лучшая борьба впереди была между Лаундсом и Винтерботтомом, но вряд ли у неё мог быть иной исход – Крейг шёл на другой тактике, а в чистой скорости проигрывал Винкапу ещё больше, чем неделю назад, тогда как Винтерботтом проигрывал заметно меньше. Как и ожидалось, первые повороты стали значительно спокойнее – раньше было практически не понятно куда деваться, сейчас фактически после апекса первого поворота открывается вторая прямая, на которой можно немного перевести дух. Итого единственным инцидентом первого круга был контакт между Полом Дамбреллом и Алексом Дэвисоном в 10-м повороте. То ли дело на следующий день…
В воскресенье я посмотрел квалификацию второй гонки, которая уже заметно напоминала то, что творится в этой сессии на классических трассах. Брайт устанавливает первый ориентир, 06.2, который держится до отметки 3:20 обратного отсчёта, когда на трек выехали все без исключения. Некое подобие атаки демонстрируют HRT – Тандер ставит 05.9, Дэвисон через 11 секунд 05.8. Через полминуты его на сотую превосходит Кортни, а за минуту до конца Винтерботтом поднимает планку до 05.5 – уже серьёзно. И вновь чуда не случилось – Винкап через 30 секунд проходит круг за 2:05.35, на быстром круге остаётся только Ван Гисберген, но только разочаровывающий 14-й результат. У #9 было преимущество в виде сэкономленных покрышек, которым он сполна воспользовался в гонке, и как знать что могло быть, стартуй он хотя бы с третьего ряда…
Учитывая, что никаких предпосылок к хорошей гонке не было, я отложил просмотр на потом. Оказывается, надо было всего лишь глянуть старт и тогда оторваться было бы невозможно практически до самого финиша (в Абу-Даби после вторых пит-стопов лидеров я досматривал гонки одним глазом). Несмотря на то, что поул в Бахрейне расположен с внешней стороны, но на чистой траектории, Винкап начисто проиграл старт, и к концу первого сектора был пятым. За Холдсвортом, Кортни, Дэвисоном и Винтерботтомом. Вон, кажется, она, интрига! Но любой, кто способен более-менее взглянуть правде в глаза понимал, что раз #1 не получил повреждений и не был развёрнут, то положение его не сильно ухудшилось.
7 кругов спустя Джейми Винкап вернулся на привычную первую позицию. Комментаторы в один голос говорили как важны для Марка Винтерботтома первые круги после обгона машиной Vodafone #1, как важно сохранить контакт с лидером, ибо, продолжая мысль, иначе гонку можно бросать смотреть уже сейчас. Не только Марк справился с задачей, но и десяток гонщиков позади поставили режиссёра трансляции в тяжёлое положение - борьба была нешуточная и на разных уровнях. Отчасти спасало разделение экрана, но так же не оценишь всю красоту геометрии траекторий в схватках Лаундса и Джонсона, Холдсворта и Рика Келли, Уилла Дэвиосна и Шейна Ван Гисбергена. А как отвлечься, если в любой момент может произойти столь желаемая смена лидера?
С борьбой за победу всё в принципе понятно. Винтерботтом был быстрее в середине дистанции, но не решался ставить под удар резину и перетормаживать Винкапа. Подгоняемый инженером по радио, Джейми прибавил ко второму пит-стопу и создал небольшой задел, который очень пригодился, ибо #1 разогнался с некоторой задержкой. Теперь уже, казалось, Фрости тянуть незачем, но в Vodafone гораздо лучше подготовили машину к езде на старых передних и свежих задних шинах. Кстати, хорошей демонстрацией преимущества команды чемпиона может служить тот факт, что температура покрышек, замеренная после снятия колёс у #1 примерно на 10 градусов ниже, чем у тех, кто едет на пороге топ-10.
Винтерботтом испытывал всё большие трудности на входе в поворот, а ведь именно этот аспект получался у него лучше, когда он оказывал на Винкапа наибольшее давление, и когда лидеры догнали круговых, то у Джеймы было заметно больше запаса для манёвра. Тут надо сказать, что за 800 километров гонок на трассах в стиле современной F1, гонщики V8 Supercars практически не пользовались тепличными условиями нынешних арен Гран При. Даже первый поворот Бахрейна был срезан на старте несколькими участниками только из-за развёрнутой машины (об этом чуть ниже), и при такой честной езде конечно нельзя не обратить внимание на сверх широкий выход Джейми Винкапа из шпильки 10-го поворота. Естественно, что эта ошибка не стоила лидеру ничего – газ в пол как обычно и плавное возвращение на трассу. Даже шины не испачкал.
К счастью, этот момент не решил судьбу этапа, как это бывает даже на моей памяти в F1 – я не верю, что Фрости мог бы победить Винкапа и при разной тактике. Возможно, он бы лидировал после вторых остановок, но слишком уж заметна была разница под финиш. Преимущество в 4.8 секунды конечно не отражает запаса, который есть у лидера. В FRP царит уверенность в проделанной работе, и Марк пообещал, что скоро они превзойдут Team Vodafone. И несмотря на то, что я сам не хотел делать каких-то выводов относительно борьбы за чемпионство V8 Supercars 2010, очередной провал Holden Racing Team вынуждает констатировать, что Гарту Тандеру включиться в борьбу за титул смогут помочь только форс-мажорные обстоятельства. А при таком развитии событий победа нередко получает неприятный привкус.
Причём HRT очевидно не везёт. В пятницу Гарт провёл достойную гонку и взял без особых нервов взял 4-е место, опередив явно располагающего лучшей машиной Ван Гисбергена. Нельзя сказать, что он поставил себя в опасное положений провалом в квалификации, как это было в Абу-Даби. 7-е место, совсем недалеко, но на торможении перед первым поворотом он оказался в среднем ряду, а позади тормозили не особо осторожные Баргванна и Стивен Ричардс. И тут даже малейшего контакта с задним бампером для впереди идущей машины достаточно, чтобы уйти в разворот. После этого на #2 налетает невезучий Тодд Келли, ломает себе подвеску, а после финиша Тандер отмечает, что первые круги шёл в темпе лидера. Он добрался уже до топ-15, но на последнем круге вновь пострадал от Ричардса в первом повороте и потерял ещё где-то 60 очков.
|
|
Про Уилла Дэвисона я могу сказать только то, что гонщик он совершенно не чемпионского калибра, и сделать правильные выводы из прошлого года не смог, начав с первой же гонки считать очки, будто бы уже до старта сезона определён круг претендентов на титул Винкапа. Наверное, ни одну машину за прошедшие гонки нового чемпионата не обгоняли чаще, чем #22. В пятницу Уилл уступил Тандеру 4 позиции, в субботу проиграл Холдсотру и Рику Келли, которых должен был оставлять позади, учитывая великолепный старт.
С другой стороны Рик Келли безусловно гонщик чемпионского калибра, и даже если по неосторожности и небрежности списать его успехи в HSV Dealer Team на экстраординарную технику, то за рулём значительно уступающих Holden команды старшего брата Рик вытаскивает топ-10 из самых разнообразных трудных условий. В субботу он был особенно хорош и грамотно реализовал запас в 2 покрышки, оформив прорыв с 11-го места на 4-е. Итого сейчас Келли-младший 6-й в чемпионате и продолжает оставаться главной мотивацией для большой, но ещё неопытной организации и своего старшего брата. Тодду Келли, впрочем, даже в HRT постоянно невезло…
Рик Келли уступил Шейну Ван Гисбергену, но у Stone Brothers Racing вполне возможно сейчас лучшие Ford в пелотоне. Шейн наконец-то поехал так, как от него ожидали после яркого дебюта в 2007-м. Отдадим должное, что комментируя свой второй подиум в сезоне, молодой пилот заметил, что «парни впереди были лучше как по машинам, так и по пилотажу». Похвалил Ван Гисбергена и сам Рик Келли: «У него невероятный талант, и он ехал предельно грамотно. Он пропустил меня, когда я был быстрее, и поэтому в итоге меня победил. Очень умный подход».
На V8 Daily Dump более 50% опрошенных болельщиков считают, что этапам на Ближнем Востоке не место в календаре V8 Supercars. Проголосовал и я. Уик-энд Clipsal 500 начнётся меньше чем через неделю – готовьтесь к открытию сезона, ребята.
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт